Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

ПРОЦЕДУРЫ ЕГО СОПРОВОЖДЕНИЯ




СПРАВОЧНО-ПРАВОВЫЕ СИСТЕМЫ

ВОПРОСЫ:

2.1. История создания СПС

2.2. Краткая характеристика СПС и особенности их функционирования:

2.2.1. Состав информационного банка СПС и процедуры его сопровождения

2.2.2. Система "Консультант Плюс"

2.2.3. Система «КОДЕКС»

2.2.4. Система "Гарант"

2.3. Критерии выбора СПС и эффективность их использования

ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ СПС

Идея создания СПС возникла во второй половине 60-х годов 20 века.

СПС представляют собой компьютерные базы данных, которые содержат полные тексты нормативных актов по всем разделам российского федерального и регионального законодательства, а также комментарии и разъяснения специалистов по правовым вопросам, которые возникают в повседневной работе бухгалтера, юриста, экономиста, финансиста, руководителя фирмы. Системы позволяют своевременно и оперативно получать новую информацию, связанную с изменениями действующих законов и принятием новых.

Справочная правовая информационная система — это информационная система, программно-информационный комплекс которой включает в себя информационные базы правовой информации и программные средства, позволяющие специалисту производить поиск, выборку и печать правовой информации.

История создания СПС:

1. 1967 г. – начало разработки СПС LEXIS в США. С 1980 г. она стала доступна пользователям Великобритании, а с 1985 г. — Австралии. Ежедневно система отвечает более чем на 20 тыс. запросов пользователей.

2. 1986 Г. – австрийская система юридической информации RDB. В настоящее время содержит уже более полумиллиона документов, в том числе 150 тыс. судебных решений.

Сейчас практически все экономически развитые страны имеют СПС. По некоторым оценкам, сейчас в мире насчитывается более 100 подобных систем.

История работ по правовой информатизации в нашей стране берет начало в середине 1970-х годов, когда в соответствии с решениями ЦК КПСС и Совета Министров СССР был дан старт этому направлению работ. Головная роль в решении поставленных задач была отведена Министерству юстиции СССР, при котором был создан Научный центр правовой информации. До начала 1990-х гг. именно это ведомство занималось проблематикой правовой информатизации.

К началу 1990-х гг. Министерству юстиции удалось создать информационные фонды правовых актов СССР и РСФСР, были сформированы Свод законов СССР и Свод законов РСФСР. Однако существующая в то время идеология развития и ведомственная принадлежность систем связи и телекоммуникаций не позволяли осуществлять широкое информационно-правовое обеспечение деятельности органов власти государства и общества.

Изменение в начале 1990-х годов социально-экономических условий, образование суверенного государства – Российская Федерация – потребовали дальнейшего развития работ по правовой информатизации на более высоком уровне.

Инициатором дальнейшего развития правовой информатизации выступило подразделение Администрации Президента Российской Федерации – Государственно-правовое управление Президента Российской Федерации. 28 июня 1993 г. был издан Указ Президента Российской Федерации № 966, утвердивший Концепцию правовой информатизации России.

В Концепции было определено, что построение общенациональной системы правовой информации необходимо осуществлять на основе высших достижений науки и техники, интеграции действующих средств коммуникации и связи и сопряжения различных систем правовой информации, поэтому функции головного исполнителя можно возложить только на организацию, обладающую мощным научно-техническим потенциалом в сочетании с развитыми средствами коммуникации. Такой организацией в то время являлось Федеральное агентство правительственной связи и информации при Президенте Российской Федерации (ФАПСИ). Работу по организации интегральных банков нормативных актов, формируемых из копий эталонных банков, а также по обеспечению к ним оперативного доступа пользователей других уровней системы было признано целесообразным возложить на центральный узел правовой информации, функции которого выполняет научно-технический центр правовой информации «Система» (далее – НТЦ «Система»).

Главными целями правовой информатизации являются:

· информационно-правовое обеспечение внутренней деятельности органов государства;

· информационно-правовое обеспечение внешних по отношению к государственным органам субъектов, в том числе физических лиц;

· сохранение и структурирование информационного правового поля.

В соответствии с руководящими документами, основные задачи по правовой информатизации в государственной сфере решает Федеральная служба охраны Российской Федерации.

Работу по организации банков нормативных актов, а также по обеспечению к ним оперативного доступа пользователей других уровней системы выполняет научно-технический центр правовой информации «Система» (в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 24 сентября 1992 г. № 536-рп).

В создании Общенациональной системы правовой информации все большую роль играют негосударственные компьютерные фирмы и компании. В настоящее время в России насчитывается около 40 таких фирм и компаний, к их числу относятся:

· научно-производственное предприятие «Гарант-Сервис»;

· центр новых компьютерных разработок (Санкт-Петербург);

· информационно-правовой консорциум «Кодекс»;

· акционерное объединение «Консультант Плюс»;

· юридический дом «Юстицинформ» и др.

Такие фирмы должны быть обязательно зарегистрированы в научно-техническом центре «СИСТЕМА».

КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СПС И ОСОБЕННОСТИ ИХ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ

СОСТАВ ИНФОРМАЦИОННОГО БАНКА СПС И

ПРОЦЕДУРЫ ЕГО СОПРОВОЖДЕНИЯ

Основой любой СПС является ее информационный банк.

В зависимости от его состава, структуры и объема определяются и процедуры его сопровождения, т.е. обновления, пополнения, поиска, выборки и т.п. В связи с этим возникает проблема разделения всего массива правовой информации на отдельные информационные базы.

Основные подходы формирования информационных баз:

1. Формирование информационных баз в соответствии с различными видами классификации правовой информации, например:

Ø официальная и неофициальная правовая информация должны находиться в разных базах;

Ø подразделение правовой информации по территориальному признаку, при этом выделяют федеральные и местные правовые акты;

Ø разделение правовой информации по тематическому признаку обусловлено исторически сложившимся делением законодательства на отрасли.

2. Формирование информационных баз в соответствии с информационными потребностями пользователей СПС.

СПС работают по принципу выбора информации по запросу. Запрос – это совокупность поисковых признаков (дескрипторов), характеризующих искомый объект. В качестве дескрипторов используют реквизиты документов: вид документа, принявший орган, дата принятия и регистрации, название и статус документа и др. Тем самым ограничивается информационное пространство, в котором осуществляется поиск.

Основные виды поиска:

· тематический. Основан на том, что все документы, помещенные в систему, отнесены разработчиками к соответствующей тематике. При этом тематический классификатор имеет иерархическую структуру, так что, перемещаясь с тематики более высокого уровня на тематику более низкого и постепенно уточняя запрос, можно перейти к соответствующему перечню интересующих документов;

· контекстный. Карточка запроса позволяет составлять контекстные запросы с использованием в поисковой фразе логических операторов, гибко комбинировать поисковые атрибуты, вводить в запрос несколько атрибутов, ставя логическое условие поиска: «или», «и», «кроме»;

· по ключевым словам или словосочетаниям;

· хронологический;

· интеллектуальный контекстный поиск. Используется в том случае, если пользователь затрудняется точно сформулировать контекстный запрос, не знает конкретных значений атрибутов и в др. аналогичных ситуациях.

Многие СПС имеют дополнительные возможности:

Ø создание постоянных подборок документов по какой-либо проблеме;

Ø установка закладок в тексте, что удобно при работе с большими документами;

Ø наличие гипертекстовых связей между документами, которые позволяют переходить из одного документа в другой;

Ø экспорт документов в другие программные пакеты, например Word и Excel.

Среди всех справочно–поисковых систем выделяют универсальные, содержащие нормативные акты по всем видам законодательства и специализированные по какой-либо одной отрасли права.

К системам универсального типа относятся «Консультант Плюс», «Гарант», «Эталон», «ЮСИС», «Кодекс», «Юрисконсульт», «ИНЭК», «1С:Кодекс», «Референт».

К системам специализированного типа можно отнести пакеты фирм «Инфосеть», «Крокус Интернешнл», «Мастер Хелп».

Разработчики универсальных пакетов предлагают и специализированные пакеты. Например, «Консультант Плюс» предлагает пакет «Консультант Бухгалтер», «Деловые бумаги», «Региональное законодательство» и другие.

Из всех перечисленных правовых пакетов наиболее популярны на рынке «Консультант Плюс», «Кодекс» и «Гарант», поэтому подробнее охарактеризуем именно их.

2.2.2. СИСТЕМА "КОНСУЛЬТАНТ ПЛЮС"

Система "Консультант Плюс" поступила на рынок в 1992 г. Её пользователями являются финансисты, экономисты, бухгалтеры, аудиторы, юристы, преподаватели, студенты и т.д. Программные модули СПС КонсультантПлюс реализованы на языке С++ с использованием специально разработанного оригинального формата базы данных и способа индексации. В основу алгоритма поиска заложен принцип построения инвертированных файлов, широко применяемый в полнотекстовых информационно - поисковых системах и дающий возможность независимо от объема Информационного банка практически мгновенно осуществлять сложные поисковые операции.

В настоящее время это крупнейшая сервисная сеть, работающая на российском рынке информационно-правовых услуг. Основной деятельностью Сети является распространение правовой информации. Координационный центр Сети разрабатывает программные продукты и планирует стратегию их распространения, а непосредственную продажу этих продуктов и их дальнейшее информационное сопровождение на компьютерах пользователей осуществляют региональные информационные центры (РИЦ), являющиеся самостоятельными компаниями. Сеть насчитывает 300 РИЦ, расположенных в крупных городах, и более 700сервисных подразделений в небольших населенных пунктах.

В настоящее время клиентами КонсультантПлюс являются более 250 000 организаций во всех регионах страны.  

Для пользователей Интернета компанией «КонсультантПлюс» в 1997 году был создан специализированный правовой сервер - www.consultant.ru.

Министерство финансов и другие официальные органы рекомендовали использовать этот пакет во всех подчиненных подразделениях.

Семейство систем «Консультант Плюс» состоит из четырех блоков:

1. Справочные правовые системы по федеральному законодательству.

2. Справочные правовые системы по региональному законодательству.

3. Справочная правовая система по международному праву.

4. Справочные системы поддержки принятия решений.

Основные преимущества данной системы по сравнению с другими:

1. Система "Консультант Плюс" функционирует как в среде MS DOS, так и WINDOWS и выпускается как в сетевом, так и в локальном (индивидуальном) пользовательском варианте.

2. В системе "Консультант Плюс" можно найти информацию по разделам гражданского, трудового, административного и уголовного законодательства.

3. В системе обеспечивается высокий уровень достоверности информации. Все документы вводятся только с официальных текстов. Копии последних хранятся в архиве компании и в случае необходимости могут быть предоставлены пользователю.

4. Каждый новый документ включается в соответствующий раздел системы только после специальной многоуровневой проверки на соответствие оригиналу. Обеспечение полной аутентичности электронных текстов достигается за счёт того, что все документы несколько раз проверяются независимыми корректорами, а затем ещё и с помощью специальных программных средств. Таким образом, практически полностью исключается возможность появления ошибок и опечаток.

5. Компания "Консультант Плюс" имеет программу информационного сотрудничества со всеми структурами органов власти и управления РФ, с органами власти и управления в рамках субъектов РФ, что позволяет вести БД государственного и региональных законодательств.

6. Консультант Плюс является крупнейшим информационным банком, содержащим более 5 940 028документов (точное количество документов - на сайте www.consultant.ru).  Клиентов обслуживают специалисты 700 сервисных центров Сети КонсультантПлюс.

7. В системе поддерживается строгая юридическая обработка информации. Для каждого нормативного акта строятся полные списки связанных с ним документов с указанием типа юридической взаимосвязи. Можно получить полную ретроспективу редакций документов в различных разделах системы. Имеется возможность анализа законодательства на любой момент времени.

8. Консультант Плюс является единственной в России правовой системой, которая сертифицирована компанией Microsoft. 7 из 10 российских пользователей работают с системой КонсультантПлюс.

Среди особенностей СПС "Консультант Плюс" отметим следующие:

1. Содержит полные сведения о конкретном разделе законодательства

2. Предоставляет широкие возможности для поиска документа:

Ø по дате или по временному периоду (с … по …)

Ø по принявшему органу;

Ø по тематике;

Ø по номеру официального документа;

Ø по категориям дел: арбитражным, уголовным, гражданским и административным;

Ø по виду документа;

Ø по названию;

Ø по источнику публикации (для опубликованных);

3. Поддерживает регулярное обновление информации

4. Предлагает эффективное представление материала

5. Обладает простотой работы с пакетом

6. Постоянная подсказка при работе с текстом документа (клавиша “пробел”).

7. Обеспечивает гарантированное сервисное обслуживание, которое осуществляется Региональными Информационными Центрами Общероссийской Сети Консультант Плюс:

8. Установка и обучение работе с системой на конкретном рабочем месте;

9. Доставка новой информации на конкретный компьютер;

10. Помощь в решении технических вопросов.

11. Предоставляет услуги специализированной справочной системы "Деловые бумаги", которая представляет собой мини-канцелярию, содержащую формы стандартных документов. Состав документов подобран таким образом, что Система может использоваться всеми подразделениями предприятия: бухгалтерией, складом, отделом кадров и др. подразделениями. Формы документов представлены по всем направлениям деятельности, в том числе по трудовым отношениям.

Быстродействие, простота и удобство в работе системы обеспечиваются следующими особенностями.

Во-первых, это многоуровневый рубрикатор, базирующийся на Общеправовом классификаторе отраслей законодательства. Специально для рубрикатора с большим числом рубрик и уровней вложенности были разработаны необходимые средства отображения. Они позволяют, с одной стороны, использовать все преимущества “древовидной” структуры рубрикатора и, с другой стороны, позволяют формировать сложные поисковые запросы, объединяя по различным логическим условиям произвольное число рубрик, в том числе и верхнего уровня.

Во-вторых, это режим гипертекста. Главная особенность работы с нормативно - правовой информацией состоит в необходимости учета существующей взаимосвязи между документами и отслеживанием их изменений. Наиболее просто и удобно это делать, используя переходы из текста одного документа в другой по системе перекрестных ссылок (гипертекст). Немаловажное значение имеет также возможность получить для каждого документа из Информационного Банка списки прямых и обратных ссылок и в случае необходимости быстро перейти в текст документа по этим ссылкам. Прямые ссылки (респонденты) документа - это документы, на которые действует просматриваемый. Обратные ссылки (корреспонденты) документа - это документы, которые действуют на просматриваемый. В списках корреспондентов (респондентов) все ссылки четко классифицированы по 17 типам, упорядочены по важности и хронологии происходивших с документом изменений.

В-третьих, в системах КонсультантПлюс разработан режим так называемых папок документов, с помощью которых пользователь имеет возможность сохранять сформированные им подборки документов, например, по некоторым тематикам. Тем самым становится возможной коллективная работа нескольких пользователей над одной проблемой. Говоря о функциональных возможностях системы можно отметить закладки, расставляемые пользователями в текстах документов, истории выполненных пользователем поисковых запросов.

В настоящее время Консультант Плюс представляет собой семейство самостоятельных систем, каждая из которых предназначена для специалистов определённого профиля: Консультант Бухгалтер; Консультант Финансист; Консультант Плюс: Эксперт; Консультант Плюс: Приложение; Консультант Арбитраж; Консультант Медицина и Фармацевтика и другие. Опишем эти системы.

Система КонсультантПлюс:ВерсияПроф. Это справочная система по российскому законодательству. Содержит законы и подзаконные акты, принятые на федеральном уровне. Универсальная база данных позволяет пользоваться ею самыми разными специалистами.

Система КонсультантПлюс:ЭкспертПриложение.Это справочная система, содержащая все законодательные и нормативные акты РФ, а также документы свыше 80 министерств и ведомств. Система включает документы, содержащиеся в Системе КонсультантПлюс:ВерсияПроф, а также документы ведомственные либо тематические с разноплановой правовой информацией узкоспециального характера.

Система КонсультантБухгалтер.Это справочная система, состоит из двух самостоятельных подсистем: Консультантбухгалтер:Нормативные документы, содержащая нормативные документы по бухучету, налогообложению и трудовому праву, и КонсультантБухгалтер:Вопросыответы, содержит разъяснения и комментарии к этим документам. В систему включены также консультации по вопросам, возникающим в практике ведения бухучета.

Система КонсультантФинансистсодержит консультации по налогообложению, бухгалтерскому учету, банковской, инвестиционной, внешнеэкономической деятельности, по вопросам законодательства о валютном регулировании, акционерных обществах, рынке ценных бумаг.

Система КонсультантАрбитражсодержит документы Высшего Арбитражного Суда РФ, Верховного Суда РФ, обзоры дел, слушавшихся в различных судах, обзоры адвокатской и арбитражной практики.

Система КонсультантПлюс:РегиональныеВыпуски. Система содержит документы местного законодательства более 50 регионов: Москва, Санкт-Петербург, Омск. Тюмень, Нижний Новгород и т.д.

Система КонсультантПлюс:РегиональныеЗаконодательствосодержит сводную базу нормативных актов органов местной власти и органов управления 58 регионов России.

Система КонсультантПлюс:Россия-СНГ.Содержит документы СНГ, двусторонние договоры России со странами СНГ и т.п.

Ценные бумагисправочная система, содержащая сведения о банковских ценных бумагах, банках-эмитентах, проспекты эмиссии ценных бумаг, годовые отчеты. Информация представляется ЦБ РФ.

Деловые бумаги.Система представляет собой универсальную мини-канцелярию, содержащую формы стандартных документов.

СИСТЕМА «КОДЕКС»

Российская сеть центров правовой информации «Кодекс» сформирована на базе информационно-правового консорциума «Кодекс» и занимается распространением профессиональных юридических систем, технологий для работы с документами и информацией, реализацией технологии «Кодекс: Обучение» и других проектов (http://www.kodeks.ru/). (~1993)

Основные преимущества систем «Кодекс»:

1. База данных «Кодекс» содержит более одного миллиона документов российского и регионального законодательства, судебной практики, образцов правовых и деловых документов, форм отчетности, справочных материалов, консультаций, комментариев;

2. Достоверность информации, помещаемой в базу данных «Кодекс», гарантируется заключенными договорами о сотрудничестве с органами законодательной, исполнительной и судебной власти федерального и регионального уровней. На сегодняшний день заключено около 150 подобных договоров;

3. Ежедневное обновление. Ежедневно в базу данных «Кодекс» поступают десятки, а иногда даже сотни документов. Специалисты консорциума «Кодекс» подвергают их многократной сверке с оригиналами, расставляют необходимые гипертекстовые ссылки, готовят постатейные примечания, снабжают важнейшие нормативные акты комментариями, проводя тщательную юридическую обработку;

4. Благоприятные условия для эффективной работы с информацией: единое информационное пространство, мощные поисковые сервисы, возможность навигации по гиперссылкам и ярлыкам;

5. В зависимости от функциональных потребностей пользователей сервисные возможности систем «Кодекс» доступны пользователю и на отдельном компьютере, и в локальной сети, и в сетях Интернет/Интранет;

6. Надежное информационное обслуживание установленных систем. Пользователи могут получать новые документы по электронной почте или сети Internet с любой периодичностью – от ежедневной до ежеквартальной. При этом в системах «Кодекс» полностью автоматизирован процесс обновления. Пользователю достаточно указать необходимые параметры и настройки для получения обновлений, и все они будут сохранены. Системы «Кодекс» также позволяют автоматически получать обновления через Интернет;

7. К услугам пользователей горячая линия, специалисты которой дают консультации по вопросам эксплуатации систем и организовывают поиск необходимых документов. В комплекс предоставляемых бесплатно услуг входят: демонстрация систем, консультирование по выбору оптимального варианта поставки и другим вопросам, а также экспресс-обучение пользователей.

Аудитория пользователей:

· руководители,

· юристы,

· бухгалтеры и аудиторы,

· специалисты органов контроля и надзора,

· студенты и преподаватели и др.

Общее количество документов, доступных на портале: 1 821 395 (16.09.2007).

СИСТЕМА «ГАРАНТ»

Система «Гарант» разрабатывается с 1990 года.

Направления деятельности компании «Гарант»:

· производство и поддержка компьютерной правовой системы ГАРАНТ;

· информационно-правовое обслуживание предприятий, общественных объединений и организаций.

Основная задача компании «Гарант» – удовлетворение потребности пользователей в правовой информации с помощью передовых компьютерных технологий.

Партнерская сеть компании «Гарант» насчитывает сегодня более 250 центров в нашей стране и за рубежом. Это свыше 7 500 сотрудников в 200 городах России.

Система ГАРАНТ включает в себя; 140 правовых блоков по законодательству субъектов Федерации (НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ; РАЗЪЯСНЕНИЯ, КОММЕНТАРИИ, СУДЕБНАЯ И АРБИТРАЖНАЯ ПРАКТИКА; МЕЖДУНАРОДНЫЕ ДОГОВОРЫ; ФОРМЫ ДОКУМЕНТОВ; ПРОЕКТЫ ЗАКОНОВ; СЛОВАРИ; НОРМАТИВНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ СПРАВОЧНИКИ); законодательство 84 регионов Российской Федерации, практика всех 10 Федеральных Арбитражных Судов округов.

Полный объем информационного банка системы ГАРАНТ более 2 100 000 документов и комментариев к нормативным актам. Еженедельное пополнение составляет около 8 000 документов (блок «ГАРАНТ-Максимум. Вся Россия»).

В настоящее время новая версия системы – ГАРАНТ Платформа F1 Турбо – является основным инструментом принятия решения по правовым вопросам для многих бухгалтеров, юристов, руководителей, других специалистов в России и за рубежом.

Словесное обозначение ГАРАНТ  признано общеизвестным в Российской Федерации товарным знаком, начиная с 1 января 1998 года (Свидетельство на общеизвестный товарный знак N 15).

Основные особенности системы ГАРАНТ:

1. Современный интерфейс системы ГАРАНТ интуитивно понятен, эргономичен.

2. Реализована возможность сопровождать тексты документов собственными комментариями с гиперссылками на нормативные акты.

3. Уникальная технология поиска через Энциклопедию ситуаций, позволяющая формулировать запрос, используя привычные термины. Ответ на запрос предоставляется в течение нескольких минут.

4. Система ГАРАНТ содержит большой объем авторских материалов.

5. Реализована уникальная возможность поиска текстов документов, действовавших в тот или иной момент времени.

6. Функция «Постановка документов на контроль» автоматически отслеживает и предупреждает об изменениях в документах.

7. Мощная система контекстного поиска позволяет мгновенно получить ответ на любой запрос.

8. Сервисный продукт ПРАЙМ позволяет отслеживать новости законодательства с помощью индивидуальной аналитической новостной ленты, строить обзоры изменений законодательства.

9. Профессиональная правовая поддержка в режиме онлайн – позволяет получить консультацию юриста-эксперта во время работы в системе ГАРАНТ.

Для привлечения клиентов «Гарант Сервис» включает в договор на информационное обслуживание пункт, предполагающий ответственность фирмы в случае, если клиент потерпит ущерб из-за неполноты базы или ошибок в нормативных актах.

При использовании СПС следует учитывать одно очень важное обстоятельство. Информация в них обновляется практически ежедневно. Поэтому для удобства работы целесообразно иметь прямой доступ на сервер дилера СПС. Через сеть Internet дилеры обеспечивают круглосуточный доступ к правовой информации на своих WWW-серверах.

Таким образом, пользователь будет обеспечен самой достоверной информацией, отражающей все последние по хронологии внесения изменения. Если прямой доступ к системе отсутствует, то с дилером заключается договор о предоставлении услуг, согласно которому он с установленной периодичностью обновляет используемую систему уже на конкретном компьютере.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-31; просмотров: 140.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...