Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Источник: П. Бергер, Т. Лукман «Социальное конструирование реальности»
Семинар 3. История социологии и социологические теории
I часть. Эксперименты 1) Эксперимент в медицине и социальных науках: области пересечения Пример, зооэксперименты, зоопсихология 2) Обсуждение экспериментов Милгрема, Аша, Зимбарто, Джонса 3) Просмотр роликов по социальным экспериментам
II часть – Социологические теории 1) Социологические теории: работа над теориями ü Кто такие позитивисты в истории социологии? Ваше отношение к данному подходу? ü Кого из позитивистов вы знаете? (Конт, Гердер, Дюркгейм, Парсонс) ü В чем причина суицида по Дюркгейму? ü Какое влияние М. Вебер и его взгляд на общество имел для социологии, философии, истории ü Почему теория Парсонса считается наиболее системной в социологии? ü Что такое социальное действие, и кто его изучал? ü Чем принципиально номиналисты и реалисты отличаются? ü Чем социальное действие отличается от социального взаимодействия? ü Какие эксперименты на соц взаимодействие вам известны? ü Что такое феноменология? ü Что такое социальный конструктивизм? ü Этнометодология? ü Фреймовая теория? ü В чем нестандартность этнометодологии. ü Чему нас учит фреймовая теория?
2) Эссе по фильмам: Фреймовая теория в фильме: ü Пролетая над гнездом кукушки (1975) по мотивам Кена Кизи ü «Пиджак» (реж. Дж. Мэйбери) ü «Пробуждение» (реж. П. Маршалл) ü Эксперимент ü «Я убью тебя, мама» (реж. Е. Погребижская» III Часть. Источник 1) Разбор источника по вопросам (Приложение 1). Источник: П. Бергер, Т. Лукман «Социальное конструирование реальности» IV Часть. Работа по группам проектным.
Приложение № 1 Источник: П. Бергер, Т. Лукман «Социальное конструирование реальности»
Приложение №2 О. Конт: «Истинная философия ставит себе задачей по возможности привести в стройную систему всё человеческое личное и в особенности коллективное существование, рассматривая одновременно все три класса характеризующих его явлений, именно мысли, чувства и действия. Со всех этих точек зрения основная эволюция человечества представляется необходимо самопроизвольной, и только точная оценка её естественного хода единственно может дать нам общий фундамент для мудрого вмешательства»
О. Конт: «Естественный порядок, вытекающий в каждом практическом случае из совокупности законов соответственных явлений, должен, очевидно, быть нам сначала хорошо известен для того, чтобы мы могли либо его изменять в наших интересах, либо, по крайней мере, приспособлять к нему наше поведение, если, как и в области небесных явлений, всякое человеческое вмешательство здесь невозможно».
Герберт Спесер: «Знание законов жизни несравненно важнее многих других знаний, а знание, прямо ведущее нас к самосовершенствованию, есть знание первейшей важности… Эволюция не может завершиться иначе, как осуществлением величайшего совершенства и полнейшего счастья… Прогресс не случайность, а необходимость:… Эволюция, по Спенсеру, предполагает прогрессивное изменение, развивающееся по трем направлениям: от разъединенности к интеграции, от однородности к дифференциации и от неопределенности к определенности, упорядоченности.».
Эмиль Дюркгейм:«Предметом изучения социологии является социологическая реальность, основанная на социологических факторах, существующих объективно, независимо от человека и способов оказывать на него давление. Теория образования человека зависит от внешних факторов, а не от него самого»
Эмиль Дюркгейм: «Нравственность — это обязательный минимум и суровая необходимость, это хлеб насущный, без которого общества не могут жить… Подчинение частной пользы общей пользе, какой бы она ни была, всегда носит нравственный характер, так как оно непременно заключает в себе дух самопожертвования и самоотречения».
Эмиль Дюркгейм: «Цивилизация концентрируется в больших городах; самоубийство тоже».
Макс Вебер: «Необходимо изучать мотивы поведения людей и тогда мы сможем понять человека и воздействовать на его поведение… Не нужно быть Цезарем, чтобы понимать Цезаря».
Макс Вебер: «"Действием" мы называем действие человека (независимо от того, носит ли оно внешний или внутренний характер, сводится ли к невмешательству или терпеливому приятию), если и поскольку действующий индивид или индивиды связывают с ним субъективный смысл. " Социальным" мы называем такое действие, которое по предполагаемому действующим лицом или действующими лицами смыслу соотносится с действием других людей и ориентируется на него".
ТолкотПарсонс: «Мы определяем общество как такой тип социальной системы, который обладает наивысшей степенью самодостаточности относительно своей среды, включающей и другие социальные системы.»
ТолкотПарсонс: «Интеграция в общество его членов подразумевает наличие зоны взаимопроникновения между социальной и личностной системами. На социальном уровне институционализированные ценностные образцы выступают в виде «коллективных представлений», которые определяют желаемый тип социальной системы. Эти представления соотносятся с концепциями типов социальных систем, с помощью которых индивиды ориентируются при реализации себя в качестве членов общества».
Альфред Шюц: «Исследование основных принципов, в соответствии с которыми человек в повседневной жизни организует свой опыт и, в частности, опыт социального мира, является первостепенной задачей методологии общественных наук».
Альфред Шюц: «повседневности: это – сфера человеческого опыта, характеризующаяся особой формой восприятия и осмысления мира, возникающей на основе трудовой деятельности. Для нее характерно напряженно бодрствующее состояние сознания, целостность личностного участия в мире, представляющем собой совокупность оптических, невызывающих сомнения в объективности своего существования, форм пространства, времени и социальных взаимодействий. Можно дебавить, что все эти формы являются интерсубъективно, т.е. социально организованными».
Питер Бергер, Томас Лукман: «Пластичность человеческого организма и его восприимчивость к социально детерминированному вмешательству лучше всего иллюстрируется данными этнологов относительно сексуальности. Хотя у человека есть сексуальные влечения, сопоставимые с имеющимися и у других высших млекопитающих, человеческая сексуальность характеризуется очень высокой степенью пластичности».
Питер Бергер, Томас Лукман: «Реальность повседневной жизни организуется вокруг “здесь” моего тела и “сейчас” моего настоящего времени. Это “здесь-и-сейчас” — фокус моего внимания к реальности повседневной жизни. Ближайшей ко мне является та зона повседневной жизни, которая непосредственно доступна моей физической манипуляции. Эта зона включает мир, находящийся в пределах моей досягаемости, мир, в котором я действую так, чтобы видоизменить его реальность, или мир, в котором я работаю».
Гарольд Гарфинкель: «В своей основе этнометодология представляет собой исследование «структуры разумного знания и серии операций и соображений [методов], посредством которых обычные члены общества понимают смысл этого знания, получают к нему доступ и действуют по обстоятельствам, в которых находятся».
Ирвин Гоффман: «Когда человек оказывается в условиях жесткой или длительной изоляции, он, как правило, пытается обратить на себя внимание окружающих, изменить свое положение или выразить неприятие ситуации, в которой находится, при помощи определенных действий. Они носят демонстративный или протестный характер, являются естественными реакциями на внешние обстоятельства и отношение персонала и без учета ситуации воспринимаются и описываются как признаки психического заболевания и опасности человека для себя и окружающих, поскольку любое поведение в психиатрической больнице оценивается прежде всего с психопатологической точки зрения и фиксируется в истории болезни. В то же время чем сильнее выражается протест человека против пребывания в психиатрической больнице — тем интенсивнее применяются лекарственные средства, средства фиксации и иные меры воздействия, выражающиеся в ужесточении режима его содержания в ней. Результатами данного процесса является подавление личности, угасание человеческих качеств и формирование поведения и роли «психически больного».
|
||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-31; просмотров: 1322. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |