Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Структура диалектики как теоретической концепции об универсальных связях и развития бытия.
Диалектика обращает внимание на развитие мира, его изменчивость. Выделяют: 1.Принцип развития – в мире нет материальных систем, которые не могли бы развиваться. Развитие – особый тип изменения (эволюция биологических организмов, экосистем и т.д., формирование и развитие чел-ка). Переход одного вида энергии к другому – не развитие; старение здания – частные проявления изменчивости. Развитие не переносится на всю материю, которая структурна, т.е. не безлика. 2.Принцип всеобщей и универсальной связи вещей, явлений действительности – существует взаимодействие между вещами и явлениями в материальном мире. В реальной действительности встречаются самые разные взаимосвязи (механические, химические, биологические, социальные, однозначные, вероятностные, корреляционные, прямые, обратные, связи развития, опосредованные, непосредственные). Связь – это отношение между предметами, когда изменение в одном предмете вызывают изменения в другом. Категории и законы диалектики – понятия, где учитываются данные принципы. Понятия по степени общности делятся на: 1.Обыденные (дерево, стул, окно). 2.Частнонаучные (валентность, масса, наследственность, электрокардиограмма). 3.Предельнообщие (философские) (материя, единичное и общее, часть и целое, форма и содержание, причина и следст
вие). Философские категории – понятия предельной общности, отражающие всеобщие существенные черты, связи и отношения, присущие всему бытию, а не отдельным видам явлений. Категории диалектики образуют сеть, которая способна показать всеобщие связи, переходы, противоположности. 1.Категории имеют глубокий онтологический смысл, т.к. они фиксируют знания о разных сторонах бытия. 2.Категории имеют гносеологическое значение, т.к. они являются опорными пунктами, ориентирами в познавательном процессе. 3.Категории имеют логическое значение, т.к. они представляют собой аппарат мышления. Все люди мыслят категориями, понятиями. Закон – общая, существующая, необходимая, устойчивая связь между явлениями бытия. По степени общности их делят на: 1.Частные – характерны для определенного круга однотипных явлений (з-ны химии, биологии, т.е. частнонаучные). 2.Общие – характерен больший круг явлений, чем у частнонауных (з-н сохранения массы). 3.Всеобщие (философские) – характеризуют универсальные связи бытия (связь кол-ва и кач-ва, з-н единства и борьбы противоположностей). Эти принципы, категории дают теоретический образ мира. Чрез них мы получаем предельно общие представления о мире. Их методологическая роль в том, что они определяют главные ориентиры познания.
Вопрос №33. Категории диалектики: единичное и общее, явление и сущность.Бытие - едино. Мир – един, это заключается в его материальности. Каждая вещь обладает индивидуальной определенностью. Это фиксируется через категорию единичности. Все, что неповторимо в явлении, процессе, предмете, то, что присуще только ему и отсутствует в других явлениях, составляет единичное (напр., почерк, капиллярный узор на пальцах). Это только звено в бесконечной цепочке. Есть нечто повторяющееся, которое осуществляется через некоторые вещи. Факт сходства некоторых вещей, явлений – общее – повторяется в явлении или предмете, что присуще не одному, а многим явлениям (напр., у людей – сознание, в живых организмах – диссимиляция и ассимиляция). Каждое отдельное материальное образование представляет собой неразрывное единство единичного и общего. По отдельности они существовать не могут, они сопряжены с особенным и всеобщим. 1.Особенное –отличает один предмет от другого, сравниваемого с ним. Единичное всегда играет роль особенного (у чел-ка – особая манера говорить, вести себя). Общее может стать особенным, когда общее указывает на отличие одного явления
от другого (все страны СНГ: общее скептическое отношение к Западу, Швеция и Швейцария – особенные). 2.Всеобщее – то общее, которое не может указать на отличие одного от другого. Категории явление и сущность.Они характеризуют разные уровни бытия. Явление характеризует внешние, более подвижные, легче видимые аспекты вещи. Внутренние, устойчивые стороны вещи мы характеризуем категорией сущность. Сущность и явление не совпадают. Они в любой вещи взаимосвязаны, характеризуют внешние и внутренние стороны. Бывает, что поверхностные черты предельно искажают сущность – это кажимость или видимость. Явление всегда в той или иной степени искажают сущность. Взаимосвязь между сущностью и явлением: через явления познаются глубинные внутренние характеристики мира. Эти категории относительны, т.к. разделение объекта на сущность и явление не абсолютно, границы между ними очень подвижны. От явлений мы переходим к сущности, от сущности первого порядка к сущности второго порядка, а сущность переходит в явление. Эти переходы бесконечны.
Вопрос №34. |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-31; просмотров: 242. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |