Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Проведение игр и пари: понятие и содержание




 

В настоящее время на территории Республики Беларусь могут складываться четыре относительно самостоятельных, объединённых в одну группу, вида общественных отношений, участие в которых позволяет физическим лицам реализовать свои эмоциональные потребности (задор, увлечение, возбуждение), развлечься (отвлечься от повседневных забот, проблем), отдохнуть.

В процессе участия в рассматриваемых общественных отношениях наряду с эмоциональной разгрузкой физические лица приобретают право на получение денежного либо иного вещевого выигрыша, реализация которого возможна при наступлении определённых обстоятельств, что привносит в эмоциональную сферу имущественный интерес, являющийся основным побуждающим мотивом участия физических лиц в гражданском обороте.

Правовую основу участия в названых общественных отношениях составляют нормы главы 57 ГК (ст. 931, 932), образующие гражданско-правовой институт «игры и пари», а также нормы специальных нормативных правовых актов, согласно которым на территории Республики Беларусь допускается участие физических лиц в:

1) азартных играх, под которыми понимается основанное на риске и заключённое между двумя или несколькими лицами, по правилам, установленным игорным заведением, соглашение о выигрыше, зависящем от обстоятельства, на наступление которого стороны имеют возможность оказывать воздействие, либо от выполнения условий пари, частичного или полного совпадения прогноза с наступившими документально подтверждёнными фактами;

2) лотереях, понимаемых как игра, предусматривающая заключение в устной или письменной форме договоров, по каждому из которых одна сторона (организатор лотереи) обязывается передать другой (каждому из владельцев лотерейного билета или сделавших лотерейную ставку) определённую сумму денег или имущественный выигрыш в том случае, если на лотерейный билет или лотерейную ставку падёт выигрыш, а другая сторона обязывается уплатить определённую сумму денег за лотерейный билет или лотерейную ставку, независимо от того, падёт или не падёт на её долю выигрыш, выпадение которого является случайным (не может быть никем специально устроено);

3) электронных интерактивных играх - основанных на риске играх, в которых игрок делает ставку на предполагаемый исход события, относительно которого неизвестно, наступит ли оно; организатор и игрок не имеют возможности оказывать воздействие на исход события; размер выигрыша зависит от частичного или полного совпадения прогноза игрока с наступившими документально подтверждёнными событиями; процесс приёма, регистрации, передачи, обработки, учёта, накопления и сохранения информации осуществляется с использованием программных, программно-аппаратных и аппаратных средств;

4) рекламных играх - проводимых в целях стимулирования реализации продукции групповых или массовых играх, в которых организатор рекламной игры обеспечивает розыгрыш призового фонда данной игры между её участниками.

Несмотря на то, что участие в перечисленных играх осуществляется в рамках гражданско-правовых отношений на основе заключённого гражданско-правового договора, процесс организации и проведения игр урегулирован нормами, закреплёнными в указах Президента Республики Беларусь - нормативных правовых актах большей, чем ГК, юридической силы.

В то же время к числу нормативных правовых актов, которыми наряду с нормами ГК регулируется проведение игр и пари относятся, в частности,

Указ Президента Республики Беларусь от 30.01.2003 г. № 51 «О проведении рекламных игр в Республике Беларусь»; Положение об осуществлении деятельности в сфере игорного бизнеса на территории Республики Беларусь, утвержденное Указом Президента Республики Беларусь от 10 января 2005 г. № 9; Указ Президента Республики Беларусь от 4 мая 2007 г. № 209 «О лотерейной деятельности на территории Республики Беларусь» и утвержденное им Положение о порядке осуществления лотерейной деятельности на территории Республики Беларусь; Указ Президента Республики Беларусь от 10 апреля 2008 г. № 201 «Об электронных интерактивных играх» и утвержденное им Положение о порядке осуществления деятельности по организации и проведению электронных интерактивных игр на территории Республики Беларусь.

Нормы указанных нормативных правовых актов в большей степени являются административными, особенно в части регулирования процесса организации игры, что направлено на защиту интересов принимающих участие в играх физических лиц и служит цели упорядочения рассматриваемых гражданско-правовых отношений, способствует организации и осуществлению государственного контроля за деятельностью субъектов хозяйствования, организующих игры.

Вместе с тем организация процесса игры на основе таких закреплённых в ст. 2 ГК гражданско-правовых принципах, как принцип верховенства права, равенства участников гражданских отношений и свободы договора, а также закрепление в ГК соответствующего гражданско-правового института позволяют нам отнести общественные отношения, возникающие в процессе участия физических лиц в играх и пари, к гражданско-правовым.

Анализируемые общественные отношения обладают определённой спецификой, которая состоит в следующем:

- исследуемые общественные отношения на территории Республики Беларусь являются договорными, что предусмотрено нормами названных выше указов Президента Республики Беларусь;

- заключая договор на участие в соответствующей игре или пари, субъекты гражданского права, как организатор, так и участник игры, не получают соответствующих гарантий достижения целей игры: в первом случае - извлечение прибыли, во втором - получение выигрыша, что указывает на рисковый (алеаторный) характер возникающих гражданско- правовых отношений;

- в силу рискового характера игр и пари участвующие в них лица, как организаторы, так и участники, лишены права обращаться в суд с требованиями, вытекающими из организации или участия в играх и пари, за исключением требований организаторов и участников рекламных игр, подлежащих судебной защите;

- в силу того, что участие в играх и пари основано на гражданско-правовых принципах, исключение из приведённого правила составляют случаи участия в играх и пари под влиянием обмана, насилия, угрозы либо злонамеренного соглашения представителя участника игры с организатором игр или пари. В случае участия в играх и пари при названных обстоятельствах участник игры имеет право на обращение в суд за защитой нарушенных прав и законных интересов;

- кроме того, участник игры имеет право на обращение в суд по основаниям, закреплённым в пункте 5 ст. 932 ГК, а именно в том случае, когда организатор игры или пари не производит выплату выигрыша в установленном порядке надлежащему лицу. В указанной ситуации выигравшее лицо имеет право требовать выплаты выигрыша и возмещения убытков, причинённых действиями (бездействием) организатора игры или пари;

- нормами Указа Президента Республики Беларусь от 4 мая 2007 г. № 209 «О лотерейной деятельности на территории Республики Беларусь» установлено исключительное право государства на осуществление деятельности по учреждению, организации и проведению лотерей на территории Беларуси. В силу того что Республика Беларусь самостоятельно осуществлять свои права в экономическом обороте не в состоянии, так как не может быть признана участником гражданских правоотношений, принадлежащие ей права в сфере учреждения, организации и проведения лотерей реализуют республиканские органы государственного управления, местные исполнительные и распорядительные органы, организации государственной формы собственности.

Право реализации лотерейных билетов предоставлено не только государственным организациям, но и организациям, на решения которых может влиять государство, владея контрольным пакетом акций (долей, вкладов, паёв) или иным не противоречащим правовому регулированию образом, организациям потребительской кооперации, а также физическим лицам на основании гражданско-правовых договоров с организаторами лотереи;

- в качестве организатора электронных интерактивных игр могут выступать государственные организации, республиканские государственно-общественные объединения или иные организации, решения которых может определять государственная организация либо республиканское государственно - общественное объединение, владея не менее чем двумя третями акций (долей в уставных фондах) таких организаций.

Таким образом, деятельность в данной сфере могут осуществлять либо государственные организации, либо организации, хотя формально и считающиеся частными, но в силу преобладающего влияния государства на процесс формирования решений таких организаций фактически являющиеся государственными;

- в качестве организаторов рекламных игр в силу норм Указа Президента Республики Беларусь от 30.01.2003 г. № 51 «О проведении рекламных игр в Республике Беларусь» могут выступать субъекты хозяйствования частной и государственной формы собственности, являющиеся производителями или продавцами товаров, подлежащих реализации;

- согласно нормам Положения об осуществлении деятельности в сфере игорного бизнеса на территории Республики Беларусь, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 10 января 2005 г. № 9 деятельность в сфере «игорного бизнеса» имеют право осуществлять как государственные, так и частные коммерческие организации, имеющие соответствующее специальное разрешение (лицензию).

Деятельность по организации и проведению игр и пари на территории Республики Беларусь детально урегулирована нормами названных выше нормативных правовых актов, устанавливающими для лотереи, азартных игр и электронных интерактивных игр (Государство предъявляет менее строгие требования к процессу организации и проведения рекламных игр по сравнению с азартными играми, лотереями и электронными интерактивными играми по причине того, что участвующие в них лица не оплачивают своё участие в игре),определённые общие правила организации и проведения.

1. Организаторы лотереи и других названных игр обязаны получить специальное разрешение (лицензию) на осуществление соответствующего вида предпринимательской деятельности.

2. Выигрыш подлежит выплате в сроки, установленные в правилах проведения игры, либо, если такие сроки не определены, в десятидневный срок.

3. При проведении лотереи и электронной интерактивной игры формируется выигрышный фонд в установленных нормами соответствующих указов Президента Республики Беларусь размерах – 45 - 50 % и 50-70 % соответственно от суммы выручки, полученной организатором лотереи или игры.

4. Для требований о выплате выигрышей установлен сокращённый срок исковой давности - шесть месяцев, по истечении которого требования о выплате выигрыша не принимаются.

5. Оборудование для проведения игр и бланки лотерей подлежат обязательной государственной экспертизе.

6. Часть выручки в установленном правовыми нормами размере подлежит перечислению в государственный бюджет и направляется целевым назначением на развитие физкультуры и спорта, в том числе олимпийского и параолимпийского движений, здравоохранения, образования, ликвидацию последствий аварий и стихийных бедствий, оказание гражданам (семьям) государственной социальной помощи, охрану окружающей среды, исторических и культурных ценностей, а также на иные цели, определяемые Президентом Республики Беларусь.

Если понятие игр в законодательных актах раскрыто, то термин «пари» в нормативных правовых актах не раскрыт. В то же время согласно определению, которое содержится в различных толковых словарях русского языка, под пари (фр. - pari) - спор; заключённое между двумя спорящими условие, по которому проигравший должен выполнить какое-нибудь обязательство.

Таким образом, принимая участие в играх и лотереях, субъекты гражданского права создают материальную основу социальной деятельности государства.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-31; просмотров: 570.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...