Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Русский космизм – оригинальное направление в философии (Н.Ф.Федоров, К.Э.Циолковский, В.И.Вернадский, А.Л.Чижевский).




Через всю мировую культуру, как восточную, так и западную, начиная с глубокой древности, проходит идея понимания мира как космоса, т.е. гармонично организованной вселенной. Такому пониманию присуще ощущение глубинной причастности человека космическому бытию.

Космизм – направление в философии, которое рассматривало космос, окружающий мир (природу), человека как единое взаимосвязанное целое.

Космизм как способ философствования ярко представлен уже в древнегреческой философии, но в ней почти не была представлена идея превращения человека в активную космическую силу. Однако. Уже в мифах, религиозных обрядах представлены способы воздействия на космические силы в желаемом для них направлении.

Во второй половине 19 века космизм приобретает антропологический характер. В зарубежной философии это направление представляют Э.Леруа, Тейяр де Шарден и др.

В России с середины 19 века начинает формироваться уникальное космическое направление научно-философской мысли, которое в 20 веке становится значительным философским направлением. В русской философии космизм предстает как развитая идея единства мира, науки и философии.

В рамках этого направления выделяются 3 течения:

1)  естественно-научное (В.И.Вернадский, К.Э.Циолковский, 

      А.Л. Чижевский и др).

2)  религиозно-философское (Н.Ф. Федоров, В.С. Соловьев,

      Н.А.Бердяев, Н.Н.Булгаков и др.).

3) поэтически-художественное (В.А.Левшин, В.Ф.Одоевский,

      С.П.Дьячков, А.В.Сухово-Кобылин и др.)

В последние десятилетия идет процесс переосмысления идей русских космистов. В России и за рубежом выходят публикации о русском космизме, в России основано Федоровское общество (президент - д.филос.н. С.Г.Семенова, автор трудов о Н.Федорове и космистах).

Интерес к космизму не случаен. Он объясняется тем, что в современную эпоху нарастает угроза глобального экологического кризиса, все более актуальной становится проблема взаимоотношения общества и природы.

Целью русского космизма является построение мировоззрения, способного выдвинуть на первый план связь между жизнью и разумом, человеком и космосом. Космизм ставит проблему единства космической природы человека и космического масштаба человеческой деятельности.

Главными проблемами космизма являются:

à связь человеческого сознания (души) и космоса,

à место разума во вселенной,

à новая космическая этика,

à множественность разумных миров и единство всех слоев бытия,

à целостность восприятия мира и проблемы понимания,

à тема «живого космоса», всеобщности («всюдности») жизни,

à тема кочующего человечества

à проблемы развития космонавтики и др.

 

К.Э.Циолковский (1857 – 1935)

Сторонник идеи вечности, несотворимости, неуничтожимости материи. Он считал, что основа материи состоит из мельчайших частиц – атомов, которые, принимая различные конфигурации, создают все разнообразие материальных тел. Разрушаясь, тело не исчезает совсем – оно распадается на атомы, из которых возникают новые вещества и тела. Во Вселенной существует круговорот атомов, а материя сохраняется, периодически меняя форму. Циолковский не считал цивилизацию Земли единственной и уникальной формой жизни во Вселенной. Космос, по его мнению, живой по своей сути и жизнь – неотъемлемая черта космического бытия. Поэтому во Вселенной существуют и иные разумные миры, разумные цивилизации. Он верил в возможности науки и техники, возможность человека покорить космос и общаться с другими цивилизациями.

А.Л.Чижевский (1897 – 1964)

Создал уникальную и оригинальную философскую систему космической биологии. Суть ее в том, что развитие жизни на Земле (биосферы) происходит не только под влиянием внутренних причин, но и находится под сильнейшим влиянием космоса. Определяющую роль в процессах, происходящих на Земле, в жизни биосферы, по Чижевскому, играет Солнце. Всплески активности Солнца влияют на поведение животных, приливы и отливы, социальные катаклизмы (войны, революции).

Свои идеи Чижевский старался выразить не научными понятиями с помощью языка науки, а стихами, художественными произведениями. Философия Чижевского на Западе была признана оригинальной, имеющей под собой научную почву. В СССР его «солнцепоклонническая» философия была объявлена ненаучной и абсурдной, философ подвергался гонениям.

В.И.Вернадский (1863 – 1945).

Следуя традициям русской материалистической философской мысли (А.В. Ломоносов, А.И.Герцен, Тимирязев и др.), В.И.Вернадский считал, что влияние философии на развитие естественных наук и наук о человеке очень велико. Он писал, что ученый, подойдя к крупным научным обобщениям, неизбежно встречается с философскими понятиями и должен считаться с достижениями философской мысли. В то же время, и философ неизбежно опирается на научные факты, обобщения, гипотезы. Для такого взаимопроникновения науки и философии необходимо многообразие философских идей. Эти идеи Вернадского звучали «еретически» в условиях 20-30 гг. в СССР, когда единственно возможной, истинной считалась только марксистско-ленинская философия.

В.И.Вернадский не отрицал значения марксистско-ленинской философии для научного познания. Но он считал ошибочным признание ее как абсолютной истины. Научное знание общезначимо, а в философии общеобязательного нет. Он отмечал, что в истории человеческой мысли нет ни одной эпохи, когда существовало бы только одна-единственная философия. Всегда существуют самые противоположные философские системы.

Защита идеи необходимости существования различных философских учений, критика диалектического материализма рассматривалась как покушение на государственную идеологию, советскую систему ценностей.

В отличие от большинства «официальных» философов, Вернадский придавал большое значение истории философии, считая ее школой человеческой мысли. Он поддерживал исследования в области истории философии.

Вернадский утверждал, что философские системы непрерывно развиваются и существуют во всем своем многообразии. Такие философские системы, как учения Ф.Аквинского, Г.Гегеля, К.Маркса должны рассматриваться не как застывшие, а как дающие начало новым философским знаниям. Он подчеркивал, что характерной чертой начала 20 века является возрождение и усиление идеалистических течений в философии.

Эти идеи высказывались Вернадским в различной форме и были обобщены в работе «Записки о выборах члена Академии по отделу философских наук» (1928). Они вызвали резкую критику, доходившую до политических обвинений. Один из главных оппонентов Вернадского академик А.М.Деборин писал, что «…все мировоззрение Вернадского… глубоко враждебно материализму и нашей современной жизни. Нашему социалистическому строительству»,

Философское творчество Вернадского основывалось на глубоком проникновении в сущность мировых процессов, процессов взаимосвязи человека, земли, космоса.

Разрабатывая новую картину мира, Вернадский опирался на данные геохимии, геологии, астрономии, биологии, антропологии. Он продолжил и развил традиции русского космизма.

Главное научно-философское учение Вернадского – это учение о ноосфере. Учение о ноосфере В.И.Вернадского изложено в его работах: «Философские мысли натуралиста», «Биосфера» и многочисленных статьях.

Ноосфера (от греч. ноос – ум, разум) – понятие, которое ввел в науку Э.Леруа

Ноосфера – это область планеты, охваченная разумной человеческой деятельностью, в результате которой человек преобразует природу в соответствии со своими интересами и включает в нее все новые планетарные и космические явления.

Теория ноосферы. В.И.Вернадский показал, что кроме литосферы (верхней части земной коры) и атмосферы существует биосфера – сфера «живого вещества» во всех ее проявлениях в океанах и на суше. Между биосферой и литосферой – косной, безжизненной частью земли происходит непрерывный обмен в виде движения атомов. При этом Земля и ее биологическая оболочка тесно связаны с космической средой. Вернадский вводит понятие Лик Земли, т.е. ее «изображение в Космосе, вырисовывающееся извне, со стороны, из дали бесконечных земных пространств».

На основе научных данных он делает вывод о том, что биосфера испытывает воздействие космических излучений, она включается в круговорот вещества и энергии. Эта живая природа, связанная с безжизненной частью земли, с космосом, образует, благодаря почве и природным зонам основу, на которой развивается вся жизнь человека и общества – материальная, научная, культурная.

Таким образом, человек включается в систему природного, космического круговорота.

Научная мысль человека, коллективный разум и коллективный труд всего человечества приводят к тому, что биосфера переходит в новое состояние – ноосферу.

По мере эволюции человека усиливается его деятельность

по преобразованию окружающей природы. Появляется новая сфера разума – ноосфера. Это сфера жизни человека, его материальной и духовной культуры. Ноосфера постоянно расширяется и охватывает другие области бытия. Биосфера (сфера жизни) постоянно, но неуклонно переходит в ноосферу.

Таким образом, формируя ноосферу, расширяя ее границы, человек, его разум включаются в систему космических процессов.

Вернадский считал, что в будущем ноосфера станет ведущей на Земле и переместится в космос.

Цивилизация уже не может прерваться или уничтожиться, т.к. она – результат мысли и труда людей, она уже природное явление и образует ноосферу.

Поэтому человечество должно осознавать себя в общепланетарном масштабе и беречь биосферу, тем самым беречь и сохранять себя.

Осознание этого требует не только коллективных усилий ученых разных стран и народов, но и соединения всех познавательных способностей человека, т.е. и наука, и философия, и религия, и искусство должны служить единой цели – познание мира и человека.

Вернадский считал, что «философская мысль и религиозное творчество, общественная жизнь и создания искусства теснейшими и непрерывнейшими узами связаны с научным мировоззрением».

Таким образом, Вернадский продолжил не только традиции русского космизма, но и идеи В.Соловьева, П.Флоренского, развил идеи философии всеединства, объединяющие философию, науку, религию, искусство.

Формула «истина-добро-красота» пронизывает все философское творчество Вернадского послеоктябрьского периода.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-31; просмотров: 303.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...