Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Школьное образование и видные просветители ХIX - начала XX веков.




XIX век в меру своей значимости в становлении и развитии системы образования занимает одно из основных мест в истории педагогической науки.

Система татарского национального образования в Казанской губернии, в основном, включала три типа учебных заведений: 1) мектебе, которые давали начальное образование; 2) медресе старометодные, которые давали среднее и высшее образование; 3) медресе новометодные, получившие распространение лишь в 70-80 г.г. XIX в.

Татарское население за счёт своих скудных средств дольше века содержало мектебе и медресе, которые существовали в каждом селении, где была мечеть. В силу этого общая грамотность среди татар для условий XIX в. была довольно высокой. Профессор К. Фукс, работавший в Казани и изучающий жизнь татарского населения, пишет, что «татарин, не умеющий писать и читать, презирается своими земляками и, как гражданин, не пользуется уважением других». Но, хотя уровень общей грамотности (умение читать и писать) населения был довольно высоким, тот комплекс знаний, который преподносился татарским детям и юношам в школах и медресе, не отвечал требованиям времени. Школьное дело было доверено мусульманскому духовенству, которое не воспринимало ничего из того, что дала европейская наука за последние столетия.

Начнем с описания системы преподавания в мектебе, которые являлись начальными татарскими школами. Мектебе (от арабского место, где пишут),

это - конфессиональное начальное училище, имевшей при каждой мечети. Распорядителем мектеба был обыкновенно приходской мула, но он редко

занимался учением, поручал это своему ставленнику – хальфе, старому шакирду, как правило, не имевшему педагогической подготовки. Как мула, так и хальфа жалованья не имели, а обеспечивались                                     приношением учеников.

Кроме мектебе при мечетях существовали медресе. «Медресе» - арабское слово, происходит от слова «дерс», что значит урок или лекция, т.е. «медресе – место, где читают лекции.  

Самое первое место среди казанских дореформенных медресе занимала Апанаевская. До возникновения джадидистского движения особого метода обучения в медресе не было. Здесь, как и всюду, царили схоластика и консерватизм, на изучение одной арабской грамоты уходило по нескольку лет. В провинции также было много замечательных медресе, даже оспаривавших первенство у казанских; например медресе села Кашкар Казанского уезда. Уроки в медресе проходили следующим образом: на самом видном месте, на подушке, усаживался учитель. Около него, полукругом, усаживались шакирды из тех, кто постарше. Перед ними, полукругом – шакирды, получающие урок. Урок мог идти от одного до четырёх часов, в зависимости от количества выступающих или размеров диспута. На перерабатывание материала давалось 10 -15 дней. Урок усваивали и повторяли со слов учителя, он был основан на запоминании – основном принципе старометодных медресе.

Но, несмотря на схоластический характер обучения, к чести медресе села Кошнар надо сказать, что из него вышли: отец Габдулы Тукая – Мухаммед Гариф хазрет; отец первого профессионального татарского певца Камиля Мотыйгы и известной артистки Галии Кайбицкой; первый татарский драматург Фатих Халиди. В это медресе приезжали учиться из Оренбурга, Семипалатинск, Касимова и даже из самой Казани.

Старометодные медресе в полном своём объёме имела 10 ступеней, и каждая ступень носила название той книги, которая служила неизменным учебником в данной ступени.

Татарские дети и юноши, завершая учёбу в старометодных мектебах и медресе, не получали никаких сведений по русскому языку и светским наукам. Такая грамотность в условиях многонационального государства и внедрения европейской культуры, не могла служить достаточно прочной опорой в жизни, и не являлось надёжным показателем просвещения.

Татарские просветители и их роль в развитии образования татарского народа.

Во 2й половине XIX в. начинается интенсивное развитие татарской культуры: разрабатывается татарский язык и его грамматика, появляются книги на татарском языке по истории, географии, физике и др., в значительной степени заимствованные из русских и других европейских источников.

Это повлекло за собой зарождение просветительства среди татар, основоположником этого движения явились Г. Курсави, Г. Утыз-Имяни, К. Насыри, Ш. Марджани, Р. Фахретдин, причём не только у татар, но и на всём мусульманском Востоке. Татарские просветители развивали свою деятельность в первую очередь в области образования татарского народа.

Одной из наиболее ярких фигур татарского просветительства являлся Каюм Насыри. Каюм Насыри сделал свой вклад во все области наук, но особенно отличается своей пользой его вклад в развитие татарского языка. Он являлся основоположником современного татарского языка.

Большое значение К. Насыри придавал воспитанию. Его основные педагогические идеи изложены в книге «Китаб əт-тəрбия» («Книга воспитания») и в «Большой книге по этике» (изданные в 1890-91 г. г.). Особую роль в обучении и воспитании К. Насыри отдавал учителю-педагогу, считал, что именно от него зависит уровень образования и воспитания детей.

Другим видным деятелем просветительства был историк, литератор и педагог Ризаəтдин Фахретдин (Риза-казый). Для детей, окончившие начальную школу, Риза Фахретдин планировал разделить дальнейшие обучение на 2 части: в 1й – восточные науки, во 2й – жизненно необходимые науки. Он считал, что при таком обучении за короткое время ученик должен получить знания по географии, история, зоология, математика, и т. д..Кроме этого, Р. Фахретдин говорил о необходимости создания библиотек, выпуска газет для татарского народа.  

Огромный вклад в развитие просветительской мысли и в практическое её внедрение в образование внёс великий учёный, историк и философ Шихабетдин Марджани. Он ввёл в программу обучения, помимо традиционных в медресе наук, в качестве основных предметов математику, геометрию, астрономию, историю и другие светские науки. Он выступал за освобождение татарского народа от патриархальных взаимоотношений, от средневековой идеологии, за приближение татарской культуры к мировой цивилизации, требовал перехода к светским наукам и просветительству.

Кадимизм и Джадидизм

Кадимизм (от араб. кадим — старый) -консервативное движение в татарском обществе кон. XIX— нач. XX вв. Сторонники кадимизма защищали патриархальные устои жизни, вели активную борьбу против религиозного реформаторства, джадидизма,придерживались схоластической системы в области образования и воспитания. Известными представителями и кадимизма были И. Динмухамметов (Ишмиишан), Ш.Мухамматов, Г.Мухутдинов.

К концу прошлого века в культурной жизни татар замечается постепенный перелом, характеризующийся умственным пробуждением, толкающих их на сближение с европейской культурой и на переустройство жизни, сообразно с потребностями нового времени. «Все это, как стихийно – общее и органически – непрерывное явление, выразилось в особого рода умственно – культурном движении, носившем название «усулджадиде». Т.е. нового метода. Представители этого движения считали нужным начать дело                            

                                                                                                                      реформы со школы и с азбуки, вследствие чего течение джадидизма отличалось большой популярностью и жизненностью.

Татарские новаторы особенно сильное внимание уделяли борьбе против схоластических школ, которые, сыграв свою культурно – политическую роль, превратились в тормоз для дальнейшего продвижения вперед. Исключительно выдающаяся роль в этом деле принадлежит Исмаил – Бею Гаспринскому. Гаспринский очень хорошо понимал, что народ может воспринимать европейскую культуру только через школу, а потому «Терджиман» с первого же номера стал доказывать преимущества нового метода преподавания и разоблачать недостатки старой системы. Джадидисткие, или новометодные школы, так же как и конфессионные школы, строились на религиозной основе: изучение религии и преподавание богословия и других предметов велось с соблюдением соответствующих педагогических и методических правил.

В старометодных медресе обучение грамоте велось путем запоминания названий этих букв и только потом буквы учились складывать в слоги и слова, на это уходило очень много времени. В новометодных же медресе сразу заучивали звуки, которые обозначали эти буквы и не тратили времени на бесполезное заучивание названий букв. Таким образом, учащиеся в новометодных школах обучались грамоте гораздо быстрее, чем в старометодных школах.

Наиболее ярким примером джадидисткого медресе может служить «Мухаммадия». Медресе должно было готовить разносторонне образованных специалистов. Создание либеральной татарской буржуазии, внедрение капиталистических форм хозяйствования. Применение новых технологий – все это требовало квалифицированных и образованных специалистов – инженеров, служащих, рабочих. Эту цель и ставили Джадидисткие медресе, в том числе «Мухаммадия».

Зародившись среди татар, Джадидизм распространился среди всех тюркских народов, населявших Россию. Джадидисты выступали против феодальной идеологии, патриархальных традиций, отсталости в различных сферах жизни, за обновление общественной жизни, за обновление общественной жизни. Их преобразования касались всех сфер жизни: социально – экономической, культурной, образовательной, идеологической и даже семьи. Джадидисты выдвигали идею равноправия и свободы женщины, провели коренную реформу системы образования.

Прогрессивность нового направления подтверждалось и тем, что к началу ХХ в многие медресе и мектебе Казанской губернии примкнули к нему.

Наиболее яркими представителями нового направления были: И.Б. Гаспринский, Г. Баруди, Р. Ибрагимов, М Бигиев и др.

Таким образом, развитие татарской национальной системы образования в губернии во 2 пол XIX в имело прогрессивный характер

 

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-31; просмотров: 165.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...