Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ КУРСА МАТЕМАТИКИ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ ПРОФИЛЬНОЙ ШКОЛЫ
Министерство образования и науки Российской федерации Федеральное государственное образовательное учреждение Высшего профессионального образования «Тольяттинский государственный университет»
МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ КУРСА МАТЕМАТИКИ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ ПРОФИЛЬНОЙ ШКОЛЫ Реферат с обоснованием темы магистерской диссертации
студента группы Мм -1301 Коловой Е.В.
Направление подготовки магистра: 050100.68. Педагогическое образование Магистерская программа: Математическое образование
Научный руководитель – Демченкова Н.А., к.п.н., доцент, доцент кафедры Срок сдачи: 30 ноября
Студент _________ Е.В. Колова Подпись Научный руководитель _________ Н.А. Демченкова Подпись
Руководитель магистерской программы _________ Р.А.Утеева Подпись
Тольятти, 2013 Актуальность исследования.Проблеме межпредметных связей в педагогике всегда уделялось достаточно много внимания. Еще Ян Амос Коменский в своей «Великой дидактике» писал: «Все, что находится во взаимной связи, должно преподаваться в такой же связи». О необходимости учета взаимосвязи между предметами говорится также в трудах выдающихся педагогов XVII–XIX веков: Д. Локка, И.Г. Песталоцци, И.Ф. Гербарта, А. Дистервега и др, а также в трудах русских просветителей XIX–XX веков В.Г.Белинского, В.Ф. Одоевского, К.Д. Ушинского и др. Новая волна интереса к проблеме межпредметных связей, появившаяся в 50-60-х годах XX столетия, не спадает и в настоящее время. В педагогике и педагогической психологии проблеме межпредметных связей в области общего и среднего образования посвящены работы: Н С. Антонова, И.Ф. Борисенко, И.Д. Зверева, Д.М. Кирюшкина, К.П. Королевой, П.Г. Кулагина, И.Я. Лернера, H.A. Лошкаревой, В.Н. Максимовой, В.Н. Федоровой и др. Ими были даны различные определения межпредметных связей; обоснована объективная необходимость отражать взаимосвязи между учебными предметами в преподавании; подчеркнута мировоззренческая функция межпредметных связей, их роль в умственном развитии учащихся; выявлено их положительное влияние на формирование целостной системы знаний. Кроме того, были разработаны отдельные методики учета межпредметных связей в преподавании различных учебных предметов; предприняты попытки подготовки преподавателя к реализации межпредметных связей. Однако взглядам прогрессивных педагогов далеко не всегда соответствовала работа учителей и преподавателей в различных учебных заведениях, и идеи межпредметных связей в преподавании учебных дисциплин в практике обучения были ие достаточно реализованы. Для решения важнейших проблем современности необходимы совместные усилия специалистов разного профиля, и умения каждого специалиста видеть и решать свои вопросы с позиции общих задач. Все отрасли современной науки тесно связаны между собой, поэтому и школьные учебные предметы не могут быть изолированы друг от друга. Межпредметные связи являются дидактическим условием и средством глубокого и всестороннего усвоения основ наук в школе. Связь между учебными предметами является, прежде всего, отражением объективно существующей связи между отдельными науками; связи науки с техникой, с практической деятельностью людей. Необходимость связи между учебными предметами диктуется также дидактическими принципами обучения, воспитательными задачами школы, связью обучения с жизнью, подготовкой учащихся к практической деятельности. Межпредметные связи в школьном обучении являются конкретным выражением интеграционных процессов, происходящих сегодня в науке и в жизни общества. Эти связи играют важную роль в повышении практической и научно-теоретической подготовки учащихся. Осуществление межпредметных связей помогает формированию у учащихся цельного представления о явлениях природы и взаимосвязи между ними и поэтому делает знания практически более значимыми и применимыми, это помогает учащимся те знания и умения, которые они приобрели при изучении одних предметов, использовать при изучении других предметов, дает возможность применять их в конкретных ситуациях, при рассмотрении частных вопросов, как в учебной, так и во внеурочной деятельности, в будущей производственной, научной и общественной жизни выпускников средней школы. С помощью многосторонних межпредметных связей не только на качественно новом уровне решаются задачи обучения, развития и воспитания учащихся, но также закладывается фундамент для комплексного видения, подхода и решения сложных проблем реальной действительности. Именно поэтому межпредметные связи являются важным условием и результатом комплексного подхода в обучении и воспитании школьников.
Проблема исследования: формирование диалектико-материалистического мировоззрения, развитие познавательных интересов учащихся, осуществление политехнизации обучения и совершенствование учебных планов и программ. Целенаправленное осуществление межпредметных связей позволяет систематизировать знания школьников, способствует формированию у них целостной картины реального мира. Объект исследования:процесс обучения математике в профильной школе. Предмет исследования:межпредметные связи курсов алгебры и геометрии со смежными дисциплинами. Цель исследования:разработка методики осуществления межпредметных связей курса алгебры и начал анализа и геометрии со смежными дисциплинами в профильной школе. Гипотеза исследования:если в школьный курс математики ввести систему межпредметных задач, направленную как на формирование математических знаний, умений и навыков учащихся, так и на последующее сознательное применение этих знаний в курсах смежных дисциплин, то это окажет существенное воздействие на создание оптимальных условий для повышения качества обучения. Задачи исследования: 1. Изучить и проанализировать учебно-математическую, психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме исследования. 2. Установить характер взаимосвязи курса математкии и курса естественнонаучных дисциплин в профильной школе. 3. Раскрыть содержание курса математики общеобразовательной школы. 4. Рассмотреть систему задач по теме «Производная функции». 5. Представить систему задач по теме «Многогранники». 6. Разработать методические материалы и систему заданий по освоению межпредметных связей курса математики для учащихся профильной школы. Для решения поставленных задач будут применяться следующие методы исследования:анализ психолого-педагогической, научной и учебно-методической литературы; изучение, наблюдение и обобщение школьной практики; анализ собственного опыта работы в школе. Основные этапы исследования: 9 семестр ( 2013/14 уч.г.): анализ ранее выполненных исследований по теме диссертации, анализ школьных учебников, нормативных документов (стандартов, программ), анализ опыта работы школы по данной теме (на основе изучения научно-методической литературы и практики работы); выполнение курсовой работы по теме «Содержание курса математики общеобразовательной школы как основы межпредметных связей». 10 (А) семестр (2013/14 уч.г.): определение теоретических и методических основ исследования по теме диссертации; выполнение курсовой работы по теме «Система задач по теме «Производная функции» как средство реализации межпредметных связей в курсе алгебры и начал анализа математического профиля». 11(В) семестр (2014/15 уч.г.): разработка собственной методики осуществления межпредметных связей курса алгебры и начал анализа и геометрии со смежными дисциплинами в профильной школе; выполнение курсовой работы по теме «Система задач по теме «Многогранники» как средство реализации межпредметных связей в курсе геометрии гуманитарного профиля». 12(С) семестр (2014/15 уч.г.): оформление диссертации, корректировка ранее представленного материала, уточнение аппарата исследования, описание результатов экспериментальной работы, формулирование выводов. Апробация результатов исследования будет осуществлена путём выступлений на научно-методическом семинаре преподавателей, аспирантов и студентов кафедры; на научно-методических конференциях, посвященных проблемам современного математического образования; при защите курсовых работ. Экспериментальная проверка предлагаемой методических методики будет осуществлена в период педагогической и научно-исследовательской практик, а также в период работы учителем математики в школе №59 г.о. Тольятти. Основные результаты исследования предполагается отразить в 3-4 публикациях. Структура диссертации: введение, две главы, заключение, список литературы и приложения. В первой главе « Теоретические основы межпредметных связей курса математики профильной школы» будут представлены следующие параграфы: §1. Понятие и классификация межпредметных связей. §2. Планирование и осуществление межпредметных связей в процессе обучения. §3.Пути осуществления межпредметных связей в обучении математике. Во второй главе « Методические основы межпредметных связей курса математики профильной школы» будут представлены следующие параграфы: §1. Содержание курса математики общеобразовательной школы как основа межпредметных связей. §2. Система задач по теме «Производная функции» как средство реализации межпредметных связей в курсе алгебры и начал анализа математического профиля. §3. Система задач по теме «Многогранники» как средство реализации межпредметных связей в курсе геометрии гуманитарного профиля. К реферату прикладывается список литературы.
Список литературы: 1. Бабанский Ю.К., Сластенин В.А. и др. Педагогика. М.: Просвещение, 1988.-479с. 2. Баврин И.И. Начала анализа и математические модели в естествознании.//Математика в школе, 1983.— № 4 С. 43- 48. 3. Батышев С. Я. Реформа профессиональной школы. М.: Высшая школа, 1987.-343с. 4. Беленький Г.И. Межпредметные связи./ Совершенствование содержания и образования в школе./ Под ред. И.Д. Зверева, М.П. Кашина — М., 1985.-С. 253-271. 5. Беленький Г.И. О сущности и видах межпредметных связей./ Некоторые теоретические и практические аспекты межпредметных связей — М., 1982.-С. 3- 22. 6. Белинский В.Г. Избранные педагогические сочинения./ Под ред. А.Ф. Смирнова.- М.: Педагогика, 1982 — 288с. 7. Беляева А. П. Дидактические принципы профессиональной подготовки в ПТУ. М.: Высшая школа, 1991. 8. Берулаева М. Н. Интеграция естественно-научных и профессионально-технических дисциплинУ/ Советская педагогика.- 1987. — №8 — С.81 83. 9. Богоявленский Д.Н. Формирование приемов умственной работы учащихся как путь развития приемов мышления и активности учащихся.// Вопросы психологии .- 1962.-№ 4 С. 74- 82. 10. Бодрикова Г.Н. Использование межпредметных связей при обучении иностранным; языкам на младших курсах языкового вуза: Автореф. дисс.канд. пед. наук.-М., 1982,- 16с. 11. Бокарева Г.А. Дидактические основы совершенствования профессиональной подготовки студентов в процессе обучения общенаучным дисциплинам: Автореф. дисс.докт. пед. наук —М., 1988 -38с. 12. Борисенко Н.Ф. Об основах межпредметных связей J J Советская педагогика, 1971.- № 11С. 24- 34. 13. Бранский В.П. Философское значение проблемы «Наглядности в современной физике».- Л.: Изд. ЛГУ, 1962.- 192с. 14. Бродский Я.С., Павлов А.Л. О сущности и путях реализации межпредметных связей математики с другими предметами./ Методические рекомендации по математике.— Выпуск 10 — М.: Высшая школа, 1988. 15. Бурдин П.А. Роль межпредметных связей в решении задач технического содержания./ Методические рекомендации по осуществлению межпредметных связей в процессе обучения предметам естественноматематического цикла-Владимир: ВГПИ, 1984.-С. 122- 129. 16. Бучкури Ц.Л. Оптимизация изучения методов численного анализа в условиях технического вуза: Автореф. дисс.канд. пед. наук.— Тбилиси, 1992.- 16с. 17. Бычкова Г.Н. Межпредметное согласование в средней общеобразовательной школе. Методические рекомендации в помощь учителю математики.— Белгород, 1986.- 21с. 18. Валович Е.С. Решение задач как одно из средств реализации межпредметных связей физики с другими естественно-научными дисциплинами: Дисс.канд.пед. наук.-Челябинск, 1984-227с. 19. Варковецкая Г. Н. Методика осуществление межпредметных связей в ПТУ. М.: Высшая школа, 1989. - 127с. 20. Вентцель Е.С., Овчаров Л.А. Прикладные задачи теории вероятностей.— М.: Радио и связь, 1983 416с. 21. Вентцель Е.С., Овчаров Л.А. Теория вероятностей и ее инженерные приложения: Учеб. пособие для втузов — 2-е изд., стер.— М.: Высш. школа, 2000.-480с. 22. Вербицкий А.А. Самостоятельная работа студентов младших курсов.//Высшая школа в России, 1995 № 3 — С. 23- 26. 23. Вершинин В.И. Проблема профилизации математической подготовки студентов химиков университета./ Современные проблемы методики преподавания математики и информатики. Материалы II Сибирских чтений.- Омск, 1997.- С. 6- 9. 24. Выготский Л.С. Возрастная психология М.: Просвещение, 1986 - 342с. 25. Выготский Л.С. Развитие высших психических функций. Из неопубликованных работ М.: Изд. АПН РСФСР, I960.- 500с. 26. Гальперин П.Я. Развитие исследований по формированию умственных действий.// Психологическая наука в СССР Т.1.- 1959 - С. 441- 469. 27. Гальперин П.Я. Формирование знаний и умений на основе теории поэтапного усвоения умственных действий М.: Изд. МГУ, 1968 - 135с. 28. Гальперин П.Я., Решетова З.А., Талызина Н.Ф. Психолого-педагогические проблемы программированного обучения на современном этапе.-М.: Изд. МГУ, 1966.-39с. 29. Генецинский В.И. Предмет психологии: дидактический аспект М.: Логос, 1994.-213с. 30. Гербарт И.Ф. Избранные педагогические сочинения.— М.: Учпедгиз, 1940.-197с. 31. Герцен А.И., Огарев Н.Г. О воспитании и образовании: Сборник./ Сост. и авт. коммент. В.И. Ширяев — М.: Педагогика, 1990 363с. 32. Гмурман В.Е. Руководство к решению задач по теории вероятностей и математической статистике: Учеб. пособие для вузов. Изд. 4-е, стер — М.: Высш. школа, 1998-400с. 33. Гнеденко Б. В. Математика и математическое образование в современном мире. — М.: Просвещение, 1985. 192с. 34. Головенко А.Г. Обучение решению творческих задач в профессиональной подготовке инженера: Автореф. дисс.канд. пед. наук.-М., 1993.- 16с. 35. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. М., 2000. 36. Грабарь М.И., Краснянская K.JI. Применение математической статистики в педагогических исследованиях. Непараметрические методы.- М.: Педагогика, 1977 134с. 37. Груденов Я. И. Психолого-дидактические основы методики обучения математике-М.: Педагогика, 1987 158с. 38. Гусинский Э.Н. Построение теории образования на основе междисциплинарного системного подхода,-М.: Школа, 1994 184с. 39. Давыдов В. В. Виды обобщения в обучении. М.: Педагогика, 1986. — 230с. 40. Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения. Опыт теоретического и экспериментального исследования. М.: Педагогика, 1986. - 240с. 41. Данилов М.А., Есипов Б.П. Дидактика.- М.: Изд. АПН РСФСР, 1957-518с. 42. Данко П.Е., Попов А.Г., Кожевникова Т.Я. Высшая математика в упражнениях и задачах. В двух частях. Учебное пособие для вузов.— М.: Высш. шк., 1997-304с., 416с. 43. Джеймс У. Психология./ Пер. под ред. Петровской Л.А. М.: Педагогика, 1991.-367с. 44. Дистервег А. Избранные педагогические сочинения— М.: Учпедгиз, 1956.-С. 178- 179. 45. Долженко О. В., Шатуновский В. Л. Современные методы и технологии обучения в техническом вузе. М.: Высшая школа, 1990. — 190с. 46. Думченко Н.И. Дидактические проблемы МПС в системе профтехобразования.//Сов. Педагогика 1979.-№ 14-С. 10-16. 47. Дьяченко М.И., Кандыбович Л.А. Психология высшей школы (особенности деятельности студентов и преподавателей вуза).- Минск: БГУ, 1978 —320с. 48. Дьяченко МИ., Кандыбович JI.A. Психология высшей школы.— Минск, 1981.- 383с. 49. Елютин В.П. Об улучшении математической подготовки специалистов, выпускаемых учебными заведениями./ Проблемы преподавания высшей математики в высших технических учебных заведениях М., 1961- С. 151- 158. 50. Ермолаев Б.А., Ткачев И.Т. К проблеме классификации межпредметных задач. Методические рекомендации по осуществлению межпредметных связей в процессе обучения предметам естественно-математического цикла.-Владимир: ВГПИ, 1984.-С. 14- 22. 98. Збаровский B.C. Технология профессионального обучения.- СПб., 1993 — 52с. 51. Зверев И.Д. Взаимная связь учебных предметов. — М., 1977 64с. 52. Зверев И.Д. Межпредметные связи как педагогическая проблема.// Советская педагогика. 1974. - № 12.- С. 10- 16. 53. Зверев И.Д. О межпредметных связях в школьном преподавании. — М.: Б.И., 1977.-61с. 54. Зверев И.Д., Максимова В. Н. Межпредметные связи в современной школе. -М.: Педагогика, 1980. — 160с. . 55. Зиновьев С.И. Лекции в советской высшей школе М.,1968. 56. Зинченко В.П., Величковский Б.М., Бучетич Г.Г. Функциональная структура зрительной памяти.- М.: Изд. МГУ, 1980. 271с. 57. Зорина Л Л. Межпредметные связи как основа формирования научного мировоззрения школьников./ Межпредметные связи в процессе преподавания основ наук в средней школе. Под ред. Зверева И.Д. М., 1973 — С. 26-31. 58. Ильина Т.А. Структурно-системный подход к организации обучения — М.: Просвещение, 1969 -574с.
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-31; просмотров: 145. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |