Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

INTELLIGENTSIA AS A SOCIAL AND INTELLECTUAL-MORAL PART OF SOCIETY




 

Ключевые слова: Интеллигенция, государство, интеллектуальная деятельность,В.К. Плеве, социокультурный тип.

Ключевыеслова:Intellectuals, the state, intellectual activity, V. K. Pleve, socio-cultural type.

Аннотация: Понятие «интеллигенция» в России и на Западе имеют существенную разницу. В России интеллигенции приписываются особые качества, особую социально-культурную миссию. Особо актуальным в России было отношение между интеллигенцией и государством.

Summary: The notion of "intelligentsia" in Russia and in the West has a significant difference. In Russia, intellectuals attribute special qualities, a special socio-cultural mission. the relationship between the intelligentsia and the state was particularly revelant.

 

Само слово «интеллигенция» не имеет однозначного определения.На западе интеллигенцией считается социальная группа людей, занимающихся умственным трудом. Можно сказать, что западный интеллигент – это интеллектуал и не более того. Как социальная группа интеллигенция существовала только в России. Именно в русском языке слово «интеллигент» обрело свой более «высокий», особый смысл.Русский интеллигент, это не просто интеллектуал, это нравственный эталон общества. [1]

Главное различие между западным и русским интеллигентом заключается в морально-этической сфере. В интеллектуале полностью отсутствуют нравственно-этические нормы, он не обязан любить свою страну, или соблюдать правила этикета, относится с уважением к окружающим людям. Напротив, русский интеллигент вмещает в себя высокие духовно-нравственные идеалы, даже сама занятость умственным трудом отходит на второй план.[2] Первичным признаком русского интеллигента является определенная степень нравственной зрелости личности, гуманность, безупречность в поступках, способность поставить себя на место другого человека, при этом обязательно высокое качество мышления. Можно сказать, что интеллигентность -это сплав умственной и нравственной культуры, где нравственность не уступает умственным качествам, а наоборот, делает уникальным русскую интеллигенцию как феномен отечественной культуры.[1]

Но не только личностные нравственные качества вкупе с интеллектом делают интеллектуала, человека, зарабатывающего на жизнь умственным трудом, интеллигентом. Вообще, если рассматривать интеллигенцию – как социальную общность людей, занимающихся умственным трудом и обладающих некими нравственными идеалами, довольно сложно определить, принадлежит тот или иной человек к интеллигенции или нет. Это происходит по той причине, что суждения о нравственности того или иного индивида, субъективныи улавливаются на уровне ощущений, а понятия о духовной зрелости слишком абстракты, чтобы чётко провести грань, между интеллигентом и не интеллигентом.

Чтобы определить саму интеллигенцию нужны объективные характеристики, которые могут полноценно обозначить как индивидуума, так ивсю социальную группу, к которой он принадлежит.

Одной из таких характеристик выступает определенная черта интеллигенции, можно даже сказать функция, но такая, без которой интеллигенция утрачивает свой смысл, как социальная группа. Речь идёт о так называемом социокультурном мессианстве. [3] Это необычайно сложная и разнообразная миссия, она охватывает практически все сферы жизни общества. Интеллигент озабочен судьбой своего отечества и просвещает свой народ, он стремится к социальной критике и создаёт новые творческие идеи, образа, нормы, знания, которые в последующем становятся достоянием общества.

Характер интеллигенции во многом зависит от социокультурного типа общества, степени независимости светской культуры от государства, политического строя, нравственных идеалов в обществе и т.д. Это происходит по причине того, что интеллигенция не стремится к определению как социальная группа, но определяет своё отношение ко многим социальным явлениям,а, следовательно, полностью от них зависит в своих проявлениях. Стоит отметить, что отечественная интеллигенция противопоставляет себя,прежде всего, существующей власти и народу.Но так как в течении времени понятия и народа, и власти, могут менять своё содержание, а на разных исторических этапах и вовсе обретать совершенно различный смысл – это сказывается на поведении интеллигенции, но сама структура противопоставления всё равно сохраняется. [4]

В дореволюционные годы интеллигенция была крайне оппозиционна к любым действиям государственной власти, это была главным определением принадлежности к «прогрессивной» интеллигенции. Основной проблемой начала 20 века, являлся вопрос о месте интеллигенции в социальной структуре общества. Существовала точка зрения, что интеллигенция не относится ни к одному из классов, но являясь элитой общества, она ставится выше классовых интересов и выражает интересы общечеловеческие. Другая точка зрения рассматривала интеллигенцию как класс, но в вопросе к какому именно классу относить интеллигенцию единомыслия не происходило.

После революции по сути, интеллигенция была уничтожена, монополия социалистической идеи отсекла всё культурное «сопровождение». На базе новой идеи была создана новая, искусственная система ценностей, а всё что не подходило под определения этой системы, а это интеллектуальная, художественная и политические элиты – было уничтожено. Общество нуждалось в другой интеллигенции, а старая уже не могла существовать в рамках новой системы. [5]

 Вновь созданную интеллигенцию сложно вообще называть таковой. Вместо независимой культурной и интеллектуальной элиты, она превратилась в один из механизмов влияния существующего режима на народ. Было создано множество учебных заведений, которые готовили новую интеллигенцию, которая была обязана исповедовать исключительно социалистические ценности.

В ходе истории Советского государства интеллигенция полностью обновилась, стала однотипной как в социально экономическом, так и идейно политическом отношении. Но так как любая интеллигенция в той или иной мере занята творческой работой, с постоянной потребностью переосмысливать истинность тех или иных убеждений, она неизбежно выходила за рамки социалистической идеологии. Ввиду этого интеллигенция находилась под неусыпным контролем государства. [5]

Проще говоря, интеллигенция находилась на службе у государства,оказывая услуги и выполняя определенный госзаказ, как правило это приводило к кризису как в творчестве, так и в самом моральном облике интеллигенции. Она теряла своё высоконравственное и культурное призвание, становясь подневольной и зависимой. [6]

В1960-е годы возникло диссидентское движение, сохранившееся как единая организованная форма оппозиции практически до конца 1980-х. Но в годы перестройки интеллигенция из односложной, снова стала неоднородной. Одна часть поддерживала политические процессы, сформировавшись в идейно-политический авангард, другая часть встала в оппозицию. [6] Из-за нестабильности политических и экономических процессов, возникла новая волна эмиграции из страны, в которую попали некоторые представители интеллигенции, а это было очередной «утечкой мозгов», потенциал странынаучной сфереснова снизился.

В отечественной истории интеллигенции присуща абсолютная полярность в отношениях с государственной властью. Либо интеллигенция антигосударственна, как в дореволюционной России, либо же наоборот, когда интеллигенция находится на иждивении у государства. Ни первая ни вторая ситуация не предполагает интеллигенции достойного места в обществе. Либо она враг народа, и не находит понимания в обществе, либо она представляет собой один из механизмов влияния государства на народные массы, что фактически уничтожает её суть.

Постоянное целенаправленное давление на интеллигенцию имело свои плачевные последствия, которые мы наблюдаем сегодня.

Современное общество – общество потребления. В нём значительно потеряны морально-нравственные ценности, общедоступная «культура» не нуждается в духовности. Это общество выдавливает из себя любую интеллигенцию, как ничего не значащую часть общественной элиты. Но главная проблема не в том, что интеллигенцию не считают нравственным эталоном общества, а в том, что сама интеллигенция не выявляется по потенциально присущим ей духовно- нравственным идеалам.

Если обратится к творческой интеллигенции, а к ней относятся: режиссёры, актёры, певцы, юмористы, художники, литераторы, в культурном и нравственном отношении они не являются примерами для общества, наоборот, они всячески пропагандируют свою принадлежность к уже сформированному обществу потребления, в котором нет места духовным ценностям, примитивный эгоизм стоит выше самоотдачи во благо общества.

Современная интеллигенция существует как фантомное явление, какого -либо морального единства среди образованных людей больше нет. Современные реалии таковы, что к интеллигенцииприписывают работников умственного труда, обладающих образованием и специальными знаниями в различных областях науки, культуры и т.д, т.е. интеллигенты скорее интеллектуалы.Интеллигенция настолько раздроблена и неоднородна, в своих проявлениях, что уже нет объективных характеристик её выявления как социальной группы, помимо одной, к сожалению, негативной.

Ещё в начале 20 века группа русских философов, авторов сборника «Вехи», определила русскую интеллигенцию через её противопоставление официальной государственной власти. При этом понятия «образованный класс» и «интеллигенция» были в некоторой мере разделены – к интеллигенции мог был отнесён лишь тот, кто критикует «отсталое» правительство. Данное определение подходит и для современной интеллигенции. [7]

Обобщающим деятельность современной интеллигенции, и связывающей её с интеллигенцией дореволюционной, является крайний ультралиберализм и массовая активизация интеллигенции в самые кризисные моменты в развитии страны, но не в положительном ключе.  Позиция так называемой российской «творческой интеллигенции» по практически любому вопросу, а особенно по какому-нибудь жизненно важному для нашей страны, имеет сугубо отрицательных характер.

Российский государственный деятель, Вячеслав Плеве отозвался об интеллигенции так:«Русская интеллигенция имеет одну, преимущественно ей присущую особенность: она принципиально и притом восторженно воспринимает всякую идею, всякий факт, даже слух, направленные к дискредитированию государственной, а также духовно-православной власти, ко всему же остальному в жизни страны она индифферентна».[8]

Интеллигенция должна оказывать помощь существующей власти, критика должна быть взвешена и конструктивна, и что не мене важно, она должна быть созидательной, просоциальной, в реальности же, всё обратно пропорционально.

Несмотря на то, что интеллигенции в современном обществе как социальной группы не наблюдается, существуют отдельные люди, которые по праву могут называться интеллигентами. Они искренне сопереживают России, стремятся помочь стране обрести интеллектуальную и нравственную независимость, бесстрашно отстаивают свои идеи, независимо от отношения к ним «либерального» общества, используют свои знания, для бескорыстного служения отечеству. Лишь благодаря этим людям, есть небольшой шанс того, что русская интеллигенция возродится для исполнения своей главной миссии – быть достойным нравственным и культурным идеалом для своего народа.

 

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ

1.Русская интеллигенция как специфический феномен русской культуры

http://mirznanii.com/a/127728/russkaya-intelligentsiya-kak-spetsificheskiy-fenomen-russkoy-kultury

2.Тепикин В.В. интеллигенция, ее роль в культурном процессе http://intelligentia.ru/inteligencija-e-rol-v-kulturnom-procese.html

 

3. Фирсов Б.М. Интеллигенция и интеллектуалы в конце XX века/Звезда- 2001-№8.- М.- 240 с.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-31; просмотров: 177.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...