Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Оценка соблюдения стандартов, касающихся ПФР




РЕФЕРАТ

по дисциплине «Основы экономической безопасности»

на тему «Особенности разработки и внедрения Международных стандартов в области финансовой разведки. Оценка соблюдения стандартов, касающихся ПФР.»

 

 

Выполнила студент гр.з237434/0101

_______________А.Л. Донгак

 

Проверил профессор

_______________ К. В. Швецов

 

Санкт-Петербург

2018

Содержание

Введение. 3

1. Cоздание ПФР. 4

2. Международные факторы.. 6

2.1 Рекомендации ФАТФ.. 6

3. Международные оценки ПФР. 8

3.1 Оценка соблюдения стандартов, касающихся ПФР. 10

Заключение. 12

Список использованной литературы.. 13

 

 

Введение

С середины 1980-х годов потребность в современной стратегии борьбы с отмыванием денег получила широкое международное признание. Отправной точкой в развитии этой тенденции можно считать переговоры в рамках Конвенции ООН о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ 1988 года. Изъятие у преступных элементов доходов от их преступной деятельности все чаще рассматривается как важный инструмент борьбы с незаконной торговлей наркотиками, а в последнее время — со всеми серьезными преступлениями. Прогресс в этой сфере становится решающим элементом борьбы с организованной преступностью, коррупцией и финансированием терроризма и поддержания целостности финансовых рынков.

Первые несколько подразделений финансовой разведки (ПФР) были созданы в начале 1990-х годов в ответ на потребность в центральном органе для получения, анализа и дальнейшей передачи финансовой информации в целях борьбы с отмыванием денег. За последующие десять лет число ПФР возросло настолько, что в 2004 году Эгмонтская группа (неофициальная международная ассоциация ПФР) насчитывала уже 94 члена. В 2003 году Целевая группа по финансовым мерам для борьбы с отмыванием денег (ФАТФ) приняла пересмотренный набор рекомендаций по борьбе с отмыванием денег, в который впервые были включены прямые рекомендации в отношении создания и функционирования ПФР3. В последние годы, признавая важность ПФР как элемента системы борьбы с отмыванием денег и пресечения финансирования терроризма (БОД/ПФТ), Международный Валютный Фонд и Всемирный банк, а также ряд их государств-членов, оказывали различным странам техническую помощь в области создания и укрепления ПФР.

 

Cоздание ПФР

В своей простейшей форме ПФР представляют собой органы, которые получают от финансовых учреждений и других структур и лиц сообщения о подозрительных операциях, анализируют их и передают подготовленную на основе этих сообщений информацию местным правоохранительным органам и зарубежным ПФР в целях борьбы с отмыванием денег (см. рис. 1).

На протяжении ряда лет страны создавали ПФР с общей целью борьбы с отмыванием денег, и на эти подразделения, как правило, возлагались три основные функции, которые являются частью принятого определения ПФР. При этом административные механизмы, с помощью которых выполняются такие функции, в разных странах весьма различны. Эти различия объясняются спецификой условий разных стран, а также тем обстоятельством, что в начале 1990-х годов, когда создавались первые такие органы, не существовало общей модели функций ПФР, которая бы пользовалась международным признанием. Например, в некоторых странах особое внимание уделялось функции ПФР как дополнительного инструмента правоохранительных организаций в борьбе с отмыванием денег и связанными с этим преступлениями, и это стало причиной учреждения ПФР в структуре следственных органов или прокуратуры. Другие страны подчеркивали необходимость «буфера» между финансовыми учреждениями и полицией, и поэтому в таких странах ПФР создавались вне этих ведомств.

Широкое разнообразие механизмов организации ПФР можно представить в рамках четырех общих категорий: ПФР административного типа, ПФР правоохранительного типа, ПФР судебного или прокурорского типа и «смешанный», или «гибридный» тип ПФР13. Вместе с тем следует подчеркнуть, что такая классификация является в определенной степени произвольной и что возможны другие способы классификации ПФР. Тем не менее перечисленные категории иллюстрируют широкое разнообразие административных механизмов, в рамках которых создаются ПФР.

 

 

Международные факторы

Хотя международное сообщество быстро разработало стандарты по борьбе с отмыванием денег в целом, главным образом в рамках работы, начатой ФАТФ в 1989 году, официальное признание ПФР в качестве принципиально важного элемента стратегии борьбы с отмыванием денег произошло позднее. В Рекомендациях ФАТФ 1990 года упоминалось о необходимости того, чтобы финансовые учреждения сообщали «компетентным органам» о подозрительных операциях, однако не приводилось определения этих «компетентных органов», и ими могло быть любое ведомство, назначенное выполнять эти функции. Только после выпуска Рекомендаций 2003 года в Рекомендациях ФАТФ была признана необходимость ПФР в том смысле, в котором они были определены Эгмонтской группой.

Рекомендации ФАТФ

В Рекомендациях ФАТФ 1990 года упоминались «компетентные органы», на которые возлагалась задача получения и обработки сообщений о подозрительных операциях. В Рекомендациях затрагивались основные функции «компетентных органов» и указывались некоторые функции и свойства, которыми могут наделяться такие органы (без требования о том, чтобы ПФР обладали всеми такими функциями и свойствами): получение информации о подозрительных операциях или операциях с наличной валютой в размерах, превышающих определенный лимит; принятие инструкций для финансовых учреждений; ведение компьютеризированной базы данных, наличие полномочий по контролю за соблюдением установленных требований и надзору, полномочий в области регулирования; принятие руководящих принципов; а также осуществление обмена информацией на международном уровне. В Рекомендациях были представлены некоторые правила, регулирующие представление сведений о подозрительных операциях, например, освобождение от ответственности сторон, представляющих такие сообщения в ПФР с честными намерениями, а также правило, запрещающее предупреждение клиентов16. Примерно в то же самое время были созданы первые национальные ПФР. Рекомендации ФАТФ 1996 года не содержали значительных изменений в том, что касалось трактовки «центральных органов» в контексте представления сведений о подозрительных операциях1

Специальные рекомендации ФАТФ о финансировании терроризма, принятые в октябре 2001 года, расширили объем обязательств по представлению сведений за счет включения операций, которые, как подозревается, могут быть связаны с финансированием терроризма18. Принятие в июне 2003 года пересмотренных Сорока рекомендаций ФАТФ. знаменует собой важную веху в эволюции подхода ФАТФ в отношении ПФР. Главным образом в результате работы Эгмонтской группы в Рекомендациях впервые стало приводиться прямое упоминание ПФР как поЛучателя сообщений о подозрительных операциях и было оговорено, что страны должны создавать ПФР19. С прочным закреплением ПФР в системе БОД/ПФТ в качестве одного из «компетентных органов» на подразделения финансовой разведки, безусловно, стали распространяться положения Рекомендации 30, предусматривающие, что компетентные органы должны располагать адекватными финансовыми, кадровыми и техническими ресурсами. Аналогичным образом, к ПФР также относится Рекомендация 40, в которой указывается, что страны должны гарантировать «сотрудничество своих уполномоченных органов на международной арене с иностранными контрагентами в максимально широком диапазоне» и что такой «обмен должен быть разрешен без чрезмерно ограничительных условий».

 

Международные оценки ПФР

Оценка систем БОД/ПФТ проводится с 1992 года, когда членами ФАТФ был начат первый раунд взаимных оценок; и с самого начала в эти оцен ки включались ПФР. В обзоре ФАТФ по итогам двух первых циклов взаимных оценок, проведенных его членами, констатировалось, что система представления сообщений о подозрительных операциях и связанные с этой системой ПФР являются «движущей силой многих систем, направленных на борьбу с отмыванием денег», и что ПФР представляют собой «центральное звено в деятельности по борьбе с отмыванием денег почти во всех государствах-членах»176. В настоящее время оценки систем БОД/ПФТ, включая ПФР, проводятся в глобальном масштабе на основе общепринятого набора стандартов и процедур.

Стандарты в отношении ПФР

До принятия Рекомендаций ФАТФ 2003 года в стандарте по БОД/ПФТ не содержалось конкретного упоминания ПФР. В определенных контекстах в Рекомендациях 1996 года ПФР включались в выражение «компетентные органы». Тем не менее, как свидетельствуют цитаты, приведенные в предыдущем абзаце, ПФР считались важнейшим элементом системы БОД/ПФТ. Таким образом, несмотря на то что до 2003 года не существовало официального стандарта, связанного конкретно с ПФР, при оценке БОД/ПФТ ПФР рассматривались как центральный элемент системы борьбы с отмыванием денег и финансированием терроризма

После одобрения в 2002 году большинством учреждений, в обязанности которых входит проведение оценок, «Методологии оценки соблюдения стандартов по борьбе с отмыванием денег и пресечению финансирования терроризма» оценки стали проводиться в соответствии методологией, которая содержала конкретное упоминание ПФР, хотя это еще официально не составляло часть международного стандарта177.

Первоначально Рекомендации ФАТФ касались только членов ФАТФ. Однако со временем они стали все в большей степени рассматриваться как мировой стандарт в области борьбы с отмыванием денег и пресечения финансирования терроризма. Рекомендации 1996 года были приняты рядом региональных органов типа ФАТФ и одобрены исполнительными советами МВФ и Всемирного банка для использования в работе этих организаций.

В июле 2002 года Исполнительный совет МВФ и Совет директоров Всемирного банка утвердили с оговорками Рекомендации ФАТФ в качестве стандарта по борьбе с отмыванием денег и пресечению финансирования терроризма для применения в практической деятельности этих двух учреждений. Ими была также утверждена 12-месячная пилотная программа проведения оценок БОД/ПФТ, основанная на данном стандарте и использующая связанную с ним методологию. Доклады о соблюдении стандартов и кодексов (РОСК) готовятся на базе этого стандарта.

Исполнительный совет МВФ и Совет директоров Всемирного банка также подчеркнули, что все процедуры оценки должны отвечать принципам единообразия, добровольности и сотрудничества, лежащим в основе проведения РОСК; что оценки будут проводиться в соответствии со всесторонней и комплексной методологией; и что после проведения оценок будет предлагаться соответствующая техническая помощь по запросу стран, в которых проведены оценки, с целью повышения их институционального потенциала и развития их финансовых секторов.

В марте 2004 года Исполнительный совет МВФ и Совет директоров Всемирного банка безоговорочно одобрили Рекомендации ФАТФ 2003 года в качестве нового стандарта для использования в своей работе, вместе с пересмотренной методологией для проведения оценки нового стандарта. В результате БОД/ПФТ стали постоянным компонентом работы этих двух учреждений. Ожидается, что региональные органы типа ФАТФ рассмотрят вопрос о применении Рекомендаций и Методологии 2003 года в течение 2004 года.

 

Оценка соблюдения стандартов, касающихся ПФР

 В рамках 12-месячной пилотной программы МВФ и Всемирного банка было начато проведение 53 проверок, при этом часть проверок проводилась МВФ и Всемирным банком, а часть — ФАТФ и региональными органами типа ФАТФ. По принятой тогда методологии оценки проводились в отношении 27 из 40 Рекомендаций ФАТФ и семи из Восьми специальных рекомендаций в отношении финансирования тер- роризма178. Соблюдению каждой рекомендации давались следующие оценки в порядке убывания: «соблюдается», «в основном соблюдается», «по существу не соблюдается», «не соблюдается».

Данные, собранные в ходе 41 оценки, по которым имелись подробные отчеты, были проанализированы и сведены в совместном докладе МВФ и Всемирного банка, вышедшем в марте 2004 года179. Рейтинг соблюдения блока рекомендаций ФАТФ, представляющих наибольший интерес для ПФР, был в целом высок. Общее соблюдение Рекомендации 16 (правовая защита в отношении добросовестных сообщений), Рекомендации 17 (запрет на предупреждение) и Рекомендации 18 (соблюдение инструкций) было очень высоким — соответственно 88 процентов, 86 процентов и 76 процентов юрисдикций были признаны «соблюдающими» эти рекомендации180.

Реализация Специальных рекомендаций в отношении финансирования терроризма отставала от рекомендаций по борьбе с отмыванием денег. Например, 68 процентов юрисдикций было оценено как «соблюдающие» либо как «в основном соблюдающие» Рекомендацию 15 по представлению сведений о подозрительных операциях, при этом 22 процента получило оценку как «по существу не соблюдающие» и 10 процентов — как «не соблюдающие» данную рекомендацию. В то же время только 59 процентов юрисдикций было оценено как «соблюдающие» или «в основном соблюдающие» Специальную рекомендацию VII по представлению сообщений об операциях, вызывающих подозрения в связи с финансированием терроризма, а 13 процентов получило оценку как «по существу не соблюдающие» и 28 процентов — как «не соблюдающие» эту Специальную рекомендацию.

Другие выводы относительно ПФР касались независимости ПФР, их кадрового обеспечения, уточнения их роли по отношению к органам надзора, укрепления их организационной структуры, предоставления им более широкого доступа к официальным базам данных, совершенствования обучения и повышения квалификации сотрудников ПФР и разработки систем управленческой отчетности для мониторинга действенности работы ПФР.

Одновременно с проведением МВФ этих оценок Фонд, Всемирный банк и другие учреждения предоставляли значительную техническую помощь странам, стремившимся к укреплению своих систем БОД/ПФТ. Размер технической помощи, предоставляемой МВФ и Всемирным банком в данной области, резко увеличился за двухлетний период с января 2002 года по декабрь 2003 года. За указанный период эти организации осуществили 117 проектов по оказанию технической помощи, в том числе 85 проектов непосредственно в отдельных странах и 32 региональных проекта, охватив более 130 стран181. Расширение деятельности по оказанию технической помощи в значительной степени подтолкнули проведенные оценки, ставшие для национальных органов диагностическим инструментом для определения потребностей своих стран в такой помощи. Более четверти всех проектов по оказанию технической помощи состояло в проведении различных видов консультаций по созданию и укреплению ПФР.

 

Заключение

ПФР являются принципиально важным элементом международной борьбы с отмыванием денег, финансированием терроризма и связными с этой деятельностью преступлениями. Способность ПФР преобразовывать данные в информацию финансовой разведки является важнейшим фактором в борьбе с отмыванием денег и финансированием терроризма. Сегодня ПФР занимают прочное место в арсенале средств борьбы с этими серьезными преступлениями.

Наблюдавшийся в последние пятнадцать лет динамичный рост числа ПФР по всему миру сопровождался активным расширением международного сотрудничества между ними. Более чем 80 ПФР, способных взаимодействовать и обмениваться информацией финансовой разведки на основе согласованных принципов обмена информацией, являются мощным механизмом борьбы с финансовой преступностью в мировом масштабе. Несмотря на имеющиеся на сегодняшний день достижения в этой области, ряд сложных задач еще требует решения. В частности, среди важнейших задач остается устранение правовых препятствий для обмена информацией, а также разработка и совершенствование систем обеспечения конфиденциальности информации, которой обмениваются участники

Список использованной литературы

1. Подразделения финансовой разведки./Пер. с англ. Ю.А.Новицкий, И.А.Таймасов. 2004.-161с.

2. Рекомендации ФАТФ. Международные стандарты по противодействию отмыванию денег,финансировани. Терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения /Пер. с англ.-М.:МУМЦФМ, 2012.-177с










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-31; просмотров: 167.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...