Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Становление и развитие древнегреческой философии. Основные философские школы и течения.
Причины:
дальше все хуйня, смотри лекции
Основные философские школы и течения в 6-5вв. до н.э.: Спецификой древнегреческой философии в ее начальный период является стремление понять сущность природы, мира в целом, космоса. Не случайно первых греческих философов называли «физиками» (от греческого - природа). Главным вопросом древнегреческой философии был вопрос о первоначале мира.И в этом смысле философия перекликается с мифологией, наследует ее мировоззренческую проблематику. Но если мифология стремится решить этот вопрос по принципу — кто родил сущее,то философы ищут субстанциальное начало — из чего все произошло.
1) Ионийская философия: Милетская школа: Первая школа, ее представители: Фалес, Анаксимандр, Анаксимен. Они, опираясь на разум, пытаются рационально познать и объяснить мир, исходя из познания его самого. Они ищут, ту первооснову, из которой возникают и в которую превращаются все единичные вещи, первовещество - живое в целом и частях, наделенное душой и движением.
Эфеская философия: Взгляды милетцев получили дальнейшее развитие в творчестве Гераклита из Эфеса. Основой всего сущего Гераклит объявляет огонь. Гераклит является одним из основоположников диалектики. Он учил, что все в мире течет, все изменяется, нет ничего неподвижного. Всякое явление состоит из противоположных начал. Они находятся в состоянии борьбы. Явления переходят в свою противоположность. При этом они сохраняют общую основу. Правящий миром, человеческим познанием закон Гераклит называл «Логосом». Через Логос осуществляется понимание Вселенной, природы, гармонии. Логос вечен, доступен всем; но в то же время люди в силу несовершенства своих чувств расходятся с ним. Сократ в значительной мере отходит от натурфилософского истолкования мира, уделяет основное внимание в своих размышлениях этическим проблемам. В центре внимания Сократа - человек, человеческое сознание, вопросы. Для Сократа знания и человеческие поступки неразрывны. Более того, настоящие знания и мудрость неотделимы от справедливых дел и других проявлений добродетели. Знание, отделенное от добродетели, представляет плутовство, а не мудрость. Взгляд Сократа на знание, как высшую человеческую ценность, особенно заметно проявляется в его отношении к самопознанию, в неизменном следовании мыслителя принципу «познай самого себя». Сократ, говоря о необходимости познания человеком своего внутреннего мира, призывал к воспитанию благородных нравственных качеств, осознанию того, что гармония души и тела, достижение добра и счастья составляют основу добродетельной жизни. «Добродетель есть знание». Основным средством познания добродетели Сократ избрал диалог. «Диалектическое искусство» ведения спора рассматривалось им как важнейшее условие взаимодействия противоположных мнений для достижения истины. На всех этапах диалога Сократ широко использовал «индуктивные рассуждения», метод получения знаний путем восхождения от единичных примеров к общим определениям. Правители Афин обвинили в религиозном вольнодумстве и приговорили к смерти. Мыслитель умер в тюрьме, выпив кубок яда.
Италийская философия: - Пифагорейский союз – Пифагор. Пифагорейцы: отрывали числа от вещей и превращали в самостоятельные существа. Единица всеобщее первоначала и основа всех природных явлений. Двойка - принцип противоположности. Отвергали материализм Милетцев. Основа мира не материальное первоначало, а числа, которые образуют космический порядок - прообраз общественного порядка. Познать мир - значит познать управляющие им числа. Пифагорейцы предлагают считать число сущностью предмета. Они заметили сходство между числом и вещами. Вначале числа у них вообще не отличались от самих вещей, были просто числовым образом, размеренными вещами, при этом числовым образом понимались не только физические вещи, но и вообще все существующие. Вещи не существуют в неколичественных характеристиках. Иными словами, число есть сущность всех вещей: Единица (священная монада) - основа, принцип и сущность бытия Двойка - беспредельность, динамическое, а также женское начало Тройка - мужское начало, первый нечет, препятствующий делению Четверка - самое главное число Семерка - надлежащий момент, определяет протекание, зрелость естественных моментов Десятка - особое число, декада, подлинная единица, содержит в себе все. Ее называли космосом. Сама полнота. Элеаты – это древнегреческая философская школа, зародившаяся в Элее. Парменид – основатель. Элеаты выдвинули учение о неизменной сущности истинного бытия и иллюзорности всех видимых перемен. Парменид - четко выразил философскую позицию элейской школы. Парменид считал, что ничто не меняется. Характеризуяя свойства бытия, отмечает: а) бытие не возникло и никогда не погибнет, т.к. имеет невременную природу; б) бытие единственно и целостно, т.е. не имеет частей; в) бытие совершенно (закончено) и неподвижно. Бытие - то, что охватывается мыслью. Думать = быть. Мыслимое существует, мысль без бытия - ничто. Небытие не существует, т.к. о нем нельзя мыслить говорить. Нельзя одновременно признать бытие и небытие. Гносеологию Парменид основал на том, что истина доступна только размышлению. Разум, управляя чувствами, может достигнуть истины. Чувства не отрицают полноты мира. Отличие истины и мнения в том, что мнение – противоречивость, чувствительная видимость, истина - мыслимый мир единого и вечного бытия. Элейская школу - родоначальник рационализма, т.к. она подошли к понятийному отражению действительности. Процесс познания – переход от чувств к разуму, но эти ступени необходимо рассматривать обособленно и противопоставлять их. Разум дает только истиное знание, чувства - путь мнения. Зенон: представил субъектов диалектики. Считал, что существует лишь то, что возможно логически доказать. 40 апорий, например одно зерно не издает шум, мешок издает. Чувствительное восприятие ведет к противоречию, следовательно, одно зерно производит шум во столько раз меньший, во сколько одно зерно меньше мешка зерна. Вывод Зенона: разум - орудие достижения истины, которая доступна только мышлению. Рассуждая Зенон, построил на доказательстве, сыгравшую большую роль в развитии философии, теорию мышления. Основная Заслуга элейской школы - они первые стали серьезно анализировать мир человеческой мысли. |
|||||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 275. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |