Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Выполнение арифметических операций в различных позиционных системах счисления
Системы счисления Система счисления - это правило записи чисел с помощью заданного набора специальных знаков – цифр Людьми использовались различные способы записи чисел, которые можно объединить в несколько групп: унарная, непозиционные и позиционные. Унарная - это система счисления, в которой для записи чисел используется только один знак - I («палочка»). Следующее число получается из предыдущего добавлением новой I; их количество (сумма) равно самому числу. Именно такая система применяется для начального обучения счету детей (можно вспомнить «счетные палочки»). Унарная система определяет значение целого числа количеством содержащихся в нем единиц (палочек). Из непозиционных наиболее распространенной можно считать римскую систему счисления. В ней некоторые базовые числа обозначены заглавными латинскими буквами: 1 - I, 5-V, 10-Х, 50-L , 100 - С, 500 - D, 1000 - М. Все другие числа строятся комбинаций базовых в соответствии со следующими правилами: · если цифра меньшего значения стоит справа от большей цифры, то их значения суммируются; если слева - то меньшее значение вычитается из большего. · цифры I, X, С и М могут следовать подряд не более трех раз каждая; · цифры V, L и D могут использоваться в записи числа не более одного раза. Например, запись XIX соответствует числу 19, MDXLIX - числу 1549. Запись чисел в такой системе громоздка и неудобна, но еще более неудобным оказывается выполнение в ней даже самых простых арифметических операций. Отсутствие нуля и знаков для чисел больше М не позволяют римскими цифрами записать любое число (хотя бы натуральное). По указанным причинам теперь римская система используется лишь для нумерации. В настоящее время для представления чисел применяют, в основном, позиционные системы счисления. Позиционными называются системы счисления, в которых значение каждой цифры в изображении числа определяется ее положением (позицией) в ряду других цифр. Наиболее распространенной и привычной является система счисления, в которой для записи чисел используется 10 цифр: 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8 и 9 – десятичная система счисления. Число представляет собой краткую запись многочлена, в который входят степени некоторого другого числа - основания системы счисления. Например, 272,12 = 2*102 + 7*101 + 2*100+ 1*10-1 + 2*10-2. В данном числе цифра 2 встречается трижды, однако, значение этих цифр различно и определяется их положением (позицией) в числе. Количество цифр для построения чисел, очевидно, равно основанию системы счисления. Также очевидно, что максимальная цифра на 1 меньше основания. Причина широкого распространения именно десятичной системы счисления понятна - она происходит от унарной системы с пальцами рук в качестве «палочек». Кроме десятичной используются двоичная, восьмеричная и шестнадцатеричная системы счисления. Необходимо запомнить следующие правила для позиционных систем счисления: 1. Количество цифр, используемых для изображения числа равно основанию системы. Например, для двоичной системы используются цифры 0 и 1; для восьмеричной системы: 0,1,2,3,4,5,6,7; для шестнадцатеричной системы: 0,1,2,3,4,5,6,7,8,9,A,B,C,D; и т.д. 2. Цифры, используемые для записи числа, не должны превышать основания системы. 3. Число, кратное основанию должно оканчиваться на 0. 4. Основание любой позиционной системы счисления изображается следующим образом: 10.
Переход между позиционными системами счисления с различными основаниями 1. Переход из любой системы счисления в десятичную систему. Пример 1. Дано число в двоичной системе счисления: А2=10010,012. Перевести это число в десятичное: А2 ® А10 Записываем исходное число в следующем виде: 4 3 2 1 0 -1 -2 - показатели степени основания системы в соответствующей позиции 1 0 0 1 0, 0 12 Получаем: А10= 1*24+0*23+0*22+1*21+0*20+0*2-1+1*2-2 = 18,25 Пример 2. Дано число в восьмеричной системе счисления: А8=256,7. Перевести это число в десятичное: А8 ® А10 Записываем исходное число в следующем виде: 2 1 0 -1 - - показатели степени основания системы в соответствующей позиции 2 5 6, 7 Получаем: А10=2*82+5*81+6*80+7*8-1 =2*64+40+6+7*8-1 =174,875 2. Переход из десятичной системы счисления в любую другую систему счисления. Пример 1. Дано число в десятичной системе счисления: А10=58,45. Перевести это число в двоичное: А10 ® А2 При переводе из десятичной системы отдельно переводится целая часть числа и отдельно дробная часть числа. · Перевод целой части. Целая часть десятичного числа делится на основание той системы счисления, в которую делается перевод. Находится целая часть от деления. Полученное частное снова делится на тоже основание и т.д. Деление проводится до тех пор, пока получаемое частное больше или равно основанию той системы счисления, в которую делается перевод. Затем записываются последнее частное и все остатки целочисленных делений (от последнего к первому). Полученное число является искомой целой частью данного числа с новым основанием. Находим целые части и остатки от делений: 1) 58:2. Целая часть: 26, остаток :0 2) 26:2. Целая часть: 13, остаток :0 3) 13:2. Целая часть: 6, остаток :1 4) 6:2. Целая часть: 3, остаток :0 5) 3:2. Целая часть: 1, остаток 1 Записываем последнюю целую часть и все остатки снизу вверх: 110100 – это искомая целая часть двоичного числа · Перевод дробной части. Дробная часть десятичного числа умножается на основание той системы счисления, в которую делается перевод: 0,45*2=0,9 В полученном числе берется дробная часть и умножается на основание той системы счисления, в которую делается перевод: 0,9*2=1,8 и т.д. Такое умножение проводится до тех пор, пока: 1) либо дробная часть полученного числа не станет равной нулю 2) либо в дробной части полученного числа не обнаружится период 3) либо дробная часть не достигнет заданного уровня точности. По завершении умножения из всех полученных произведений берется только их целая часть. Полученные целые части записываются в том порядке, в котором делались умножения. Полученное число является искомой дробной частью. Для нашего примера: 1) 0,45*2=0,9 2) 0,9*2=1,8 3) 0,8*2=1,6 4) 0,6*2=1,2 5) 0,2*2=0,4 6) 0,4*2=0,8 7) 0,8*2=1,6 – началось повторение участка с 3) по 6) Искомая дробная часть двоичного числа: 0,01(1100) – здесь 1100 – период Искомое число: А2=110100,01(1100) Пример 2. Дано число в десятичной системе счисления: А10=75,0625. Перевести это число в восьмеричное: А10 ® А8 · Перевод целой части: Находим целые части и остатки от делений: 1) 75:8. Целая часть: 9, остаток :3 2) 9:8. Целая часть: 1, остаток :1 Записываем последнюю целую часть и все остатки снизу вверх: 113 – это искомая целая часть восьмеричного числа · Перевод дробной части. 0,0625*8=0,5 0,5*8=4,0 – умножение прекращаем, так как получили 0 в дробной части Искомая дробная часть восьмеричного числа: 0,04 Искомое число: А8=113,04
Переход из любой недясятичной системы счисления в другую недясятичную систему счисления проводится через десятичную систему счисления, то есть, для того, чтобы сделать, например переход A5®A7 надо сделать переход A5®A10®A7 Переход между позиционными системами счисления с основаниями, равными 2k, где к=1,2,3,4. Для проведения такого перехода нам понадобится следующая таблица:
Рис.1. Таблица перевода чисел между двоичной, четверичной, восьмеричной и шестнадцатеричной системами счисления Перевод из двоичной систем счисления в систему счисления с основанием 2к, где к=2,3,4 Пример 1 Дано число в двоичной системе счисления А2=10101,10101. Надо перевести это число в восьмеричную систему счисления, то есть: А2® А8. Решение 1) 8=23 , то есть к=3 2) В данном числе 10101,10101, начиная от запятой, влево и право отделяем группы по 3 цифры. Если цифр в группе меньше трех, то вместо недостающих цифр записываем незначащие нули: 010 101, 101 010 3) По таблице на рис.1 находим для каждой полученной группы соответствующее восьмеричное число: Для 010 – находим 28 Для 101 – находим 58 Для 101 – находим 58 Для 010 – находим 28 4) Получаем искомое восьмеричное число: 25,52 Пример 2 Дано число в двоичной системе счисления А2=10101,10101. Надо перевести это число в шестнадцатеричную систему счисления, то есть: А2® А16. Решение 5) 16=24 , то есть к=4 6) В данном числе 10101,10101, начиная от запятой, влево и право отделяем группы по 4цифры. Если цифр в группе меньше четырех то вместо недостающих цифр записываем незначащие нули: 0001 0101, 1010 1000 7) По таблице на рис.1 находим для каждой полученной группы соответствующее шестнадцатеричное число: Для 0001 – находим 116 Для 0101 – находим 516 Для 1010 – находим А16 Для 1000 – находим 816 8) Получаем искомое шестнадцатеричное число: 15,А8
Перевод из системы счисления основанием 2к, где к=2,3,4 в двоичную систему счисления Пример 1 Дано число в восьмеричной системе счисления А8=40,15. Надо перевести это число в двоичную систему счисления, то есть: А8® А2. Решение 1) 8=23 , то есть к=3 2) В данном числе 40,15 каждую восьмеричную цифру заменяем группой из трех цифр: для каждой цифры по таблице на рис.1 находим соответствующее двоичным число; если в этом числе меньше трех цифрой, то перед числом дописываем незначащие нули: Для 48 – 1002 Для 08 – 0002 Для 18 – 0012 Для 58 - 1012 Получаем искомое двоичное число: 100000,001101 Пример 2 Дано число в четверичной системе счисления А4=12,03. Надо перевести это число в двоичную систему счисления, то есть: А4® А2. Решение 3) 4=22 , то есть к=2 4) В данном числе 12,03 каждую четверичную цифру заменяем группой из двух цифр: для каждой цифры по таблице на рис.1 находим соответствующее двоичным число; если в этом числе меньше двух цифрой, то перед числом дописываем незначащий нуль: Для 14 – 012 Для 24 – 102 Для 04 – 002 Для 34 - 112 Получаем искомое двоичное число: 110,0011
Переход из любой системы счисления с основанием 2к (к=2,3,4)в любую другую систему счисления с основанием 2к (к=2,3,4) проводится через двоичную систему счисления, то есть, для того, чтобы сделать, например, переход A8®A16 надо сделать переход A8®A2®A16
Выполнение арифметических операций в различных позиционных системах счисления Так как мы умеем выполнять арифметические операции только в десятичной системе счисления, то для выполнения арифметических операций в других позиционных системах счисления необходимо переводить (обычно мысленно) участвующие в операции части числа в десятичную систему счисления, а после выполнения операции обратно.
1. Сложение Пример 1 Сложить два числа в двоичной системе счисления: A2=111,1; В2=101,1 Решение: 1 1 1, 12 + 1 0 1, 12 _______ 1 1 0 1, 02 Пояснение: § начинаем складывать с последнего разряда (также, как складываем в десятичной системе) § Мысленно переводим каждую цифру разряда в десятичную систему счисления и складываем полученные значения в десятичной системе § Полученный результат переводим обратно в исходную систему счисления
Пример 2 Сложить два числа в восьмеричной системе счисления: A8=56,5; В8=47,6 Решение: 5 6 , 58 + 4 7 , 68 _______ 1 2 6 , 38 2. Вычитание Пример 1 А2=100,0; В2=11,1. Найти А2-В2 Решение 1 0 0 , 0 - 1 1 , 1 _______ 0 , 1 Пример 2 А8=103,3; В8=56,7. Найти А8-В8 Решение 1 0 3 , 3 - 5 6 , 7 ________ 2 4 , 4 3. Умножение Пример 1 А2=100; В2=10,1. Найти А2*В2 Решение 1 0 0 * 1 0 , 1 _______ 1 0 0 + 0 0 0 + 1 0 0 ___________ 1 0 1 0 Пример 2 А8=2,3; В8=5,6. Найти А8*В8 Решение 2 , 3 * 5 , 6 ______ 1 6 2 + 1 3 7 _______ 1 5,5 2
4. Деление Пример 1 А2=101,1; В2=10,1. Найти А2:В2
Решение 101,1:10,1=1011:101
1011|_101 - 10,001100011000… 101 ¾¾¾ 0001000 - 101 ¾¾¾¾ 00110 Продолжение решения
00110 - 101 ¾¾¾¾ 001000 - 101 ¾¾¾¾¾- 00110 - 101 ¾¾¾¾¾¾ 001000 ……………………. Как видно из решения, в полученном частном можно выделить период: 11000. Ответ: 10,00(11000)
Пример 2 А3=1111,22; В3=12,1. Найти А3:В3 Решение 1111,22: 12,1=111122:1210
111122|_1210 - 21,2 10120 ¾¾¾¾ 002222 - 1210 ¾¾¾¾ 10120 - 10120 ¾¾¾¾ 00000
Ответ: 21,2 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-31; просмотров: 278. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |