Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Дополнительные тексты – из Т. Устиновой
Вопросы для обсуждения 1. Понятие «чужая речь». Система способов передачи чужой речи, различных по: а) объему передаваемой информации, б) по степени сохранности чужой речи, в) цели использования чужой речи. 2. Сведения о системе способов передачи чужой речи в учебных комплексах для общеобразовательной школы. 3. Цели использования прямой и косвенной речи в текстах разной стилевой принадлежности. 4. Несобственно-прямая речь как особый прием стилистического синтаксиса; ее языковые особенности. Сфера использования несобственно-прямой речи. 5. Непосредственное включение и реминисценция как особые стилистические приемы использования чужой речи. 6. Иные способы передачи чужой речи и включения ее в текст. 7. Цитирование. Цели и способы введения цитат в речь. Пунктуационное оформление цитат (включая указания на источник цитаты, сокращения и шрифтовые выделения). Практические задания Задание 1. Определите способы включения чужой речи в текст. 1. – <…> А ты пошли нарочного к Одинцовой, Анне Сергеевне, тут есть такая помещица… Знаешь? (Василий Иванович кивнул головой.) Евгений, мол, Базаров, кланяться велел и велел сказать, что умирает. Ты это исполнишь? (И.С. Тургенев) 2. Капитолина Марковна сочувственно простилась с Суханчиковой. Великое она к ней возымела уважение, хоть и говорила потом своей племяннице, что уж очень озлоблена эта особа; но зато все про всех ведает! А швейные машины действительно надо завести, как только отпразднуется свадьба (И.С. Тургенев). 3. Урожай, хвалились люди, добрый. Колос ядреный, зерно тяжеловесное, пухлое (М. Шолохов. Т. 2. С. 76). 4. Ближайший свернул к костру, крикнул ломающимся молодым голосом: «Эй, кто такие?» Кузьма Кузьмич поднял руки над головой, с готовностью растопырив пальцы. Подошел юноша в солдатской шинели. «Вы что тут делаете?» Темнобровое лицо его, готовое на любое мгновенное решение, поворачивалось к этим людям у костра. «Разведчики? Белые?» И, не дожидаясь, он ткнул Кузьму Кузьмича прикладом: «Давай, давай, расскажешь по дороге…» – Да мы, собственно… – Что, собственно! Не видишь, что мы в бою!.. (А.Н. Толстой). 5. И видимо, утрачены навсегда три дорогих мне письма: М.Л. Лозинского, А.Т. Твардовского и самое первое ко мне письмо Александра Александровича – ответ профессора на вопросы студентки. Как я была, помнится, изумлена, что этот ученый с его занятостью откликнулся немедленно! Изумлена была, а письма нет. Двух других – тоже. Куда они делись? Выброшены, разумеется! – говорили мне. Да ты что! Не могла я их выбросить! Очень могла. Сгребла все в кучу, а как следует разобраться в этой куче – терпенья не хватило. Порывистость и нетерпеливость! (Как часто и как справедливо упрекали меня в «порывистости и нетерпеливости»!) Утраченные письма мои акции сильно снизили, и нелегко мне было с этой подмоченной репутацией убеждать от чего-то «ненужного» отделаться (Н. Ильина). 6. Так вот и стала перед Травкой задача трудная – решить: идти ли ей по следу русака на Слепую елань, куда тоже пошел след одного из маленьких людей, или же идти по человеческому следу, идущему вправо, в обход Слепой елани. Трудный вопрос решился бы очень просто, если бы можно было понять, который из двух человечков понес с собой хлеб. Вот бы поесть этого хлебца немного и начать гон не для себя и принести зайца тому, кто даст хлеб. Куда же идти, в какую сторону? У людей в таких случаях является раздумье, а про гончую собаку охотники говорят: собака скололась (М.М. Пришвин). Задание 2. В текстах художественной литературы найдите 1-2 случая использования несобственно-прямой речи. Охарактеризуйте ее грамматические особенности и определите цели ее использования. Задание 3. Найдите ошибки в использовании и оформлении чужой речи (во фрагментах сохранена авторская пунктуация). Исправьте обнаруженные ошибки. 1. В нашем исследовании за основу принято определение орфографии, предложенное М.Р. Львовым: «Орфография - это совокупность правил и традиций, которым руководствуется каждый пишущий и которым обеспечивают единство написаний и точное понимание написанного». 2. В.Ф. Иванова рассматривает «Морфологический принцип – это такой принцип обозначения позиционно чередующихся фонем, при котором сохраняется графическое единообразие морфемы; для этого фонемы, находящиеся в слабых позициях обозначаются буквами, которые адекватны фонемам сильных позиций.» (В.Ф. Иванова (1991) Гласные звуки обозначаются в соответствии с их произношением в морфемах под ударением, согласные – так, как они произносятся перед гласными. (А.Н. Гвоздев , 1995) 3. Духовно-нравственные аспекты поэтического мира В. Высоцкого не раз становились предметом внимания исследователей и критиков. В литературоведческих трудах высказывались полярные точки зрения о соотношении творчества барда с христианской традицией. Если для одних он лишь кощунствующий «заложник отступничества» от Христовых заповедей (М. Кудимова, Н. Переяслов, А. Симаков), то иные, напротив, склонны отводить христианству «роль организующей силы» в произведениях В. Высоцкого (О. Шилина). 4. Как известно, «поэт в России – больше, чем поэт». Особенно такой, как Высоцкий: в нем счастливо соединились поэтический дар, острый ум, актерский талант, мужественная внешность, насыщенный неукротимой энергией, предельно «мужской» по тембру хриплый голос и многое другое, что позволило ему придать авторской песне совершенно новый. 5. Среди психологов, участвовавших в становлении новой (психотехнической) парадигмы в психологии был Л.С. Выготский. Он говорил, что нет никого сомнения в том, что «ведущая роль в развитии психологии принадлежит прикладной психологии: в ней представлено все прогрессивное, здоровое, с зерном будущего, что есть в психологии; она дает лучшие методические работы», без психотехнической теории академическая психология не может эффективно развиваться. 6. Наставниками Надежды Алексеевны были такие педагоги как: Громаковская О.А., Силина М.С., Фролова С.В., Скобликова Е.С., Пронина Е.П., Бочкарев В.А., Машбиц-Веров И.М. и другие. Эти люди, как о них говорит сама Надежда Алексеевна, – «Звезды первой величины, которые давали не только глубокие и прочные знания, но главное – это люди, которые настроили на человечность и самообразование до конца жизни». Обязательная литература Балягина И.Я.Основы синтаксиса простого осложненного и сложного предложения в современном русском языке. Самара, 2015. С. 155–165. Балягина И.Я., Тулузакова Г.Н. Грамматический разбор в курсе «Современный русский литературный язык». 2-е изд., испр. и доп. Самара, 2014. С. 199–206. Лекант П.А. Современный русский язык: Синтаксис. М., 2010. Скобликова Е.С. Современный русский язык. Синтаксис сложного предложения. Самара, 1994. С. 150–164. Современный русский язык: В 3 ч. Ч. 3. Бабайцева В.В., Максимов Л.Ю. Синтаксис. Пунктуация. 2-е изд., испр. и доп. М., 1987. С. 239–248. Современный русский язык. Теория. Анализ языковых единиц: В 2-х ч. / Под ред. Е.И. Дибровой. М., 2001. С. 671–698. Словари и справочники Ахманова О.С. Словарь лингвистических терминов. М., 1966. Валгина Н.С., Светлышева В.Н. Орфография и пунктуация: Справочник. М., 1994. Лингвистический энциклопедический словарь / Гл. ред. В.Н.Ярцева. М., 1990. Розенталь Д.Э. Справочник по правописанию и литературной правке. 4-е изд., испр. и доп. М., 1985. Розенталь Д.Э., Джанджакова Е.В., Кабанова Н.П. Справочник по правописанию, произношению, литературному редактированию. 4-е изд., испр. М., 2001. Русский язык. Энциклопедия / Гл. ред. Ю.Н. Караулов. 2-е изд., перераб. и доп. М.,1998.
Дополнительные тексты – из Т. Устиновой 1. Что же за наказанье такое?! Одежды вагон, а надеть нечего!.. 2. Однажды дворник их разогнал как раз за то, что поддавали листья ногами, и долго ругался и кричал им вслед, что вот сейчас наряд вызовет, надо же такому быть, никакого уважения к труду! Метешь, метешь эти листья, а потом какие-то малолетки их по всему парку разбрасывают, сами бы попробовали мести!.. 3. Глеб – от скуки – сказал, что гонять муравья нехорошо. Муравей делом занят, труженик, работник, и давай лучше посмотрим, что будет, если на его пути положить хлебную крошку. Этой самой крошкой Катя заинтересовалась. 4. Толстяк успевал ловить эти ее бормотания и в ответ начинал негромко бубнить, что, конечно же, пялятся, а что ты хотела, ты звезда, для них и поешь, вот для этих самых, которые сейчас не могут от тебя глаз оторвать!.. |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-31; просмотров: 111. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |