Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Тема: Особенности социализации и семейного воспитания ребенка




Методические рекомендации по выполнению семинарско-практических занятий по дисциплине Семейная педагогика

 Темы рефератов по семейной педагогике

1. Семья как объект научного исследования, субъект педагогического взаимодействия исоциокультурная среда развития ребенка.

2.  Проблемы современной семьи и семейного воспитания.

3.  Различные классификации типов семьи.

4.  Семья как фактор социализации ребенка

5.  Психолого-педагогические основы семейного воспитания.

6. Народная педагогика как основа домашнего воспитания.

7. Особенности взаимоотношений детей с разными членами семьи.

8.  Половое воспитание. Особенности полового воспитания в семье

9.  Роль бабушек и дедушек в воспитании детей

10.  Влияние родительского авторитета на воспитание ребенка

11. Типология родителей и стилей семейного воспитания»

12. Семья и образовательные учреждения.

13.  Взаимодействие общественного и семейного воспитания в России.

14. Домашнее образование в России.

15. Домашнее воспитание на новом этапе его развития в современной России

Семинарско- практическое  занятие №1

Тема: История возникновения семьи

Цель: познакомить студентов с историей происхождения и становления  семьи

 

Вопросы для обсуждения

1. История развития семейного воспитания до XIVв.

2.  Семейное воспитание с « Домостроя» до ХIX в.

3. Возникновение семейной педагогики в России

Литература:

1. Гаранина, Е. Ю. Семьеведение [Текст]: учебное пособие / Е. Ю. Гаранина, Н. А. Коноплева, С. Ф. Карабанова. – М.: Издательство «ФЛИНТА», 2013. – 384 с. – Режим доступа:http://e.lanbook.com/search/result.php (Гриф МО)

2. Гончарова Т.С., Российская семья: история и современность / Вестник ТГТУ,- 2013.-  Том 19. № 1. С. 226-231. 

3. Ковалевский М.М., Очерк происхождения и развития семьи и собственности М.: Юрайт, 2018,-171с.

4. Куликова Т.А Семейная педагогика и домашнее воспитание: Учебник для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений. 3-е издпереизд и дополн. - М.: Издательский центр «Академия», 2013 . - 232 с.

5. Семенов Ю.И., Происхождение брака и семьи. - Изд. 2, доп. - М.: 2010 г. - 312 с.

6. Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU. URL: http://elibrary.ru

Практические задания

1. Напишите реферат об истории возникновении семьи (подготовьте презентацию)

2. Вспомните  и перечислите художественные произведения, в которых дается ха­рактеристика семьи, разных ее поколений, внутрисемейных отноше­ний и т.д.

3. Составить глоссарий по теме (осветить понятия «фамилистика», «семейное воспитание», «общественное воспитание», «семейная педагогика», «домашнее воспитание»)

4. Подобрать пословицы и поговорки о семье и записать  (не меньше 20) 

5. Написать эссе «Каким родителем я буду» (не менее 1 стр А-4)

6. Подготовить рекламы книг:

1) Домострой - М.: ЛИТРЕС, 2015

2) Ольга Зверева Актуальные проблемы семейного воспитания. М. МГПУ, 2015 -50с.

3) Шалва Амонашвили Искусство семейного воспитания. Педагогическое эссе. ЛИТРЕС,  2017- 390с.

 

Семинарско- практическое занятие № 2.

 Тема: Характеристика брака и семьи

Цель: познакомить студентов с различными видами и формами брака и  семьи, целями, функциями  воспитания в современной семье

Вопросы для обсуждения

1. Характеристика понятия «семья», виды и формы семьи .

2. Характеристика понятия «брак». Виды и формы брака

3. Типы современных семей. Роли и функции в современной семье 

4. Семья как социальный воспитательный институт

5. Структура семьи и ее влияние на формирование личности ребенка.

6. Факторы семейного воспитания.

Литература:

1. Ковалевский М.М., Очерк происхождения и развития семьи и собственности М.: Юрайт 2018,-171с.

2. Куликова С.Семейная педагогика и домашнее воспитание: Учебник для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений. - М.:  Учебник для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений. 3-е издпереизд и дополн. - М.: Издательский центр «Академия», 2013 . - 232 с.

3. Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU. URL: http://elibrary.ru.

Практические задания

1. Подберите из социологических, психологических, философских,
педагогических, юридических, толковых словарей определение термина «семья».

2. Докажите, что семья – незаменимый фактор развития человека. Приведите примеры из собственного опыта, художественной литературы и др.

3. В печати высказывается точка зрения, согласно которой в на­стоящее время воспитательная функция семьи стала ослабевать. Вы­скажите аргументированное мнение по этому поводу.

4. Известный отечественный философ А.Г.Харчев в 70-е гг. неод­нократно высказывал мысль о том, что общество, заинтересованное в увеличении населения, должно максимально удешевить содержание ребенка в семье вы согласны с этим мнением? Что вы понимаете под удешевлением содержания ребенка в семье? Какие аргументы вы приведете в защиту положения «на детях нельзя экономить», если вам доведется встретиться с представителями государственных орга­нов страны?

5. Вы слышали выражение «Счастье семьи в твоих руках»? Как вы его понимаете? Согласны ли с ним? Что значит «делать» счастье се­мьи? На примере семей ваших друзей, знакомых, близких подтверди­те или опровергните это выражение.


Семинарско-практическое занятие № 3

Тема: Психолого-педагогические основы семейного воспитания

Вопросы для обсуждения:

1. Основные механизмы воспитания в условиях семьи

2.  Отец и мать как воспитатели. Требования в воспитании детей в семье.

3.  Роль дедушки и бабушки в воспитании детей.

4.  Любовь в семье как моральная ценность.

5. Традиции семейного воспитания.

 Литература

1. Гаранина, Е. Ю. Семьеведение [Текст]: учебное пособие / Е. Ю. Гаранина, Н. А. Коноплева, С. Ф. Карабанова. – М.: Издательство «ФЛИНТА», 2013. – 384 с. – Режим доступа: http://e.lanbook.com/search/result.php (Гриф МО)

2. Гончарова Т.С., Российская семья: история и современность / Вестник ТГТУ,- 2013.- Том 19. № 1. С. 226-231. 

3. Куликова Т.А Семейная педагогика и домашнее воспитание: Учебник для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений. 3-е издпереизд и дополн. - М.: Издательский центр «Академия», 2013 . - 232 с.

Практические задания

1. Напишите реферат: «Роль бабушек и дедушек в воспитании детей»

2. Родительский дом – это среда обитания для ребенка. Подумайте, как целесообразнее организовать «местожительство» игрушек в доме: хранить их в ящике, куда по вечерам складывать машинки, плюшевые игрушки, кубики, или отвести место обитания для мягких игрушек, «стоянку» для транспорта и т.д.? Обоснуйте свой ответ, имея в виду и задачи воспитания ребенка, и удобство для всей семьи.

3. Представьте себе молодую семью, где оба родителя много заняты по службе. У них есть две возможности воспитания двухлетнего сына:

- малыша отвозят на неделю к бабушке и дедушке и забирают домой на выходные дни и праздники;

- малыш остается дома, куда в будние дни приезжают бабушка и дедушка, а на выходные они забирают ребенка к себе, давая молодым родителем возможность отдохнуть. К какому варианту вы посоветуете прибегнуть молодым родителям и как его аргументируете?

4. Психотерапевт А.Г.Добрович описывает специальные умения, которые помогают ладить с людьми: умение сохранять приветливое выражение лица; обращать внимание на других; слушать, что говорят другие; говорить «нет», не обижая других; не вступать в конфликты; одобрять других.

5. Приведите примеры, когда вы оказывали положительное влияние на взаимоотношения в семье, выступая как воспитатель своих близких (родителей, бабушки, дедушки, брата, сестры). Кого из членов семьи вы считаете своим главным воспитателем? Почему? Ответ обоснуйте

6. Опишите какие традиции существуют в вашей семье. Какие традиции вы будете продолжать в своей семье. 

 

 

Семинарско-практическое занятие № 4.

Тема: Особенности социализации и семейного воспитания ребенка

Вопросы для обсуждения

1. Семья как фактор социализации ребенка раннего и дошкольного  возраста

2. Семья как фактор социализации ребенка школьного возраста

3.  Понятие воспитательного потенциала семьи

4.  Факторы семейного воспитания

Литература

1. Гаранина, Е. Ю. Семьеведение [Текст]: учебное пособие / Е. Ю. Гаранина, Н. А. Коноплева, С. Ф. Карабанова. – М.: Издательство «ФЛИНТА», 2013. – 384 с. – Режим доступа: http://e.lanbook.com/search/result.php (Гриф МО)

2. Гончарова Т.С., Российская семья: история и современность / Вестник ТГТУ,- 2013.- Том 19. № 1. С. 226-231. 

3. Куликова Т.А Семейная педагогика и домашнее воспитание: Учебник для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений. 3-е издпереизд и дополн. - М.: Издательский центр «Академия», 2013 . - 232 с.

Практические задания

1. Напишите реферат«Семья как фактор социализации ребенка»

2. На основе ретроспективного анализа собственного детства до­кажите, что семья - незаменимый фактор развития человека

2. Составьте схему «Компоненты воспитательного потенциала се­мьи»

3. В начале XX в. в кругу психологов и педагогов были популярны слова американского психолога С. Холла о том, что быть единственным ребенком - это уже иметь болезнь в себе. Как вы их понимаете? Вы­скажите свое согласие или, напротив, несогласие с этими словами, опираясь на известный вам опыт воспитания единственных детей в семьях родственников, знакомых, друзей, возможно и собственной.

4. Познакомьтесь с книгой Г.Т. Хоментаускас «Семья глазами ре­бенка» (М., 1989) и напишите текст консультации для родителей на одну из следующих тем:

- Как готовить ребенка к появлению в семье малыша.

- Тактика формирования положительных взаимоотношений между старшим и младшим детьми.

5. Вам надо продолжить правила для родителей «Как вести себя с единственным ребенком»: например,  Заботиться и опекать, но не до безрассудства. Хвалить за то, что выполнил, приложив усилия и т.п.

6. Представьте ситуацию: в группу дошкольного учреждения (школьный класс) поступили братья-близнецы. Педагог (учитель) по этому поводу высказывает такую мысль: «Двое близнецов - это все равно, что иметь в группе (классе) на одного ребенка меньше». Сде­лайте вывод о том, каковы представления педагога о развитии близ­нецов. Сформулируйте свои рекомендации о воспитании близнецов в группе детского сада (школьном классе).

7. Объясните, как вы понимаете принцип усыновления «подхо­дящего ребенка в подходящую семью».










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-31; просмотров: 377.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...