Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Источник: П. Бергер, Т. Лукман «Социальное конструирование реальности»




Семинар 3. История социологии и социологические теории

I часть. Эксперименты

1) Эксперимент в медицине и социальных науках: области пересечения

Пример, зооэксперименты, зоопсихология

2) Обсуждение экспериментов Милгрема, Аша, Зимбарто, Джонса

3) Просмотр роликов по социальным экспериментам

 

II часть – Социологические теории

1) Социологические теории: работа над теориями

ü Кто такие позитивисты в истории социологии? Ваше отношение к данному подходу?

ü Кого из позитивистов вы знаете? (Конт, Гердер, Дюркгейм, Парсонс)

ü В чем причина суицида по Дюркгейму?

ü Какое влияние М. Вебер и его взгляд на общество имел для социологии, философии, истории

ü Почему теория Парсонса считается наиболее системной в социологии?

ü Что такое социальное действие, и кто его изучал?

ü Чем принципиально номиналисты и реалисты отличаются?

ü Чем социальное действие отличается от социального взаимодействия?

ü Какие эксперименты на соц взаимодействие вам известны?

ü Что такое феноменология?

ü Что такое социальный конструктивизм?

ü Этнометодология?

ü Фреймовая теория?

ü В чем нестандартность этнометодологии.

ü Чему нас учит фреймовая теория?

 

 

2) Эссе по фильмам: Фреймовая теория в фильме:

ü Пролетая над гнездом кукушки (1975) по мотивам Кена Кизи

ü «Пиджак» (реж. Дж. Мэйбери)

ü «Пробуждение» (реж. П. Маршалл)

ü Эксперимент

ü «Я убью тебя, мама» (реж. Е. Погребижская»

III Часть. Источник

1) Разбор источника по вопросам (Приложение 1). Источник: П. Бергер, Т. Лукман «Социальное конструирование реальности»

IV Часть. Работа по группам проектным.

 

Приложение № 1

Источник: П. Бергер, Т. Лукман «Социальное конструирование реальности»

Вопросы Глава Ответы
1) Как авторы определяют понятие повседневности? 2) Как соотносятся понятия реальности и повседневности? 3) Повседневный мир человека характеризуется темпоральностью. Что это такое? 4) Приведите пример сигнификация человека I 1) Повседневная жизнь представляет собой реальность, которая интерпретируется людьми и имеет для них субъективную значимость в качестве цельного мира. Будучи социологами, мы делаем эту реальность объектом своего анализа. 2) Среди множества реальностей существует одна, представляющая собой реальность parexellence. Это — реальность повседневной жизни. Ее привилегированное положение дает ей право называться высшей реальностью. Напряженностьсознания наиболее высока в повседневной жизни. т.е. последняя накладывается на сознание наиболее сильно, настоятельно и глубоко. Я воспринимаю повседневную жизнь всостоянии бодрствования. Это бодрствующее состояние существования в реальности повседневной жизни и ее восприятие принимается мной как нормальное и самоочевидное, то есть составляет мою естественную установку. Реальность повседневной жизни организуется вокруг “здесь” моего тела и “сейчас” моего настоящего времени. Это “здесь-и-сейчас” — фокус моего внимания к реальности повседневнойжизни. В том, как это “здесь-и-сейчас” дано мне в повседневной жизни, заключается realissimumмоего сознания. 3) Темпоральность — это свойство, присущее сознанию. Поток сознания всегда упорядочен вовремени. Можно различать разные уровни темпоральности. поскольку она характерна для любого субъекта. Каждый индивид ощущает внутреннее течение времени, которое основано на психологических ритмах организма, хотя и не тождественных ему. Для того чтобы детально проанализировать уровни интерсубъективнойтемпоральности, следовало бы значительно расширить рамки данных пролегомен. 4) Особый и очень важный случай объективации представляет собой процесс обозначения (сигнификация), т. е. сознание человеком знаков. Знак отличается от других объективаций своей явной интенцией быть показателем субъективных значений. Конечно, все объективации используются как знаки, даже если первоначально они были созданы без такого намерения.
1) Как авторы соотносят HomoSapiens и HomoSocius? Где граница между биологией человека и социальным? Что из этого следует? 2) Как возникает социальный порядок? 3) Раскройте смысл понятия хабитуализация. 4) Раскройте алгоритм институциализации, возникновения социального института? Какие социальные институты наиболее подвержены изменению, какие устойчивы?   5) Как создается мир объективной реальности ребенка?   6) Раскройте понятие мать/отец в биологическом и социальных измерениях. II 1) Создание человеком самого себя всегда и неизбежно — предприятие социальное. Люди вместесоздают человеческую окружающую среду во всей совокупности ее социо-культурных и психологических образований, ни одно из которых нельзя понять в качестве продуктов биологическойконституции человека, которая, как уже отмечалось, устанавливает лишь внешние пределы производительной деятельности человека. Одинокое человеческое существование — это существование на животном уровне (котороечеловек, безусловно, разделяет с другими животными). Как только наблюдаются феномены специфически человеческие, мы вступаем в сферу социального. Специфическая природа человека иего социальность переплетены необычайно сложно. HomoSapiens всегда и в той же степени естьHomoSocius 2) социальный порядок — это человеческий продукт или, точнее, непрерывное человеческое производство. Он создается человеком в процессепостоянной экстернализации. Социальный порядок в своих эмпирических проявлениях не является биологически данным или происходящим из каких-либо биологических данных. Социальный порядок не является частью “природы вещей” и не возникает по “законам природы”. Он существует лишь как продукт человеческой деятельности. Никакой другой онтологический статус ему нельзя приписать без того, чтобы окончательно не запутать понимание егоэмпирических проявлений. 3) Всякая человеческая деятельность подвергается хабитуализации (т.е. опривычиванию). Любоедействие, которое часто повторяется, становится образцом, впоследствии оно может бытьвоспроизведено с экономией усилий и ipsofacto осознано как образец его исполнителем. Крометого, хабитуализация означает, что рассматриваемое действие может быть снова совершено вбудущем тем же самым образом и с тем же практическим усилием. 4) привычка, хабитус, контроль, институциализация, легитимность 5) Формула “Мы делаем это снова” теперь заменяется формулой “Так это делается”. Рассматриваемый таким образом мир приобретает устойчивость в сознании, он становитсягораздо более реальным и не может быть легко изменен. Для детей, особенно на ранней стадии социализации, он становится их миром. Для родителей он теряет свое игровое качество и становится “серьезным”. Для детей переданный родителями мир не является абсолютно прозрачным. До тех пор, пока они не принимают участия в его создании, он противостоит им как данная реальность, которая, подобно природе, является непрозрачной, по крайней мере отчасти. Институциональный мир тогда воспринимается в качестве объективной реальности.
1) Как происходит социализация человека? 2) Что такое идентичность? I Ребенок идентифицирует себя со значимыми другими тем илииным эмоциональным способом. Но сколь бы ни были различны эти способы, интернализацияпроисходит лишь в той степени, в какой имеет место идентификация. Ребенок принимает роли иустановки значимых других, то есть интернализирует их и делает их своими собственными. Благодаря этой идентификации со значимыми другими ребенок оказывается в состоянии идентифицировать себя, приобретая субъективно понятную идентичность Другими словами, Я — это рефлективная сущность, отражающая установки, принятые по отношению к ней прежде всего со стороны значимых других 6; индивид становится тем, кем он является, будучи направляем значимыми другими

 

Приложение №2

О. Конт: «Истинная философия ставит себе задачей по возможности привести в стройную систему всё человеческое личное и в особенности коллективное существование, рассматривая одновременно все три класса характеризующих его явлений, именно мысли, чувства и действия. Со всех этих точек зрения основная эволюция человечества представляется необходимо самопроизвольной, и только точная оценка её естественного хода единственно может дать нам общий фундамент для мудрого вмешательства»

 

 

О. Конт: «Естественный порядок, вытекающий в каждом практическом случае из совокупности законов соответственных явлений, должен, очевидно, быть нам сначала хорошо известен для того, чтобы мы могли либо его изменять в наших интересах, либо, по крайней мере, приспособлять к нему наше поведение, если, как и в области небесных явлений, всякое человеческое вмешательство здесь невозможно».

 

 

Герберт Спесер: «Знание законов жизни несравненно важнее многих других знаний, а знание, прямо ведущее нас к самосовершенствованию, есть знание первейшей важности… Эволюция не может завершиться иначе, как осуществлением величайшего совершенства и полнейшего счастья… Прогресс не случайность, а необходимость:… Эволюция, по Спенсеру, предполагает прогрессивное изменение, развивающееся по трем направлениям: от разъединенности к интеграции, от однородности к дифференциации и от неопределенности к определенности, упорядоченности.».

 

 

Эмиль Дюркгейм:«Предметом изучения социологии является социологическая реальность, основанная на социологических факторах, существующих объективно, независимо от человека и способов оказывать на него давление. Теория образования человека зависит от внешних факторов, а не от него самого»

 

 

Эмиль Дюркгейм: «Нравственность — это обязательный минимум и суровая необходимость, это хлеб насущный, без которого общества не могут жить… Подчинение частной пользы общей пользе, какой бы она ни была, всегда носит нравственный характер, так как оно непременно заключает в себе дух самопожертвования и самоотречения».

 

 

Эмиль Дюркгейм: «Цивилизация концентрируется в больших городах; самоубийство тоже».

 

 

Макс Вебер: «Необходимо изучать мотивы поведения людей и тогда мы сможем понять человека и воздействовать на его поведение… Не нужно быть Цезарем, чтобы понимать Цезаря».

 

 

Макс Вебер: «"Действием" мы называем действие человека (независимо от того, носит ли оно внешний или внутренний характер, сводится ли к невмешательству или терпеливому приятию), если и поскольку действующий индивид или индивиды связывают с ним субъективный смысл. " Социальным" мы называем такое действие, которое по предполагаемому действующим лицом или действующими лицами смыслу соотносится с действием других людей и ориентируется на него".

 

ТолкотПарсонс: «Мы определяем общество как такой тип социальной системы, который обладает наивысшей степенью самодостаточности относительно своей среды, включающей и другие социальные системы.»

 

 

ТолкотПарсонс: «Интеграция в общество его членов подразумевает наличие зоны взаимопроникновения между социальной и личностной системами. На социальном уровне институционализированные ценностные образцы выступают в виде «коллективных представлений», которые определяют желаемый тип социальной системы. Эти представления соотносятся с концепциями типов социальных систем, с помощью которых индивиды ориентируются при реализации себя в качестве членов общества».

 

 

Альфред Шюц: «Исследование основных принципов, в соответствии с которыми человек в повседневной жизни организует свой опыт и, в частности, опыт социального мира, является первостепенной задачей методологии общественных наук».

 

 

Альфред Шюц: «повседневности: это – сфера человеческого опыта, характеризующаяся особой формой восприятия и осмысления мира, возникающей на основе трудовой деятельности. Для нее характерно напряженно бодрствующее состояние сознания, целостность личностного участия в мире, представляющем собой совокупность оптических, невызывающих сомнения в объективности своего существования, форм пространства, времени и социальных взаимодействий. Можно дебавить, что все эти формы являются интерсубъективно, т.е. социально организованными».

 

 

Питер Бергер, Томас Лукман: «Пластичность человеческого организма и его восприимчивость к социально детерминированному вмешательству лучше всего иллюстрируется данными этнологов относительно сексуальности. Хотя у человека есть сексуальные влечения, сопоставимые с имеющимися и у других высших млекопитающих, человеческая сексуальность характеризуется очень высокой степенью пластичности».

 

 

Питер Бергер, Томас Лукман: «Реальность повседневной жизни организуется вокруг “здесь” моего тела и “сейчас” моего настоящего времени. Это “здесь-и-сейчас” — фокус моего внимания к реальности повседневной жизни. Ближайшей ко мне является та зона повседневной жизни, которая непосредственно доступна моей физической манипуляции. Эта зона включает мир, находящийся в пределах моей досягаемости, мир, в котором я действую так, чтобы видоизменить его реальность, или мир, в котором я работаю».

 

 

Гарольд Гарфинкель: «В своей основе этнометодология представляет собой исследование «структу­ры разумного знания и серии операций и соображений [методов], посредством которых обычные члены общества понимают смысл этого знания, получают к нему доступ и действуют по обстоятельствам, в которых находятся».

 

 

Ирвин Гоффман: «Когда человек оказывается в условиях жесткой или длительной изоляции, он, как правило, пытается обратить на себя внимание окружающих, изменить свое положение или выразить неприятие ситуации, в которой находится, при помощи определенных действий. Они носят демонстративный или протестный характер, являются естественными реакциями на внешние обстоятельства и отношение персонала и без учета ситуации воспринимаются и описываются как признаки психического заболевания и опасности человека для себя и окружающих, поскольку любое поведение в психиатрической больнице оценивается прежде всего с психопатологической точки зрения и фиксируется в истории болезни. В то же время чем сильнее выражается протест человека против пребывания в психиатрической больнице — тем интенсивнее применяются лекарственные средства, средства фиксации и иные меры воздействия, выражающиеся в ужесточении режима его содержания в ней. Результатами данного процесса является подавление личности, угасание человеческих качеств и формирование поведения и роли «психически больного».

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-31; просмотров: 1322.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...