Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Понятие о разделении труда./ Разделение труда – обособление качественно отличных видов трудовой деятельности.
2) Этапы общественного разделения труда: а) выделение сельского хозяйства (земледелия и скотоводства) из охоты и собирательства; б) выделение промышленности (ремесла) из сельского хозяйства; в) выделение торговли из сельского хозяйства и ремесел; г) выделение финансов и банковского дела; д) выделение управления, менеджмента. 3) Уровни общественного разделения труда: а) международное; б) межрегиональное; в) межотраслевое; г) между фирмами; д) внутри фирмы. 4) Специализация и кооперация производителей как следствие разделение труда. С8.5.10.
«Экономический цикл и экономический рост». 1) Понятие об экономическом цикле./ Экономический цикл – период цикличности деловой активности./ Экономический цикл – модель развития рыночной экономики. 2) Основные фазы экономического цикла: а) экономический спад (кризис); б) экономическое сжатие (рецессия); в) оживление в ряде отраслей хозяйства; г) экономический подъем. 3) Причины циклического развития экономики: а)внешние причины (вооруженные конфликты, изменение международной конъюнктуры производства энергоносителей, крупные инфраструктурные проекты); б) внутренние причины (качество монетарной политики правительства, изменение соотношения совокупного спроса и совокупного предложения, накопление больших запасов товаров сверх спроса). 4) Экономический рост и соотношение с экономическим циклом. 5) Пути экономического роста: а) экстенсивный (расширение масштабов использования сырьевых ресурсов, рабочей силы и пр.); б) интенсивный (качественное улучшение факторов производства, техники и технологии). 6) Научно-технический прогресс и повышение квалификации работников – основные факторы экономического роста в современной экономике.
С8.5.11.
«Измерители экономической деятельности». Измерители экономической деятельности (макроэкономические показатели) и система национальных счетов./ Понятие об измерителях экономической деятельности. 2) Функции макроэкономических показателей: а) измерение объема производства в конкретный момент времени; б) определение факторов, непосредственно влияющих на развитие экономики; в) прослеживание динамики и определение прогнозов экономического развития; г) разработка государственной экономической политики. 3) Основные макроэкономические показатели: а) валовый внутренний продукт (ВВП) (это стоимость конечной продукции, произведенной на территории данной страны за определенный период); б) валовый национальный продукт (ВНП) (это суммарная рыночная стоимость всех конечных товаров и услуг, произведенных гражданами страны как в данной стране, так и в других странах за определенный период времени); в) личный доход (ЛД) (совокупный доход, полученный собственниками экономических ресурсов (факторов производства)); г) объем ВВП на душу населения или на одного занятого в экономике; д) объем инвестиций в национальную экономику; е) объем национального экспорта и импорта и др. 4) Система национальных счетов – информация о состоянии экономики страны.
С8.5.12.
«Рынок и рыночный механизм». Рынок – саморегулирующаяся система организации хозяйственной деятельности. 2) Признаки рыночной экономики: а) экономическая свобода производителя и потребителя; б) формирование цен на товары и услуги в зависимости от спроса и предложения; в) действие механизма свободной конкуренции; г) многообразие форм собственности, гарантирование неприкосновенности прав собственника. 3) Участники рынка: а) производитель (формирует предложение товаров и услуг); б) потребитель (определяет спрос на товары и услуги). 4) Рыночное равновесие – формирование равновесной цены. 5) Основные функции рынка: а) посредническая (соединение спроса и предложения); б) информационная (предоставление информации о размерах того или иного производства и удовлетворении потребительского спроса на конкретные товары); в) регулирующая (перераспределение капиталов и ресурсов из менее эффективных отраслей в более эффективные); г) санирующая, оздоравливающая (выявление и выведение с рынка убыточных, неэффективных предприятий, принуждение их к банкротству); д) стимулирующая (внедрение новых технологий, освоение новых способов хозяйствования). 6) Виды рынков: а) рынок земли и природных ресурсов; б) рынок потребительских товаров и услуг; в) рынок сырья и материалов; г) рынок капиталов (кредитный и фондовый); д) рынок труда; е) рынок информации и инноваций; ж) рынок валютный. 7) Специфика рыночных отношений в современной экономике.
С8.5.13.
«Экономическое содержание собственности». Один из вариантов плана раскрытия данной темы: 1) Понятие собственности./ Собственность – экономическое отношение между людьми по поводу вещей. 2) Единство юридического и экономического содержания собственности. 3) Субъекты собственности: а) человек, семья; б) трудовой коллектив; в) социальная группа; г) государство. 4) Важнейшие объекты собственности: а) земля, земельные участки, угодья; б) деньги, валюта, ценные бумаги; в) природные ресурсы; г) рабочая сила; д) здания, сооружения, недвижимость; е) духовные, интеллектуальные, информационные ресурсы. 5) Основные права собственника: а) владение (фактическое обладание имуществом); б) пользование (извлечение полезных свойств имущества); в) распоряжение (возможность изменения юридической судьбы имущества). 6) Основные формы собственности в РФ: а) частная собственность (собственность граждан и юридических лиц); б) государственная собственность (федеральная, субъектов РФ); в) коллективная, совместная форма собственности (кооперативная, акционерная); г) муниципальная (собственность городских и сельских поселений). 7) Специфика отношений и форм собственности в современной экономике.
С8.5.14. «Спрос и предложение в рыночной экономике». 1) Спрос и предложение – ключевые понятия рыночной экономики./ Понятие о спросе и предложении. 2) Формирование цены и величины спроса и предложения на рынке. 3) Факторы формирования спроса: а) ценовые (уровень цен на товары, уровень цен на замещающие товары, уровень цен на сопутствующие товары); б) неценовые (тенденции моды, количество покупателей на рынке, народные традиции и обычаи, сезонные, уровень потребительских доходов). 4) Факторы формирования предложения: а) ценовые (цены на ресурсы, цены на другие товары, ожидаемые изменения цены); б) неценовые (число продавцов на рынке; технологии производства, налоги и дотации, расходы на транспортировку, хранение, продвижение товаров и услуг). 5) Закон рыночного равновесия – формирование равновесной цены в результате колебаний спроса и предложения.
С8.5.15. «Рынок труда и безработица». 1) Рынок труда – особый сегмент рыночной экономики./ Рынок труда – механизм соединения спроса и предложения на рабочую силу. 2) Формирование цены и величины спроса и предложения на рынке рабочей силы. 3) Участники рынка рабочей силы: а) работник (определяет предложение на рынке); б) работодатель (определяет спрос на рынке). 4) Заработная плата – цена труда. 5) Безработица – характерный признак рынка труда. 6) Основные формы безработицы: а) фрикционная; б) циклическая; в) структурная; г) сезонная; д) застойная. 7) Специфика современного рынка труда: а) возрастание спроса на сложный, квалифицированный спрос; б) установление государственных гарантий прожиточного минимума и минимальной заработной платы; в) осуществление индексации заработной платы в зависимости от уровня инфляции; г) ответственность государства и бизнеса за уровень безработицы в стране; д) развитие и совершенствование трудового законодательства. 8) Социальное партнерство – основа современного рынка труда.
С8.5.16. «Государственный бюджет и государственный долг». 1) Понятие о государственном бюджете и бюджетной политике./ Бюджет – расходы и доходы государства на определенный период времени. 2) Порядок рассмотрения и принятия государственного бюджета: а) разработка правительством; б) утверждение Федеральным собранием; в) исполнение правительством. 3) Части государственного бюджета: а) доходы (налоги и сборы, государственные займы, приватизация, эмиссия ценных бумаг, доходы от государственной собственности, возврат долгов иностранными государствами); б) расходы (финансирование оборонного заказа, содержание государственного аппарата, финансирование бюджетной сферы, социальных программ, фундаментальной науки, обслуживание государственного долга, дотации предприятиям и развитие инфраструктуры). 4) Варианты реализации бюджетной политики: а) сбалансированный бюджет; б) дефицитный бюджет (расходы превышают доходы); в) профицитный бюджет (доходы превышают доходы). 5) Факторы, влияющие на состояние государственного бюджета: а) тенденции формирования налогооблагаемой базы; б) фаза экономического цикла; в) текущая политика правительства. 5) Государственный долг и его обслуживание. 6) Структура государственного долга: внешние и внутренние долговые обязательства. 7) Специфика бюджетного процесса и состояния государственного долга в РФ. 2
С8.5.17. «Деньги и их функции». 1) Деньги – всеобщий эквивалент при обмене товаров и услуг. 2) Основные функции денег: а) мера стоимости (выражается в цене товаров и услуг); б) средство обращения (являются посредником в обменных операциях); в) средства платежа (оплата товара в кредит, с разрывом во времени); г) средство накопления (сохранение средств и ценностей на будущее). 3) Структура денежной массы в современной экономике: а) наличные денежные средства (бумажные деньги и разменная монета); б) безналичные деньги (чеки, векселя, банкноты, электронные деньги). 4) Формы движения денег в современной экономике: а) обращение в качестве платежных и расчетных средств, обслуживание сделок; б) движение в качестве заемных средств или кредитов; в) движение денег и ценных бумаг на финансовом рынке. 4) Электронные деньги, сетевые платежи – основной вид денег в современной экономике.
С8.5.18. «Инфляция и ее опасность для экономики». 1) Инфляция – процесс обесценения бумажных денег./Инфляция – опасность для экономики. 2) Основные источники появления инфляции: а) повышение номинальной заработной платы, не обусловленное ростом производительности труда; б) увеличение цен на сырье и энергоносители; в) увеличение налогов на производителя. 3) Инфляция спроса и инфляция предложения. 4) Основные виды инфляции: а) по характеру протекания (открытая и скрытая); б) в зависимости от темпов роста (умеренная, галопирующая, гиперинфляция). 5) Последствия инфляции для экономики: а) снижение занятости, расстройство всей системы регулирования экономики; б) обесценение всего фонда накопления и кредитов; в) обесценение реальных доходов населения, сокращение текущего потребления; г) снижение инвестиций; д) потеря деньгами своей ценности. 6) Меры преодоления инфляции: а) контроль за эмиссией денег, изъятие лишних денег; б) сокращение бюджетных расходов; в) развитие производства, преодоление спада в экономике. 7) Специфика антиинфляционных мер в РФ.
С8.5.19. 1) Плановая экономика – экономика государственно регулируемого хозяйства. 2) Возникновение плановой системы хозяйствования – реакция на проявления несостоятельности рынка. 3) Признаки планового хозяйства: а) господство государственной формы собственности; б) доминирование производителя над потребителем; в) директивные цены на товары и услуги; г) отсутствие экономической свободы, централизованное распределение ресурсов; д) директивное определение характера и номенклатуры производства. 4) Преимущества планового хозяйства: а) стабильность экономического развития; б) высокий уровень занятости; в) высокие мобилизационные возможности в военный период; г) поддержка убыточных производств. 5) Основные недостатки планового хозяйства: а) дефицит потребительских товаров и услуг; б) неспособность реагирования на изменение мировой конъюнктуры; в) отставание в области освоения новой техники и технологии. 6) Необходимость элементов плановой экономики в современном хозяйстве.
С8.5.20. «Монополизм и его последствия». 1) Монополизм – враг свободной конкуренции. 2) Основные признаки рынка несовершенной конкуренции (монополизма): а) наличие на рынке одного продавца; б) формирование монопольно высокой цены; в) вытеснение с рынка средних и мелких товаропроизводителей; г) снижение стимулов к экономической активности, технологической модернизации. 3) Меры государственной антимонопольной политики: а) запрещение ряда договоров о слиянии фирм; б) принятие антимонопольных законов; в) применение экономических санкций к монополистам; г) разделение предприятий, признанных монополиями, на несколько фирм. 4) Монополия и олигополия – сходство и различие. 5) Поддержание механизмов свободной конкуренции – главное средство борьбы с монополизмом.
С8.5.21. «Кредиты и кредитная политика». 1) Понятие о кредите./ Кредит как неотъемлемый элемент современной экономики. 2) Основные функции кредита: а) перераспределение средств между отраслями, фирмами и регионами; б) обеспечение возможности замены в обращении реальных денег кредитными (банкнотами и безналичными расчетами); в) сокращение издержек обращения; г) эффективное использование временно свободных финансовых средств. 3) Принципы кредитования: а) срочность (банк предоставляет заемщику деньги на определенный срок); б) платность (банк предоставляет деньги на платной основе); в) возвратность (банк предварительно изучает платежеспособность заемщика); г) гарантированность (банк требует с заемщика залог). 4) Основные формы кредита: а) по способу кредитования (натуральный кредит (товарами, ресурсами), денежный кредит); б) по сроку кредитования (краткосрочный, среднесрочный, долгосрочный); в) по характеру кредитования (ипотечный, потребительский, коммерческий (товарный), банковский, государственный). 5) Роль кредита в развитии современной экономики.
С8.5.22. «Место информации в современной экономике». 1) Информация – важный фактор производства в современной экономике. 2) Основные свойства информации как общественного блага: а) возможность одновременного наличия у множества людей; б) неуничтожимость при передаче и использовании; в) сложность деления на отдельные части. 3) Стадии формирования информационной экономики: а) проникновение информационных технологий в производство; б) массовое внедрение информационных технологий и преобладание стандартизированных систем; в) превышение производительности в сфере производства информации и информационных технологий над другими отраслями; г) переход к преобладающему производству информации и знаний, наибольшую роль начинают играть фундаментальные науки, технологии производства научного знания. 4) Особый характер формирования цены на информацию (определяется полезностью информации). 5) Ограниченность использования информации во времени. 6) Основные виды информации: а) по носителю (цифровая (статистическая), текстовая (вербальная), графическая, аудиовизуальная); б) по характеру (техническая, социальная). 7) Особенности развития информационной экономики на современном этапе.
С8.5.23. «Торговля и обмен ». 1) Торговля – важнейший инструмент обменных отношений в обществе. 2) Основные звенья торговли: а) оптовая торговля; б) розничная торговля. 3) Функции торговли: а) реализация произведенных в обществе товаров и услуг, осуществление связи производства с потреблением; д) разработка товара, рыночные исследования, организация распределения, определение цены, создание служб сервиса и др. 4) Основные виды розничной торговли: а) независимые розничные торговцы; б) розничные франчайзы (использование небольшими фирмами известных торговых марок); в) специализированные магазины; г) супермаркеты (универсамы) и торговые комплексы; д) розничные торговые сети (ритейл); е) склады-магазины; ж) электронные магазины. 5) Развитие электронной торговли и Интернет-магазинов – наиболее перспективное направление в современной экономике.
С8.5.24. «Рациональное поведение потребителя в экономике и права потребителя».
1) Потребитель в экономике – сторона, формирующая спрос на товары и услуги. 2) Цели потребителя: а) получение максимальной пользы от потребляемых товаров и услуг; б) осуществление рационального выбора в пользу наиболее необходимых благ. 3) Основные источники доходов потребителя: а) заработная плата; б) доходы от размещения средств в банках; в) доходы в форме дивиденда от акций; г) пособия, пенсии, стипендии; д) доход от предпринимательской и иной деятельности; е) доходы, получаемые от собственности. 4) Основные права потребителя: а) право на получение достоверное информации о товаре; б) право на безопасное использование товара; в) право на защиту потребительских прав. 5) Структура и уровень доходов и расходов потребителя – показатель развития экономики страны.
Раздел «Социология» |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-31; просмотров: 198. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |