Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Воспитательные возможности ДПИ




С незапамятных времен в народной педагогике создавались и передавались из поколения в поколение различные игрушки и поделки, радующие и развивающие воображение ребенка. Детей приобщали к их изготовлению. В настоящее время в детских садах эти традиции находят свое отражение.

Особая ценность художественно-прикладной деятельности в том, что она дает возможность применять самые разнообразные материалы. Поэтому надо подготовить и выбрать те, которые наилучшим образом подходят к осуществлению замысла. Это процесс постепенный, он развивает инициативу детей, побуждает к самостоятельным действиям поискового характера.

Вся воспитательно-образовательная работа в детском саду осуществляется на занятиях, в играх, труде, на праздниках, развлечениях, в самостоятельной деятельности детей.

Декоративно-прикладная деятельность имеет свое специфическое содержание, которое не всегда осуществляется в какой-либо одной организационной форме. Рисование, лепка, аппликация имеют свою программу и проводятся в основном на занятиях. Дети рисуют, лепят и по собственной инициативе. Декоративно-прикладная деятельность осуществляется в самых разнообразных формах и редко укладывается в предназначенное для занятий время. Процесс ее более длительный, распадается на различные этапы. Так, при подготовке декоративного оформления зала воспитатель показывает его эскиз и ведет детей в зал, чтобы они ясно представили, какие им нужно сделать элементы украшения и какое они займут место в общем оформлении. Затем деятельность детей переносится в группу на занятия. Ребята вырезают элементы оформления (флажки, цветы и т. д.). В вечернее время, уже вне занятий, все дети собираются в зале и под руководством воспитателя участвуют в оформлении центральной стены зала.

На занятиях между всеми видами изобразительной деятельности — рисованием, лепкой, аппликацией, а также декоративно-прикладной работой — устанавливаются тесные связи. Допустим, проходит обучение рисованию на заданную тему. Детям предлагается несколько необычное задание — передать свою тему различными способами. Поэтому одни начинают рисовать разноцветными карандашами, другие — краской (гуашью или акварелью), третьи могут использовать бумагу различного тона и размера; те, кто хочет коллективно выполнить свой замысел, выбирают длинные листы бумаги и т. д. Сравнивая свои рисунки, дети убеждаются в преимуществе того или иного способа. Так они подготавливаются к самостоятельным поискам лучших средств изображения, а это, в свою очередь, подготавливает ребят к декоративно-прикладной практике, которая отличается поисковым характером.

В игре ребенок сам подготавливает обстановку и макетирует помещение, на фоне которого развертывается сюжетное действие. Он стремится сделать интерьер этого помещения уютным и привлекательным. Так, играя в дочки-матери, ребенок делает из глины посуду и раскрашивает ее; на витринах кукольного магазина появляются фрукты, овощи. Развивая задуманный сюжет, дети в игре распределяют роли действующих лиц. Для этого они выбирают кукол по их характерной выразительности, наряжают их, готовят детали костюмов, различные самоделки, используя самый разнообразный материал. Следовательно, игра представляет возможности для декоративного ее оформления.

Труд в уголке природы, хозяйственно-бытовой и ручной — важный участок работы в детском саду. Ручной труд непосредственно связан с декоративно-прикладной деятельностью. Ведь работа идет с бумагой, картоном, тканью, травой, корой, деревом, листьями.

Изготовление различных предметов всегда требует художественной отделки. Мастерит ли ребенок сувениры маме к 8 Марта, делает ли игрушки, шьет платье кукле, плетет ли из бересты коробочки — все это он стремится сделать привлекательным, красивым по форме и цвету. Но и трудовые поручения в связи с наблюдением за природой, хозяйственными обязанностями также могут быть художественно оформлены. Дети готовят условные значки, отмечая календарь природы или дни дежурства. Эта работа доставляет детям удовольствие, они понимают общественное назначение своей деятельности.

Дети готовят персонажи для театра, строят макеты для драматизации, оформляют свои костюмы для выступления и т. д. Таким образом, декоративно-прикладная деятельность детей применяется в самых разнообразных формах и видах. Ребенку для выполнения замысла необходимо пользоваться разнообразными материалами.

Например, какую-либо часть работы надо выполнить в виде рисунка, другую — путем аппликации. Конструируя игрушку, ребенок ищет подходящий материал, нужные пропорции, цвет, форму. Отсюда вариативность приемов изображения. Вот почему сложно определить программу формирования декоративно-прикладной деятельности.

Анализируя особенности восприятия детьми произведений народного творчества, Н.П. Сакулина отмечает: «Детям дошкольного возраста близки и понятны многие работы мастеров декоративной росписи, резьбы, вышивки, понятно искусство игрушечника. Маленькие дети воспринимают их глубже и полнее, чем большие полотна живописи и станковую скульптуру, и это очень помогает педагогу детского сада в формировании художественного вкуса детей и в руководстве их изобразительным творчеством».
3. Особенности приобщения детей к народной культуре

Приобщение детей старшего дошкольного возраста к народной культуре касается всех образовательных областей. Работая по принципу интеграции образовательных областей, педагог может организовать свою работу в этой области разнообразно и интересно, именно так, чтобы вся донесенная информация была воспринята дошкольниками глубоко и надолго осела в их сердцах. Региональный компонент определяет воспитание дошкольников в среде национального колорита.

Для успешного осуществления национального направления в воспитании детей старшего дошкольного возраста необходимо создать привлекательную эстетически оформленную образовательную среду, которая будет направлена на духовно-нравственное становление и воспитание детей. Это могут быть не только удачно оформленная группа, стенды, а также создание музеев в помещениях и мини музеев в группе. В настоящее время при отсутствии условий посещения настоящего музея, на помощь приходят электронные образовательные ресурсы – презентации, фильмы, онлайн музеи. В ходе «посещения» такого музея дети могут познакомиться с предметами старины, народными костюмами и предметами быта.

Также не нужно упускать из вида семью, как главный источник народных традиций. Многие семьи хранят в себе и передают из поколения в поколение обычаи и традиции, характерные для данной местности или региона. Педагог должен привлекать семью к активному участию и взаимодействию с ДОО. Родители помогают при сборе экспонатов для музея в детском саду, предоставляют фотографии, участвуют и организовывают народные праздники, шьют народные костюмы, помогают в оформлении развивающей среды.

Народное декоративно-прикладное искусство в силу близости к народу, доступности и простоты, живого характера имеет важное место не только в творческом, но и в личностном становлении детей старшего дошкольного возраста, а также в развитии фантазии, инициативы, воображения и самостоятельности.

В народном декоративно-прикладном искусстве окружающий мир отражается условно, символами, здесь нет натуралистического воспроизведения, художник избегает излишней детализации, но сохраняет целостность, законченность образа.

Условность образа, направленность на типическое, красочность, декоративность, выраженность эмоционального настроя – эти качества народного декоративно-прикладного искусства присущи и творчеству детей, но, в отличие от детского творчества, в народном искусстве это не случайность, а выбранная, отточенная веками традиция. Детям же предстоит еще осознать, принять как эстетический идеал совершенство кажущейся простоты формы, сочетание цвета, композиционные основы и изящество.

Включение ребенка в различные виды художественной деятельности, основанные на материале народного творчества, - одно из главных условий полноценного эстетического воспитания ребенка и развития его художественно-творческих способностей.

Подчеркивая значение искусства для разностороннего развития человека, а народное искусство является его неотъемлемой частью, известный психолог Б.М. Теплов писал: «Искусство очень широко и глубоко захватывает различные стороны человека – не только воображение и чувство, что представляется само собой разумеющимся, но и мысли, и волю. Отсюда его огромное значение в развитии сознания и самосознания, в воспитании нравственного чувства и формировании мировоззрения. Поэтому-то художественное воспитание и является одним из могучих средств, содействующих всестороннему и гармоническому развитию личности».

Народное искусство синкретично по своему характеру. Отмечая эту черту Т.Я. Шпикалова говорит о необходимости синтеза разных видов народного искусства в воспитании детей: «Разве можно представить себе народный обряд без национальной одежды или музыки, или без тех деталей, которые отражают весь уклад крестьянской жизни, с ее размеренностью, цикличностью. В обряде все это слито в нерасторжимое единство. Поэтому обращение к народному искусству ставит перед учителями и методистами проблему синтеза разных видов народного искусства: приобщаясь к народному творчеству, дети должны не только рисовать лепить, но и петь и танцевать и импровизировать в игре, ощущая единство всех этих проявлений творчества. Тогда им становится понятно и то, что объединяет искусство классическое (профессиональное) и народное».

При работе с материалом народного декоративно-прикладного искусства необходимо обратить внимание на следующие моменты:

– народное искусство ускоряет становление детского творчества;

– народное искусство является художественным опытом многих поколений народа;

– произведения народного искусства формируют вкус, приобщают к эстетике, развивают творчество личности.

При взаимодействии с произведениями декоративно-прикладного искусства, восприятию старших дошкольников открываются новые источники и возможности, что способствует первым эстетическим переживаниям. При анализе того или иного народного произведения детям не всегда доступен язык изображения народного умельца. С помощью педагога дети успешно решают эту задачу. Воспитатель показывает всю широту и выразительность декоративно-прикладного искусства, обладающие невероятной силой влияния на дошкольника. Знакомясь с произведениями народного декоративно-прикладного искусства определенной местности, необходимо предоставлять детям подлинные образцы, которые заключают в себе образность художественной выразительности, они должны быть воспринимаемы детьми, доступны для широкого применения в воспитательной работе со старшими дошкольниками.

Формирование знаний о народной культуре - сложный образовательный процесс, который предполагает систематическую и целенаправленную работу воспитателя и дошкольников, с использованием различных методов, приемами и средствами педагогического воздействия на детей. Воспитание любви к культуре малой родины у детей старшего дошкольного возраста определяет в последующем у них моральный облик и уважение к своему региону и стране, что в свою очередь способствует развитию таких нравственных качеств как смелость, уважение, гордость и отзывчивость. Все это свидетельствует о том, что народное декоративно-прикладное искусство является одним из важных и наиболее доступных средств ознакомления детей старшего дошкольного возраста с народной культурой.




Заключение

«Из поколения в поколение, передавались изделия народного искусства, в которых отражалось мировоззрение, историческое прошлое, социальная жизнь человека, его внутренний мир и умение сочетать в изделиях утилитарное и художественное решение».

М.М. Байрамбеков.

Включение ребенка в различные виды художественной деятельности, основанные на материале народного творчества – одно из главных условий полноценного эстетического воспитания ребенка и развития его художественно-творческих способностей. Народное искусство хранит и передает новым поколениям национальные обычаи и традиции. 

Старший дошкольный возраст – это важный период всестороннего развития и формирования личности. В нем деятельность анализаторов, развитие представлений, воображения, памяти, мышления, речи в комплексе приводят к формированию чувственного этапа познания мира. Интенсивно формируется логическое мышление, появляются элементы абстрактных рассуждений. Дошкольник стремиться представить мир таким, каким он его видит. Даже фантазию он может расценивать как реальность.

Декоративно-прикладное искусство является одним из важных факторов гармоничного развития личности, посредством которого происходит обогащение души ребенка, развитие художественно-эстетических навыков и прививается любовь к Родине.  


Список литературы

1. Ветлугина, Н.А. Художественное творчество и ребенок : Монография / Н.А. Ветлугиной. - М., 1972.

2. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. — М.: Просвещение, 1991. 518 с.

3. Дьяченко О. М., Лаврентьева Т. В. Психическое развитие дошкольников. – М. : педагогика, 1984.-128с.

4. Дьяченко, О.М. Воображение дошкольника / О.М. Дьяченко. - М., 1986.

5. Забельская Т.В. Влияние декоративно-прикладного искусства на развитие нравственной стороны личности ребенка/ Т.В. Забельская // известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Гуманитарные науки. – 2012. - №3 (23). – С. 136-141.

6. Мамонтов С.П. Основы культурологии: М.: Олимп, 1999.

7. Пантелеев Г. Н. и др. Декоративное искусство — детям. Пособие для воспитателя ст. групп дет. сада. - М., «Просвещение», 1976.

8. Поддьяков, Н.Н. Творчество и саморазвитие детей дошкольного возраста / Н.Н. Поддьяков. - Волгоград, 1994.

9. Психология детей дошкольного возраста. Развитие познавательных процессов. / Под ред. Запорожца А. В. и Эльконина Д. Б. – М. : Просвещение, 1984.-350с.

10. Сакулина Н.П. Народное декоративное искусство в работе детского сада/ Н.П.    Сакулина // Известия АПН РСФСР - вып.11. – М., 1947.

11. Шпикалова Т.Я. Народное искусство на уроках декоративного рисования/ Т.Я. Шпикалова. – М. : Просвещение, 1979.

12. http://kalih.com/razvitie-dekorativno-prikladnogo-iskusstva-v-rossii/

13. http://bookz.ru/authors/vladimir-ko6aev/dekorati_142/1-dekorati_142.html

14. https://www.applied-research.ru/ru/article/view?id=7543

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-31; просмотров: 199.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...