Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Тема: Особенности социализации и семейного воспитания ребенкаСтр 1 из 2Следующая ⇒
Методические рекомендации по выполнению семинарско-практических занятий по дисциплине Семейная педагогика Темы рефератов по семейной педагогике 1. Семья как объект научного исследования, субъект педагогического взаимодействия исоциокультурная среда развития ребенка. 2. Проблемы современной семьи и семейного воспитания. 3. Различные классификации типов семьи. 4. Семья как фактор социализации ребенка 5. Психолого-педагогические основы семейного воспитания. 6. Народная педагогика как основа домашнего воспитания. 7. Особенности взаимоотношений детей с разными членами семьи. 8. Половое воспитание. Особенности полового воспитания в семье 9. Роль бабушек и дедушек в воспитании детей 10. Влияние родительского авторитета на воспитание ребенка 11. Типология родителей и стилей семейного воспитания» 12. Семья и образовательные учреждения. 13. Взаимодействие общественного и семейного воспитания в России. 14. Домашнее образование в России. 15. Домашнее воспитание на новом этапе его развития в современной России Семинарско- практическое занятие №1 Тема: История возникновения семьи Цель: познакомить студентов с историей происхождения и становления семьи
Вопросы для обсуждения 1. История развития семейного воспитания до XIVв. 2. Семейное воспитание с « Домостроя» до ХIX в. 3. Возникновение семейной педагогики в России Литература: 1. Гаранина, Е. Ю. Семьеведение [Текст]: учебное пособие / Е. Ю. Гаранина, Н. А. Коноплева, С. Ф. Карабанова. – М.: Издательство «ФЛИНТА», 2013. – 384 с. – Режим доступа:http://e.lanbook.com/search/result.php (Гриф МО) 2. Гончарова Т.С., Российская семья: история и современность / Вестник ТГТУ,- 2013.- Том 19. № 1. С. 226-231. 3. Ковалевский М.М., Очерк происхождения и развития семьи и собственности М.: Юрайт, 2018,-171с. 4. Куликова Т.А Семейная педагогика и домашнее воспитание: Учебник для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений. 3-е издпереизд и дополн. - М.: Издательский центр «Академия», 2013 . - 232 с. 5. Семенов Ю.И., Происхождение брака и семьи. - Изд. 2, доп. - М.: 2010 г. - 312 с. 6. Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU. URL: http://elibrary.ru Практические задания 1. Напишите реферат об истории возникновении семьи (подготовьте презентацию) 2. Вспомните и перечислите художественные произведения, в которых дается характеристика семьи, разных ее поколений, внутрисемейных отношений и т.д. 3. Составить глоссарий по теме (осветить понятия «фамилистика», «семейное воспитание», «общественное воспитание», «семейная педагогика», «домашнее воспитание») 4. Подобрать пословицы и поговорки о семье и записать (не меньше 20) 5. Написать эссе «Каким родителем я буду» (не менее 1 стр А-4) 6. Подготовить рекламы книг: 1) Домострой - М.: ЛИТРЕС, 2015 2) Ольга Зверева Актуальные проблемы семейного воспитания. М. МГПУ, 2015 -50с. 3) Шалва Амонашвили Искусство семейного воспитания. Педагогическое эссе. ЛИТРЕС, 2017- 390с.
Семинарско- практическое занятие № 2. Тема: Характеристика брака и семьи Цель: познакомить студентов с различными видами и формами брака и семьи, целями, функциями воспитания в современной семье Вопросы для обсуждения 1. Характеристика понятия «семья», виды и формы семьи . 2. Характеристика понятия «брак». Виды и формы брака 3. Типы современных семей. Роли и функции в современной семье 4. Семья как социальный воспитательный институт 5. Структура семьи и ее влияние на формирование личности ребенка. 6. Факторы семейного воспитания. Литература: 1. Ковалевский М.М., Очерк происхождения и развития семьи и собственности М.: Юрайт 2018,-171с. 2. Куликова С.Семейная педагогика и домашнее воспитание: Учебник для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений. - М.: Учебник для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений. 3-е издпереизд и дополн. - М.: Издательский центр «Академия», 2013 . - 232 с. 3. Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU. URL: http://elibrary.ru. Практические задания 1. Подберите из социологических, психологических, философских, 2. Докажите, что семья – незаменимый фактор развития человека. Приведите примеры из собственного опыта, художественной литературы и др. 3. В печати высказывается точка зрения, согласно которой в настоящее время воспитательная функция семьи стала ослабевать. Выскажите аргументированное мнение по этому поводу. 4. Известный отечественный философ А.Г.Харчев в 70-е гг. неоднократно высказывал мысль о том, что общество, заинтересованное в увеличении населения, должно максимально удешевить содержание ребенка в семье вы согласны с этим мнением? Что вы понимаете под удешевлением содержания ребенка в семье? Какие аргументы вы приведете в защиту положения «на детях нельзя экономить», если вам доведется встретиться с представителями государственных органов страны? 5. Вы слышали выражение «Счастье семьи в твоих руках»? Как вы его понимаете? Согласны ли с ним? Что значит «делать» счастье семьи? На примере семей ваших друзей, знакомых, близких подтвердите или опровергните это выражение. Семинарско-практическое занятие № 3 Тема: Психолого-педагогические основы семейного воспитания Вопросы для обсуждения: 1. Основные механизмы воспитания в условиях семьи 2. Отец и мать как воспитатели. Требования в воспитании детей в семье. 3. Роль дедушки и бабушки в воспитании детей. 4. Любовь в семье как моральная ценность. 5. Традиции семейного воспитания. Литература 1. Гаранина, Е. Ю. Семьеведение [Текст]: учебное пособие / Е. Ю. Гаранина, Н. А. Коноплева, С. Ф. Карабанова. – М.: Издательство «ФЛИНТА», 2013. – 384 с. – Режим доступа: http://e.lanbook.com/search/result.php (Гриф МО) 2. Гончарова Т.С., Российская семья: история и современность / Вестник ТГТУ,- 2013.- Том 19. № 1. С. 226-231. 3. Куликова Т.А Семейная педагогика и домашнее воспитание: Учебник для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений. 3-е издпереизд и дополн. - М.: Издательский центр «Академия», 2013 . - 232 с. Практические задания 1. Напишите реферат: «Роль бабушек и дедушек в воспитании детей» 2. Родительский дом – это среда обитания для ребенка. Подумайте, как целесообразнее организовать «местожительство» игрушек в доме: хранить их в ящике, куда по вечерам складывать машинки, плюшевые игрушки, кубики, или отвести место обитания для мягких игрушек, «стоянку» для транспорта и т.д.? Обоснуйте свой ответ, имея в виду и задачи воспитания ребенка, и удобство для всей семьи. 3. Представьте себе молодую семью, где оба родителя много заняты по службе. У них есть две возможности воспитания двухлетнего сына: - малыша отвозят на неделю к бабушке и дедушке и забирают домой на выходные дни и праздники; - малыш остается дома, куда в будние дни приезжают бабушка и дедушка, а на выходные они забирают ребенка к себе, давая молодым родителем возможность отдохнуть. К какому варианту вы посоветуете прибегнуть молодым родителям и как его аргументируете? 4. Психотерапевт А.Г.Добрович описывает специальные умения, которые помогают ладить с людьми: умение сохранять приветливое выражение лица; обращать внимание на других; слушать, что говорят другие; говорить «нет», не обижая других; не вступать в конфликты; одобрять других. 5. Приведите примеры, когда вы оказывали положительное влияние на взаимоотношения в семье, выступая как воспитатель своих близких (родителей, бабушки, дедушки, брата, сестры). Кого из членов семьи вы считаете своим главным воспитателем? Почему? Ответ обоснуйте 6. Опишите какие традиции существуют в вашей семье. Какие традиции вы будете продолжать в своей семье.
Семинарско-практическое занятие № 4. Тема: Особенности социализации и семейного воспитания ребенка Вопросы для обсуждения 1. Семья как фактор социализации ребенка раннего и дошкольного возраста 2. Семья как фактор социализации ребенка школьного возраста 3. Понятие воспитательного потенциала семьи 4. Факторы семейного воспитания Литература 1. Гаранина, Е. Ю. Семьеведение [Текст]: учебное пособие / Е. Ю. Гаранина, Н. А. Коноплева, С. Ф. Карабанова. – М.: Издательство «ФЛИНТА», 2013. – 384 с. – Режим доступа: http://e.lanbook.com/search/result.php (Гриф МО) 2. Гончарова Т.С., Российская семья: история и современность / Вестник ТГТУ,- 2013.- Том 19. № 1. С. 226-231. 3. Куликова Т.А Семейная педагогика и домашнее воспитание: Учебник для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений. 3-е издпереизд и дополн. - М.: Издательский центр «Академия», 2013 . - 232 с. Практические задания 1. Напишите реферат«Семья как фактор социализации ребенка» 2. На основе ретроспективного анализа собственного детства докажите, что семья - незаменимый фактор развития человека 2. Составьте схему «Компоненты воспитательного потенциала семьи» 3. В начале XX в. в кругу психологов и педагогов были популярны слова американского психолога С. Холла о том, что быть единственным ребенком - это уже иметь болезнь в себе. Как вы их понимаете? Выскажите свое согласие или, напротив, несогласие с этими словами, опираясь на известный вам опыт воспитания единственных детей в семьях родственников, знакомых, друзей, возможно и собственной. 4. Познакомьтесь с книгой Г.Т. Хоментаускас «Семья глазами ребенка» (М., 1989) и напишите текст консультации для родителей на одну из следующих тем: - Как готовить ребенка к появлению в семье малыша. - Тактика формирования положительных взаимоотношений между старшим и младшим детьми. 5. Вам надо продолжить правила для родителей «Как вести себя с единственным ребенком»: например, Заботиться и опекать, но не до безрассудства. Хвалить за то, что выполнил, приложив усилия и т.п. 6. Представьте ситуацию: в группу дошкольного учреждения (школьный класс) поступили братья-близнецы. Педагог (учитель) по этому поводу высказывает такую мысль: «Двое близнецов - это все равно, что иметь в группе (классе) на одного ребенка меньше». Сделайте вывод о том, каковы представления педагога о развитии близнецов. Сформулируйте свои рекомендации о воспитании близнецов в группе детского сада (школьном классе). 7. Объясните, как вы понимаете принцип усыновления «подходящего ребенка в подходящую семью». |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-31; просмотров: 428. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |