Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Группы, разделяемые по характеру взаимоотношений между их членами




Первичные и вторичные группы. Различие во взаимоотношениях между индивидами наиболее четко заметно в первичных и вторичных группах. Под первичными группами понимаются такие группы, в которых каждый член видит других членов группы как личностей и индивидуальностей. Достижение такого видения происходит через социальные контакты, придающие интимный, личностный и всеобщий характер внутригрупповом взаимодействиям, в которые включаются многие элементы личностного опыта. В таких группах, как семья или дружеская компания, ее члены стремятся сделать социальные взаимоотношения неформальными и смягченными. Они интересуют друг друга прежде всего, как личности, имеют общие надежды и чувства и полностью удовлетворяют свои потребности в общении. Во вторичных группах социальные контакты носят безличный, односторонний и утилитарный характер. Здесь не обязательны дружеские личностные контакты с другими членами, но все контакты функциональны, как того требуют социальные роли. Например, отношения мастера участка и подчиненных рабочих безличны и не зависят от дружеских отношении между ними. Вторичная группа может быть трудовым союзом или какой-либо ассоциацией, клубом, командой. Но вторичной группой можно считать и двух личностей, торгующихся на базаре. В некоторых случаях такая группа существует для достижения специфических целей, включающих определенные потребности членов этой группы как личностей.

 

Причины возникновения социальных движений

Среди причин появления социальных движений можно выделить общие (порождающие любое социальное движение) и специфические (причины появления определенного социального движения).

К общим причинам относятся, во-первых, объективные, социально-экономические факторы, во-вторых, психологическое состояние личности, в-третьих, стремление получить выгоды, в-четвертых, результат нарушения сбалансированности социальных систем.

В целом появление социальных движений связывают с возникновением в обществе социальных противоречий, конфликтов, дезорганизации, что и вызывает недовольство масс.

Специфические причины выявляются у каждого отдельного социального движения.

Общепризнанным считается то, что социальные движения – это реакция на социальную ситуацию. Но в различных подходах на первый план выдвигаются разные факторы, приводящие к возникновению социальных движений.

Марксистское направление считает, что социальные движения вызывает обострение глубинных противоречий в общественном развитии, которое выражается в социально-экономическом и политическом кризисах, а также в неспособности властей разрешить их в интересах масс.

Современные западные ученые выделяют объективные и субъективные причины.

К объективным причинам появления социальных движений относят:

1 – социально-психологическое направление (С. Хук, П. Амман, Дж. Дэвис) делает акцент на психологическом состоянии личности и объясняет возникновение массовых движений в русле концепций «психологии толпы», «краха социальных устоев», «разочарования – агрессии»;

2 – экономическое направление(М. Олсон, С. Скокпол) – считает социальные движения результатом стремления масс, групп, индивидов получить материальные выгоды;

3 – структурно-функциональное направление(Ч. Джонсон, Б. Мур, С. Хантингтон, С. Вудворд) трактует социальные движения как результат нарушения сбалансирования социальных систем;

4 – системный подход (Я. Щепаньский) считает, что социальные движения возникают на основе экономических и культурных изменений, преобразований в материальном базисе общества, новых идей, привнесенных из других обществ.

В числе субъективных причин выделяют:

1 – культурные тенденции–culturaldrifts(П. Хортон, Ч. Хант), например, длительное развитие демократического общества, эмансипации женщин, высшая ценность образования часто создают условия для социальных движений;

2 – индивидуальную предрасположенность – неудовлетворенные люди, чем-то расстроенные и обеспокоенные, растерянные, подавленные, то есть люди с определенным типом мышления вступают в социальные движения.

Здесь нужно понять, какие обстоятельства приводят людей к такому положению. Очень часто такими детерминантами становятся:

· мобильность (невозможность укорениться),

· маргинальность (неполная интегрированность в социальные группы),

· социальная изоляция,

· изменяющийся социальный статус,

· отсутствие семейных связей.

При кажущемся различии подходов практически все авторы стремятся выявить социально-психологические основания движений. Они связывают генезис социальных движений с возникновением в обществе социальных противоречий, конфликтов, дезорганизации, дисфункции, ведущих к недовольству масс своим положением и тенденциями общественного развития, к фрустрации и эрозии прежней системы ценностей

Считается также, что появлению социальных движений способствуют идеологические тенденции (появление новых идей), репрессии, дискриминация – и многое другое.

Все это побуждает определенную часть общества искать формы самореализации, а затем по мере возрастания напряженности объединяться в социальные движения.

То есть в целом можно сказать, что социальные движения обычно возникают на основе экономических, культурных и политических изменений, преобразований в материальном базисе общества, а также на основе новых идей.

Важно понять, что социальные движения имеют не только какие-то общие причины возникновения и развития, но и свои специфические, в том числе и конкретно-исторического плана.

 

 

Список литературы:

1. Батищев, Г.С. Социальные связи человека в культуре // Культура, человек и картина мира.- М.,1987.- 312 с.

2. Голубева, Г.А., Дмитриев А.В. Социология: учебное пособие / Г.А. Голубева. - М., Гардарики, 2004. - 226 с.

3. Манхейм, К. Избранное: Социология культуры / Академия исcледований культуры. - М.; СПб.: Университетская книга, 2003.-96 с.

4. Манхейм, К. Избранное : Социология культуры - М.; СПб.: Университетская книга, 2003. - с.263

5. Основы социологии: учебное пособие / под ред. М.В. Прокопова - М.: Русская деловая литература, 2003. - 205 с.

6. Основы социологии: учебное пособие / под ред. М.В. Прокопова - М.: Русская дел. лит-ра, 2003. -с.36

7. Соколова, В.А. Основы социологии: учебн. пособие / В.А. Соколова. - Ростов н/Д: Феникс, 2004. - с.112

8. Социология / Ахметова С.А., Беляев В.А., Большаков А.Г.; Под ред. Ерофеева С.А., Низамовой Л.Р.; Казан. гос. ун-т. Каф. социологии, Центр социологии культуры. - Казань, 2005. - 2-е изд. перераб. и доп. с. 216.

9. Филатова, О.Г. Социология культуры: Конспект лекций. - СПб.: Михайлов, 2000- с.48-49

 

Список интернет-источников:

1. http://business.polbu.ru/frolov_sociology/ch38_iii.html

2. https://moodle.ggau.by/mod/resource/view.php?id=2347

3. http://center-yf.ru/data/stat/socialnoe-deystvie-i-socialnoe-vzaimodeystvie.php

4. http://works.doklad.ru/view/4Py5uY4Cz2E.html










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-31; просмотров: 131.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...