Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Черты сходства и различия Наполеонов




В романе "Война и мир" Наполеон Бонапарт является отрицательным героем, так как приносит войну в Россию. Наполеон – это исторический персонаж, французский император, герой войны 1812 года.

Литературный Наполеон имеет весьма мало общего с реальным прототипом. Так как настоящий Бонапарт вряд ли был бы равнодушен к сыну, и вряд ли он так наивно мечтал о захвате Москвы, как это изображает Толстой. Исходя из фактов жизни императора, можно сказать, что Наполеон был во многом иным человеком, чем это виделось автору "Войны и мира". Но Толстому это неважно. Писатель, в данном случае не стремится к исторической достоверности. Толстой ставит перед собой иную задачу: он собирает образ завоевателя, поработителя.

Наполеон заинтересовал современников тем, что, полагаясь лишь на собственные силы и на удачу, совершил головокружительную карьеру. Его путь к власти усеян трупами. Он внушает непобедимую мечту о славе и могуществе.

Для Толстого было важно, чтобы его Наполеон стал личностью, совершенно захваченный "наполеоновской идеей", под её натиском, утратившая разум и волю. Писатель доказывает, что "наполеоновская идея" сильнее Наполеона, она порабощает его, делает заложником и пленником. Вина Наполеона перед историей огромна и неискупима: внушив окружающим свою кровавую идею, он вызывает страшные события с непредсказуемыми, трагическими последствиями. Это именно так, потому что его идея нарушает все законы нравственности и предлагает лишь одну древнюю человеческую заповедь: “Победителей не судят”.

Для Толстого обращение к истории было необходимо для понимания современности; исследуя исторические процессы, он открывает законы истории. И корни современного нигилизма Толстой видит именно в "наполеоновской идее".

На события начала века он глядит глазами своего времени. Развенчивая романтический образ, Толстой показывает своего Наполеона в двух проекциях. Вначале мы видим его глазами князя Андрея и Пьера, увлеченных Бонапартом, стремящихся ему подражать. Мы видим безумный восторг войск, узревших своего кумира. На всех лицах этих людей было одно общее выражение радости о начале давно ожидаемого похода и восторга, и преданности к Наполеону.

Обратим внимание: в этот момент мы видим не самого Наполеона. Мы видим не человека, а лишь "отделившуюся от свиты фигуру в сюртуке и шляпе". К этой фигуре, воплотившей наполеоновскую идею, и обращен восторг толпы. Он является не как личность, но именно как воплощение идеи. И поэтому лица, приветствующих его, людей также исчезают, на них одета одна и та же маска, "одно общее выражение". Так показывает Толстой влияние Наполеона на массы, таков портрет "охваченных наполеоновской идеей" – и воинов, и самого Бонапарта. Этот взгляд на психологию толпы тесно взаимосвязан с взглядом Толстого на психологию личности Наполеона. Для него не ново убеждение в том, что присутствие его на всех концах мира, от Африки до степей Московии, одинаково поражает и повергает людей в безумие... Все это не нравится Толстому – более того, возмущает его. Наполеон допускает, чтобы люди бессмысленно погибали в войнах из преданности ему. Наполеон позволил себе привыкнуть к мысли, что он – почти божество, что он может и должен вершить судьбы других людей, обрекать их на гибель. Толстой знает: такое понимание власти всегда несёт зло. Поэтому он ставит перед собой задачу – разрушить легенду о необыкновенности Наполеона.

Известно, что, приступая к работе над " Войной и миром", Толстой прочитал целиком труд Н.М. Карамзина "История Государства Российского". Через "Историю Государства Российского" Толстой постигал летописи и исторические воинские повести. И вот замечательно, что концепция "Войны и мира" – это расширенная концепция русских воинских повестей ХIII-ХVII вв. Мораль русской истории сложилась в древнерусской исторической литературе только после нашествия Батыя. Эта хронологическая граница принципиально важна. Лишь после того, как Русь осознала, что воистину означает быть порабощенной, она пришла к отказу от героизации завоевателя.

Именно с этой позиции анализирует Толстой войну 1812 года. И созданный им образ Наполеона по замыслу должен был приближаться не к отражению личности реального человека, а к тому типу завоевателя, который создан русскими воинскими повестями, и отражать этическую оценку русского народа. В народной системе нравственных ценностей завоеватель отвратителен уже потому, что посягает на чужую свободу.


Вывод

 

Из проделанной работы можно судить о том, что прототипом Наполеона в «Войне и мире» является исторический деятель начала 19 века – Наполеон Бонапарт. Толстой не старался точно передать характер и действия настоящего Наполеона. Он добавил много своих красок в его портрет. Перед ним стояла задача именно в том, чтобы максимально показать Бонапарта с отрицательной стороны, вызвать какую-то озлобленность и ненависть читателя. Лев Николаевич показывает и то, как менялось отношение героев романа к этому человеку. Например, от безудержного восхищения до желания убить (Пьер).Писатель хотел доказать, что люди ошибались в его величии, что он был совсем не таким, каким его представляли.
Ссылки и используемая литература

 

1.       Л.Н.Толстой.
Т53 Война и мир. В 4 т. Т. 1, 3 / Коммент. Л.Д Опульской. -
М.: Просвещение, 1987. – 287с, 325с.

 

2. https://ru.wikipedia.org/wiki/Наполеон_I#Легенда

 

3. https://24smi.org/celebrity/3918-napoleon-bonapart.html

 

4. http://doklad-referat.ru/Военная_карьера_наполеона_бонапарта

 

5. http://fb.ru/article/178665/obraz-napoleona-v-romane-voyna-i-mir-tolstogo

 

6. https://www.syl.ru/article/363458/obraz-napoleona-v-romane-voyna-i-mir-harakteristika-tsitatyi

 

7. http://www.km.ru/referats/9717860366844732B9F0CFFC9C7A820B


[1] Л.Н.Толстой, «Война и мир», том первый, часть первая, глава 3.

[2] Л.Н.Толстой, «Война и мир», том первый, часть первая, глава 24.

[3]Л.Н.Толстой, «Война и мир», том третий, часть первая, глава 7.

[4]Л.Н.Толстой, «Война и мир», том третий, часть вторая, глава 29.

[5]Л.Н.Толстой, «Война и мир», том третий, часть вторая, глава 29.

[6]Л.Н.Толстой, «Война и мир»,том третий, часть вторая, глава 29.

[7]Л.Н.Толстой, «Война и мир», том третий, часть вторая, глава 34.

[8] Л.Н.Толстой, «Война и мир», том третий, часть вторая, глава 38.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-31; просмотров: 1034.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...