Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Русская культура в первой половине ХIХ в.




На развитие культуры, самосознание русского народа большое влияние оказала победа 1812 г. Широкое проникновение в Россию идей просвещения, восстание декабристов, формирование буржуазного либерализма и революционно-демократического движения заметно сказались на жизни общества. Начавшийся в России промышленный переворот предъявлял запросы развитию системы образования и разных областей знаний. В первой половине ХIХ в. активизировалась русская научная мысль.

Образование. Открыты университеты в Петербурге, Киеве, Харькове, Казани, Тарту, Одессе, Царскосельский лицей. Основаны специальные высшие учебные заведения: Технологический институт в Петербурге, Горный и Межевой институты в Москве и др. Число средних учебных заведений также значительно увеличилось: открыты мужские гимназии, действовали реальные училища, расширилось число частных пансионов. Широко распространилось домашнее образование. Начальное образование детям из низших сословий давали приходские и уездные училища для мещан. Однако в целом число грамотных людей в 1860 г. составляло лишь 6 % населения.

Наука. В 1826 г. Н. И. Лобачевский обосновал теорию пространственной, неевклидовой геометрии, которую церковь объявила ересью. Под Петербургом была создана Пулковская обсерватория во главе с В. Я. Струве. Больших успехов в медицине достиг хирург Н. И. Пирогов. Химики Н. Н. Зинин и А. М. Бутлеров развили основы органической химии. Физик Б. С. Якоби разработал основы гальванопластики, изобрел электродвигатель и опробовал его для привода судна. Мореплаватели И. Ф. Крузенштерн и Ю. Ф. Лисянский совершили первое русское кругосветное путешествие (1803–1806), а Ф. Ф. Беллинсгаузен и М. П. Лазарев в 1819–1820 гг. открыли Антарктиду. В исторической науке труд Н. М. Карамзина «История государства Российского» стал первым научно– систематизированным обзором прошлого России, охватившим историю Русского государства до 1611 г. 29-томная «История России с древнейших времен С. И. Соловьева положила начало становлению новой исторической науке. Педагог К. Д. Ушинский создал новую образовательную систему.

Литература. Развивался романтизм, воспевавший возвышенный идеал. Он отразился в творчестве В. А. Жуковского, К. Н. Батюшкова, К. Ф. Рылеева. От романтизма наметился переход к реализму, связанный с творчеством А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, А. С. Грибоедова, Н. В. Гоголя. В литературной критике большую роль сыграл В. Г. Белинский. Наиболее передовые литературные силы объединились вокруг журнала «Современник».

Искусство. Живопись. Происходит отход от классицизма (академизма). Развивается романтизм, проявившийся в творчестве О. А. Кипренского (портреты Жуковского и Пушкина), В. А. Тропинина (портрет Пушкина, «Кружевница», «Гитарист»), К. П. Брюллова («Последний день Помпеи», «Всадница»). Популярен бытовой сюжет. Родная природа, народная среда представлены на картинах А. Г. Венецианова «На гумне», «Весна. Пашня» и др. В произведениях П. А. Федотова уже звучат мотивы реализма («Сватовство майора», «Завтрак аристократа», «Свежий кавалер»). Событием в живописи стало грандиозное эпическое полотно А. Иванова «Явление Христа народу».

Скульптура. Большую известность приобрели работы скульпторов И. П. Мартоса (памятник Минину и Пожарскому на Красной площади в Москве), Б. И. Орловского (памятники М. И. Кутузову и М. Б. Барклаю де Толли у здания Казанского собора в Петербурге), П. К. Клодта (скульптурная группа «Укротители коней» на Аничковом мосту и конная статуя Николая I в Петербурге).

Архитектура. Первая половина ХIХ в. – расцвет классицизма в архитектуре. В Петербурге К. И. Росси создает здание Генерального штаба на Дворцовой площади, О . Монферран – Исаакиевский собор, А. Н. Воронихин – Казанский собор, А. Д. Захаров – здание Адмиралтейства. В Москве работали О. И. Бове (здания Большого и Малого театров), А. Г. Григорьев и Д. Жилярди. Время, связанное с творчеством А. С. Пушкина и других выдающихся деятелей первой половины ХIХ в. принято называть золотым веком русской культуры.

Театр. Прославились актеры Малого театра в Москве М. С. Щепкин, П. С. Мочалов, Александринского театра в Петербурге – В. А. Каратыгин и А. Е. Мартынов.

Музыка. Основоположником русской классической музыки стал М. И. Глинка, создавший оперы «Жизнь за царя» («Иван Сусанин»), «Руслан и Людмила», многочисленные романсы. Его последователь А. С. Даргомыжский написал музыку многих песен, романсов, опер «Русалка», «Каменный гость».

Мой конспект: Русская культура в первой половине ХIХ в.

Сферы культуры Достижения
Образование
Наука
Литература
Живопись
Скульптура
Архитектура
Театр
Музыка

 

Образцы заданий

 

При выполнении заданий части 1 (А) в бланке ответов № 1 под номером выполняемого вами задания поставьте знак «х» в клеточке, номер которой соответствует номеру выбранного вами ответа.

А1. Даты 1828 г., 1858 г., 1860 г. относятся к событиям, связанным с историей

1) развития промышленности

2) внешней политики России

3) общественного движения

4) развития культуры

 

Ответ: 2.

 

А2. По инициативе М. М. Сперанского в России в начале ХIХ в. был учрежден

1) Сенат

2) Верховный тайный совет

3) Разрядный приказ

4) Государственный совет

 

Ответ: 4.

 

А3. В период правления Николая I была проведена реформа

1) земского самоуправления

2) губернская

3) денежная

4) военная

 

Ответ: 3.

 

А4. Архитекторы, создавшие свои произведения в ХIХ в.

1) А. Н. Воронихин и Д. И. Жилярди

2) В. В. Растрелли и Д. Трезини

3) А. Г. Венецианов и В. А. Тропинин

4) М. Ф. Казаков и В. И. Баженов

 

Ответ: 1.

 

А5. Какие события произошли в годы царствования Александра I?

А) введение рекрутской повинности

Б) реформа высшего образовании

В) отмена круговой поруки крестьян

Г) подписание Тильзитского мирного договора

Д) создание первых тайных обществ

Е) созыв Уложенной комиссии

 

Укажите верный ответ.

 

1) АБД

2) БДЕ

3) ВГЕ

4) БГД

 

Ответ: 4.

 

А6. В ХIХ в. военным поселением называли

1) военный лагерь в сельской местности на время учений

2) деревню, где в 1812 г. размещался отряд партизан

3) военную крепость, созданную в горной местности во время Кавказской войны

4) деревню, в которой крестьяне совмещали хозяйственную деятельность с военной службой

 

Ответ: 4.

 

А7. Теория «русского», «крестьянского» социализма А. И. Герцена и Н. Г. Чернышевского включала в себя положение

1) «Русский крестьянин не привык к общинной собственности»

2) «Крестьянская община – готовая ячейка социалистического строя»

3) «В России необходимо создать условия для развития капитализма»

4) «Переход к социализму в России осуществится волей царя»

 

Ответ: 2.

 

А8. Мировоззрение славянофилов основывалось на

1) идее об особом пути развития России

2) учении французских просветителей

3) теориях западноевропейского утопического социализма

4) отрицании религии

 

Ответ: 1.

 

А9. О развитии капитализма в России начала ХIХ в. свидетельствуют признаки

А) усиление крепостного права

Б) мелкотоварное крестьянское производство

В) использование труда наемных рабочих на мануфактурах

Г) выращивание новых сельскохозяйственных культур

Д) начало промышленного переворота

Е) возникновение монополий

 

Укажите верный ответ.

 

1) АДЕ

2) ВГД

3) БГЕ

4) ВГЕ

Ответ: 3.

 

А10. Прочтите отрывок из приказа (сентябрь 1854 г.) и укажете, об обороне какого города идет речь.

«Неприятель подступает к городу, в котором весьма мало гарнизона; я в необходимости нахожусь затопить суда вверенной мне эскадры, а оставшиеся на них команды с абордажным оружием присоединить к гарнизону».

1) С.-Петербурга

3) Кронштадта

2) Измаила

4) Севастополя

 

Ответ: 4.

 

Задания части 2 (В) требуют ответа в виде одного-двух слов, последовательности букв или цифр, которые следует записать сначала в текст экзаменационной работы, а затем перенести в бланк ответов № 1 без пробелов и других символов. Каждую букву или цифру пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведенными в бланке образцами.

В1. Прочтите отрывок из исторического документа и напишите фамилию автора теории, изложенной в документе.

«Углубляясь в рассмотрение предмета и изыскивая те начала, которые составляют собственность России… открывается ясно, что таковых начал, без коих Россия не может благоденствовать, усиливаться, жить, – имеем мы три главных: 1) Православная вера; 2) Самодержавие; 3) Народность».

 

Ответ: Уваров.

 

В2. Установите соответствие между фамилиями деятелей науки и областями знаний, в которых они себя проявили.

К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго и запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Получившуюся последовательность цифр перенесите в бланк ответов № 1 (без пробелов и каких-либо символов).

 

Ответ: 1524.

 

В3. Расположите события XIX в. в хронологической последовательности. Запишите буквы, которыми обозначены события, в правильной последовательности в таблицу.

 

А) денежная реформа Е. Ф. Канкрина

Б) Тильзитский мир

В) начало правления Николая I

Г) Берлинский конгресс

Получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов № 1 (без пробелов и каких-либо символов).

 

Ответ: БВАГ.

 

В4. Какие три из перечисленных ниже имен участники антиправительственных выступлений? Обведите соответствующие цифры и запишите их в таблицу.

1) К. И. Булавин

4) П. И. Пестель

2) С. С. Уваров

5) Э. Бирон

3) А. А. Аракчеев

6) П. И. Пестель

Получившуюся последовательность цифр перенесите в бланк ответов № 1 (без пробелов и каких-либо символов).

 

Ответ: 146.

 

Для ответа на задания части 3 (С) используйте бланк ответов № 2. Запишите сначала номер задания (С1 и т. д.), а затем развернутый ответ на него.

Задания С4—С7 предусматривают разные виды деятельности: представление обобщенной характеристики исторических событий и явлений (C4), рассмотрение исторических версий и оценок (C5), анализ исторической ситуации (C6), сравнение (C7). Выполняя эти задания, обращайте внимание на формулировку каждого вопроса.

С4. Раскройте причины победы России в Отечественной войне 1812 г. Определите значение победы России.

 

Ответ:

 

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-31; просмотров: 168.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...