Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Тема 2. Становление государственности и государственного управления в Киевской Руси




Раннефеодальная монархия. Образование Древнерусского государства. Этапы складывания системы государственного управления. Князь. Дружина. Церковь. Вече.

Древнерусское государство — крупнейшая держава средневе­ковой Европы. Русь сложилась и заняла «срединное» геополити­ческое положение в системе сопредельных цивилизаций: между католической Европой, арабским мусульманским Востоком, вос­точно-христианской Византийской империей, иудейским Хазар­ским каганатом, кочевниками-язычниками.

Первое древнерусское государство с центром в Киеве – Киевская Русь- возникает на территории восточных славян к концу 9 века (882). Это государство в своей основе сразу формировалось как феодальное, хотя о феодализме в этом время на Руси говорить было еще рано.

Князь Рюрик (862—879)' прибыл с братьями Синеусом и Трувором. Варяги положили начало великокняжеской династии Рюриковичей, которая правила в России до конца XVI в. Источниковедческие исследования показывают, что с приглашенным князем племенная знать заключила договор, по которому сбор государственных доходов с подвластных территорий оставался за представителями местных верхов. Этот договор и лег, видимо, в основу дальнейшего взаимоотношения Новгорода с князем, могущества и независимости новгородского боярства с его крупным корпоративным землевладением и торговлей. К тому же политическое преимущество новгородской аристократии подкреплялось институтом вечевого строя.

До возникновения государства славянское племя было организовано следующим образом. Выделялись три сословия: жрецы, священники; войны во главе с военным вождем; скотоводы и землепашцы. Подобную форму общественных отношений называют «военной демократией». Каждый полноправный член племени (взрослый мужчина, имеющий право носить оружие) лично принимал участие в народных собраниях (вече), где обсуждались важные вопросы. Народное собрание избирало военных вождей, князей, а также старейшин, составляющих совет. Позже такое устройство органов племенного общественного самоуправления легло в основу формирования органов государственного управления. Функции князя («князь» — слово общеславянское, заимствованное в праславянские времена из древненемецкого и означавшее сначала главу рода, племени) союза племен мало чем отличались от функций племенного вож­дя. Князь был представителем верхушки родоплеменного строя, а не носителем государственной публичной власти. Внутриплеменные дела сохраняют в своих руках родоплеменная знать и племенное вече, а в руках князя сосредоточиваются военные обя­занности, но они обеспечиваются уже не кровнородственными связями, а территориальными, политическими и военными от­ношениями. В городе располагался сак­ральный центр, так как князь выполнял не только военные, но и религиозные функции, сюда поступала дань с подвластных племен, здесь формировалось общее войско.

В Киевской Руси 10-11 веков существовали следующие органы управления:

1. Великий князь.

2. Совет при князе (позже Боярская дума)

3. Вече.

Великий князь соединял в своих руках политическую, военную и сакральную власть. Функции князя заключались в издании законов, сбора дани, суды, командование вооруженными силами, руководство внешнеполитической и внешнеторговой деятельностью. Постепенно усиливается роль князя в поддержании внутреннего порядка. Князями в то время становились по разному принципу: по наследованию от отца к сыну, по старшинству, по завещанию, по призванию жителями города.

Несложные государственные функции князь выполнял вмес­те с дружиной. Князь и дружина были нераздельны, солидар­ность князя и дружины проявлялась «в доле и недоле». Дружина жила за счет княжеских доходов, средством сплочения дружин­ной среды и поддержания княжеского авторитета были престиж­ные пиры и раздача богатств. Княжеская дружина состояла из двух частей- старшей и младшей. В старшую дружину входили бояре, отличавшиеся особой знатностью или заслугами. Они составляли княжеский совет. Хотя он не имел четкого состава и собирался по мере необходимости. В младшей дружине состояли люди моложе и менее знатные. Они исполняли различные поручения великого князя в области управления страной, сбора дани, в сфере дипломатических отношений и п.т.

Киевскому князю подчинялись местные племенные князья («светлые и великие князья», «великое княжье» и др.), которые по договору находились «под рукою» великого киевского князя, а также «старцы» — родоплеменная знать, выполнявшая судебно-административные функции. По договорам и традиции великий князь «мира для» имел право сбора полюдья с подвластных зе­мель, а местные князья во время общих походов приводили свои дружины и ополчения. Их организация строилась на основе чис­ленной или десятичной системы: тысяцкие, сотские, десятники, которые также выполняли административные функции. Однако для укрепления своей власти Киевские князья постепенно ликвидировали местные княжения, и во главе подчиненных городов ставили своих наместников – Посадников. Они подчинялись великому князю, получая от него право сбора дани.

В плане государственного устройства древнерусское государство представляло собой своеобразную федерацию полунезависимых княжеств, подчинившихся великому князю. Управление было княжеским с сохранением пережитков «военной демократии», где существенное влияние оказывали родовые связи.

В конце 11- начале 12 веков происходит распад Киевской раннефеодальной монархии. В этот переходный период действовала лествичная система наследования: княжеский престол передавался не старшему сыну, а старшему по роду, в связи с этим происходила передвижка всех родственников князя. Роль высшего органа играл княжеский съезд, на котором решались вопросы внутренней и внешней политики.

Важную роль для государственного управления сыграло принятие восточного христианства в 988 г. Владимиром I в качестве государственной религии. Введение христианства привело к транс­формации древнерусского культурного архетипа, изменению ментальности и вхождению вследствие усвоения духовного и куль­турного византийского (и его ингредиента — античного) опыта, в православную византийско-славянскую цивилизацию. В дальнейшем церковь получила возможность вмешательства в государственное управление. Представители высшего духовенства, вместе с боярами и лицами из дворцового управления начали принимать участие в княжеской думе. С ростом церковного землевладения духовенство превращалось в могущественную сословную корпорацию феодалов-землевладельцев. Опираясь на свой духовный авторитет, возраставшее экономическое могущество и преимущество, которое ей давало сохранение в условиях раздробленной Руси сословного и организационного единства, церковь начинает претендовать на роль верховного арбитра в междукняжеских отношениях, активно вмешиваться в политическую борьбу и княжеские усобицы.

В 30-е гг. 12 века Киевская Русь вступает в полосу феодальной раздробленности, и в княжествах начинают устанавливаться самостоятельные династии. В этот период идет процесс разложения кор­поративных связей великокняжеской дружины. Старшая дружи­на (княжи, мужи, бояре) все более активно включается в деятель­ность Совета князя и выполнение административных функций. В качестве кормления бояре получали земли, которые постепен­но превращались в вотчины — наследственное землевладение. Однако, приобретая отдельные иммунитетные права, бояре не пользовались правом суверенитета. Совет при князе, в который входили также высшие церковные иерархи, заседал почти еже­дневно и часто определял поведение князя и принимаемые им решения. Из бояр могли назначаться волостели для управления отдельными территориями, посадники, воеводы, тысяцкие, Боя­ре не были замкнутой кастой и представляли собой достаточно текучий слой. «Молодшая дружина» (отроки, гриди, милостники) выполняли роль слуг при князе и отдельные административ­ные поручения — сбор дани (данщики), торговой пошлины (мыт­ники), штрафов (вирники) и др.

Политический строй русских земель и княжеств имел свои, местные особенности, обусловленные различиями в уровне и темпах развития производительных сил, феодальной земельной собственности, зрелости феодальных производственных отношений, т.е. в разных землях существовали разные модели управления .

В конце XII— начале XIII вв. на Руси определились три основных политических центра, каждый из которых оказывал решающее влияние на политическую жизнь в соседних с ним землях и княжествах:

• Северо-Восточная и Западная (и в немалой степени для Северо- Западной и Южной) Русь — Владимире-Суздальское княжество;

• Южная и Юго-Западная Русь — Галицко-Волынское княжество;

• Северо-Западная Русь — Новгородская феодальная республика.

В одних землях княжеская власть смогла подчинить себе местную знать и укрепиться. В Новгородской земле, наоборот, утвердилась феодальная республика, в которой княжеская власть утратила роль главы государства и стала играть подчиненную, преимущественно военно- служебную роль.

В условиях феодальной раздробленности резко возросла роль общерусских и земельных съездов (снемов) князей и их вассалов, на которых рассматривались вопросы междукняжеских отношений и заключались соответствующие договоры, обсуждались вопросы организации борьбы с половцами и другие совместные действия. Но попытки князей созывом таких съездов сгладить наиболее отрицательные последствия подчинения киевскому князю, связать свои местные интересы и встававшие перед ними проблемы общерусского (или общеземельного) масштаба, в конечном счете, терпели неудачу из-за непрекращавшихся между ними усобиц.

Остановимся на Новгородском княжестве, которое было федерально-аристократической республикой с 1136до 1478г. Власть князя в Новгороде имела ограниченный характер и не была наследованной. Князь был верховным военачальником и администратором, действовавшим в рамках договора с городом. Высшая власть в республике принадлежала общегородскому вече. Именно оно назначало и смещало должностных лиц, принимало законопроекты, устанавливало повинности, льготы и привилегии, вершило суд, распоряжалось земельным фондом, рассматривало различные жалобы. Специальные должностные лица - вечевые дьяки – вели вечевое делопроизводство.

Вече избирало должностных лиц: князя, посадника, тысяцкого, выдвигало кандидатов на должность архиепископа. Посадник был высшим должностным лицом, руководившим другими должностными лицами, работой вече, суда и п.т. Он имел право контролировать деятельность князя, участвовать в военных походах и вести дипломатические переговоры. Вторым лицом в администрации был тысяцкий, в обязанности которого входили судебно-полицейские функции, руководство городским ополчением, вопросы налогообложения и торговли, управления местным хозяйством. Все они, и еще наиболее знатные бояре, кончанские старосты входили в Совет господ. Функции этого органа управления заключались в подготовке повестки дня вече и проектов документов, подбор кандидатов на занятие высших должностей, контроль и исполнение законодательства, обсуждение вопросов внешней и внутренней политики. Кончанский староста вместе с кончанским управом входили в состав системы местных органов власти, т.е. в кочанское вече. Город делился на 5 концов, административных районов, в каждом из которых было кочанское вече. Общегородское вече носило делегативный, представительный характер.

К концу 13 века усиливается роль Совета господ. Институты власти в Новгороде были ликвидированы после войны с Московским государством.

Важным моментом является и то, что монголо-татарское нашествие обошло Новгородские земли в отличие от других городов.

На других территориях, которые подверглись монголо- татарскому нашествию существовала следующая система органов управления. Во главе стояли князья, которые являлись вассалами хана Золотой Орды. Им подчинялись удельные князья, ниже находились бояре и служилые люди. Последнее место в данной иерархии занимали мелкие вотчинники, которые владели землями на принципе условного феодального держания. Великие и удельные князья опирались на Боярскую думу, которая состояла из бояре введенных (постоянные советники) и путных бояр (возглавляли отдельные отрасли управления). В городах и волостях, которые не входили в дворцовое хозяйство и не принадлежали князьям, сидели княжеские наместники – кормленщики.

Итак, подводя итог, можно сказать, что процессы классобразования шли медленно, основой общественного развития являлась община и вечевая демократия. Города на Руси служили центрами административного управления, а не торговыми и экономическими центрами как на Западе.

 

 

 

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-31; просмотров: 133.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...