Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Только при этом условии мы можем социально защитить бедных и дать свободу действий социально активной и способной части населения.




  • ______________________________
  • 1 Уайтхед А.И. Избранные работы по философии. М., 1990. С 560.

==503==

Еще один аспект проблемы взаимодействия личности и социальных ценностей связан с тем, что последние могут быть реальными, имеющими объективный аналог в действительности, а могут носить и мифологический характер. В свою очередь, сами мифологические ценности можно подразделить на «естественные» и «искусственные». В первом случае они имеют историческое основание и возникают в процессе мифотворчества на базе первобытного мышления. В процессе развития общества мифологические ценности, как и сама мифология, хотя и перестают доминировать, но не исчезают полностью из общественной жизни и культуры. Более того, порой они возрождаются, принимают форму мифологем — искусственно создаваемых ценностных конструкций, не имеющих аналогов в действительности и поддерживаемых идеологическими средствами и институтами.
Нельзя не затронуть и такой аспект проблемы, как все шире распространяющиеся в нашем обществе иррациональные и псевдонаучные ценности. На личность сегодня систематически обрушивается лавина информации, содержание которой связано с псевдонаукой (мистика, оккультизм, астрология, магия, колдовство и т.д.). В этих условиях непроизвольно, на бессознательном уровне формируется некритическое мышление и восприятие действительности. Рационализм заменяется иррационализмом, любой функциональный миф считается рациональным. Формируется тип сознания, в котором реальные противоречия не принимаются в расчет, принцип объективности подменяется субъективизмом, логика разума заменяется верой и внушением. Налицо, таким образом, основные признаки мифологического мышления. И если Леви-Брюль назвал первобытное мышление «дологическим», то формирующийся тип мышления можно назвать «постлогическим», содержательной основой которого является иррационализм и субъективизм.


В заключение хотелось бы отметить, что одной из важнейших тенденций развития современной философии является все большее внимание к человеку, к проблемам его бытия в мире и к его внутреннему миру. И это, очевидно, не случайно, потому что, в конце концов, общая задача философии как раз и должна заключаться в том, чтобы помочь рационально-практическим способом соединить человека с миром, сделать человека реальным представителем и субъектом мира, а мир действительно человечным.

==504==

Таким образом, мы рассмотрели наиболее общие и основные вопросы современной философской антропологии. Вместе с тем это и заключительный раздел настоящего учебника по философии. Однако философское учение о человеке можно превратить в исходный пункт ее более глубокого изучения и, более того, собственного философского творчества читателя. И даже если это творчество не будет носить профессионального характера, необходимо, чтобы оно постоянно присутствовало в сознании каждого, а особенно молодого человека. Ибо философия всегда была, есть и будет сферой формирования творческих способностей, духа и мудрости.

==505==

ОГЛАВЛЕНИЕ

  • § От авторов.8
  • § ЧТО ТАКОЕ ФИЛОСОФИЯ? Вместо введения..9
  • § Раздел первый. МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКОЕ, ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ ФИЛОСОФИИ. ЕЕ ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ .14
  • § Философия и мировоззрение..14
  • § Вопросы философии.15
  • § Философия как методология..19
  • § Функции философии.23
  • § Философия и наука..26
  • § Раздел второй. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ И НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ФИЛОСОФИИ..30
  • § Глава I. ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕГО МИРА .30
  • 1. Общие закономерности возникновения и развития философии Востока и Запада.30
  • 2. Особенности развития философии древнего мира Запада и Востока. Различия в проблематике . 37
  • § Глава II. ФИЛОСОФИЯ СРЕДНИХ ВЕКОВ.42
  • 1. Общие признаки развития философии в средние века на Западе и Востоке.42
  • 2. Философская мысль в средневековой Европе. Особенности развития.43
  • 3. Средневековая арабоязычная философия.48
  • § Глава III. ФИЛОСОФИЯ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ .52
  • 1. Основные черты философии эпохи Возрождения — антропоцентризм, гуманизм ..52
  • 2. Натурфилософия эпохи Возрождения..59
  • § Глава IV. ФИЛОСОФИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ..62
  • 1. Естественно-научные предпосылки философии Нового времени .62
  • 2. Основные проблемы (онтология и гносеология) .63
  • 3. Социально-философские концепции .72
  • § Глава V. ЕВРОПЕЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ XVIII в..73
  • 1. Просветительский характер философии XVIII в..73
  • 2. Онтологические и гносеологические проблемы..75
  • 3. Социально-философские воззрения..79
  • § Глава VI. НЕМЕЦКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ.82
  • 1. Общая характеристика ..82
  • 2. Философия Канта.85
  • 3. Философия Фихте.. 93
  • 4. Философия Шеллинга .. 95
  • 5. Философия Гегеля . 98
  • 6. Философия Фейербаха. 107
  • § Глава VII. ПОЗИТИВИЗМ.. 113
  • § Глава VIII. НЕОИДЕАЛИЗМ .. 119
  • § Глава IX. МАРКСИСТСКАЯ ФИЛОСОФИЯ. 127
  • § Глава X. РУССКАЯ ФИЛОСОФИЯ: ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ. 135
  • 1. Развитие русской философии в XI—XVII вв. 135
  • 2. Русская философия XVIII в. 141
  • 3. Русская философия XIX в. (до возникновения философских систем 70-х гг.) . 143
  • 4. Русская философия конца XIX — первой половины XX вв. 158
  • § Глава XI. СОВРЕМЕННАЯ ФИЛОСОФСКАЯ МЫСЛЬ. 169
  • 1. Главные направления современной философии.. 169
  • 2. Основные современные модели философского мышления. 180
  • 3. Ведущие философские течения 60—70-х гг. XX в.. 193
  • 4. Философские школы 70—90-х гг. XX в.. 204
  • § Раздел третий. ОСНОВЫ ФИЛОСОФСКОГО ПОНИМАНИЯ МИРА .. 218
  • § Глава I. БЫТИЕ.. 218
  • § Глава II. МАТЕРИЯ .. 230
  • § Глава III. СОЗНАНИЕ. 246
  • § Глава IV. ДИАЛЕКТИКА.. 262
  • § Глава V. ПОЗНАНИЕ .. 277
  • § Глава VI. ФИЛОСОФСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ИНФОРМАТИКИ.. 295
  • § Раздел четвертый. СОЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ. 305
  • § Глава I. СОЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ КАК ТЕОРИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ ПОЗНАНИЯ ОБЩЕСТВА. 305
  • 1. Предмет социальной философии .. 305
  • 2. Материализм и идеализм в социальной философии. 308
  • 3. Социальная философия как методология общественных наук. 311
  • § Глава II. РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКОЙ ПРОБЛЕМАТИКИ В XIX—XX вв. . 316
  • 1. Возникновение и развитие позитивистской социальной философии и ее проблематики .. 316
  • 2. Становление и развитие марксистской социальной философии и ее проблематики .. 325
  • 3. Психологическое направление .. 327
  • 4. Социально-философские воззрения П. Лаврова и Н.Михайловского.. 334
  • 5. Неокантианство .. 337
  • 6. Социальная философия М.Вебера. 340
  • 7. Теория круговорота локальных цивилизаций .. 343
  • 8. Теоретическая социология П.Сорокина. 347
  • 9. Эмпирическая социология и структурно-функциональный анализ.. 351
  • 10.Современная социобиология. 355
  • 11.Технологический детерминизм . 361
  • § Глава III. ОБЩЕСТВО КАК СИСТЕМА. 364
  • 1. Некоторые основополагающие методологические подходы к изучению общества .. 364
  • 2. Основные сферы жизни общества.. 372
  • 3. Социальная структура общества..375
  • 4. Политическая система общества..380
  • 5. Духовная жизнь общества.383
  • § Глава IV. ДИАЛЕКТИКА ИСТОРИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА.399
  • § Глава V. ОБЩЕСТВО И ПРИРОДА.414
  • 1. Философское осмысление проблемы..414
  • 2. Экологическая проблема..419
  • 3. Народонаселение ..426
  • § Глава VI. КУЛЬТУРА И ЦИВИЛИЗАЦИЯ..430
  • 1. Понятие культуры и цивилизации.430
  • 2. Человеческое измерение культуры .433
  • 3. Общечеловеческое и классовое, национальное и интернациональное в культуре .435
  • 4. Культура и цивилизация ..438
  • 5. Технические цивилизации .443
  • § Раздел пятый. ФИЛОСОФСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ. 448
  • § Глава I. ПРОБЛЕМА ЧЕЛОВЕКА В ИСТОРИИ ФИЛОСОФИИ..448
  • 1. Философия Древнего Востока о человеке..449
  • 2. Проблема человека в философии Древней Греции ..452
  • 3. Средневековая христианская концепция человека ..456
  • 4. Человек Нового времени в европейской философии.457
  • 5. Немецкая классическая философия о человеке.459
  • 6. Антропологическая проблема в русской философии.462
  • § Глава И. СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ФИЛОСОФИИ ЧЕЛОВЕКА.465
  • 1. Проблема антропогенеза..465
  • 2. Сущность и существование..473
  • 3. Биологическое и социальное в человеке.476
  • 4. Бессознательное и сознательное .478
  • 5. Индивид и личность..483
  • 6. Смысл и цель жизни .488
  • § Глава III. ЛИЧНОСТЬ И СОЦИАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ..492
  • 1. Понятие и природа ценностей .492
  • 2. Социальные ценности и социализация личности ..496
  • § Указатель имен..506
  • § Указатель терминов..511

Учебное издание
ИКОННИКОВА Генриетта Ивановна
ЛАВРИНЕНКО Владимир Николаевич
РАТНИКОВ Валентин Петрович
СИДОРОВ Мартэн Михайлович

ФИЛОСОФИЯ
Учебник










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 248.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...