Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Молодежь как социальная группа Зинетуллина




Понятие молодежи. Признаки молодежи. Особенности социального положения молодежи. Разновидность молодежных групп и движений. Типы самодеятельности молодежи. Основные проблемы молодежи

Молодежь – это социально-демографическая группа, выделяемая на основе совокупности возрастных характеристик (приблизительно от 16 до 25 лет [7] ), особенностей социального положения и определенных социально-психологических качеств.

Молодость – это период выбора профессии и своего места в жизни, выработки мировоззрения и жизненных ценностей, выбора спутника жизни, создания семьи, достижения экономической независимости и социально ответственного поведения.

Молодость является определенной фазой, этапом жизненного цикла человека и биологически универсальна.

Особенности социального положения молодежи

– Переходность положения.

– Высокий уровень мобильности.

– Освоение новых социальных ролей (работник, студент, гражданин, семьянин), связанных с изменением статуса.

– Активный поиск своего места в жизни.

– Благоприятные перспективы в профессиональном и карьерном плане.

Молодежь – это наиболее активная, мобильная и динамичная часть населения, свободная от стереотипов и предрассудков предыдущих лет и обладающая следующими социально-психологическими качествами: неустойчивость психики; внутренняя противоречивость; низкий уровень толерантности (от лат. tolerantia – терпение); стремление выделиться, отличаться от остальных; существование специфической молодежной субкультуры.

Типичным для молодежи является объединение в неформальные группы , которые характеризуются следующими признаками:

– возникновение на базе стихийного общения в конкретных условиях социальной ситуации;

– самоорганизация и независимость от официальных структур;

– обязательные для участников и отличающиеся от типичных, принятых в обществе, модели поведения, которые направлены на реализацию неудовлетворяемых в обычных формах жизненных потребностей (они нацелены на самоутверждение, придание социального статуса, обретение защищенности и престижной самооценки);

– относительная устойчивость, определенная иерархия среди участников групп;

– выражение иных ценностных ориентаций или даже мировоззрения, стереотипов поведения, нехарактерных для общества в целом;

– атрибутика, подчеркивающая принадлежность к данной общности.

В зависимости от особенностей самодеятельности молодежи можно классифицировать молодежные группы и движения.

Ускорение темпов развития общества обусловливает возрастание роли молодежи в общественной жизни. Включаясь в социальные отношения, молодежь видоизменяет их и под воздействием преобразованных условий совершенствуется сама.

Молодежная политика– это система государственных приоритетов и мер, направленных на создание условий и возможностей для успешной социализации и эффективной самореализации молодежи. Цель государственной молодежной политики– всестороннее развитие потенциала молодежи, что должно способствовать достижению долгосрочных целей – социальному, экономическому, культурному развитию страны, обеспечению ее международной конкурентоспособности и укреплению национальной безопасности.

Основные направления молодежной политики

– вовлечение молодежи в общественную жизнь, ее информирование о потенциальных возможностях развития;

– развитие созидательной активности молодежи, поддержка талантливой молодежи;

– интеграция молодых людей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, в полноценную жизнь.

 

Согласно с целями, задачами и содержанием деятельности выделяют объединения:
- ориентированные на социализацию личности ребенка, его гражданское становление, гармонизацию личностного и общественного, индивидуального и коллективного начал;
- социально-индивидуальной направленности;
- связанные с начальной профессиональной подготовкой детей;
- ориентированные на патриотическое, гражданское воспитание, политические (для молодежи);
- культурологического и практического направления;
- сосредоточены на утверждении здорового образа жизни (спортивные, туристические)
2 По идеологическому признаку организации разделяют на:
- светские;
- религиозные;
- общечеловеческой направленности;
- узко национальной ориентации
3 По степени самостоятельности, открытости, демократичности выделяют:
- относительно самостоятельные объединения, имеющие статус юридически оформленной структуры и действуют как партнеры с другими структурами;
- базовые организации многочисленных взрослых общественных организаций или движений
4 По характеру взаимосвязи с государственными и общественными структурами различают объединения:
- которые взаимодействуют с государственными структурами: школами, учреждениями дополнительного образования, детскими домами - интернатами, учреждениями культуры, науки и т.д.
- которые взаимодействуют со взрослыми и молодежными общественными объединениями и движениями;
- которые взаимодействуют с частными, коммерческими структурами



















Этнические общности.

Понятие этнической общности. Подходы к пониманию сущности этносов, их происхождения. Предпосылки складывания этноса. Виды этнических общностей. Род. Племя. Народ. Нация. Национальное и этническое самосознание. Этнические меньшинства.

Все этнические общности мира входят в состав двухсот с лишним стран. Поэтому большинство современных государств полиэтничны. Например, в Индии проживает не­сколько сотен этнических общностей, в Нигерии насчитыва­ется 200 народов. В составе Российской Федерации в настоя­щее время более ста этносов, в том числе около 30 наций.

Этническая общность — это исторически сложившая­ся на определенной территории устойчивая совокупность людей (племя, народность, нация, народ), обладающих об­щими чертами и стабильными особенностями культуры, языка, психического склада, самосознанием и исторической памятью, а также осознанием своих интересов и целей, своего единства, отличил от других подобных образований.

Различные подходы (теории) к пониманию сущности этносов, их происхождения.

Наименование подхода (теории) Его сущность
Естественно-биологический или расово-а нтропологический подход Признает неравенство человеческих рас, культурное превосходство европеоидной ра­сы. Несовершенство расовых признаков — основа культурной отсталости наций и на­родностей
Марксистская теория Провозглашает экономические отношения в качестве главной основы формирования нации. Признает право наций на самоопре­деление вплоть до отделения, идею их пол­ного равноправия, пролетарский интерна­ционализм
Социокультур­ный подход Рассматривает этнические общности как компоненты социальной структуры об­щества, раскрывая их тесную связь с социальными группами и различными со­циальными институтами. Этническая об­щность — важный источник самодвижения и саморазвития
Пассионарная теория этноге­неза происхож­дение, развитие этноса)(Гумилев) Рассматривает этнос как природное, био­логическое, географическое явление, как результат адаптации человеческой группы к природно-климатическим условиям обита­ния, История человечества — цепь много­численных этногенезов. Источник возник­новения нового этноса — пассионарный толчок. Пассионарность — определенная характеристика поведения и природных свойств человека, обусловленных энергией космоса, солнца и естественной радиоак­тивностью, воздействующими на общество. Пассионарии — особо энергичные, ода­ренные, талантливые люди.

Естественной предпосылкой складывания того или иного этноса служила общность территории, поскольку она созда­вала необходимые условия для совместной деятельности лю­дей. Однако в дальнейшем, когда этнос сформировался, этот признак утрачивает главное значение и может совсем отсутс­твовать. Так, некоторые этносы и в условиях диаспоры (от гр. diaspora — рассеяние) сохраняли свою идентичность, не имея единой территории.

Другое важное условие формирования этноса — общность языка. Но и этот признак не может считаться универсальным, так как в ряде случаев (например, США) этнос складывается в ходе развития хозяйственных, политических и других свя­зей, а общие языки являются результатом данного процесса.

Более устойчивый признак этнической общности — единство таких компонентов духовной культуры, как ценное ти, нормы и образцы поведения, а также связанные с ними со­циально- психологические характеристики сознания и пове­дения людей.

Виды этнических общностей:

• Род — группа кровных родственников, ведущих свое происхождение по одной линии (материнской или отцовс­кой).

Племя — совокупность родов, связанных между собой общими чертами культуры, осознанием общего происхожде­ния, а также общностью диалекта, единством религиозных представлений, обрядов.

Народность — исторически сложившаяся общность лю­дей, объединяемая общей территорией, языком, психическим складом, культурой.

Нация — исторически сложившаяся общность людей, характеризующаяся развитыми экономическими связями, общей территорией и общностью языка, культуры, этничес­кого самосознания.

Интегративным показателем сложившейся социально-эт­нической общности выступает этническое самосознание — чувство принадлежности к определенному этносу, осозна­ние своего единства и отличия от других этнических групп.

Важную роль в развитии этнического самосознания играют представления об общности происхождения, истории, истори­ческих судеб, а также традиции, обычаи, обряды, фольклор, т.е. такие элементы культуры, которые передаются из поко­ления в поколение и образуют специфическую этническую культуру.

Благодаря этническому самосознанию человек остро чувс­твует интересы своего народа, сопоставляет их с интересами других народов, мирового сообщества. Осознание этнических интересов побуждает личность к деятельности, в процессе ко­торой они реализуются.

Отметим две стороны национальных интересов:

— Необходимо сохранять свою особенность, неповтори­мость в потоке человеческой истории, уникальность своей культуры, языка, стремиться к росту населения, обеспечивая достаточный уровень экономического развития;

— необходимо психологически не отгораживаться от дру­гих наций и народов, не превращать государственные грани­цы в «железный занавес», следует обогащать свою культуру контактами, заимствованиями из других культур.

Этнонациональные общности развиваются от рода, племе­ни, нации, доходя до уровня нации-государства.

Производным от понятия «нация» является термин наци­ональность, который употребляется в русском языке как на­именование принадлежности лица к какой-либо этнической группе.

Многие современные исследователи считают классичес­кой нацию межэтническую, в которой на первый план выхо­дят общегражданские качества и вместе с тем сохраняются особенности входящих в нее этносов — язык, своя культура, традиции, обычаи.

Межэтническая, гражданская нация является совокуп­ностью (сообществом) граждан того или иного государс­тва. Часть ученых полагает, что формирование такой нации означает «конец нации» в этническом измерении. Другие же, признавая нацию-государство, считают, что надо говорить не о «конце нации», а о ее новом качественном состоянии.

В социологии широко используется понятие этнические меньшинства, которое включает в себя не просто количест­венные данные.

Черты этнического меньшинства следующие:

— его представители находятся в невыгодном положении по сравнению с другими этносами из-за дискриминации (при­нижения, умаления, ущемления) со стороны остальных этни­ческих групп;

— его члены испытывают некое чувство групповой соли­дарности, «принадлежности к единому целому»;

— оно обычно в какой-то степени физически и социально изолировано от остального общества.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-31; просмотров: 146.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...