Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Синтаксические нормы (практика)




Синтаксические нормы (теория)

Чаще всего нарушение синтаксической нормы связано с ошибками в управлении слов – беспредложном и предложном.

Рассмотрим наиболее распространенные ошибкив выборе падежа и предлога при построении предложения.

1. Использование предложных сочетаний вместо беспредложных конструкций:

показатели по выполнению работ (правильно:показатели выполнения), оперировать с этими фактами (прав.: оперировать этими фактами), декларирует о своей приверженности (прав.: декларирует свою приверженность).

В этом случае самым «популярным» предлогом можно назвать предлог – по:

составлен график по проверке (прав.: график чего? проверки), факты по участию (прав.: факты чего? участия).

Способом предупреждения ошибки может быть постановка вопроса: показатели (чего?), оперировать (чем?)

2. Неуместное использование предлога. Наиболее распространенная ошибка – сочетание о том, что после глаголов, управляющих не предложным падежом, винительным (указать о том, что; полагал о том, что; показывает о том, что и т. п.).

Правильным будет такое сочетание: указать (на что?) на недостатки; полагал (что?) что решение принято; показывает (что?), что время истекло.

Уже названный предлог понеправильно употребляется вместо предлогов вили на: добились нового успеха по снижению себестоимости (прав.: успеха в снижении), по этой рекламе были получены отклики (прав.: на эту рекламу).

При выборе предлога проверочная постановка вопроса корректируется знанием смысловых оттенков его значения. Это особенно важно при употреблениипредлогов, преимущественно используемых в деловых бумагах.

3. Предлоги из-за, ввиду, вследствие, за счетупотребляются для выражения причинно-следственных отношений и управляют родительным падежом: из-за (чего?) невыполнения графика, вследствие (чего?) несвоевременных поставок, выполнено за счет (чего?) использования резервов и т. п.

4. Выражение тех же отношений с помощью предлогов благодаря, согласно, вопрекиосуществляется с помощью дательного падежа: благодаря (чему?) действиям комиссии, согласно (чему?) приказу, правилам, вопреки – несмотря на что-нибудь: вопреки указанию (неправ. указания), вопреки принятому решению и т. п.

 

 

Синтаксические нормы (практика)

Задание 1

В предложениях найдите и исправьте ошибки в управлении при однородных членах предложения.

1. Глава администрации распределяет и управляет имуществом и финансами. 2. Читать и конспектировать научную литературу лучше всего по утрам. 3.Уполномоченные мэром органы самостоятельно образуют и распоряжаются внебюджетными фондами. 4. Левоцентристский блок пока не имеет и очень нуждается в лидере. 5. Рыночные отношения формируют у производителей и потребителей самостоятельность, заинтересованность и ответственность за конечные результаты.

Задание 2

Поставьте слова, заключенные в скобки, в нужном падеже, используя, если это необходимо, предлоги.

1. Проект заслуживает (одобрение). 2. Новый руководитель быстро заслужил (уважение). 3. В последние годы произошли серьезные изменения (жизнь общества). 4. На схеме было обозначено изменение (направление). 5. Подготовка (текст доклада) поручена референтам.6. Во время подготовки (экзамены) студенты получают консультации. 7. Время доказало превосходство этого способа (другие). 8. Победить команде помогло превосходство (техника). 9. Все это делается на благо (дети, родина).10.Согласно (приказ) директора предприятие перешло на круглосуточную работу.

Задание 3

Исправьте, где это необходимо, нанизывание падежей.

Справка:Нанизывание падежей – это расположение цепочкой нескольких одинаковых падежных форм, не оправданное контекстом и затрудняющее понимание фразы. Ср.: Дом племянника жены кучера брата доктора (пример А.М. Пешковского).

1. Диссертация содержит анализ теории и практики решения проблемы укрепления экономической базы предприятия нашего времени. 2. Речь была встречена депутатами шумными аплодисментами. 3. Мы беседовали с инженером с большим производственным стажем. 4. Использовался метод систематического и последовательного изложения учителя учебного материала.

Задание 4

1. Дайте определение подлежащего, сказуемого и согласования как вида подчинительной связи.

2. Согласование сказуемого с подлежащим. Поставьте сказуемое в форму прошедшего времени и в нужную форму числа, согласуя его с подлежащим.

Справка: Сказуемое при подлежащем, выраженном собирательным существительным с количественным значением (ср.: множество, ряд, часть, меньшинство, большинство) или счетным оборотом (ср.: два человека), ставится в форме множественного числа, если:

1) при подлежащем – собирательном существительном с количественным значением есть зависимое слово в форме родительного падежа множественного числа, ср.: Большинство игроков сборной команды выступали в турнире;

2) в подлежащем имеется перечисление, ср.: Большинство рабочих, инженеров, служащих, приняли участие в субботнике;

3) перечисляются однородные сказуемые, ср.: Большинство учителей предъявляют высокие требования к учащимся и добиваются хороших результатов;

4) сказуемое выражено глаголом, обозначающим активное действие, ср.: Четырнадцать человек тянули канат;

5) количество «предметов» называется приблизительно, ср.: Пришли около двадцати человек (могут употребляться слова свыше, больше, меньше и др.).

Сказуемое ставится в форме единственного числа, если:

1) подлежащее выражено собирательным существительным с количественным значением без зависимых слов, с зависимым словом в форме родительного падежа единственного числа или с зависимым словом, обозначающим неодушевленный предмет, ср.: Большинство голосовало за предложенную резолюцию; Большинствостуденческой молодежи поедет в стройотряды; Ряд столов стоял вдоль стен;

2) подлежащее называет большое количество «предметов», которые воспринимаются как единое целое, ср.: На конюшне стоит тридцать лошадей; Полтораста человек высыпало на улицу;

3) подлежащее обозначает меру веса, пространства, времени, ср.: Потребуется пять килограммов краски; Прошло семь лет;

4) подлежащее выражено составным числительным, оканчивающимся на один, ср.: Сочинение написал тридцать один ученик;

5) сказуемое выражено глаголом, обозначающим пассивное действие, или глаголом со значением бытия, наличия, существование, положения в пространстве, ср.: Двадцать человек стояло в стороне; У отца было два сына.

1. За коляской (бежать) четыре пса 2. Меньшинство (высказаться) против принятия предложенной резолюции. 3. Человек десять (последовать) его примеру и тоже (заработать) кулаками. 4. Ряд молодых научных сотрудников института (выехать) в Прагу на симпозиум.5. Деревня показалась ему довольно велика; два леса (быть) у ней справа и слева. 6. Два старых негра (отмахивать) от него мух. 7. Полмесяца (пройти) с тех пор, как начались экзамены. 8.Большинство хирургов, рентгенологов, терапевтов (объединить) свои усилия в решении важной проблемы. 9.Установлен... два новых мировых рекорда по тяжелой атлетике. 10. За короткий срок построен... и сдан... в эксплуатацию пятьдесят один промышленный объект.

Задание №5

Согласуйте определения с существительным, при котором есть числительные два, три, четыре.

Поставьте в нужную форму; падежа определение-прилагательное, согласуя его с существительным.

Справка: При словах мужского и среднего рода употребляются определения в форме родительного падежа (два больших дома, четыре маленьких окна), а при словах женского рода – в форме именительного падежа множественного числа (две просторные комнаты).

Определение, стоящее перед числительным два, три, четыре, независимо от рода существительного ставится в именительном падеже (за последние два месяца, ср.: за два последних месяца). Исключение составляют прилагательные целый, полный, добрый (целых два дня, полных три недели).

Притяжательные прилагательные на -ин и -ов при числительных два, три, четыре ставятся в форме родительного падежа (три маминых книги, два сестриних банта).

1. Квартира была разделена на две (неравный) части. 2. (Целый) два месяца мы готовились к этому экзамену. 3. На них он выменял (борзой) три собаки. 4. Поступили в продажу две (новый) модели автомобиля. 5. За три (последний) месяца в городе побывали многие артисты. 6. Три (огромный) здания были охвачены пламенем. 7. Два (бабушкин) клубка укатились под диван. 8. Напротив от двери было два окна, (завешенный) платками. 9. Два (огненный) столба прорезали темноту ночи. 10. Три (наш) спортсмена вышли в финал соревнований.

Задание 6

Употребление деепричастных оборотов. Исправьте ошибки, связанные с употреблением деепричастных оборотов, оставляя последние в предложении. Что не учёл говорящий, строя данные предложения?

1. Устав после занятий, мне не читалось. 2. Прочитав эту пьесу, в моем представлении все герои разделились на две группы. 3. Подойдя к дому, нас настиг сильный ливень. 4. Повстречав Бориса, в Катерине происходит столкновение двух чувств. 5. Как приятно знать, что, придя домой после школы, котенок встретит меня радостным мяуканьем.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-31; просмотров: 239.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...