Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Структурные типы словосочетаний




Определение термина (широкое и узкое понимание термина)

 

Словосочетание в широком смысле – это любое грамматически оформленное сочетание слов. Мы можем рассматривать как словосочетания предикативные объединения, т.е. подлежащее и сказуемое (мальчик спит, девочка читает) и непредикативные (маленький мальчик, читает книгу).

В узком (терминологическом) смысле под словосочетанием мы будем понимать объединение двух и более знаменательных слов с подчинительной односторонне направленной связью компонентов. Словосочетание должно отвечать следующим условиям:

а) связь между компонентами словосочетания должна быть подчинительной, т.е. в словосочетании есть главное слово, от которого ставится вопрос к зависимому слову. Такие сочетания слов, как мать и дочь, ручка и тетрадь, читатель и писатель  не являются словосочетаниями, так как между ними наблюдается сочинительная связь. Это словесные ряды;

б) связь между компонентами словосочетания должна быть односторонне направленной, т.е. форма зависимого компонента подчиняется главному, например: новыйдом(какой?), игра(чья?) футболиста. В предикативных сочетаниях слов связь между подлежащим и сказуемым двусторонняя: мальчик (что делает?) спит (кто?)

в) связь между компонентами словосочетания должна быть непосредственной, т.е. между компонентами словосочетания не должно быть связки, например: тихая ночь – словосочетание; Ночь тиха – предложение (в форме настоящего времени связка в русском языке опущена. Ср.: Ночь была тихая; Ночь будет тихая).

 

Классификация словосочетаний

 

В составе словосочетаний выделяется главный и зависимый компоненты. Зависимый компонент используется в той форме, которую ему предписывает главный: новый дом – главный компонент дом имеет форму мужского рода, единственного числа, именительного падежа. Подчиненный компонент новый принимает эти же формы. Словосочетания классифицируются потрем основаниям.

Первое основание. В зависимости от того, какой частью речи выражен главный компонент, различают глагольные, наречные и именные словосочетания. К глагольным относят словосочетания с главным компонентом, выраженным глаголом, причастием и деепричастием: думать (как?) ясно, думающий (как?) ясно, думая(как?)ясно.

К наречным словосочетаниям относят словосочетания с главным компонентом, выраженным наречием: очень (как?) быстро, в высшей степени (как?) успешно.

К именным относят словосочетания с главным словом, выраженным существительным, прилагательным, числительным и местоимением. В зависимости от этого различают субстантивные, адъективные, нумеральные и местоименные словосочетания. В именных субстантивных словосочетаниях главный компонент выражен именем существительным: переход через границу,книга отца. В именных адъективных словосочетаниях главный компонент выражен именем прилагательным: красный от стыда, свойственный многим. В именных нумеральных словосочетаниях главный компонент выражен именем числительным: три книги,пять кошек. В именных местоименных словосочетаниях главный компонент выражен местоимением: кто-то из студентов,некто в белом.

Второе основание. Между главным и зависимым компонентами наблюдаются различные смысловые отношения, которые мы выявляем при помощи смысловых вопросов от главного слова к зависимому.

Определительные отношения (атрибутивные) выявляются при помощи вопросов какой? который? чей? Приведем примеры: новый (какой?)ученик, избушка (чья?) лесника,сумка (какая?) из кожи.

Обстоятельственные отношения выявляются при помощи следующих смысловых вопросов: где? куда? когда? почему? зачем? вопреки чему? и др. Например: встретиться (где?) под часами, читать (как?) по слогам, приехать (когда?) зимой.

Объектные отношения выявляются по падежным вопросам: кого? чего? кому? чему? и др. Например: решение (чего?) задачи, полезный (для чего?) для здоровья.

Третье основание. Между главным и зависимым компонентами устанавливается грамматическая связь. Различаются три способа грамматической связи: согласование, управление, примыкание.

При согласовании зависимое слово согласуется с главным в формах рода, числа и падежа: новый словарь, думающий мальчик, каждый студент, второй ряд.

При управлении главное слово «управляет» зависимым в каком-либо падеже. Управление может быть предложным и беспредложным (интереск музыке; интересоваться музыкой), сильным и слабым. При сильном управлении главное слово требует от зависимого одного (единственного) падежа зависимого слова: купить (кого? что?) книгу. При слабом управлении возможны разные падежи: расположиться (у чего?) у реки, (над чем?) над рекой.

Перечислим случаи сильного управления в русском языке.

1) переходные глаголы, требующие В.п. без предлога: рубить (кого? что?) березу;

2) существительные, образованные от переходных глаголов. Они обозначают действие и требуют Р.п. без предлога: построить (кого? что?) дом – постройка (кого? чего?) дома;

3) глаголы со значением желания, ожидания, требования, опасения, при которых отвлеченные существительные требуют Р.п. без предлога: ожидать встречи;

4) отглагольные существительные, образованные от глаголов 3 группы: ожидание встречи;

5) приставочные глаголы, требующие определенных предлогов: отколоться от глыбы, дотянуться до стола, надеяться на помощь, перескочить через канаву, разобраться в деле.

 

 При примыкании связь между главным и зависимым компонентами осуществляется без показателя зависимости. Примыкают неизменяющиеся слова и формы: наречия, деепричастие, инфинитив, сравнительная степень. Например: ехать (как?) быстро, ехать(как?) наперерез,ехать(как?) быстрее, желание(какое?) ехать.

 

Структурные типы словосочетаний

 

Словосочетания из двух непосредственно связанных компонентов могут входить в состав более сложных синтаксических комплексов. Рассмотрим основные из них.

Словосочетательная цепь может быть образована путем синтаксического распространения зависимого компонента элементарного словосочетания: дом (какой?) с белыми колоннами.

В ряде случаев второе словосочетание в словосочетательной цепи приобретает синтаксически неразложимый характер: человек с бледным лицом,девушка с голубыми глазами, женщинаневиданной красоты.

Иногда словосочетательной цепью считают такие сочетания компонентов: вытереть стол тряпкой.

Могут возникать из словосочетательных цепей и синтаксические комплексы значительного объема: приехавший к нам в начале октября новый учитель, широко известный в городе оперный певец.

 Выполнение упражнений

1. Укажите возможные словосочетания в предложении. Выпишите их и проанализируйте, используя все (три) основания классификации.

На окне, серебряном от инея, за ночь расцвели хризантемы. Анализ данного предложения:

В этом предложении 2 словосочетания: расцвели (где? на чем?) на окне (глагольное, обстоятельственное, управление); расцвели (когда? за что?) за ночь (глагольное, обстоятельственное, управление). Словосочетаниями не являются:

1) подлежащее и сказуемое, т.к. это предложение;

2) за ночь, на окне, т.к. здесь только одно знаменательное слово;

3) на окне, серебряном от инея, … так как это определяемое слово и адъективный оборот, который вступает с определяемым словом в полупредикативные отношения.

 

2. Определите характер отношений между главным и зависимым словом по следующим параметрам:

* частеречной принадлежности главного слова,

* смысловым отношениям,

* типу (способу) грамматической связи.

 

Читать книгу, бежать быстро, любоваться природой, большое оживление, ухаживать за ребенком, гордый успехом, книга сестры, брюки в клетку, достойный награды, свободный от предрассудков, желание учиться, второй справа, удар наотмашь, маленький кенгуру, прогулка пешком, поселиться наверху, на верху рябины, вредный для здоровья, поздно ночью, далеко внизу, намерение уехать, широкие пальто.

 

 

 

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-31; просмотров: 175.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...