Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Системный подход. Простые и сложные системы.




Специфика социально-гуманитарного познания.

Внимание акцентируется на деятельности человека, на ценностно-целевых установках. Гуманитарное знание в психологии предполагает ценностное отношение к изучаемой действительности - человеку; объект познания оценивается с позиций нравственных, культурных, религиозных, эстетических и т.п. Гуманитарные науки используют в познании субъектный подход. При этом подходе человек воспринимается исследователем как активный субъект общения. Исследование, по сути, принимает форму диалога двух суверенных субъектов.

 

Системный подход. Простые и сложные системы.

Системный подход – совокупность общенаучных ме­тодологических принципов (требований), в основе которых лежит рассмотрение объектов как систем. К числу этих тре­бований относятся: 1) выявление зависимости каждого эле­мента от его места и функций в системе с учетом того, что свойства целого несводимы к сумме свойств его элементов; анализ того, насколько поведение системы обусловлено как особенностями ее отдельных элементов, так и свойства­ми ее структуры; 2) исследование механизма взаимодейст­вия системы и среды;  3) изучение характера иерархично­сти, присущего данной системе;  4) обеспечение всесторон­него многоаспектного описания системы; 5) рассмотрение системы как динамичной, развивающейся целостности.

 

51. Наука как деятельность, знание и социальный институт.Наука – это сложный феномен; это сфера исследования д-ти, направленная на пр-во новых знаний о природе, обществе, человеке; это сфера включает в себя все условия и моменты пр-ва этого знания, ученых, научные учреждения, оборудование, методы научно-исследоват работ, понятийный и категориальный аппараты… Наука – это форма дух д-ти людей. Наука – это и соц институт, который изучает себя с помощью комплексных дисциплин: логика и история науки, психология научного творчества, науковедение, социол знания.По предмету и методу выделяют науки о природе, обществе (гуман и соц), о познании, мышлении, логике, гносеологии. Каждая из них может быт еще разделена. Другие критерии: теоретические, фундаментальные, прикладные. По историч хар-ру: 1) преднаука (доклассический этап) – это зарождение предпосылок науки; 2) классический – четко выделен предмет; 3) неклассический – разработка релятивистских и квантовых теорий. Отвергается объективность классич науки; 4) постклассический – внимание акцентир на ср-вах д-ти человека, на ценностно-целевых установках. Этап хар-ся универсальным, глобальным эволюционизмом. Устанавлив универсальные связи между неживой, живой и соц материей.

52. Специфика и формы систематизации научного знания.1) факт – исходный момент знания, это форма знания обладающая достоверностью. Факт отражает единичные связи, отношения между предметами и явлениями. Вывод не делается на основании одного факта. Они лишь в системе дают объективные знания. Факты классифицир на: факты единичного наблюдения, статистические факты, которые устанавливаются в результате обработке усредненных данных.2) проблема. Любое исследование состоит в обнаружении, формулировании, решении проблем. Проблема выступает как связующее звено от неполного знания к полному. Термином проблема обозначается некоторое затруднение. В процессе развития науки происходит дифферинц проблемы: неразрешимые; разрешимые; личные.3) гипотеза – это предложение о новых законах или причинах объясняющ какое-либо вновь открытое явлен, связь. Гипотеза – это форма развития знания. Она должна быть совместима с решающимися фактами, принципиально проверяемой. Гипотеза может выдвигаться на уровне обыденного познания, на эмпирическом и теоретическом уровнях. Типы гипотез: 1) модельная – стремится выявить специфику объекта, его качественные особенности. Предложение выдвигается на основе аналогии и заключается в переносе информ с одного объекта на другой. 2) математическая – стремится выделить общий хар-р теории. Она обращена к исследованию объекта. Эта гипотеза представляет собой переход от логико-математич аппарата старой теории к логико-математич аппарату новой. Гипотеза выступает как инструмент накопления новых фактов. В этом смысле она связана с экспериментом и теорией. Если гипотеза подтверждена, то она превращена в теорию.4) теория – это форма достоверного знания о некоторой совокупности объекта. Она предст собой систему взаимосвязей утверждений и доказательств. Теория отличается от эмпирического знания: а) достоверностью знания, б) теория дает обобщенное описание исследуем явлений, формулирует законы, в) в теории выделяется множество исходных утвержд и получаемых из них посредством вывода новых. Типы теории: 1) описательные (эволюц теория Дарвина). Они описывают большую группу объектов; 2) матеманизированные. Они хар-ны для современного знания. Их ценность в том, что модели допускают несколько интерпретаций, для объективно разной природы. 3) дедуктивный. Исходная теоретич основа формир в начале. Затем в теорию включ лишь те утвержден, которые могут быть получены из этоц основы.  5) метатеория – эта теория анализирует стр-ру, св-ва кокой-либо теории. Эти теории строятся на основании логики и математики.

53. Диалектика и метафизика как стили мышления.Уровни диалектика: 1) объективность рассмотрения – надо брать вещь такой, какая она есть сама по себе, не стремиться вносить что-то свое. 2) надо брать предмет во всем многообразии связей. 3) надо брать предмет в развитии, в динамики. 4) вся человеческая практика должна войти в полное определение предмета.Диалектический метод выполняет следующие функции: 1) методологическую. 2) эвристическую - позволяет определить общее направление исследований. Ориентирует на новое, неизученное. 3) прагматическая - действительность следует рассматривать не только из текущих, но и будущих составляющих. Метафизика – это философия, это онтология, это как антидиалектика. Как метод, признаёт одностороннее развитие дел, либо только количественные изменения, либо только качественные, либо не рассматривает причину изменения и развития. Развитие понимается как простое повторение уже имеющегося. В этом смысле метафизика закостенелый тип мышления. При котором анализ и оценка явл производными без учета конкретных условий места и времени. Разновидности метафизики: 1) Софистика – рассуждение из необоснованной посылки; 2) Эклектика – многосторонний подход к делу, но бесконечное число св-в не означает, что все они равноценны.

54. Понятия метода и методологии.Понятие методологии – это система методов научного исследования, это учение о методах исследования. Метод лишь тогда явл научным, когда он отражает объективные закономерности мира. Метод – это исходный пункт исследования, это теория, повернутая своим острием на познание и образование объекта. Группы методов: 1) эмпирическое исследование, 2) теоретическое исследование, 3) методы, которые применяются на эмперич и теоретич уровнях. Свойства метода: 1) ясность; 2) направленность определенной цели; 3) результативность – способность обеспечить достижение намеченной цели; 4) плодотворность – способность кроме намеченных результатов дать другие, не менее важные; 5) надежность – это способность дать результат с наименьшими затратами времени, средств.Охарактеризуем методы эмпирического уровня: 1. Наблюдение – простой исходный эмпирический метод. Оно рождается в трудовой деятельности. Должно удовлетворять следующим требованиям: *преднамеренность, т.е. оно должно вестись для решения определенных задач.*планомерность.*целенаправленность, т.е. внимание должно быть сконцентрированно только на интересующих сторонах объекта.*активность, субъект не просто воспринимает, а ищет нужные объекты, их свойства. Выделяют два вида наблюдения: *прямое, когда объект воспринимается органами чувств, без помощи приборов.*косвенное, с помощью приборов, аппарат автоматически регистрирует те или иные характеристики.Результат наблюдения – предпосылка познавательной деятельности человека, первичная информация. 2. Сравнение – это эмпирический метод познания посредствам которого на основе какого-либо фиксированного признака устанавливается тождества или различия объектов познания. Объекты познания попарно сопоставляются.В результате сравнения устанавливается то общее, что присуще двум или нескольким объектам. Сравнение должно удовлетворять двум основным требованиям:*сравниваться должны лишь такие явления, между которыми существует определенная объективная общность.*сравнение должно вестись по наиболее важным, существенным признакам, объекты сравниваются непосредственно или опосредственно.В некоторых случаях сравнение возрастает до уровня общей методологической концепции. 3. Измерение – это универсальное познавательное средство. Это процедура определения численного значения некоторой величины посредствам выбранной единицы. Измерение предполагает следующие этапы:*объект измерения. *единица измерения. *измерительный прибор. *метод. *субъект.Элементарной формой является простое измерение. Прямое, результат получается непосредственно из самого измерения. Возможно косвенное измерение, искомая величина определяется путем на основе знаний, которые получены прямым измерением. Измерение позволяет находить формулировку, эмпирические законы. Измерение служит источником формирования научной теории измерение приобретает большое значение когда входит составной частью в эксперимент. В современной науке достаточно успешно «работает» многоуровневая концепция методологического знания. В этом плане все методы научного познания могут быть разделены на следующие основные группы (по степени общности и широте применения).1. Философские методы, среди которых наиболее древними являются диалектический и метафизический. По существу каждая философская концепция имеет методологическую функцию, является своеобразным способом мыслительной деятельности. Поэтому философские методы не исчерпываются двумя названными. К их числу также относятся такие методы как аналитический (характерный для современной аналитической философии), интуитивный, феноменологический, герменевтический (понимание) и др.2. Общенаучные подходы и методы исследования, которые получили широкое развитие и применение в науке XX века. Они выступают в качестве своеобразной «промежуточной методологии» между философией и фундаментальными теоретико-методологическими положениями специальных наук. К общенаучным понятиям чаще всего относят такие понятия, как «информация», «модель», «структура», «функция», «система», «элемент», «оптимальность», «вероятность» и др.Характерными чертами общенаучных понятий являются, во-первых, «сплавленность» в их содержании отдельных свойств, признаков, понятий ряда частных наук и философских категорий. Во-вторых, возможность (в отличие от последних) их формализации, уточнения средствами математической теории, символической логики.3. Частнонаучные методы – совокупность способов, принципов познания, исследовательских приёмов и процедур, применяемых в той или иной науке, соответствующей данной основной форме движения материи. Это методы механики, физики, химии, биологии и социально-гуманитарных наук.

 

55. Методы эмпирического исследования: 1) наблюдение. Оно должно соответствовать: преднамер, планомернос, целеноправл, активности, систематичности. Результат наблюдения – это предпосылка познавательной д-ти человека, это первичная информация. 2) сравнение – с помощью него на основе какого-либо признака устанавливается тождество или различие объектов познания. 3) измерение – это процедура определения численного значения некоторой величины. Обязательно наличие объекта измерения, единицы измерения, измерит прибора, метода. Результат получается из самого измерения. 4) эксперимент. Он предполагает использование трех предыдущих. Эксперимент всегда повторяем. Любой эксперимент возникает в тесной связи с теоретическим мышлением. Эксперимент – это единство теоретич и практич действий. 5) теоретические методы – это методы обработки полученного знания. Суть метода состоит в мысленном отвлечении от несущественных св-в, отношений и одновременном выделении одной или нескольких сторон этого предмета. В результате появляется абстракция, понимаемая как знание. 6) конкретное и абстрактное. Исследование должно начин не с конкретного, а с абстрактного. В качестве отправного звена должна браться решающая сторона в исследуемом объекте. Простейшими методами перехода выступают. 7) идеализация – это мысленное конструирование понятий о несуществующих объектах, но такие для которых имеются прообразы в реальном мире. 8) формализация – форма вещи выделяется как нечто особое, не зависимое от реализации. Формализация – это построение такого языка в котором заданы не только исходные данные, но и правила построения сложных выражений и преобразование их. 9) аксиоматизация (аксиома – это положительная оценка истинности какого-либо утверждения). Суть: устанавливается набор исходных положений, которые должны быть не противоречивыми. Каждая аксиома должна быть не зависимой от других. Затем из них выводятся новые положения. 10) исторический, логический. Исторический позволяет получить представления об эмпирической истории объекта. Логический: это действительная история. В ней сохраняются только то, что закономерно и необходимо. 11) анализ и синтез. Анализ – это метод содержанием которого является совокупность различных предметов исследования. Синтез – это соединение отдельных частей в единое целое. Чтобы стал возможен анализ вещи она должна быть зафиксирована в нашем сознании как некоторое целое. Синтез – когда анализ уже осуществлен. 12) индукция и дедукция. Дедукция – это от общего к частному, а индукция наоборот. Индукция – это совокупность операций в результате которых движение мысли осуществил от менее общих к более общим.

56. Общенаучные методы теоретического познания.Обыденное познание дает знания для ориентации в окружающем мире. На его основе накапливается материал для научного познания. Оно субъективно и возникает как результат научной деятельности. Наука: *социальный институт (люди и отношения между ними). *специфическая познавательная деятельность (познание). *специфическое знание (физика и т.д.). Наука–система теоретических знаний, теория возникает на основе обобщения знаний. Метод–совокупность действий, призванных помочь достижению желаемых результатов.

Что касается методов науки, то оснований их деления на группы может быть несколько. Так, в зависимости от роли и места в процессе научного познания можно выделить методы формальные и содержательные, эмпирические и те­оретические, методы исследования и изложения и т. п. Вы­деляют также качественные и количественные методы, ме­тоды непосредственного и опосредованного познания, ори­гинальные и производные и т. д. В современной науке достаточно успешно работает мно­гоуровневая концепция методологического знания. В этом плане все методы научного познания по степени общности и сфере действия могут быть разделены на пять основных групп: I. Философские методы, среди которых наиболее древ­ними являются диалектический и метафизический. Но фи­лософские методы не исчерпываются двумя названными. К их числу также относятся аналитический (характерный для современной аналитической философии), интуитивный, феноменологический, герменевтический (понимание) и др. Предпринимаются попытки соединить разные методы (на­пример, Гадамер пытается совместить герменевтику с раци­оналистической диалектикой. II. Общенаучные подходы и методы исследования, полу­чившие широкое развитие и применение в науке XX в. Они выступают в качестве своеобразной промежуточной методоло­гии между философией и фундаментальными теоретико-методологическими положениями специальных наук. К общенауч­ным чаще всего относятся такие понятия, как информация, модель, изоморфизм, структура, функция, система, элемент, оптимальность и т. д. III. Частно-научные методы, т. е. совокупность спосо­бов, принципов познания, исследовательских приемов и процедур, применяемых в той или иной отрасли науки, со­ответствующей данной основной форме движения материи. Это методы механики, физики, химии, биологии и гумани­тарных (социальных) наук. IV. Дисциплинарные методы, т. е. системы приемов, применяемых в той или иной дисциплине, входящей в ка­кую-нибудь отрасль науки или возникшей на стыке наук. Каждая фундаментальная наука представляет собой комп­лекс дисциплин, которые имеют свой специфический пред­мет и свои своеобразные методы исследования. V. Методы междисциплинарного- исследования как со­вокупность ряда синтетических, интегративных способов (возникших как результат сочетания элементов различных уровней методологии), нацеленных главным образом на стыки научных дисциплин. Таким образом, в научном познании функционирует сложная, динамичная, целостная, субординированная сис­тема многообразных методов разных уровней, сфер дeйствий, направленности и т. п., которые всегда реализуются с учетом конкретных условий. Научными методами эмпирического исследования явля­ются наблюдение – целенаправленное восприятие явлений действительности (связанное с их описанием и измерени­ем), сравнение и эксперимент, где происходит активное вмешательство в протекание изучаемых процессов. Рассмотрим кратко некоторые методы, приемы и средст­ва научного исследования, применяемые на разных его этапах и уровнях. Среди научных методов теоретического исследования чаще всего выделяют формализацию, аксиоматический и гипотетно-дедуктивный методы.'' 1) Абстрагирование–процесс отвлечения от ряда свойств и отношений изучаемого явления с одновременным выделением интересующих исследователя свойств. 1) Идеализация – мыслительная процедура, связанная с образованием абстрактных объектов, принципиально не осуществимых в действительности (“точ­ка”, “идеальный газ”, “абсолютно черное тело” и т. п.). Данные объекты не есть “чистые фикции”, а весьма слож­ное и опосредованное выражение реальных процес­сов. Они представляют собой некоторые предельные случаи последних, служат средством их анализа и построения тео­ретических представлений о них. Идеализация тесно связа­на с абстрагированием и мысленным экспериментом. 2)Формализация–отображение содержательного зна­ния в знаковом формализме (формализованном языке). По­следний создается для точного выражения мыслей с целью исключения возможности для неоднозначного понимания. При формализации рассуждения об объектах переносятся в плоскость оперирования со знаками (формулами). Отноше­ния знаков заменяют собой высказывания о свойствах и от­ношениях предметов. Формализация играет существенную роль в уточнении научных понятий. Она может проводить­ся с разной степенью полноты, но, как показал Гедель, в теории всегда останется неформализуемый остаток, т. е. ни одна теория не может быть полностью формализована. Формальный метод–даже при последовательном его проведении–не охватывает всех проблем логики научно­го познания (на что уповали логические позитивисты). 3)Аксиоматический метод–способ построения научной теории, при котором в ее основу кладутся некоторые исходные положения–аксиомы (постулаты), из которых все остальные утверждения этой теории выводятся из них чисто логическим путем, посредством доказательства. Для вывода теорем из аксиом формулируются специальные правила вывода.

 

57. Средства и методы, прим-мые на эмпир и теор ур-нях познания.В научном исследовании широко используются так называемые общелогические методы и приемы исследования. Среди них можно выделить следующие:*Анализ – реальное или мысленное разделение объекта на составные части, и синтез – их объединение в единое целое.*Индукция – движение мысли от единичного (опыта, фактов) к общему (их обобщением в выводах) и дедукция–восхождение процесса познания от общего к единичному. *Аналогия (соответствующее, сходство) - установление сходства в некоторых сторонах, свойствах и отношениях между нетождественными объектами. На основании выявленного сходства делается соответствующий вывод – умозаключение по аналогии. Его общая схема: объект В обладает признаками а, в, с, д; объект С Обладает признаками в, с, д; следователь­но, объект С, возможно, обладает признаком а. Тем самым аналогия дает не достоверное, а вероятное знание.*Моделирование – метод исследования определенных объектов путем воспроизведения их характеристик на дру­гом объекте – модели, которая представляет собой аналог того или иного фрагмента действительности (вещного или мыслительного) – оригинала модели. Между моделью и объектом, интересующим исследователя, должно существо­вать известное подобие (сходство) – в физических характе­ристиках, структуре, функциях и др. Формы моделирова­ния весьма разнообразны. Например, предметное (физиче­ское) и знаковое. Важной формой последнего является математическое (компьютерное) моделирование.Гипотетико-дедуктивный метод – способ теоретиче­ского исследования, сущность которого заключается в со­здании системы дедуктивно связанных между собой гипо­тез, из которых в конечном счете выводятся утверждения об эмпирических фактах. Тем самым этот метод основан на вы­ведении (дедукции) заключений из гипотез и других посы­лок, истинностное значение которых неизвестно. А это зна­чит, что заключение, полученное на основе данного метода, неизбежно будет иметь лишь вероятностный характер. Обычно гипотетико-дедуктивный метод связан с системой гипотез разного уровня общности и разной близости к эмпи­рическому базису. Данный метод ориентирован на описание прежде всего формальной структуры “готового знания” и его форм в отвлечении от их генезиса и развития. Разно­видностью гипотетико-дедуктивного метода является метод математической гипотезы.

58. Потребности, интересы, цель как движущие силы развития истории.Общество – это высоко организованная самоуправляющаяся система. В основе саморазвития находятся определённые движущие силы исторического процесса. История протекает в разное социальное время, проявляется в различных культурах и цивилизациях. На социальную жизнь оказывают влияние географическая среда, производительные силы, уровень технологий, господствующие идеологические, этические и другие ценности. Все названные факторы тесно между собой связаны. В обществе жизни связей выражают взаимоотношения между мыслящими существами, которые осуществляют не только материальную, но и духовную деятельность. Люди преследуют свои цели, следовательно, общественные отношения проявляются в форме интересов, целей, потребностей. Движущие силы включают в себя объективные факторы и субъективные. Потребности. Потребность – это первый, самый сильный побудитель человеческой деятельности вообще, трудовой в частности. Потребность – это объективное свойство, выражающее настоятельную нужду человека в чём-либо. Потребности делятся на естественные и социальные. В структуру социальных потребностей входят экономические, социально-политические, духовные. Решающую роль играют экономические. Они органично связаны с производством и потреблением. В процессе удовлетворения данной потребности возникают новые, которые с течением времени становятся старыми, требуют своей замены. Потребности могут быть реализованы путём целесообразной преобразующей деятельности человека, а сам процесс реализации совершается через интересы. Интерес – в отличие от потребностей – имеет дело только с социальными процессами. Он является продуктом общественных отношений. По своей природе интерес имеет объективный характер, ибо его источники берут своё начало в экономических отношениях различных социальных общностей. Вместе с тем, интерес – это явление историческое. Выделяют личный интерес. Он определяется социально-экономическими условиями общества. В этом интересе выражается отношение человеческого индивида к его собственной жизни, к данной микросреде, а также к жизни всего общества. Групповые интересы – это интересы какой-либо социальной общности. Общественный интерес – он включает в себя в преобразованном виде все виды интересов, не зависимо от того, в какой сфере общественной жизни они проявляются. Общественные интересы отражают объективные тенденции и потребности развития общества. Потребности, интересы, противоречия органически связаны друг с другом. Экономические интересы – это объективные побудительные мотивы деятельности людей, выражающие связь между положением людей в обществе и их материальными, духовными потребностями. Экономические отношения составляют объективную основу интересов общества. В общественных интересах существует субъективная сторона. Она связана с осознанием людей своих интересов и определением конкретной цели своей деятельности. Потребность создаёт в себе внутренние противоречия, без разрешения которых нельзя выполнить отведенную противоречиям роль в общественном развитии. Вывод: общественные противоречия – коренной главный постоянно действующий источник и движущая сила общественного развития. На основе противоречий возникают не только новые потребности и интересы, а также различные идейные мотивы, побуждения, для удовлетворения которых люди действуют, ведут борьбу с природой, друг с другом, покоряют силы природы, вступают в определённые общественные отношения, создают организации, работают сообща. Историческое развитие носит в целом объективный характер. Эта объективность обусловлена наличием материальных предпосылок и условий жизнедеятельности людей.

59. Прогресс.С латинского прогресс означает усовершенствование, улучшение чего-либо, движение вперёд. Идея общественного прогресса возникла в философии ренессанса, а окончательно выкристаллизировалась во французском, немецком, итальянском просвещении. Прогресс – многоаспектное, многоплановое понятие – это прогресс человеческого разума, науки, техники, всех производительных сил общества. В комплексный критерий прогресса важно ввести развитие человека как деятеля и творца. Наука и техника могут развиваться в отрицательном значении. Когда их достижения направляются против человека, когда уничтожают гуманизм. Понятие прогресса имеет смысл лишь применительно к определенному историческому процессу или явлению. Цели, стремления, идеалы, в свете которых люди оценивают историческое развитие меняются в ходе истории. Прогресс – объективная закономерность восходящей направленности развития общества, выражающаяся в усилении воздействия общества на природу. В качественном преобразовании форм человеческой жизни, совершенствовании человека как личности, ускорения в целом темпов общественного развития. Прогресс имеет субъективное содержание. Как поступательное развитие способности людей к сознательному творчеству в достижении поставленных целей. Факторы субъективного значения возрастают по мере развития общества. Критерий прогресса – детерминанта восходящей тенденции общественного развития - это единый эталон, к которому стремятся все социальные явления. Идеи социального прогресса нашли отражение в истории философской мысли. Демокрит: целая концепция исторического развития. Он делит историю на качественно различные периоды: прошедшее, настоящее и будущее. Переход от одного периода к другому характеризуется ростом культуры и улучшением жизни людей. Двигатель всех изменений – нужда. Она ставит цель, приводит в движение способности человека. Другим важнейшим средством благополучия граждан является демократическое государство. Искусство управлять государством – наивысшее. Лукреций Кар освобождает мир человеческой жизни от вмешательства Богов. Всё возникает, развивается естественным путём. Прогресс – это покорение сил природы в земледелии, скотоводстве, мореплавании. Для него источник и двигатель прогресса – нужда и разум. Идею прогресса как совершенствования разума продолжает Кондорсет, 18 век. Исходным моментом прогресса является возможность развития познавательной способности человека. Его заключение: не существует никакого предела для развития человеческих способностей. Кроме границы длительности существования самой планеты. Развитие идёт более-менее быстро, но никогда не пойдёт вспять. Развитие человеческих знаний ведёт к устранению неравенства и совершенствованию человека.

60. Проблема периодизации исторического процесса.Технологический детерминизм.Начиная с древности формировались различные модели по-разному представляющие ход исторического процесса. Самым древним является триада (рождение, жизнь, смерть). Эта триада получает свое развитие прежде всего в философии древней Индии., где учение о карме и реинкорнации дополняется идеей о цикличности исторического развития, которое рассматривается как на уровне космологическом, так и уровне человеческой истории. Значительные эпохи юги, которые отличаются тем, что в человеке преобладает либо добродетель, либо злобы. Выделяют 4 юги: 1) сати-юга золотой век, век благости. 2) Трето-юга благо вытесняется 1\4 злобы. Серебряный век. 3) двапара-юга   1\8 зла . 4) Кале юга железный век. В античной философии представления о цикличности исторического процесса основывались на учении о первоэлементах. По Гераклиту и его последователям развитие человека и общества осуществляется в периоде продолжительностью от 10 тыс 800 до 18 тыс лет. По окончанию периода происходит катастрофа, выраженная во всеобщем воспламенении, а потом происходит мировой поток. Но в этом процессе сохраняются логосы, которые дают начало новому циклу. Идеи цикличности представлены у Платона в чередовании форм общественного устройства от золотого века к постепенно ухудшающимся современным формам. В представлении Эмпедокла маетникообразная модель истории, где предельную модель определяет любовь и ненависть. С распространением христианства циклическая модель становится неактуальной и до конца XVIIв. к ней практически не возвращаются. Своеобразный Ренессанс идеи цикличности осуществляется Ж.Б. Вико. По его мнению, мир сотворен, но его порядок вечность. Вико выделяет 3 века: 1) век богов (теологич. юриспруденция) , 2) век героев (героич юриспруденция) 3) век людей (естеств справедливость). Каждый век завершается кризисом. Со II пол XIX в. и по настоящее время идеи цикличности исторического процесса развиваются в основном в русле цивилизационного подхода.  Линейная концепция связана с христианством и ключевыми представлениями о сотворении мира и конца света. А. Августин 4 впервые вводит понятие стрелы времени (большой взрыв сотворение мира конец света). (телеологизм учение о целях; Эсхатология учение о конце света; сотереология учение о спасении). Периодизация истории в рамках цикличной и линейной модели различны. С XVIIIв. линейная концепция дополняется идеей прогресса, которая становится условием и фактором человеческого развития. Для этого необходимы критерии прогресса. Модель Соловьева, который выделяет 3 периода человеческого развития: 1)хозяйственное общество (семья); древнейшая история; 2) политическое общество (государство); 3) теократическое общество (церковь). Спиралевидная модель исторического процесса предусматривает соединение идей циклической и линейной моделей. Представляется, что с одной стороны, развитие прогрессирует и исторический процесс необратим. Исторические время и события неповторимы, но имеют место повторения прошлого, но на более высоком этапе развития спиралевидная модель основывается на идеях диалектического и исторического материализма и проявляет себя в формационном подходе. Ковариантная концепция исторического развития (к. Ясперс), которая в качестве ключевого использует понятие «осевое время». Этим понятием фиксируется значительный культурно-исторический феномен. В период 800 200 г до н.э. заложена духовная основа человечества. Осевая духовная основа человечества прежде всего сам человек, в его духовной открытости миру. Главное измерение духовной открытости человека осевого времени универсальность, переходящая в трансцендентность, - стремление умение человека выходить за свои пределы. Осевая схема выводит на единство мировой истории, в которой Ясперс выделяет 4 эпохи: 1) прометеевская; 2) великих культур древности; 3) осевая (духовная открытость человека миру) 4) науки и техники. История по Ясперсу - процесс, совершаемый между истоками и целью. Истоки - создание человека. Цель - царство душ. Ясперс предполагает о наступлении нового «осевого времени».   Технологический детерминизм   философское направление II половины ХХ века. Выделяет в истории в соответствии с этапами развития техники стадии: доиндустриального, индустриального, постиндустриального общества. Его представители: А. Турен, Дж. Гэлбрей, Д. Белл, О. Тоффлер.  Вместе с изменением технической организации изменяется господствующая сфера производства: сельское хозяйство, промышленность и сфера услуг, и изменяется социальный слой: землевладельцы, бизнесмены, профессионалы для доиндустриального, индустриального, постиндустриального общества соответственно. Технократия власть тех, кто связан с техникой. Постиндустриальное общество характеризуется, как информационное, т.е. общество, где в основе всякой технологии лежат информационные процессы.

61. Методология формационного развития общества.Формационный подход теория общественно экон формаций явл краеугольным камнем материалистич понимания истории. Термин формация взят из геологии и им обознач надпластовое геологич отложение. У Маркса термин формация обществен- эконом формация, экон формация, обществен формация. Он разделил общественную историю на 5 стадий. Он говорил о сущ 3 эпох:1)формирование человечества 2) господство частной собственности. 3) коммунистич она снимает архаичность эпохи первобытности и соц онтогонизмы рабовладения, феодализма и бурж цивилиз. 1и2 объявляется предысторией чел, а собственно чел история это бесконечное развитие при коммунизме. В фундаменте каждой формации лежат опред производительные силы, их характер и уровень. Базисом формаций явл производств отношения. В условиях классового общества сущностью и ядром производит отнош стан экон отнош между классами. На этом базисе и вырастают все стадии формации. Осн элементы формации:1) производст отнош опред надстройку- совокупн полит, правов, моральных, философ и религиозных взглядов общества и соответствие этим взглядам отнош и учреждений. Именно по отнош к надстройке производит отнош выступ как экон базис общества. Осн законом формац развития явл взаимод базиса и надстройки. Этот закон опред всю систему экон отнош, а главное собствен на средства производства. Базис всегда первичен, а надстройка вторична, но Маркс указыв что воздейств базиса на надстройку не фатально. Надстройка развив самост и побуждает базис к развитию. 2) этнические формы общности людей:род, племя, нации. Эти формы опред способом поизводства, характером производ отнош и ступенью развития производит сил. 3) Тип и форма семьи.Абсолютно чистых формаций не бывает, так как любое общество всегда находится в процессе развития. Надо учитывать и уровень развития отдельных стран. Закономерности: формации саморазвиваются это обусловлено технико-технологич базисом и отнош собствен, возникшими в предыдущих формациях. Полнота развития формаций. Движение и развитие осущ ступенчато. Страны высокого формационного уровня оказ сильное влияние на менее развитые.

62. Культуры, цивилизации.А.Д. Тойнби(1889-1975) для него цивилизация это система, которая определяется значимостью связей между ее элементами. Цивилизация зарождается в результате адекватных ответов на вызовы. Вызовы предъявляются либо природой, либо людьми. Новая цивилизация может возникнуть 2 путями:1)непосредственно из примитивного общества, путем качественного изменения его структуры в результате выделения из общей массы некоторого творческого меньшинства (элиты), она берет на себя ответственность за формирование ответа и разработку новых методов и направлений социальной активности. 2)Из цивилизации, на основе используемых достижений в результате предшествующего этапа. В качестве хранителя и передатчика генетической информации выступают конфессиальные институты, отсюда появление новой цивилизации.  В разное время он приводит различное число цивилизаций. В 20 годы он называет 5: китайская, индийская, мусульманская, западно-европейская, русская православная. Каждая цивилизация проходит стадии возникновения, роста, расцвета, надлома, крушения. Жизнеспособность цивилизации определяется возможностью последовательного освоения жизненной среды. Развитие духовного начала во всех видах деятельности, переносом вызовов и ответов из внешней среды внутрь общества, а т.к. вызовы и ответы носят различный характер, то цивилизации не похожи друг на друга, но главный ответ на вызов логоса определяет сущность единой чел цивилизации. На сегодняшний день главное - сохранение человека, как биологического вида.

 


 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-31; просмотров: 144.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...