Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Фил.понятие отчуждения и его преодоление у Маркса.




Отчуждение- понятие, хар-ее, во-первых, процесс и результаты превращения продуктов человеч.деятельности (как практической - продукты труда, деньги, общ-ые отношения и т.д., так и теоретическтой), а также свойств и способностей человека в нечто независимое от людей и господствующее над ними; превращение каких-либо явлений и отношений в нечто иное, чем они являются сами по себе, искажение и извращение в сознании людей их реальных жизненных отношений. Маркс, кот.уделил анализу О.большое внимание особенно в “Экономическо-философских рукописях 1884 года”, “Немецкой идеологии” и в экономич.ркописях 1857-59, исходит из того, что О.выражает противоречия определенной ступени развития общ-ва. Оно порождено антагонистическим разделением труда и связано с частной собственностью. В таких условиях общ-ые отношения формир-ся стихийно, выходят из-под контроля людей, а результаты и продукты деятельности отчуждаются от индивидов и соц.групп и выступают как навязанные либо др.людьми, либо сверхъестественными силами. В центре внимания Маркса - анализ О.труда, при помощи кот.он хар-ет систему капиталистич.отношений и положение пролетариата. Признание О.труда в качестве основы всех др., в т.ч.и идеологических, форм О.давало возможность понять искаженное, ложное сознание как результат противоречий реальной общественной жизни. Таким образом, устанавливалась зависимость теории от практики и на этой основе перестраивалась философия. Одновременно Маркс обосновал задачу ликвидации О.путем коммунистического переустройства общ-ва. В дальнейшем в своих классич.произведениях Маркс вычленяет различные аспекты О.и обосновывает методологическую роль этой категории для анализа функционирования и развития всей системы общественных отношений капитализма.

Разработка концепции матер-ма и диалектики в фил-ии Маркса.

Концепция разработана на основе классич.нем.фил-ии. Повторял путь Фейербаха, но считал, что человек не только природное сущ-во, а есть природное сущностно-родовое существо и поэтому к себе относится как к универсальному и свободному существу. Природа сущ-ет как продолжение человека и способ жизнедеятельности. Растения, камни - человеческого сознания, как объект природоведения и частично как объект искусства. В этом специфика и оригинальность гуманистического материализма Маркса. Универсальность человека - в его общественной природе. Общественный человек по Марксу видит перспективу в возможности активного преобразования природы в интересах человека. Диалектика - единство противоположно направленных процессов. Гуманизм природы и натурализации человека приводит к световой гармонии. 

 26.фил-ия неопозитивизма и постпоз-ма.

ЛОГИЧЕСКИЙ ПОЗИТИВИЗМ который почти одновременно возник в Англии, Германии, Австрии, Польше. Основную задачу неопозитивизм видит в анализе логической структуре языка. Терминов и предложений, которые употребляются в научном языке. Другие разновидности неопозитивизма анализируют обыденный язык. Познавательным источником неопозитивизма является абсолютизация или преувеличение познавательных функций формальной логики. Т.е. они используют формальную логику для анализа предложений. Источником этого учения было учение Рассела (Англия) о логическом анализе. По его мнению все точное знание должно быть выражено языком, грамматикой которого являлось бы математическая логика. Т.о. математическая логика берется за основу как язык который может выражать все точные знания. Перенесение принципов математической логики на анализ научного языка является основой этого учения. В дальнейшем происходит отход от логического позитивизма большинства философов. Происходит трансформация в семантическую Ф, а потом в лингвистический анализ. Семантический идеализм (семантическая Ф). Здесь сохранены исходные принципы логического позитивизма, но при этом дополняют их требованием объяснения и уточнения употребляемых слов. Представителями являются КАРНАТ (Австрия) и ТАРСКИЙ (Польша). Наряду с теоретической семантикой существует общая семантика которая в 30-е годы была основана КАЖИВСКИМ (Польша). Отличие между двумя видами Ф состоит в том, что чистая семантика исследует смысловую функцию языка, с точки зрения отношения между знаниями с символами, а общая семантика исследует кто употребляет эти символы или знания. Третья разновидность неопозитивизма- Ф лингвистического анализа. Представители этой Ф избрали для себя более скромную задачу - описание того, что есть т.е. описание способов употребления слов свойственных обыденному языку. Наиболее яркими представителями являются ВИТГЕРШТЕЙН (Австрия) и МУР (Англия). По мнению этих Ф (лингвистических аналитиков) Ф должна ориентироваться не на науку, а на обыденные знания, на обычный язык. И более того Ф не имеет права выходить за рамки обычного языка. В 50-70 гг делаются попытки переосмысления позитивистского способа мышления. Это привело к возникновению целой группы критических направлений или пост позитивизма, которые в себя включают критический рационализм Поппера, методологического фальсификационализм Локаторша, историческая школа методологии Ф и науки или теория революций в науке Томаса КУНА (США), и на конец методологический анархизм Фиерахена. Суть критического рационализма Поппера состоит в том, что он отказывается считать истину целью познания. Он подменяет понятие истины понятием правдоподобия, т.к. мы не можем доказать истинность. Поппер отрицает связь между знанием и реальным миром, и одновременно отделяет знания от человека (субъекта). Кун ставит вопрос о том, что понять сущность знаний не возможно вне исторических контекстов науки. Если кто-то рассматривает знания как устоявшиеся данные, то Кун говорит, что надо рассматривать динамику развития научного знания. Как оно возникло, формировалось т.е. исторический подход, а не только логический. На необходимость учета исторического момента развития научного знания обращает внимание и Лакоторш. Но вместо Куновских научных революций дает другое понятие - научно-исследовательская программа. Дальше всех постпозитивистов на пути ограничения позитивистского империзма пошел один Американский Ф. Он предлагает дополнить принципы империзма принципом теоретического плюрализма. Суть этого принципа состоит в том, чтобы принимать не одну теорию и исходя из нее что-то доказывать, а работать одновременно со многими теориями, которые могут даже противоречить друг другу. Он предлагает свой путь методологизации науки и этот путь получил название методологический анархизм. Основной принцип которого - все подходит. Он говорит, что если отметать все точки зрения и стоять на одной и так сделает каждый то в суммекаждый по своему прав и не прав одновременно а истина дается в комплексе.

Фрейдизм и неофрейдизм.

 Фрейдизм - название теории и метода психоанализа. Назван так по имени Зигмунда Фрейда австр.врача-невропатолога и психиатра. Фрейд,исследуя причины патологических процессов в психике, решительно отказался от материалистич.в своей основе попыток объяснить изменения содержания психических актов физиологическими причинами. Но одновременно он совершенно отошел от материалистического мировоззрения, отказался от объективных методов исследования психики и создал в целом произвольную, надуманную, субъективистскую теорию. Суть ее состоит в отрыве психики от материальных условий и причин, ее порождающих. Психика рассматривается как нечто самостоятельное, существующее параллельно материальным процессам и управляемое особыми, непознаваемыми, вечными психическими силами, лежащими за пределами сознания. Над душой человека властвуют, как рок, неизменные психические конфликты бессознательных стремлений к наслаждению (прежде всего половому), к агрессии с “принципом реальности”, к кот.приспосабливается сознание. Все психические состояния, все действия человека, а затем и все исторические события и общ-ые явления Фрейд подвергает психоанализу, т.е.истолковывает какпроявление бессознательных, и прежде всего сексуальных, влечений. Так, идеальное-психическое (и прежде всего непознаваемое “Оно” - бессознательное) становится у Фрейда причиной истории человечества, морали, искусства, науки, религии, государства, права, войн и т.п. Совр.сторонники Ф.-неофрейдисты, представители школ “культурного психоанализа” (Хорни, Кардинер, Александер и др.), сохраняют нетронутой осн.идеалистическую линию З.Фрейда, отказываясь лишь от тенденции видеть во всех явлениях человеческой жизни сексуальную подоплеку и от некоторых др.методологически несущественных особенностей классического Ф. Фрейдистская концепция оказала и продолжает оказывать большое влияние на различные области культуры, и особенно заметное - на теорию и произведения западного искусства. Меньшее влияние Ф.имеет сейчас в неврологии и психиатрии.             

Бытие и его осн.формы.

Бытие - филос.категория, кот.фиксирует сущ-ие и взаимосвязь предметов и явлений (людей, состояний, идей, мира в целом). Оно представлено в нескольких формах. 1)Бытие вещей и процессов. В свою очередь также может быть представлено в двух формах: а)бытие вещей и состояний природы, кот.большинство людей воспринимают как объективеую реальность, кот.сущ-ла до них и от них не зависит. Это взгляд с позиции материализма. б)Идеалистич. позиция. Бытие второй природы, цивилизации. Это бытие двойственно, т.к.с одной стороны, они сделаны из тела природы, а с другой- в них вложена сознание и душа человека. 2)Бытие человека. а)бытие человека в мире вещей (человек рассматривается как часть природы,как вещь); б)специфич.человеческое бытие (человек не как тело, а как индивидуум). 3)Бытие духовного, идеального. а) индивид.духовное (сознание индивида). Структура бессознательного: *рефлексы*, *подсознат.*, *интуиция*. б) объективно-существующее духовное - то, что материализованно в культуре. 4)Бытие социальное. а) бытие человека; б) бытие человека в обществе.

 29. Диaлеkтиka и ее альтернативы.

Д. - учение о наиболее общих закономерных связях и становлении,  развитии бытия и познания и основанный на этом учении метод творчески познающего мышления. Осн. принципы Д. - всеобщая связь, становление и развитие, к-рые осмысливаются с помощью всей исторически сложившейся системы категорий и

законов. П. целостности: проблема несводимости целостности к простой сумме частей заключается в связи, объединяющей предметы в сложные комплексы, во взамовлиянии частей. П. детерминизма: реальные природные, обществ. и психич. явления и процессы детерминированны, т.е. возникают, развиваются и уничтожаются

закономерно, в рез-те действия опред. причин, обусловлены ими. В марксизме Д. выступает как учение о всеобщих связях, о наиболее общих законах развития бытия и мышления. Материалистич. Д. выражается в системе

филос. категорий и законов. Главные законы: 1) превращение количества в качество, 2) взаимное проникновение полярных противоположностей и превращение их друг в друга, когда они доведены до крайности (единство и борьба противоположностей), 3) развитие путем противоречия, или отрицание отрицания -

спиральная форма развития. Для Д. характерно формирование парных категорий, отражающих "полярные"

стороны целостных явлений, процессов. Категории. Единичное характеризует отдельный предмет, явление, процесс,

отличающийся по своим пространственным, временным и другим св-вам от иных, в том числе подобных ему, предметов, явлений, процессов. Общее - объективно существующее сх-во характеристик единичных предметов, их однотипность в нек-рых отношениях, принадлежность к одной и той же группе явлений или единой системе

связей. Сущность - внутренняя, глубинная, скрытая, относительно устойчивая сторона того или иного предмета, явления, процесса, определ. его природу, совокупность черт и др. хар-ки. Явление - внешние, наблюдаемые, обычно более подвижные, изменчивые хар-ки того или иного предмета. Содержание -совокупность различных элементов и их взаимодействий, определяющих основной тип, характер того или иного предмета, явления, процесса. Форма- принцип упорядоченности, способ существования того или иного содержания. Причина-следствие. Качество- целостная, интегральная хар-ка предмета (единство его св-в) в системе его связей и отношений с другими предметами. Кол-во - хар-ка явлений, предметов, процессов по степени развития или интенсивности присущих им св-в, выражаемая в величинах и числах. Мера - диалектич. единство кач-ва и кол-ва или такой интервал кол-ных измерений, в пределах к-рого сохраняется качественная определенность предмета. Скачок - переход количественных измерений в качественные или переход из одного качественного состояния в другое (в рез-те превышения меры). Категории системного исследования:система - упорядоченное мн-во взаимосвязанных

эл-тов, обладающее структурой и организацией; эл-т- неразложимый далее компонент сложных предметов, явлений, процессов; структура - относительно устойчивый способ (закон) связи эл-тов того или иного сложного целого.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 182.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...