Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Общество как объект философского анализа




Занятие 1. Общество в историческом развитии

Ключевые понятия

  • Социальный организм, циклическое развитие, прогресс, «вызов и ответ», индустриальное, постиндустриальное, общественно-экономическая формация, цивилизация, товарное производство, демократия, либерализм, капитализм, философия истории, смысл истории, русская идея.
  1. Основные концепции общественного развития. Формация и цивилизация. Смысл истории.
  2. Демократия как форма правления в правовом государстве.
  3. Общество массового потребления.
  4. Современная Россия: тенденции и альтернативы развития.

Темы докладов

  • Проблема смысла истории в философии.
  • Проблема исторического детерминизма.
  • Россия-Запад и «русская идея».
  • Вопросы для самопроверки:
  • Как вы считаете, общество развивается: линейно, нелинейно, циклично, по спирали, и почему вы так считаете?
  • Есть ли смысл у истории?
  • В чем различие западного либерального понятия свободы и русского понимания свободы как воли?

Основная литература:

  1. Горелов А. А. Философия [Электронный ресурс]: учеб. пособие / А. А. Горелов. – ЭВК. – М.: КРОКУС, 2016. – Режим доступа ЭЧЗ "Библиотех". – Неогранич. доступ. – ISBN 978-5-406-04664-7

Дополнительная литература:

  1. Канке В. А. Философия. Исторический и систематический курс [Текст]: учебник / В. А. Канке. – 5-е изд., перераб. и доп. – М.: Логос, 2010. – 375 с. (12 экз.).
  2. Спиркин А. Г. Философия [Электронный ресурс] : учеб. для студ. вузов / А. Г. Спиркин. – 3-е изд., перераб. и доп. – ЭВК. – М.: Юрайт: ИД Юрайт, 2011. – Режим доступа: ЭЧЗ "Библиотех". – Неогранич. доступ. – ISBN 978-5-9916-1046-9. – ISBN 978-5-9692-1066-0
  3. Степин В. С. Философская антропология и философия культуры. Избранное [Текст]: научное издание / В. С. Степин; Рос. акад. наук, Ин-т философии. – М.: Академ. проект; М.: Альма Матер, 2015. – 542 с.; 21 см. – Библиогр.: с. 519-529. – ISBN 978-5-8291-1717-7. – ISBN 978-5-904993-39-9.

Источники и монографические исследования:

  1. Василькова В.В. Порядок и хаос в развитии социальных систем: Синергетика и теория социальной самоорганизации / В.В. Василькова. – Спб.: Издательство «Лань». 1999. – 480 с.
  2. Маркс К. К критике политической экономии. Предисловие // Маркс К. и Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 13. – С. 1-161.
  3. Социальная философия: хрестоматия. В 2 ч. / Составители Г.С. Арефьева и др. – М.: Высшая школа, 1994. – Ч. 1. – 254 с.
  4. Социальная философия: Хрестоматия. В 2 ч. / Сост. Г.С.Арефьева; М.И.Ананьева; А.С.Гарбузов. – М.: Высшая школа, 1994. – Ч .2. – 352 с.
  5. Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства // Маркс К. и Энгельс Ф. Сочинения. 2-е изд. Т. 21. – С. 28-178.
  6. Сорокин П. А. Человек. Цивилизация. Общество / П.А. Сорокин; общ. ред., сост. и предисл. А. Ю. Согомонов: пер. с англ. – М.: Политиздат, 1992. – 543 с.

 

Занятие 2. Информационное общество и его специфические черты

Написать краткое эссе по одной из работ, представленных в антологии: «Новая постиндустриальная волна на Западе. Антология / Под. ред. В.Л. Иноземцева. М.: Academia, 1999»и выступить с докладом на семинарском занятии:

  1. Питер Дракер. Посткапиталистическое общество.
  2. Энтони Гидденс. Последствия модернити.
  3. Фрэнсис Фукуяма. Доверие. Социальные добродетели и созидание благосостояния.
  4. Джон К. Гэлбрейт. Справедливое общество. Гуманистический взгляд.
  5. Рональд Инглегарт. Культурный сдвиг в зрелом индустриальном обществе.
  6. Мануэль Кастельс. Могущество самобытности.
  7. Ален Турен. Способны ли мы жить вместе? Равные и различные.
  8. Мануэль Кастельс. Становление общества сетевых структур.
  9. Самюэль Хантингтон. Столкновение цивилизаций и преобразование мирового порядка.
  10. Донелла Мидоуз, Деннис Мидоуз, Йорген Рандерс. За пределами допустимого: глобальная катастрофа или стабильное будущее?

Литература:

Новая постиндустриальная волна на Западе. Антология / Под редакцией В. Л. Иноземцева. – М.: Academia, 1999. – 640 стр. – Режим доступа: http://iir-mp.narod.ru/books/inozemcev/page_1003.html



Примерные темы рефератов

  1. Понятие мировоззрения.
  2. Философия Милетской школы.
  3. Философия элеатов.
  4. Идеализм Платона. Место Платона в истории философии.
  5. Философское учение Аристотеля.
  6. Философская система Фомы Аквинского.
  7. Бэкон и Декарт: эмпиризм и рационализм Нового времени.
  8. Материализм и пантеизм Б. Спинозы.
  9. Французские материалисты XVIII века.
  10. Материализм и атеизм Л. Фейербаха.
  11. Учение Маркса о человеке и обществе.
  12. Русская философия в XIX веке. Основные идеи и направления.
  13. Проблема бытия в философии М. Хайдеггера
  14. Сознание и бессознательное.
  15. Расизм и проблема соотношения биологического и социального в человеке.
  16. Идеи космизма в отечественной философской мысли.
  17. Элитарная и массовая культура.
  18. Основные черты техногенной цивилизации.
  19. Проблема критерия истины в философии и науке.
  20. Критерии научности.
  21. Естественнонаучное и социально-гуманитарное познание: сходство и различия.
  22. Особенности постнеклассической науки.
  23. Наука как социальный институт.
  24. Футурология ее возможности и пределы.

 

 

Критерии оценки реферата

  • очевидное знакомство с релевантной литературой и ее проработка (максимальная оценка – 3 балла);
  • самостоятельность в изложении материала (максимальная оценка – 3 балла);
  • адекватность интерпретации используемых источников (максимальная оценка – 2 балла);
  • логичность и последовательность изложения, соблюдение принятых стандартов оформления научной работы (максимальная оценка – 2 балла).

       За работу по написанию реферата студент может получить, в зависимости от его качества, от 1 до 10 баллов.

 

Примерные темы эссе

Список философских произведений для рецензии:

  1. Николо Макиавелли «Государь».
  2. Фридрих Энгельс «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека».
  3. Артур Шопенгауэр «Афоризмы житейской мудрости».
  4. Артур Шопенгауэр «Максимы».
  5. Фридрих Ницше «Антихрист (Проклятие христианству)».
  6. Жан-Поль Сартр «Экзистенциализм – это гуманизм».
  7. Альбер Камю «Миф о Сизифе. Эссе об абсурде».
  8. Альбер Камю «Бунтующий человек».
  9. Петр Чаадаев «Философические письма. Письмо первое».
  10. Николай Бердяев «Истоки и смысл русского коммунизма».
  11. Николай Бердяев «Русская идея».
  12. Эрих Фромм «Бегство от свободы».
  13. Эрих Фромм «Душа человека. Ее способность к добру и злу».
  14. Эрих Фромм «Искусство любить».
  15. Эрих Фромм «Иметь или быть».

Примерная тематика эссе-размышлений

Философия и мировоззрение.

  1. Роль философии в жизни человека и общества.
  2. Влияет ли мировоззрение человека на его поведение?
  3. «Сильные» и «слабые» стороны религиозного мировоззрения.
  4. Способствует ли философия развитию науки?
  5. Польза и вред метафизического мышления.
  6. Зависит ли счастье человека от его мировоззрения?
  7. Зависит ли успех от мировоззрения человека?
  8. Способствует ли философия развитию науки?

Исторические типы философии

  1. «Сильные» и «слабые» стороны буддизма.
  2. Что современный человек может найти в восточной мудрости?
  3. Как я понимаю даосский принцип «не-деяния».
  4. Конфуцианство и даосизм о человеке: что предпочтительнее?
  5. Прав ли Гераклит Эфесский, утверждая, что «Все течет»?
  6. Как понять афоризм Сократа «Я знаю, что ничего не знаю»?
  7. «Человек есть мера всех вещей» (Протагор) – как это понимать?
  8. Достоинства и недостатки платоновского учения об идеальном государстве.
  9. В чем проявляется гуманизм эпикуреизма.
  10. Этика стоицизма и современность.
  11. Кинизм: за и против.
  12. Теизм и современная картина мира.
  13. Пантеизм и современная картина мира.
  14. Мировоззрение средневекового и ренессансного человека.
  15. «Новая Атлантида» Ф.Бэкона - научно-техническая утопия или научная фантастика?
  16. «Истина – дочь времени, а не авторитета». Что имел в виду Ф.Бэкон?
  17. Декарт: «Мыслю, следовательно, существую» - так ли это?
  18. Спиноза: «Свобода есть осознанная необходимость».
  19. Л.Фейербах: «Бог есть то, чем человек хотел бы быть».
  20. Прав ли Маркс, считая что «общественное бытие определяет общественное сознание»?
  21. Марксизм и современность
  22. Артур Шопенгауэр как теоретик пессимизма
  23. Концепция «Сверхчеловека» и современность
  24. Проблема свободы и ответственности человека у Ж.-П.Сартра
  25. Проблема смысла жизни в творчестве А.Камю.
  26. Проблема абсурда в творчестве А.Камю
  27. Идея научной философии в позитивизме
  28. Существует ли самобытная русская философия?
  29. Кто прав в споре славянофилов и западников
  30. Этика «ненасилия» Л.Н.Толстого
  31. Идея «космичности человека» в русской философии

Онтология

  1. Разрешима ли проблема сущности бытия?
  2. Доказывает ли современная физика материализм?
  3. Противоречит ли современная наука идее «Высшего Разума»?
  4. Научная и религиозная картины мира в ХХ1 веке.
  5. Происхождение Вселенной как философская и научная проблема
  6. Происхождение жизни как философская и научная проблема
  7. Развивается ли мир?
  8. Все ли имеет свою причину?
  9. Существует ли случайность?
  10. Существует ли «небытие»?
  11. «Сущность является, явление существенно» (Гегель)
  12. «Содержание оформлено, форма содержательна» (Гегель)
  13. Специфика синергетической картины мира

Проблема сознания

  1. Идеальное и материальное.
  2. Роль бессознательного в жизни человека
  3. Интеллект, воля и чувства.
  4. Как я понимаю «самосознание»
  5. Интеллект человека и животных
  6. «Кто ясно мыслит, тот ясно говорит»?
  7. Может ли машина мыслить?
  8. Что я думаю о возникновении сознания
  9. Материальна ли мысль?
  10. Гносеология и эпистемология
  11. Истина и ложь в науке и в жизни человека
  12. Зачем человеку знания?
  13. Есть ль польза от ошибок и заблуждений?
  14. Что важнее: чувства или разум?
  15. Существуют ли вечные истины?
  16. Знание и вера
  17. Роль интуиции в познании
  18. Наука и вненаучные формы познания
  19. Наука и религия в прошлом и настоящем
  20. Роль науки в нашей жизни
  21. Этика ученого

Философская антропология

  1. Проблема смысла жизни
  2. Проблема сущности человека
  3. Смысл любви
  4. Свобода и ответственность
  5. Что есть счастье?

Социальная философия

  1. Идеалы развития современного общества
  2. Идеалы современной молодежи
  3. «Плюсы и минусы» технического прогресса.
  4. Прогресс и регресс в общественном развитии
  5. Существует ли нравственный прогресс?
  6. Существует ли смысл в истории человечества?
  7. Какую роль в истории играет отдельная личность
  8. Роль социальных идеалов в развитии общества
  9. Разрешимы ли глобальные проблемы?

 

 

Критерии оценки эссе

       За работу по написанию эссе студент может получить, в зависимости от ее качества, от 1 до 10 баллов. Основными критериями оценки эссе являются:

1. Знание и понимание студентом учебного теоретического материала по дисциплине «Философия» (максимальная оценка – 3 балла):

  • правильное использование основных философских категорий, необходимых для раскрытия данной темы;
  • привлечение философских концепций, непосредственно относящихся к рассматриваемой проблеме.

2. Умение анализировать и критически оценивать информацию (максимальная оценка – 3 балла):

  • умение сравнивать различные позиции;
  • умение объяснять существование альтернативных точек зрения, выявлять их достоинства и аргументировать недостатки;
  • способность дать личную оценку проблеме.

3. Качество изложения материала (максимальная оценка – 2 балла):

  • ясность, четкость, логичность изложения;
  • грамотная формулировка и аргументация выдвинутых тезисов;
  • привлечение различных точек зрения и наличие их личной оценки студентом.

4. Качество оформления работы (максимальная оценка – 2 балла):










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 215.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...