Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Происхождение философии, круг её проблем и функций.




Философия как особая форма общественного соз­нания, духовное явление в своем возникновении опи­рается на духовные компоненты: мифологию, религию, древнее искусство и эмпи­рические знания.

Мифы, как правило, дуалистичны, описывают мироздание как единство противоположных явлений и символов: свет и тьма, Солнце и Луна, мужское и женское, правое и левое, добро и зло, космос и хаос и т. п.

Значение мифологии состоит в том, что был начат поиск от­ветов на вопросы о тайнах рождения и смерти, происхождения мира, человека, о ценностном отношении к сущему.

На уровне объективной реальности мифы вызываются недос­таточной зрелостью условий для преобразований; в сознании -подменой особенного всеобщим.

Философия возникла как продукт вопрошающей и недоуме­вающей мысли. “Удивление и есть начало философии”. Во все времена “ удивление побуждает людей философствовать”. Миф был одним из видов древнего искусства. Искусство спо­собствовало зарождению философии через развитие феномена созерцания как первообщения человека с миром.

Философия, считал К. Маркс, “сначала вырабатывается в пределах религиозной формы созна­ния”. У философии и религии имеется общая цель - вывести че­ловека из сферы обыденности, придать его жизни смысл, от­крыть путь к самым сокровенным ценностям, увлечь идеалами. Наиболее существенная общая проблематика религии и философии - духовно-нравственная.

Религия и философия, имея определенное родство, вместе с тем избрали разные пути раскрытия тайн сущего. Основу рели­гиозного воззрения на мир составляет вера в существование сверхъестественных сил и в их главенствующую роль в мироздании и жизни людей. Философия же отразила нарастающую по­требность в понимании мира и человека с позиций “светского” знания, “естественного” разума. “Философия есть дело разума”. Если ре­лигия есть массовое сознание, то философия - элитарно-профессиональное.

Первоначально было совокупное знание древних, именовав­шееся философией. Отражая эту ситуацию, Аристотель назвал философию “госпожой наук”. Постепенно происходила специа­лизация знаний, формировались конкретные науки, отделяясь от совокупного знания. Параллельно шло и развитие философии. Научная картина мира, особенно начиная с XIX в., строилась со­вместно науками и философией.

Философия буквально означает “любовь к мудрости”. Счита­ется, что слово “философ” впервые употребил Пифагор. В каче­стве особой науки философию обособил Платон. Первую попыт­ку выделить ее как специфическую область теоретического знания, как учение о первопринципах сущего, предпринял Аристо­тель.

Свою философию Кант характеризует как систему всех принципов чистого разума. В этой связи он вводит понятие чис­той философии, называя ее метафизикой. Философ должен опре­делить источники человеческого знания; объем возможного и полезного применения всякого знания; границы разума.

Помимо духовных, возникновение и развитие философии обусловлено социально-экономическими факторами: аграрно-ремесленная революция; расширение контактов на основе торговли и судоходства; разрушение общинно-родовых форм связей между людь­ми, появление социальных общностей требовали от инди­вида выработки нового типа самоопределения: ориента­ции не на привычку и традицию, а на собственный разум; отделение умственного труда от физического; развитие государственности, особенно древнегреческой демократии, вызвало к жизни искусство убеждения, аргу­ментацию, строгое, последовательное систематическое мышление.

Одним из своеобразных системообразующих факторов философского знания является сформулированный в марксизме основной вопрос философии, который имеет две стороны, т.е. предполагает ответ на два взаимосвязанных вопроса: 1) что первично — материя или сознание? 2) познаваем ли мир? По­иск аргументированных ответов на составляющие его под в оп­росы очерчивает основной круг проблем, которые являются об­щими для всех упомянутых разделов, а также для более специ­альных разделов философского знания. В зависимости от отве­та на первый вопрос определяется принадлежность конкретной философской системы, школы или течения к одному из глав­ных философских течений — материализму или идеализму. Согласно материалистическому решению основного вопроса философии, первична материя, а сознание является свойством одного из ее видов — высокоорганизованной материи. В соот­ветствии с его идеалистическим решением первично сознание, являющееся творческим, формообразующим началом, выпол­няющим активную роль по отношению к пассивной, косной, инертной материи. Утвердительный ответ на второй вопрос объединяет большую группу философов которых обычно называют философами, признающими познаваемость мира. Философы, отрицающие познаваемость мира на уровне сущности вещей, получили название агностиков, а их учение о непознаваемости мира — агностицизм. В других философских течениях в качестве основного вопроса (проблемы) выдвигают­ся вопросы о бытии и небытии, жизни и смерти, необходимости и свободе, смысле жизни и др.

Одна из основных функций философии – выявление универсалий культуры и выражения их содержания в системе философских категорий, т.е. поиск общего в культуре.

Мировоззренческая функция состоит в выработке обоб­щенных представлений человека о реальности, образе его пове­дения и деятельности.

Методологическая функция связана с выработкой в рамках философии представлений об оптимальном образе человеческих действий в сфере познания, практики или коммуникации,

Гносеологическая функция выполняется в рамках учения о познании, т.е. о путях познания, его формах и критериях истинности полученных знаний.

Аксиологическая функция предполагает выработку сред­ствами философии критериев оценки значимости явлений при­родной, социальной или духовной реальности для человека, со­циальной группы или общества в целом.

Идеологическая функция состоит в обосновании средства­ми философии идеологии как теоретической системы, отража­ющей общественное положение, цели, интересы и идеалы опре­деленной социальной группы.

Праксиологическая функция связана с выявлением и вы­работкой в русле философии смыслов, основных направлений, целей, средств и методов человеческой деятельности.

Критическая функция философии состоит в выявлении ее средствами заблуждений, догм и устаревших стереотипов мыш­ления и практической деятельности, направляющих их по лож­ному или неоптимальному пути.

Прогностическая функция охватывает совокупность пред­ставлений, выработанных в рамках философии, отражающих возможные состояния природных образований и общества, тен­денции развития событий в различных сферах человеческой де­ятельности и глобальных процессов.

 

2. Понятие мировоззрения его структура и типы

Мировоззрение – совокупность представлений о реальности, сис-ма принципов, эталонов и убеждений, определяющих направление деятельности и отношение к действительности отдельного чел-ка, соц. группы или общества в целом. Оно складывается из элементов, принадлежащих науке, философии, искусству, религии, нравственному сознанию, пра­восознанию, политической идеологии, т.е. не имеет присущих только ему форм выражения своего содержания, а "заимству­ет" их у названных форм общественного сознания, а также в сфере обыденного сознания и общественной психологии.

Основные типы — мифологическое, ре­лигиозное, повседневно-обыденное, философское и научно-фи­лософское.

Мифологическое мировоззрение — это совокупность пред­ставлений о мире, основанных на фантазии и вере в сверхъес­тественные силы, их сходство с человеком и человеческим по­ведением.

Религиозное мировоззрение — это совокупность представ­лений о мире и его происхождении, месте в нем человека, осно­ванных на вере в сверхъестественную силу и существование двух миров — высшего (совершенного небесного) и низшего (несовершенного земного).

Повседневно-обыденное мировоззрение — это совокупность представлений о природной и социальной реальности, а также о самом человеке, нормах и эталонах его поведения и деятель­ности, основанных па здравом смысле и повседневном опыте многих поколений в различных сферах жизнедеятельности

Философское мировоззрение — это система рационально обоснованных представлений о мире, месте в нем человека, направленности, принципах и целях его деятельности.

Научно-философское мировоззрение — это система пред­ставлений о мире, его структурной организации и развитии, месте и роли в нем человека, которая строится на основе фило­софского осмысления научных данных, развивается вместе с наукой и оказывает активное влияние на ее развитие.

В его структуре выделяют три основные компонента: познавательную, ценностную и деятельностно-поведенческую.

Познавательная компонента включает представления о происхождении, строении и законах развития реальности.

Ценностная компонента содержит ряд характеристик, выражающих значимость явлений действительности для чело­века, а та к же предполагаемый ему набор специфических отноше­ний к явлениям природной реальности и другим людям.

Деятельностно-поведенческая компонента охватывает со­вокупность предписываемых человеку правил, норм, принци­пов, эталонов поведения (не убивай, не укради, не лжесвиде­тельствуй, помогай другим и т.д.) и деятельности (выбирай вы­полнимые цели и подходящие средства)

 

3. Философия Древнего Востока.

Первые философские учения и школы возникли на Востоке(Индия, Китай) и развивались в тесном переплетении с религиозными воззрениями того времени.

Первым памятником религиозно-мифологической мысли древних индийцев, положивших начало философской тради­ции, были знаменитые Веды. Самхиты — сборники гимнов в честь богов, жертвенных фор­мул, магических заклинаний и заговоров; Брахманы — - мифо­логические и религиозные объяснения к Самхитам; Араньяки ("Лесные книги") — поучения для лесных отшельников, встав­ших на "путь знания"; Упанишады — тексты эзотерического знания (передававшегося непосредственно от учителя к учени­ку); Веданги — совокупность текстов, посвященных фонетике, этимологии, астрономии, и т.д. Собственно философской час­тью Вед являлись Упанишады, которые в последующем легли в основу всех ортодоксальных религиозно-философских систем Индии.

Веданта — одна из первых систем индийской философии, возникшая на базе Упанишад, пытавшаяся представить неис­тематизированные пред философские и философские идеи и ви­де теоретической системы.

Развиваясь на основе комментариев Упанпшад, веданта разделилась па два направления — адвайту и вишешта-адвайту. Первое учило, что в мире нет другой реальности, кроме еди­ной высшей духовной сущности — Брахмана. Согласно второму направлению, существуют три реальности: материя, душа и Бог. Индивидуальная душа подчиняет себе материальное тело, Бог господствует над обоими. Цель индивида — освободиться от материального существования путем духовной активности и любви к Богу.

Другой великой религиозно-философской и этической систе­мой "Древней Индии является буддизм.

Ядром его учения становятся,"четыре благородные истины":  

первая — "истина страдания". Будде открылось, что стра­дание есть универсальное свойство человеческой жизни, им проникнуты все ее стороны; вторая — "истина причины". Она говорит о происхождении страдания. Корень его в страстях человека, жажде жизни и наслаждений;

третья — "истина освобождения". Предполагает отказ че­ловека от желаний и подавление собственных страстей; четвертая — "истина пути". Путь, ведущий к освобож­дению от страданий и достижению нирваны восьмери­чен.

К Ведам восходят также корни йоги (переводится с санскрита как связь, участие, сосредоточение, созерцание, усилие). Йога пред­ставляет собой философско-религиозную систему освобождения от страдания. Техника йоги включает два взаимосвязанных ас­пекта:                                             

1. Самоограничение (аскетизм).

2. Медитация (вхождение в состояние глубокого внутрен­него самосозерцания)

В VIII-VII вв. до н.э. в Индии получает развитие материа­листическое направление локаята. От­вергая идею потустороннего, локаятики ставили целью своей философии постижение реального мира, окружающего человека.

Своего расцвета древнеиндийский материализм достиг к системе вайшеишки(VI—V вв. до н.э.). Согласно этой философии, мир состоит из качественно разнородных и различных по размеру и форме мельчайших частиц — ану. Эти частицывеч­ны и неделимы. Из них и возникает многообразный, изменяю­щийся мир вещей.

Еще в середине II тысячелетия до н.э. на территории Древнего Китая возникли первые рабовладельческие государства, где гос­подствовало религиозно-мифологическое мировоззрение. Соглас­но ему, все в мире предопределено "волей Неба", которая пости­гается людьми через гадания и предзнаменования. Правитель же выступал перед своими подданными как "сын Неба" и его по­сланник на земле.

"Пятикнижие" («Книга Песен», «Книга Истории», «Книга Перемен», «Книга Обрядов», «Летопись») – основа мировоззрения образованного китайца того времени.

Постепенно в Древнем Китае складывается: важнейшее миро­воззренческое представление — представление о "дао" как неко­ем безличном мировом законе, которому подчиняются все люди и природа в целом.

Школа даосизма. Мир пребывает, согласно даосизму, в постоянном движении и изменении. В центре внимания стоят понятия «дао» (путь) и «дэ» (сила).

Конфуцианство. В центре внимания находятся взаимоотношения между людьми и проблемы воспитания. Главным звеном является концепция человеколюбия («жень»).

Школа моизма. Ядро моизма составили идеи всеобщей любви («цзянь ай»), преуспеваемости и взаимной пользы.

Школа легистов (законников). У легистов совесть заменена страхом. Конфуцианские идеи о гос-ве как большой семье, уступило место представлениям о гос-ве как некоем механизме. Главную цель они видели в покорении царств и воссоединении Поднебесной. Экономическую основу гос-ва легисты усматривали в земледелии.

 

4. Философия Античного мира

Античная философия начинает складываться в 7-м веке до н.э. Она является исторически первой попыткой сформировать рациональную картину мироздания. В развитии античной философии можно выделить четыре основных этапа:

1. Досократовский (VII—VI вв. до н.э.);

2. Классический (V—IV вв. до н.э.);

3. Эллинистический (III—II вв. до н.э.);

4. Римский (I в. до н.э. — 529 н.э.).

Основные школы:  (Досократовский период)

милетская: главный которой был Фалес, он предполагал началом всего воду т.е. жидкость, текучесть. Другим выдающимся милетским философом был Анаксимандр (611—546 до н.э.). Так же, как и Фалес, Анаксимандр ставил вопрос о начале мира. Он утверждал, что первоначалом является беспредельное (" апейрон" ), и не определял его ни как воздух, ни как воду, ни как что-либо иное. "Апейрон" Анаксимандра — это какая-то неограниченная природность, из кото­рой возникает все сущее. К числу выдающихся милетских философов принадлежит та клее Анаксимен (585—525 до н.э.). В определенном смысле он укрепил и завершил тенденцию стихийного древнегреческого материализма — поисков естественных причин существования вещей и явлений. Первоосновой мира Анаксимен полагал воз­дух. Разрежение воздуха, согласно философу, приводит к воз­никновению огня, а сгущения порождают ветры, тучи, воду, землю, камни. Сгущение и разрежение понимаются здесь как основные, взаимно противоположные процессы. Гераклит («книга о природе») открывает противоположности и делает вывод, что только чередование противоположностей дает специфический смысл. Но также понимает, что противоположности гармоничны: «всё есть одно, а из одного происходит все». Считал что началом всего был огонь, а все остальное –трансформация огня.

Пифагорейская школа: для пифагорейцев началом всего было число, которое понималось как начало образующее вещи. Один из представителей  пифогор-в. он соединил 4 первых элемента: земля-куб, огонь-пирамида, вода-гексоэдр, воздух-актаэдр. Они пытались с пом. чисел описать весь мир.

Эллейская школа (Парменид, Зенон Элейский) В поэме "О природе" Парменид сформулировал и ввел в философский обиход фундаментальное понятие "бытие". Последнее непод­вижно, едино, цельно, неделимо и сплошь однородно. Логика доказательства привела Парменида к идее тождества бытия и мышления: "Одно и то же есть мысль и то, о чем мысль сущес­твует". Истина является результатом мышления и этот результат следует признать. Разрыв между умопостигаемым миром и миром очевидного был углублен учеником Парменида — Зеноном Элейским. Философ прославился вы­явлением противоречий между разумом и чувствами. Хотя философия Зенона, как и его учителя Парменида, представляла собой метафизическое понимание бытия, но сам способ аргументации, мысли о противоречиях и непостижи­мости движения оказали значительное влияние на развитие диалектического мышления, став определенным призывом к преодолению понятийной стагнации.

Анаксагор основой всех вещей считал бесконечное множес­тво малых материальных , частиц, качественно различных между собой, гомеомерий. Гомеомерии Анаксагора, по сути, являются началом перехо­да от стихийного материализма греческих философов к ато­мизму Левкиппа и Демокрита. Левкипп выдвинул основные при­нципы атомистической философии. Единственное, что сущес­твует, полагал он, — это атомы и пустота. Атомы характери­зуются формой, порядком и положением. Они, согласно взгля­дам Левкиппа, движутся в пустоте. Допущением пустоты Левкипп разрешил проблему  движения. Существование пустоты сделало возможным движе­ние атомов. Демокрит развивал атомистическое учение и создал логически стройную, всеобъемлющую систему. К левкипповской характеристике атомов он добавляет еще величину и тяжесть. Атомы, согласно философу, неизменны — они были, есть и всегда будут теми же самыми. Концепция Демокрита со­держит, таким образом, представление о неупичтожимости и не-сотворимости материи. Иначе философ решает вопрос об отноше­нии материи и движения. Левкипп, как известно, допускал су­ществование "нс-сущего", т.е. пустоты, являвшейся гарантией возможности движения. По Демокриту же движение присуще самим атомам и передается их столкновениями.

(Классический период)

Школа софистов. Впервые создали науку о слове. Подразделялись на «старших» (Горгий, Протагор) и «младших» (Критий, Алкидам). Известное изречение Протагора о том, что "человек есть мера всех вещей", означает по сути то, что человек воспри­нимает мир таким, каковым он видится сквозь призму челове­ческих качеств, в частности познавательных способностей че­ловека.

Против Софистов выступил Сократ. Важнейшим своим призванием Сократ считал "воспитание людей", смысл которого он видел в беседах и дискуссиях, а не в систематическом изложении знаний. Основной задачей понимания этических принципов Сократ провозгласил последовательное познание "самого себя". В беседах и дискуссиях Сократ обращал основное вни­мание на познание сути добродетели. В этой связи он ставил вопрос: "Как может быть нравственным человек, если он не знает, что такое добродетель?"

Сократ также попытался классифицировать формы государ­ственного устройства (монархия, тирания, аристократия, плу­тократия, демократия). Правильной формой он считал аристок­ратию, которую характеризовал как власть небольшого количес­тва образованных и нравственных людей.

В беседах и дискуссиях Сократа постепенно сформировался знаменитый философский метод диалектического  спора. Его целью было достижение истины путем обнаружения противоре­чий в утверждениях противника.

Скептик ска­зал бы, что истины нет; софист предложил бы. считать истиной то, что выгодно. Сократ же считал, что истина должна быть одной. Установить ее помогает майевтика. Этот термин был выбран фи­лософом по аналогии с профессией его матери — повивальным ис­кусством. Сократ так же, как и она, стремился помочь своим слу­шателям и ученикам "родить", но только собственную мысль. Ис­кусство Сократа постоянно обнаруживать противоречия в утвер­ждениях оппонента, сталкивать их и приходить таким образом к новому, более надежному знанию становится основой развития по­нятийной (субъективной ) диалектики.

Метод Сократа был воспринят и развит его выдающимся учеником Платоном. Платон впервые организовал учебное заведение “академию”.Платон-идеалист, характеризует бытие как вечное, неизменное, познаваемое лишь разумом . Чтобы объяснить явление нужно найти его идею т. е. понятие: то постоянное и устойчивое что не дано чувственному восприятию. Тело человека-временное вместилище души, кот. состоит из огня, земли воды и воздуха. Душа сотворена богом: делится на разумную (мышление) и неразумную (чувства). Суть теории познания: «знание - это вспоминание» того, что когда-то знала душа. Создал образ идеального гос-ва, в кот. 3 группы людей: правителей-фил-ф, воинов, земледельцев и рамесленников) все они должны заниматься своим делом, не вмешиваясь в дела других.

Аристотель выявляет типы бытия в соответствии с типами суждений: «оно есть». Но бытие им понимается как всеобщий предикат, котрый относится ко всем категориям, но не является родовым понятием. Опираясь на проводимый им принцип взаимосвязи формы и материи, Аристотель преодолевает присущее прежней философии противопоставление сфер бытия, поскольку форма для него есть неотъемлемая хар-ка бытия. Он признает также нематериальную форму всех форм т.е. бога. Для объяснения того, что существует, А. принимал 4 причины:

-сущность и суть бытия, в силу которой всякая вещь такова, какова она есть(формальная причина)

-материя и подлежащее (субстрат) - то, из чего что-либо возникает (материальная причина)

-движущая причина, начало движения;

-целевая причина-то, ради чего что-либо осуществляется

Хотя А. признавал материю одной из первых причин и считал ее некоторой сущностью, он видел в ней только пассивное начало (возможность стать чем-либо), всю же активность приписывал остальным трем причинам, причем сути бытия-форме - приписал вечность и неизменность, а источником всякого движения считал неподвижное, но движущее начало-бога. Бог Аристотеля - «перводвигатель» мира, высшая цель всех развивающихся по собственным законам форм и образований. «Кто двигается вперед в науках, но отстаёт в нравственности, тот более идёт назад, чем в перёд» - Аристотель.

Философия эпохи Эллинизма

Школа эпикурейцев Эпикур - написал большую работу о природе(37 книг) отстаивает и развивает материалистический сенсуализм. Все что мы ощущаем, истинно, ощущения никогда нас не обманывают. Считал, что необходимо, чтобы первоначала были субстанциями. Атомы движутся непрерывно, и это связано с внутр. св-ми атома. Бесконечно лишь количество атомов, количество же их форм ограничено, поскольку атомы не могут обладать большой тяжестью, при этом атомы могут самопроизвольно отклоняться. Удовольствие это отсутствие телесного страдания

Школа стоицизма. Основоположник Зенон, главное с стоицизме это этика, кот. заключалась в спокойствии, невозмутимости, в умении стойко переносить удары судьбы. (Пасейдоний, Аврелий, Сенека) сторонники Аристотеля и Гераклита.

Школа скептицизма провозглашала умение человека наслаждаться малым, быть независимым от гос-ва, общества, даже от культуры и семьи

Римский период

Тит Лукреций Кар Единственно сущим он считает атомы и пустоту. У мыслителя можно встретить наметки эволюционного учения. Только развитие материалистической культуры привело к тому что человеческое стадо постепенно превращалось в общество, он считает что гос-во возникло в результате взаимного соглашения людей. Рождение веры Лукреций объясняет страхом смерти «Первых богов на земле создал страх».

Проблему человека в Античности рассмотрели Протогор (через его ощущения) Сократ (душа разуму), Платон (делит на разумную и вожделеющую), Аристотель (человек-политическое животное)

5. Средневековая философия

Периодизация:

1) 2-6 в – период патристики

2) 7-10 в – анализ возможностей слова

3) 11-14 в – схоластический (11-12 в- ранняя схоластика (Абеляр);                 

                                        13-14 в – поздняя схоластика (Ф. Аквинский))

Средневековая философия формировалась в условиях сословно-монархической структуры феодального общества и гос­подства богословия. Религиозные установки диктовали соответ­ствующее отношение к античному духовному наследству: пре­имущественно использовались в преобразованном виде идеали­стические философские системы, дополненные и усиленные ре­лигиозной тематикой. Специфика средневековой философии оп­ределяется следующими основными принципами: теоцентризмом, креационизмом, провиденциализмом и откровением.

Средневековая философия, опиравшаяся на Библию, исходи­ла из идеи единого, уникального Бога, находящегося в трансцен­дентном (запредельном) мире. Такой подход исключал многобо­жие и утверждал идею о единой сущности мира.

В средневековой европейской философии выделяются этапы патристики и схоластики. Для патристики характерно ин­теллектуальное оформление и разработка христианской догмати­ки и философии, где элементы платонизма играли ведущую роль. На этапе схоластики осуществлялась систематическая раз­работка христианской философии под огромным влиянием на­следия Аристотеля.

У истоков средневековой философии стоит Августин Бла­женный (354-430), наиболее яркий представитель патристики. В противовес господствующей в средние века идее сотворе­ния мира из ничего, по волеизъявлению Бога, шотландский мо­нах И. С. Эриугена (810-877).

Средневековая гносеология развивалась в русле споров о природе общих понятий (универсалий), где столкнулись два на­правления - реализм и номинализм.

Один из представителей реализма - Ансельм Кентерберийский (1033-1109). По утверждению реалистов, универсалии существуют реально, образуя мир сущностей, первичных по отно­шению к человеческому мышлению и единичным предметам. Общее, таким образом, существует до конкретной вещи, вне ее, служит ее порождающей причиной (например, идея человека как такового обусловливает бытие отдельных индивидов).

В отличие от средневекового идеалистического реализма, в трактовке классиков марксизма "реализм" тождествен материализ­му, предполагает опору на "действительные предпосылки", проти­востоит голой абстрактности и метафизике, основывается на кон­цепции движения (в обществе - историзма) и опирается на факты.

Средневековый философ - прежде всего наставник, стре­мившийся доступными средствами передать ученику свое пони­мание предмета. Философия принимала, таким образом, форму школьной философии, схоластики. Схоластика - отвлеченно-догматический способ мышления, опирающийся на авторитет канонизированных текстов и на формально-логическую правиль­ность односторонне-дедуктивных рассуждений (о соотношении первопричины и души, знаний и веры, добра и зла и т. д.). Текст считался началом и концом любой философской теории. Он ана­лизировался семантически (слова и значения), концептуально (содержание, идеи) и спекулятивно (как основа для собственных размышлений). Философия превращалась в искусство правиль­ного толкования и разъяснения прежде всего положений Завета.

В целом средневековая философия расширила свое проблем­ное поле, углубив понимание единства бытия и мышления, спо­собствовала развитию искусства толкования текстов, формаль­ной логики, сформулировала понятие "внутреннего" человека (через рассмотрение совокупности экзистенциональных элемен­тов индивидуального бытия людей), изучала и усовершенствова­ла систему познавательной деятельности человека.

 

6. Философия Возрождения

Свое название "Ренес­санс", "Возрождение" данная эпоха получила потому, что она ха­рактеризовалась возрождением античной культуры, античного способа мышления и чувствования. Возрождение, возникнув на базе развития средневековой культуры, приобрело новые черты. Перемены были связаны прежде всего с процессом секуляриза­ции (освобождения от религии и церковных институтов), проис­ходившим во всех областях культурной и общественной жизни. Если в центре внимания античной философии была природно-космическая жизнь, средневековой - Бог и связанная с ним идея спасения, то в эпоху Ренессанса в центре внимания оказался че­ловек. Философское мышление этого периода стало антропо­центрическим. Гуманистическая направленность нового мировоззрения начала складываться в позднее средневековье (Данте, Петрарка).

В эпоху Возрождения схоластический рационализм уступает место свободным от внешнего авторитета формам познания, ло­гика формалистической доказательности вытесняется самооче­видностью непредубежденной интуиции. Идея о творении мира из ничего сменяется натурфилософским учением о бесконечно­сти и несотворимости мира*. Философия природы Джордано Бруно (1548-1600) и Бернардино Телезио (1509-1588) опиралась на великое открытие теоретического естествознания того време­ни - гелиоцентрическую систему мира Николая Коперника (1473-1543) в противовес геоцентрической системе Птолемея. Гелиоцентрическая теория перевернула господствующую точку зрения на познание мира. Была утверждена установка - видимое еще не есть достоверное, оно есть отражение скрытой за явлени­ем сущности. Телезио (главное сочинение - "О природе вещей согласно их собственным принципам") считал источником дви­жения вечной, неизменной, однородной и неуничтожимой мате­рии противоположность тепла и холода, склонялся к мысли об одушевленности всех природных сил. Бруно (основные труды: "О причине, начале и едином", "О бесконечности, Вселенной и мирах") пошел дальше Коперника, который считал мир конеч­ным. Бруно же полагал, что Вселенная едина, материальна, бес­конечна и вечна. Вселенная есть одновременно абсолютная воз­можность и абсолютная действительность, а материя и форма едины. В природе все находится в связи и в движении, уничто­жение одного есть возникновение другого. Так как "природа -это бог в вещах", то отсюда вытекает вывод о всеобщей одушев­ленности мира. Джордано Бруно продолжил идею Николая Ку-занского о совпадении максимума и минимума. В математике минимум - точка, в физике - атом, в философии - монада. Под ней Бруно понимал индивидуальную сущность, сочетающую в себе духовное и телесное начала и выступающую основной еди­ницей бытия. Бесконечная Вселенная, в понимании Бруно, имеет множество звезд, вокруг которых вращается множество планет. Тем самым Солнце лишается положения центра Вселенной, а центр ее находится повсюду, значит, минимум образует макси­мум, которые совпадают. По отношению к бесконечности центр -нигде и одновременно - везде. Минимуму-монаде соответствует философский максимум - бесконечная природа в единстве ее форм. Из бесконечности мироздания вытекает безграничность познания. В теории познания Бруно, исходя из принципа сомне­ния, требовал критического отношения к старым теориям и об­щепринятым взглядам. В столкновении двух противоположных взглядов, суждений можно найти истину. Бруно отвергал теорию "двойственности истины", признавая только истину науки, вы­ступил против подчинения знания вере. Истина основывается на опыте и освещена светом разума. Ступенями постижения истины названы чувство, разум и ум.

В философии Возрождения вместе с тем сохранялась тради­ционная идея Бога. Она демонстрировалась в двух направлениях: пантеистическом, когда Бог растворяется в природе, нату-рализируется; этико-рационалистическом, выливаясь в концепцию возрожденческого гуманизма, например, в христи­анской антропологии Эразма Роттердамского (1469-1536). В книге "Похвала глупости" он высмеял фанатизм, насилие, лице­мерие, невежество, национальную ограниченность и религиоз­ную рознь.

В целом философия эпохи Возрождения, преодолевая сред­невековые традиционализм, теоцентризм и схоластику, положила начало принципиально новым мировоззренческим ориентациям. Утверждались идеи гуманизма, активно-деятельностной роли человека по отношению к миру, рационально-научного взгляда на действительность, установка на новое.

 

7. Философия Нового времени

 

Духовный потенциал этой эпохи опирается на процессы раз­вития буржуазных экономических отношений и на великие науч­ные открытия И. Кеплера (законов обращения планет), Г. Галилея (объяснение сущности ускорения и формулировка за­кона падения тел) и И. Ньютона (закона тяготения). Под влияни­ем успехов механико-математического естествознания в филосо­фии складывается механистическо-метафизическая картина при­роды. Методами новой науки провозглашаются эксперимент и наблюдение, гипотеза и механическая модель. Моделью мира выступают часы, однажды заведенные Богом, после чего он не вмешивается в ее вечное вращение. Понимание мира как одно­родно-механического ведет к преимущественно количественно­му изучению вещей.

Родоначальником английского материализма нового времени и методологии опытной науки является Фрэнсис Бэкон (1561-1628). Он не сводил материю к однородным единицам, утверждал, что в материи имеются внутренние природные силы, законы действия, составляющие источники свойств тел, признавая, таким образом, многокачественность материи, ее неразрывную связь с движением.

Томас Гоббс (1588-1679) в соответствии с номинализмом ут­верждал, что существуют только отдельные конкретные тела, по­средством свойств (акциденций) которых объясняется сознание людей. Вслед за Декартом он отождествил движение с механиче­ским перемещением, полагая, что тела состоят из корпускул, де­лимых до бесконечности и несовместимых с пустотой. Гоббс различал пространство как объективное протяжение тела и субъ­ективный "образ пространства", причем первое является причи­ной второго. Философ также различал объективную сторону времени, в которой выражается движение, и зависящий от нее "образ времени". В своем главном произведении "Левиафан" Гоббс излагал собственное видение власти и государства. Догосударственное состояние (звериную жизнь) философ описывал как войну всех против всех. Выход из этого - заключение обще­ственного договора об учреждении власти и государства, кото­рые заботятся о безопасности существования граждан, препятст­вуя развязыванию гражданской войны. Заслуга этого философа состоит в том, что он сформулировал концепцию естественного равенства всех людей, заложил основы учения о правах и обя­занностях человека как гражданина (в труде: "Философские эле­менты учения о гражданине").

Основоположниками методологии научного познания в фи­лософии нового времени были Ф. Бэкон и Р. Декарт. Назначение методологии они видели в совершенствовании методов познания природы и увеличении власти человека над нею. Знание и могу­щество человека совпадают, ибо незнание причины затрудняет действие, полагал в "Новом Органоне"* Ф. Бэкон. Он дал класси­фикацию препятствий ("идолов"**) на пути познания. Выделены "идолы рода", присущие всем людям (например, ожидание все­общего порядка, большего, чем существует в природе, склонность сохранять веру в то, что привычно или легче для усвоения, истолкование новых идей в духе уже устаревших); "идолы пеще­ры" - привычку обо всем судить с позиции самого себя (личные суеверия); "идолы площади" ("рынка") - привычку опираться на ходячие представления и некритически относиться к неточной или неверной терминологии (например, к слову "судьба"); "идо­лы театра", порожденные верой в авторитеты (например, к Ари­стотелю, схоластам)

В области гносеологии в философии нового времени проти­востояли друг другу рационализм и сенсуализм.

Ключевым общесоциологическим понятием для Поля Голь­баха и Клода Гельвеция (1715—1771, сочинения: "Об уме", "О че­ловеке") было понятие "человеческая природа". Общество и все его учреждения и отношения - производные человеческой при­роды. Познавая законы природы и общества, считали Гельвеции и Гольбах, люди в состоянии создать подлинно гуманное обще­ство на основе принципов свободы, равенства и братства. Этот взгляд на историю исходил из тезиса "мнения правят миром", а также понимания предшествующей истории как сплошного про­вала, порожденного невежеством людей. Одновременно подчер­кивалась роль среды в формировании человека и необходимость такого ее преобразования, чтобы она воспитывала у индивидов подлинно человеческие качества. В целом некоторые взгляды просветителей не ограничивались анализом существовавших тогда реалий и были нацелены на перспективу. В частности, соци­альная философия ориентировалась на познание интересов и це­лей человека, соответствующих его природе, тем самым претен­довала быть "теорией поведения" человека.

 

8. Дилема эмпиризма и рационализма в философии Нового времени

 

В качестве основного метода познания английский философ Ф. Бэкон (1561—1626) выдвинул индуктивный метод — метод восхождения от единичных фактов к обобщениям и понятиям. Согласно Бэкону, ученый, изучая конкретные предметы и яв­ления, сравнивая их друг с другом, анализируя различные их стороны, получает богатейший материал для широких обобщений и выводов. Идя таким путем, считал мыслитель, исследо­ватель соберет богатую жатву полезных открытий, следуя же "путем умозрений и разглагольствований", можно достичь толь­ко бесплодных результатов или вовсе не. получить никаких. Философ подверг резкой критике источники человеческих заб­луждений, выделив из них четыре основных:

"идолы рода" — предрассудки человеческого ума, которые проистекают из смешения нашей собственной природы и при­роды вещей. Последняя же отражается в ней, как в кривом зер­кале;

"идолы пещеры" — предрассудки, которые заполняют ум г 13 такого источника, как на те индивидуальное (и случайное) положение в мире. Чтобы избавиться от них, необходимо дос­тичь согласия в восприятии природы с разных позиций и при различных условиях, иначе иллюзии и обманы восприятия зат­руднят познание человека;

"идолы рынка" — заблуждения, обусловленные необходи­мостью пользоваться словами с уже известными значениями, воспринимаемыми человеком некритически;

"идолы театра" — заблуждения разума ввиду безоговороч­ного подчинения авторитету. Ученый лее, по мнению Бэкона, должен искать истину в вещах, а не в изречениях великих лю­дей прошлого.

Залог успехов научного познания и увеличения власти че­ловека над природой Бэкон видел в правильном сочетании ор­ганов чувств и эксперимента. Чувственные восприятия о и счи­тал единственным источником знании, заложив тем самым основы эмпиризма — одной из ведущих философских традиций новоевропейской философии.

Следует также отметить, что Бэкон не отвергал значения познавательных возможностей разума. Однако для философа их ценность заключалась лишь в способности извлекать из опыта истины. Свою же методологию английский мыслитель проиллюстрировал на примере пчелы, собирающей с цветков нектар и перерабатывающей его в мед.

Основоположник рационализма выдающийся французский философ Р. Декарт (1596—1650) понимал необходимость знания, имеющего опытно-экспериментальное происхождение. Однако, полагал он, единственным источником истинных знаний являет­ся разум. Истинность же понятий и суждений состоит, по мне­нию Декарта, в ясности и отчетливости мышления, а не в их со­ответствии изучаемому объекту.

Исходным началом для создания научного метода у Декар­та служит сомнение. Философия, отмечал он, развивалась на протяжении веков самыми выдающимися умами, и тем не ме­нее в ней нет ни одного пункта, которого нельзя было бы оспо­рить и, следовательно, усомниться в его истинности. Мы мо­жем сомневаться, считал Декарт, и в традиционных мнениях, и в истинности чувственного познания, и в существовании внешнего мира и даже собственного тела. Несомненным же для нас остается только факт самого сомнения. Сомнение есть один из актов мышления. Следовательно, сомнение не может поста­вить под вопрос лишь сам процесс нашего мышления. Отсюда Декарт делает свой поистине революционный вывод: "Мыслю, следовательно существую". Таким образом, несомненность мышления подтверждается актом сомнения.

В основе научного метода Декарта лежат четыре правила:

1. Не принимать ничего на веру, включать в суждения толь­ко то, что представляется разуму ясно и отчетливо.

2. Разделять каждую проблему на столько частей, сколько нужно для ее разрешения.

3. Начинать изучение с простейших предметов, постепенно переходя к более сложным.

4. Делать перечни настолько полными, чтобы быть уверен­ным, что ничего не пропущено.

Согласно Декарту, в разуме человека заложено так лее убеж­дение об объективном существовании мира, ибо в нашем мыш­лении присутствует идея Бога. Она заложена извне и является врожденной. По Декарту, Бог создал человека и вложил в чело­веческий ум понятие о Себе. Врожденностью идей Декарт объ­яснял так лее ясность интеллектуальной интуиции человека.

И сегодня для нас актуально звучит мысль Декарта: "Уточ­няйте ваши понятия, этим самым вы избавите человечество от половины заблуждений ".

 

9. Учение о субстанциях в философии Нового времени

 

Бенедикт Спиноза. (Материалист) - (1632 - 1677). Родился в Амстердаме в еврейской семье. Знакомство Спинозы с идеями Декартом привело к разрыву с иудаизмом. Спиноза был отлучен от общины и вынужден был поживать в среде сектантов и добывать свой хлеб шлифовкой линз для телескопов. Умер от туберкулеза.

Основная цель фил. - завоевание господства над внешней природой и соверш. челов. природы. Развивая эти идеи предшественников он дополнил их учением о свободе.

С. учил, что сущ лишь одна субстанция - природа, кот является причиной самой себя. Прир. является с одной стороны природой творящей, а с др. - природой сотворенной. Как природа творящая она есть субстанция, или, что тоже самое - бог. Отождествляя прир и бога, С. отрицает сущ. сверхприродного существа, растворяет бога в природе и тем самым обосновывает материалист. понимание природы.

Обосновывает важное различие между сущностью и существованием. В единичных, преходящих вещах сущн. не совп. с существ., но в вечной и бесконечной субстанции из сущности с необходимостью следует ее существование. Поэтому бытие бога (или субст) может быть доказано, т.е существование бога м.б. выведено из понятия о сущности бога (природы). Бытие субст. одновременно и необходимо и свободно т.к. не сущ. никакой причины, кот. побуждала бы субст к действию,кроме ее собств. сущности. Единичная вещь не следует из субст как из своей ближ. причины. Она может следовать только из др. конечной вещи. Поэтому всякая ед. вещь не обладает свободой.

От субст. следует отличать мир кон. вещей, или совок. модусов. Модус это то, что сущ. не само по себе , а в другом. Субст - едина, ее сущность исключает всякое множество. Модусов же бесконечное множество. Они относятся к субст как бесчисленные точки, лежащие на прямой относятся к самой прямой.

Прир. сущ. сама по себе, независимо от ума и вне ума. Бесконечный ум мог бы постигать беск субст. во всех ее видах и аспектах. Но наш ум не бесконечен. Поэтому он постигает сущ. субстанции как бесконечную лишь в 2 аспектах: как протяжение и как мышление. ( атрибуты субстанции).

Чел как предмет познания, не составл никакого исключения. Чел. есть существо, кот. модусу протяжеия - телу, соотв модус мышления - душа. В любом случае человек - часть природы.

Готфрид Вильгельм Лейбниц (1646 - 1716) Закончил Лейпцигский университет как юрист. Работал придворным историографом и дипломатом.

Старался соединить теоию с практикой. Открыл независимо от Ньютона диффер и интегр. исчичление, изобрел счетную машину (могла даже корни вычислять). Изобретал и строил мельницы Насосы. Вопросы техники и технологии он ставил в связь с принцип вопросами науки.

Развивает учение о бытии в форме учения о субстанции. Декарт свел материальность к протяжению. Л. полагал, что из протяжения могут быть выведены лищь геометр, но не физ св-ва тел: их движение, действие , сопротивление... Поэтому необходимо предполагать в субст такие св-ва, из кот могли бы быть выведены основные физ хар-ки тел.

То, что вещи обладают собств. действием приводит Л. к выводу, что вещи в сущности силы. Любая вещь - субстанция, следов. число субст. бесконечно. Каждая субст. или сила есть единица бытия или монада. Монада - духовная единица бытия, духовный атом.

Число является внешним выражением духовной сущности монады, выр ее пассивности, ограниченности. Однако пассивность - производный момент монады. Первичные качества кот - самостоятельность, самодеятельность. Благодря мон. материя обл. способностью вечного самодвижения.

Каждая мон одновременно - форма и материя, ибо любое мат тело обладает опед формой. Форма - нематериальна и представляет целесообразно действующую силу, а тело - это механ. сила. Поэтому прир. нельзя объяснять только з-нами механики, необходимо ввести понятие о цели. Монада есть сразу и основание всех своих действий и их цель.

Как субстанции монады независимы друг от друга. Между ниим нет физ взаимодействия. Однако, будучи независимы, мон. не изолированы: в каждой монаде отражается весь мировой строй, вся совок. монад. Поэтому Л. назыв м. “живым зеркалом” вселенной.

Т.к. действия м. - это телесные акты, то они подчиняются природе тела и требуют мех. объяснения, т.е. объясн. через “действующие причины”. А т.к. действия эти есть действия развивающейся монады, то они подчиняются природе души, требуют объясн. при помощи целесообразности, т.е “конечные”(целевые) причины.

Понятие развития у Л. очень широко. В природе все нах. в развитии. Развитие есть лишь изменение первонач. форм путем бесконечно малых изменений (нет ни происхождения ни уничтожения). Отрицает возм скачков или разрывов непрерывности в развитии.

Движ сила развития. В мон. происх непрер. изменение, вытекающее из ее внутр. принципа. Бескон разнообразие моментов, раскрывающихся в развитии монады, таится в ней не материально, а лишь идеально, т.е. как представление.

Т.о. сила, леж. в основе развития всех монад есть сила представления - перцепции. Представление не отождествляется с сознанием. Сознание присуще лишь существу, наделенному спос. самосознания - апперцепци - человеку.

Т.к. способность представл. присуща всем мон, Л. делает вывод о том, что прир. одушевлена. Мон.Л. не только подобие атома, но и подобие микроорганизма - это “сжатая вселенная”.

В теор развития Л дает схему перехода неорг. мира в органический. Мон представляют разл. ступени развития, определяемые разл. в способности представления. На низшей ступени стоят мон, обладающие темным представлением (не отличает представляемого ни от себя, ни от всего остального). Затем мон с смутным представлением (отличают от всего остального , но не от себя). Высш. ступенб - отчетливое представление.

Центр понятие теории Л. - понятие о “малых пецепциях”, т.е о бескон малых разностях между ступенями развив сознания. Отсюда Л. выводит, что всякое настоящее сост мон. всегда: 1. чревато будущи и 2. обременено всем ее прошлым. Буд. мон. заключено только в ней самой, и развитие может состоять только в последов. развертывании ее нач. состояния.

 

10. Духовная атмосфера эпохи Просвещения

 

В начале XVIII в. в Европе зародилось Просвещение — про­грессивное в своей основе идейное течение, связанное с борьбой народных масс и молодой буржуазии против феодализма. Из предшествующей эпохи Просвещением была унаследована фун­даментальная идея европейских мыслителей — идея переустрой­ства жизни на разумных началах. Это переустройство понималось как результат распространения в обществе положительных, практически полезных знаний. Особое внимание в данной связи уделялось правителям, так как просвещенные монархи Европы, по мысли философов, должны были внедрить принципы разума в повседневную жизнь своих государств. Поскольку же новые зна­ния противоречили христианскому вероучению, то свою главную задачу просветители видели в борьбе с религиозными догматами", принимаемыми на веру, без опытно - рационального обоснования.

Особенно сильно Просвещение заявило о себе во Франции, где мыслители-просветители идеологически подготавливали общество к революции.

 

11. Дж. Локк и франц. просветители

Другим видным представителем английской эмпирической традиции был Джон Локк (1632—170 4). Его историческая заслуга состояла в развернутой критике декартовой теории врожден­ных идей и в разработке материалистической гносеологии. Главное философское произведение Локка "Опыт о человечес­ком разумении" (1690) оказало огромное воздействие па разви­тие философской мысли и естествознания.

Идеи и понятия, согласно Локку, не являются врожденными, они возникают в процессе взаимодействия человека и внешнего мира. Ребенок рождается без всяких идей. Его душа подобна " чистой доске.", на которой лишь с течением времени под воздействием предметов внешнего мира появляют­ся различные узоры. Локк полагал, что все люди рождаются с одинаковыми способностями к духовному развитию. В зависи­мости от конкретных условий у них возникают те или иные по­литические и религиозные идеи, понятия о добре и зле, о пре­красном и безобразном. Все идеи и представления, по мнению Локка, человек черпает из внешнего и внутреннего опытов. Под внешним опытом философ понимал воздействие на человека, предметов объективного мира, которые вызывают у него соот­ветствующие ощущения и восприятия, являющиеся первой и основной ступенью познания. Органы чувств доставляют про­стые идеи, которые не разлагаются, — например, идеи цвета, движения, протяжения, мышления и т. д. Мышление комбинирует, обрабатывает эти простые идеи и создает сложные, более или менее цельные понятия о телах и явлениях — например, красота, войско, Вселенная и т.д. Кроме внешнего опыта философ выделял внутренний (реф­лексию), который дает человеку знания о состоянии его души и собственных переживаниях.

Выступая против скептиков, Локк доказывал, что человек мо­жет доверять своим чувствам. В то же время, утверждал он, боль­шинство наших представлений о вещах и явлениях внешнего ми­ра мало похоже на них. В связи с этим мыслитель разработал свое учение о первичных и вторичных качествах, которое оказало ог­ромное воздействие на последующее развитие философии и пауки. По мнению Локка, вещи отличаются друг от друга величиной, фи­гурой, движением, положением, покоем. Эти качества философ назвал первичными, присущими самим вещам. Такие же качес­тва, как запах, вкус, звук, образующиеся в сознании на основе различных сочетаний первичных качеств, он считал вторичными, зависящими от восприятия их. органами чувств. С позиций мета­физического материализма Локк, разумеется, не мог правильно разрешить поставленную проблему. Однако выделение первич­ных и вторичных качеств свидетельствует об осознании Локком недостаточности эмпиризма.

Другой исторической формой философии Просвещения во

Франции является материализм Ж. Ламетри   (1709—1751),

П. Гольбаха (1709—1789), Д.Дидро (1713—1784), К.-А. Гельвеция

(1715—1771) и др. В центр своего внимания философы-матери­алисты ставили человека, его интересы и стремления, который рассматривался ими как часть природы, связанная с ней реаль­ными физическими отношениями. Мыслители более обстоя­тельно, чем Локк, развили положение о том, что от природы все люди равны — они одинаково стремятся к выгоде и личному благосостоянию, рождаются ни добрыми, ни злыми. В зависи­мости же от среды, в которой люди живут, развиваются хорошие или плохие инстинкты. Исходя из этих взглядов материалис­ты-просветители бескомпромиссно боролись за коренное изме­нение общественных отношений. Однако, когда речь заходила о том, чем определяется общественная среда, они забывали о сво­ем материалистическом взгляде на человека как продукт среды и ошибочно утверждали, что общественные отношения людей зависят от их мнения, особенно от мнения людей, стоящих у власти.

Единственным источником знаний человека о внешнем мире французские материалисты считали ощущения. Подчер­кивая их роль в познавательном процессе, они не понимали еще всей значимости мышления как высшей ступени позна­ния. Умственные операции сводились ими лишь к способности мозга сопоставлять ощущения, комбинировать и группиро­вать их.

Поистине титаническим делом французских материалис­тов стало создание знаменитой "Энциклопедии", в которой с просветительских позиций была дана оценка всего того, что было достигнуто человечеством в области ремесел, искусств и наук. В создании этого фундаментального труда, осуществлен­ного под руководством Дени Дидро и Жана д'Аламбера, приня­ли участие все просветители.

Д. Дидро, Ж.Ламетри, К.Гельвеций, П.Гольбах были также воинствующими атеистами. Религия рассматривалась ими как результат невежества, поскольку они еще не знали социокуль­турных и социально-экономических причин ее происхожде­ния. Вместе с тем материалисты-просветители, как и Вольтер, понимали, что церковь является серьезным препятствием на пути преобразования общества, развития науки и культуры. "Я хотел бы, — писал Гольбах, — чтобы все тираны были удушены и повешены на кишках священников и судей, слуг деспотиз­ма". Решительно выступая против засилия клерикализма, французские мыслители призывали к познанию вечной, бес­смертной природы, без знания законов которой человек не мо­жет быть счастливым.

Французский материализм XVIII в. оказал огромное влия­ние на общественно-политическую жизнь того времени. Идео­логи Французской революции широко использовали его идеи и мысли.

 

12. Проблема познавательных возможностей человека в философии И. Канта

 

Философское творчество Канта представляет собой синтез двух основных традиций европейской философии — эмпириз­ма и рационализма. Мыслитель считал правильными, с у леде­нил эмпириков об опытной природе нашего знания. Вместе с тем он отклонял идею "чистой доски" Локка, на которой приро­да пишет свои письмена. Кенигсбергский философ выступал также против утверждения рационалистов о врожденных иде­ях, хотя усматривал в нем некоторое плодотворное зерно. Вмес­то врожденных идей Кант ввел понятие априорных форм чув­ственности и рассудка. Назвать их врожденными нельзя, пос­кольку это превосходит, согласно Канту, возможности челове­ка. Данные же опыта Кант именует апостериорными элемента­ми сознания (т.е. такими, которые всегда оказываются заклю­ченными в априорные формы). Таким образом, познание пред­стает как действие субъекта, как проявление его активности.

Введение попятия "априорные формы чувственности и рас­судка" меняло познавательную ситуацию по существу. Доступ к вещам самим по себе оказался невозможен из-за этих форм. Мы можем знать лишь мир явлений, внутреннее же содержа­ние вещей непознаваемо.

Различение мира явлений и мира, вещей Кант связывал с по­нятиями трансцендентального и трансцендентного. Первый термин означает, что явление имеет признаки априорности, второй — указывает на нахождение чего-либо за границами опыта.

Исследуя возможности ума, Кант обнаруживал склонность к объединению рассудочных операций в форме идей. Они име­ют отношение не к содержанию опыта, а к чему-то лежащему за его пределами. Таких идей, согласно Канту, три — Бог, Мир, Душа. Из факта наличия данных идей в уме вовсе не следует факт их существования в действительности. Они выступают как некое обозначение никогда не разрешимой задачи и, имея регулятивный характер, являются предметом метафизики. Методы же метафизики ведут к неразрешимым в пределах разума противоречиям (антиномиям). В кантовских антиномиях, та­ким образом, в известной мере отразилась противоречивость объективной действительности, но философ ошибочно рассмат­ривал их только как противоречия разума.

Свою этику Кант строит с учетом, результатов критики тео­ретического разума. Данной проблеме посвящен основной труд философа "Критика практического разума" (1788), в котором выявляются "условия возможности" человеческого ума к мо­ральному действию. Исходной посылкой было убеждение Кан­та в том, что всякая личность — самоцель и ни в коем случае она не должна рассматриваться как средство осуществления каких бы то ни было задач, даже если бы это были задачи всеоб­щего блага. Главным законом своей этики немецкий философ провозгласил формальное внутреннее повеление — категори­ческий императив. При этом он стремился отделить сознание нравственного долга от эмпирической склонности к выполне­нию нравственного закона. Согласно Канту, поступок считает­ся нравственным только в том случае, если он совершался един­ственно из уважения к нравственному закону.

По мнению самого философа, его моральная программа всегда обречена оставаться долженствованием, регулятивным принципом. Вместе с тем в ней скрыт оптимизм, который нас­только же привлекателен, насколько и нереален. В данной свя­зи позиция Канта вызывала критику со стороны таких оппо­нентов, как Гете, Шиллер, Гегель.

Категорический императив Канта предполагает наличиесвободы воли, воли как свободной причины наших поступков. В истории философии эта проблема традиционно сводилась к вопросу — обладает ли человек свободой воли, иначе говоря, обусловлены или нет все его намерения и поступки внешними обстоятельствами? По мысли Канта, человек как разумное су­щество, принадлежащее к интеллигибельному (умопостигаемому) миру, обладает свободой воли.

 

13. Идеи диалектической логики в философии Гегеля.

Диалектический подход Гегеля. Рационализм, доведенный до высшей степени совершенства. Панлогизм (логика на всех уровнях, является определяющим фактором и для природы, и для всего мира). Начинается с категории чистого бытия. Просто есть чистое бытие. Становление - нечто взаимодействует с чистым бытием. Категории качества и количества. Качество это то, без чего объект существовать не может. Количество безразлично к объекту, но до определенного предела. Количество плюс качество есть мера. Три закона диалектики (суть истории развития). 1. Закон перехода количественных отношений в качественные (при изменении количественных отношений после определенной стадии происходит изменение качества из-за неразрушения меры). 2. Закон направления развития (отрицаниеотрицания). Голое отрицание - нечто идущее после данного объекта, полностью его уничтожающее. Диалектическое отрицание: сохраняется нечто от первого объекта - воспроизведение этого объекта, но в другом качестве. Вода - лед. Смолотить зерно - голое отрицание, посадить зерно - диалектическое отрицание. Развитие происходи по спирали. 3. Закон единства и борьбы противоположностей. Противоречие между формой и содержанием, возможностью и реальностью. Причина развития - единство и борьба противоположностей. Это присуще духу. Изначально тождество, но потенциально таит различие. Тождество - различие - противоположность. Противоположности взаимодействуют, то есть борются. Борьба ведет к трем исходам: взаимное уничтожение, иллюминация одной из сторон или компромисс. Суждения, идеи, понятия можно анализировать диалектично. Спорить это искусство. Раньше думали, что не должно быть противоречий. Гегель же считает это необходимой стадией интеллектуального развития. Рассудочная стадия переходит в разумную стадию. На разумной стадии важна диалектическая логика. Принцип восхождения от абстрактного к конкретному. Раньше считали, что мысль абстрактна. Для Гегеля самое абстрактное это чувственное восприятие.

 

14. Антропологический материализм и концепция отчуждения Л. Фейербаха

 

Последним великим представ классической немецкой философии был Л.Феербах (1804 - 1872). Его выдающаяся заслуга в том, что он подверг критике ид. Канта и Гегеля и продолжил традиции матератериализма. Ф. - воинствующий материалист.

Феербах родился в семье юриста. Поступил в богословский фак. Гейдельбергского унив. Однако через год покидает его. Переезж в Берлин, где слушает лекци Гегеля в унив.

С 1828 г. преподает в унив. но его увольняют за отрицание личного бессмертия в работе “мысли о смерти и бессмертии”

С 1830г Ф. ведет уединенную жизнь в деревне и публикует свои работы. К1839г. он уже окончательно порывает с идеализмом В 1841г выходит гл. труд - ”Сущность христианства” . Затем он публикует “Предвар тезисы к реформе фил”, “Основные положения фил. будущего”.

Осуждая идеалист толкование мышления как внеприродной и сверхчеловеческой сущности, Феербах приходит к выводу, что вопрос об отношение бытия к мышлению есть вопрос о сущности человека, ибо мыслит лишь чел. Следовательно философия, поскольку она решает вопрос об отношении мышления к бытию, должна быть антропологией, т.е. учением о чел, в существовании, в деятельности которого этот вопрос находит свое фактическое, реальное решение.

Науки вскрывают неразрывную связь мышления с мат процессами в чел организме, с чувств восприятиями и тд. Человек неотделим от природы; мышление есть необходимое выражение присущей ему биологической, физиолог. деятельности. Ф.утверждает: “Нов фил превращает чел, включая и природу, как базис чел, в единственный, универс и высший предмет фил, превращая, следоват, антропологию, в том числе и физиологию, в универс науку.” Антропология Ф указыв на его стремление разработать матер сист взглядов. Ф возражал против характ своего учения как матер, в особенности из за вульгарных материалистов (мысль - это в-во , выделяемое мозгом).

Существенным содержанием и назнач. антрополог. принципа является по Ф. научное истолкование общественного сознания, в кот он видит отражение сущности чел. Эта сущность по Ф прежде всего чувственная жизнь ума и сердца, многообразие пережив индивида. Речь идет следов о том, чтобы расссматривать разл формы общ сознания (и религию) с точки зрения закл. в ней жизненного содержания. Здесь он идет дальше предшеств материалистов, кот утверждали, что религия лишена реального содержания. Ф сводит сверхестеств к естественному, нереальное к реальному - в этом осн черта его антропол метода.

Основой антропол Ф является мат учение о природе. Прир явл единственной реальностью, а чел ее высшим продуктом. В чел и благодаря ему прир ощущает себя, созерцает себя, мыслит о себе.

Многообразие явл природы не может быть сведено к общей, однородной первоматерии. Природа вечна. Возникновение и уничтожение относятся только к отдельным явлениям. Прир бесконечна в пространстве.

“У прир нет ни начала не конца, все в ней находится во взаимодействии; все относительно. Все одновременно явл действием и причиной, все в ней всесторонне и взаимно...” Однако эта глубоко диалектичная догадка не находит дальнейшего развития у Ф.

Ф. отстаивает положение о неразрывной связи материи и движения. Однако не указывает на качественное многообразие форм движ. материи, на их взаимопереход. Ф говорит и о развитии, но понимает ее метафизично.

Пытается преодолеть механицизм. Он говорит о несводимости высших форм сущ материи к низшим. Псих акты существенно отличаются от их физиологич. основы. Единство субъект с объе










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-31; просмотров: 133.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...