Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
ПРИЗНАТЕЛЬНОСТЬ И БЛАГОДАРНОСТЬ – БЛАГОРОДСТВО ДУШИ
Благодарность и признательность –это когда человек помнит все хорошее и доброе, сделанное ему, и хочет в ответ как-нибудь отблагодарить человека. Благодарный и признательный человек, получив хорошее и приятное, ищет случая и возможности вернуть человеку тоже что-то приятное и хорошее. Если вам кто-то сделал хорошее и у вас возникло сильное желание и долгое чувство сделать в ответ тоже что-то приятное и хорошее, то это чувство называется благодарностью или признательностью. á[?] Вы подолгу помните добрые дела и хорошие поступки другого? Чувствуете ли вы в себе желание ответить доброму человеку тоже каким-нибудь добром? Вам понравится, если вы человеку сделали доброе дело, а он оказался неблагодарным и вскоре все позабыл? Кому приятнее делать добро: человеку благодарному и признательному или неблагодарному? Подарок Деду Морозу Жили по соседству две подружки, Катя и Наташа. И вот, после Нового года, Наташа очень сильно обиделась на Деда Мороза за то, что он Кате подарил сразу два подарка: красивую куклу и мягкого белого медвежонка, а ей всего лишь один. – Не обижайся на него, пожалуйста, – сказала Катя, – он хороший. А два подарка он мне подарил только из-за того, что я ему тоже подарок сделала. – Как это? – удивилась Наташа. – Ты сделала подарок Деду Морозу? – Да, ему тоже, наверное, хочется подарка. Ведь так нечестно и несправедливо получается, что я все время от него подарки получаю, а в ответ ничего не дарю. Я ему письмо написала и своего рыжего медвежонка подарила, а он мне взамен точно такого же, но только белого под елкой оставил, вот и получилось у меня два подарка. – А что ты Деду Морозу в письме написала? – спросила Наташа – Подожди. Я сейчас черновик своего письма достану и прочитаю, – сказала Катя и достала из стола какую-то тетрадку. Раскрыв ее, она стала медленно читать вслух. "Здравствуй, мой любимый Дедушка Мороз! Большое спасибо тебе за подаренные год назад коньки. Мне стыдно от тебя все время получать подарки, а в ответ ничего не дарить, это нечестно и некрасиво. Я тоже решила сделать тебе какой-нибудь подарок, но не знаю, что тебе нравится. Я очень долго думала. А потом решила что будет честно подарить тебе самую любимую и самую лучшую свою игрушку. Она мне нравится больше всех остальных. Это мой рыжий плюшевый медвежонок Топтыжка. Он очень теплый, пушистый, и мне с ним очень нравится засыпать. Может быть, и тебе станет с ним чуточку теплее. Я его оставлю в новогоднюю ночь под елкой в нашем дворе, а когда ты будешь разносить детям подарки, то не забудь взять его себе. А мне подарок не неси. Я совсем не обижусь. Лучше отдай мой подарок какому-нибудь малышу, а то у меня и так уже много твоих подарков. До свидания, Дедушка. Смотри, не простудись и не заболей, как я, а то все дети целый год тебя ждут". Дослушала Катя Наташино письмо и поняла, что Дед Мороз поступил совершенно правильно, что подарил сразу два подарка. А еще она про себя подумала, что будь она Снегурочкой, обязательно подарила бы Наташе еще что-нибудь.
[?] – Была ли Катя благодарной и признательной девочкой, почему? (Она хотела отблагодарить Деда Мороза и сделала ему ответный подарок). – Был ли благодарным и признательным Дед Мороз? (Он ответил на благодарный поступок Кати). – Почему Наташе захотелось стать Снегурочкой и подарить еще два подарка Кате? (Чувство благодарности и признательности очень нравится всем людям). – В чем выражается чувство благодарности и признательности? (Получив доброту, заботу и что-то хорошее, человек чувствует желание вернуть и ответить другому тем же, отблагодарить в ответ). – Если бы вы были Дедом Морозом, вы подарили бы Кате лишнюю игрушку? – Как вы считаете, у кого сильнее чувство признательности: у Наташи или у вас? Малыш За маленьким дельфиненком гналась огромная акула. Она успела поранить Малышу хвост своими острыми зубами, и теперь за ним оставался в воде кровавый след. Силы дельфина были на исходе. Оставалась единственная надежда спастись от зубов акулы на мелководье, спрятавшись за прибрежными камнями. Из последних сил Малыш добрался почти до самого берега, и вдруг неожиданно его подхватила большая волна и выбросила на каменистый берег, прямо под палящие лучи солнца. Рядом никого не было. Напрасно обессилевший Малыш пытался вернуться в море. Он беспомощно бил раненным хвостом по камням, но приблизиться к воде у него не получалось. Вскоре его глаза стали закрываться и ему показалось, что жизнь собирается покинуть его тело. Вдруг сквозь шум волн он услышал лай. Открыв глаза, он понял, что жить ему осталось недолго. К нему бежала стая голодных собак, Малыш приготовился к мучительной смерти. Вдруг совсем рядом над собой он услышал громкий и грозный окрик: – А ну-ка, убирайтесь отсюда, пока я вас камнем не пришиб! Малыш увидел над собой человека. Он стоял рядом и, размахивая палкой, отгонял зло рычащих собак. Прогнав собак, человек склонился над дельфином. – Кто ж тебя так, Малыш? – спросил человек, разглядывая разорванный хвост и поцарапанную спину. – Такому тебе нельзя возвращаться в море, давай я тебя сперва подлечу. Человек взял дельфиненка на руки и понес его вдоль берега к небольшому дому, рядом с которым на берегу лежала старая рыбацкая лодка. Человек положил дельфиненка на ее дно, а сам ведром быстро наполнил лодку морской водой. – Поживи, Малыш, пока в моей лодке, – ласково сказал человек. – Здесь у тебя не будет врагов. А я, пока лодка занята, попробую с берега рыбу ловить. Так Малыш стал жить в лодке. Он слышал шум волн, крики чаек и сильно тосковал по своему родному просторному морю. Каждый день его проведывал человек. Он приносил Малышу только что пойманных рыбешек и какой-то мазью мазал царапины на спине. Через некоторое время Малыш стал узнавать человека по голосу и даже научился откликаться на свое имя. Стоило человеку позвать его: "Малыш, Малыш", как дельфиненок тут же выныривал из воды, клал голову на край лодки и внимательно высматривал, сколько сегодня рыбы ему принес человек. – Эх, были бы у тебя лапы, Малыш, я тебя вместо собаки взял бы, – любил шутить человек, – уж слишком ты толковый и умный. Потихоньку Малыш выздоравливал и набирался сил. Хвост его совсем зажил, и только на спине остались длинные белые шрамы от глубоких царапин. И вот однажды человек, накормив Малыша, взял его в руки, зашел с ним в море и, положив его в воду, сказал: – Плыви, Малыш, к своим дельфинам и не попадайся больше ни в чьи зубы. Опять оказаться в родном и любимом море было для Малыша настоящим счастьем. Он издавал громкие крики радости, шлепал по воде хвостом и высоко выпрыгивал из воды. Вскоре они расстались: человек пошел к себе домой, а Малыш уплыл в море. С того дня прошло много лет. Человек немного постарел, отпустил усы и бороду, но, как и раньше, каждое утро он уплывал на своей рыбацкой лодке в море ловить рыбу. Но вот однажды во время рыбалки, большая волна неожиданно опрокинула его лодку, и человек оказался в море, он поплыл к берегу, а когда до него оставалось плыть совсем немного, справа от себя человек увидел акул. Их большие плавники торчали из воды, и акулы, рассекая воду, быстро приближались. Спасаться было уже поздно. Было и так ясно, что акулы настигнут, и уплыть от них не удастся. Смерть стремительно приближалась к человеку. Чья-то темная и большая спина проплыла у него под ногами и всплыла. На ней были видны знакомые человеку былые полосы шрамов, оставшихся от ран. Да, это был Малыш, который успел вырасти и превратиться во взрослого дельфина. Кто бы мог подумать, что он окажется рядом в такую опасную минуту. Человек, не долго думая, обнял Малыша, и тот на своей спине повез его к берегу. Акулы не отставали. Они плыли следом, и их страшные плавники понемногу приближались. И все же акулы не догнали и человек успел выбраться на берег. Когда он оглянулся, то Малыша уже не было. – Малыш, Малыш, – стал кричать человек. – Где ты, отзовись. Но Малыш не отзывался. Вместо него ответило море набежавшими волнами, красными от крови. В тот день еще долго человек стоял на берегу. Он с надеждой вглядывался в море, но из его глаз то и дело катились слезы. Не удивляйтесь тому, что Малыш нашел человека. Дельфины чувствуют мысли людей, находящихся в опасности, и очень часто приплывают на помощь даже к незнакомым людям. Известно немало случаев, когда дельфины подставляли свои спины и спасали тонущих людей.
[?] – Правильно ли поступил Малыш, что спас человека от акул и заплатил за это своей жизнью? – Почему он это сделал? – Какие качества вы заметили у Малыша? (Признательность, самопожертвование, преданность). – Вы хотели бы, чтобы у вашего друга было чувство благодарности и признательности? БЕСКОРЫСТИЕ И КОРЫСТОЛЮБИЕ
Корыстолюбие – это желание получить какую-нибудь выгоду, пользу и вознаграждение. Корыстолюбивый (корыстный) человек все старается (хочет) делать лишь за вознаграждение (подарок, плату). Делая что-то (даже оказывая помощь), корыстный человек думает о собственной выгоде, стремится к наживе, к получению пользы, ищет возможности обогатиться. Бескорыстие – когда человек, делая что-то, не думает о деньгах, вещах и разной выгоде для себя. Бескорыстный человек помогает и делает хорошее другим просто так (от чистого сердца) и не требует (для себя) ничего взамен. Про такого человека говорят, что у него щедрая (не жадная, любящая делиться) душа и он помогает другим бескорыстно, не думая о вознаграждении.
° В основе большинства некрасивых действий и преступлений, лежит корыстолюбие и стремление к личной выгоде, к наживе и обогащению... Мальчик по прозвищу Взамен Во дворе было много детей, они играли дружно и весело. Только один мальчик, которого звали Игорь, играл сам по себе, в стороне от других. А почему так происходило, вы сейчас узнаете. Игорь отличался от других детей тем, что ничего не любил делать просто так, от чистого сердца. Если он и делал кому-нибудь что-то хорошее, то за это всегда требовал взамен какой-нибудь игрушки, конфеты или еще чего-нибудь приятного для себя. Один раз Игорь и его приятель Толик, гуляя между гаражами, заметили, как на маленького котенка накинулась собака. Котенок был совсем маленький и не мог никуда убежать, он только поднял дыбом шерсть и прижался к воротам гаража. А собака рычала и свирепо набрасывалась на беззащитного малыша. Толик, увидев это, крикнул Игорю: – Давай возьмем камень или палку и прогоним эту собаку. – А что мне за это будет? – спросил Игорь. – Вот если бы мне за это кто-нибудь из взрослых дал деньги на мороженое, тогда бы я согласился помочь котенку. А просто так не собираюсь, сам помогай. Побежал Толик сам выручать котенка, по дороге схватил палку и прогнал злую собаку. А сам и думает: – Нет, лучше с Игорем поменьше играть. Ведь случись что, он никого не станет выручать из беды и не поможет, пока что-нибудь не получит взамен. Лучше, действительно, поискать себе другого друга, – решил Толик. И не захотел больше общаться с Игорем. Как-то в другой раз Игорь полез с Женей и Федей на яблоню за красными сочными яблоками. Залезли они высоко, потому что у самой земли яблок не осталось. И вдруг под ногой Жени хрустнула и обломилась ветка. Женя повис на дереве и никак не мог ногами нащупать другую ветку. – Игорь, помоги, пожалуйста, а то я сейчас упаду вниз! – воскликнул Женя. – А что мне потом за это будет? – спросил Игорь, – что я за это получу от тебя взамен? Тут успел помочь Федя. Он молча вставил одну ногу Жени в дупло, а другую поставил на сучок обломанной ветки. Когда перепуганный Женя благополучно слез с дерева, он подумал и решил, что лучше дружить и играть с Федей. А то ведь, случись что, Игорь даже руку не захочет протянуть и не станет помогать, пока что-нибудь не получит взамен. Купили Игорю родители настоящий кожаный футбольный мяч. Вышел он с ним играть во двор. Все дети, кроме Толика, Жени и Феди, к нему радостно подбежали и стали его упрашивать поиграть в футбол. А Игорь им в ответ: – А что я получу за это взамен? Стало ясно, что Игорь везде и во всем ищет пользу и выгоду для себя и за свое любое действие и поступок хочет всегда что–то получить взамен. С тех пор дети так и прозвали его Мальчик Взамен. Как–то само собой на ум пришло это необычное прозвище.
[?] – Вам понравился мальчик по прозвищу Взамен? – А какое качество у него было, которое так не нравилось вам и другим детям? – Что Мальчик Взамен любит больше: своих приятелей, животных или деньги, вещи и разную другую выгоду? – Вы захотели бы дружить с корыстным человеком? – Вы встречали в своей жизни корыстных людей, которые делают хорошее лишь тогда, когда знают, что взамен получат выгоду и вознаграждение для себя? Волшебный цветочек В одной деревне в большом доме у самого леса жила со своими родителями девочка Света. Вроде бы самая обыкновенная и даже хорошая и красивая. Но на самом деле отличалась она от остальных ребят тем, что ничего не любила делать просто так. Если учила уроки, то только за конфету или шоколадку, помогала по дому только за какую-нибудь маленькую игрушку. В школе она также дружила с детьми за что-то полезное и нужное для себя. Школа, где училась Света, находилась в другой деревне. А идти к ней нужно было по очень узенькой лесной тропинке. В один самый радостный в году осенний день Света, как обычно, возвращалась из школы по хорошо знакомой лесной тропинке. Она очень спешила домой. Ведь сегодня был ее День рождения, и дома ее ждал большой торт и множество разных подарков. Но в лесу было так много желтых опавших листьев, что шелестящий ковер из листьев полностью закрыл протоптанную тропинку. Света совсем и не заметила, что сбилась с пути и заблудилась. Но пока она еще ничего об этом не знала и радостно шла домой. Среди листьев Света вдруг заметила на земле маленький фиолетовый цветочек. Она наклонилась и сорвала его. Неожиданно весь лес наполнился человеческими голосами. Света стала оглядываться вокруг себя, но никого из людей не было видно. "Вот чудо-то какое", – подумала Света, – "а говорят, что чудеса только в сказках бывают". И тут она поняла, что случилось. Ведь она стала понимать язык всех лесных зверей и песни всех птиц. "Вот здорово", – подумала Света и радостно вприпрыжку побежала дальше. Но вскоре она услышала очень тихий плач малыша. "Кто это может быть?" – подумала Света и пошла в ту сторону, откуда слышался плач. Под кустом совсем по-человечески плакал Зайчонок, он дрожал от страха и холода и жалобно звал свою потерявшуюся маму. Света захотела помочь Зайчонку и взяла его на руки, чтобы успокоить, и найти ему маму. Но тут она вспомнила, что дома ее давно ждет праздничный торт и подарки. И тогда она положила Зайчонка обратно под куст и, закрыв уши, чтоб не слышать плач Зайчонка, быстро зашагала домой. Через некоторое время Света вновь открыла уши и сразу же услышала рядом особой крики о помощи. Она посмотрела в сторону, откуда раздавались крики, и увидела Медвежонка, застрявшего между толстыми ветвями дерева. – Помоги мне, пожалуйста, девочка, – попросил Медвежонок Свету. – Я здесь застрял утром, когда спускался с дерева и очень проголодался за целый день и хочу скорее домой к маме. Хотела было Света помочь Медвежонку, но тут вспомнила про свой День рождения, повернулась и побежала домой, к своему праздничному торту и подаркам. Бежит, бежит, а лес все не кончается, и тут поняла она, что заблудилась и опоздала на праздник. Села Света под деревом и стала громко плакать и звать на помощь. Вдруг рядом с ней зашевелилась ветка куста. Повернулась Света и увидела рядом с собою большого черного Ворона. Каркнул громко Ворон и стал говорить человеческим голосом. – Видел я все сверху, девочка, – сказал Ворон. – Видел, как ты бросила в беде Зайчонка и Медвежонка. Знаю, что ты заблудилась. Хотел я помочь тебе найти дорогу домой, да времени нет, надо сначала лететь искать Зайчиху и Медведицу, чтобы помочь малышам, которых ты бросила в беде. Взмахнул Ворон крыльями и улетел, а Света опять осталась под деревом одна. Вот уже и вечер наступил, и темнеть стало, и холодом подуло. Долго Света звала в лесу Ворона, но тот все не прилетал. И только когда в лесу стало совсем темно, черный Ворон вернулся и помог ей найти дорогу домой. "Спасибо тебе, Ворон, что помог мне", – сказала девочка. А Ворон в ответ: "Кар, кар". Тут только спохватилась девочка и поняла, что волшебный цветочек забыла в лесу под деревом, когда плакала. Конечно, Света опоздала на свой День рождения, но зато с этого дня она поняла на всю жизнь, как хорошо думать о других и как плохо и некрасиво думать только о себе.
[?] – Почему Света не помогла зверям? (Ей важнее было поскорее получить подарки и съесть праздничный торт). – Помогла бы Света Зайчонку и Медвежонку, если они предложили бы ей за помощь подарки? – Каким можно назвать человека, который превыше добра, помощи и сострадания к тем, кто попал в беду, ценит подарки, удовольствия и прочие выгоды для себя? (Своекорыстным, корыстолюбивым, алчным). – Какие еще качества вы увидели в Свете? (Эгоизм, бессердечие, отсутствие сострадания). О ЩЕДРОСТИ И ЖАДНОСТИ Щедрость(антоним жадности) – это когда человек любит делиться, с удовольствием делает подарки, легко отдает свое, не жадничает.
°Щедрая раздача душевного тепла. Щедрость на ласку, заботу, внимательность... °Щедрость и широта души. Щедро прощать, раздавать, помогать...
Два брата (по мотивам вьетнамской сказки) У двух взрослых братьев умер отец. Младший брат пошел его хоронить, а старший решил остаться дома. Он собрал все вещи в доме и спрятал их. Вернулся младший брат после похорон домой, видит, а в доме ничего нет. – Скажи мне, старший брат, куда девались все вещи. Не знал старший брат, что же сказать, подумал и решил соврать: – Пока тебя не было дома, к нам ворвались грабители и утащили из нашего дома все вещи. Младший брат поверил старшему, а старший брат еще больше осмелел, набрался наглости и говорит: – Теперь у нас нет отца, но он нам оставил свой дом. Я старше тебя, и у меня есть жена, поэтому я должен остаться жить в этом доме. А ты еще молодой, жены у тебя нет, ты можешь где-нибудь в другом месте пожить. Так старший брат забрал себе дом с фруктовым садом, всех коров и лошадей, а младшему оставил кошку с собакой, плуг, да маленький участок земли в придачу, который был очень далеко от деревни, рядом с высокой горой. И в этот раз промолчал младший брат и не стал возражать старшему. Взял он с собой кошку с собакой, взвалил на плечи плуг и отправился на свой далекий надел земли, чтобы вспахать его и засеять. Придя на огород, долго он не знал, как же вспахать землю, и решил вместо лошади запрячь в плуг кошку с собакой. Запряг он их и велел тянуть плуг. Собака громко лает, кошка мяукает, тянут изо всех сил, а тяжелый плуг как стоял на месте, так и стоит... Увидела высокая гора, что младший брат хочет вспахать землю с помощью кошки и собаки, и стало ей смешно. Расхохоталась гора так сильно, что от смеха широко раскрылся ее каменный рот размером с огромную пещеру. Тут-то и заметил младший брат в глубине пещеры целые груды золота. Бросился младший брат в пещеру, взял один кусок золота и сразу же выбежал с ним наружу. Тут высокая гора перестала смеяться. Закрыла она свой каменный рот, и пещеры опять не стало. Пошел младший брат в деревню и за кусочек золота построил себе дом, купил лошадь, корову, а еще пять мешков конфет и сладостей, которые раздал деревенской детворе. Когда старший брат узнал, что младший стал хорошо жить, его сердце наполнилось черной завистью и злостью. Пришел он к младшему брату и спрашивает: – Откуда у тебя столько денег, что ты и дом построил, и лошадь купил и корову, и угощаешь чужих детей? Не стал младший брат ничего скрывать и все ему рассказал: о том, как рассмеялась высокая гора, когда увидела впряженных в плуг кошку и собаку, и о том, как от смеха открылась пещера, в которой было много золота. – Почему же ты не позвал меня, когда увидел в пещере золото? – сердито спросил старший брат. – Ты живешь слишком далеко, – ответил младший, – я бы все равно не успел до тебя добежать. Тут старший брат еще сильнее разозлился на младшего. Он ударил его, а уходя, забрал у него кошку с собакой, плуг, а заодно и лошадь с повозкою, чтобы золота побольше привезти. Приехав на участок земли, к подножию высокой горы, старший брат запряг в плуг кошку и собаку и начал их погонять веткой. А плуг даже с места не сдвигается. Все больше сердится старший брат, все сильнее их хлещет. Собака жалобно визжит, кошка мяукает, а плуг, как стоял на месте, так и остался стоять. Увидела высокая гора, как старший брат издевается над животными, и открыла рот, чтобы поругать его за жестокость. Но не успела она и слова сказать, как старший брат бросился к ней в пещеру за золотом. Еще больше рассердилась высокая гора. Пока старший брат жадно набивал все свои карманы золотом, она закрыла рот и плотно сжала свои каменные губы. Вход в пещеру захлопнулся, а старшего брата с тех пор больше никто никогда и не видел.
[?] – Какие плохие качества вы заметили у старшего брата? (Лживость, жадность, корыстолюбие, жестокость, злость) – Какие хорошие качества вы заметили у младшего брата? (Честность и правдивость, щедрость, терпимость, доброта). – А как поступили бы вы, если бы нашли в пещере много золота, что бы вы с ним сделали? – Из-за какого своего качества старший брат навсегда остался внутри горы? |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 284. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |