Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Содержание программы сопровождения индивидуализации обучения при подготовке к ЕГЭ по физике в 11-м классе




Этапы психологического сопровождения при подготовке к ЕГЭ по физике

Е.А. Балабанова
педагог-психолог, эксперт журнала
Т.Е. Павлова
учитель физики ГБОУ "Школа № 2116 “Зябликово”", Москва

Программа психолого-педагогического сопровождения индивидуализации обучения учащихся 11-го класса, которые будут сдавать экзамен ЕГЭ по физике, позволяет устранить пробелы в знаниях и умениях каждого конкретного учащегося по курсу "Физика".

 


Программа психолого-педагогического сопровождения индивидуализации обучения учащихся 11-го класса, предполагающих сдавать экзамен ЕГЭ по физике, разработана и апробирована в 2014–2015 учебном году.

Цель программы:создать условия для успешного социально-педагогического сопровождения учащихся 11-го класса, которые собираются сдавать ЕГЭ по физике.

Задачи:

· углубить и систематизировать знания учащихся, полученные в основном школьном курсе физики;

· развить познавательные интересы, интеллектуальные и творческие способности в процессе решения задач по физике и самостоятельного приобретения новых знаний;

· сформировать представления о постановке, классификации, приемах и методах решения физических задач;

· закрепить усвоенные учащимися общие алгоритмы решения задач;

· совершенствовать умения — объяснять, пользуясь знаниями по физике, явления природы, свойства вещества, решать задачи, самостоятельно приобретать и оценивать новую информацию физического содержания.





Основные этапы сопровождения

Сопровождение индивидуализации обучения при подготовке к ЕГЭ по физике включает 8 этапов. Рассмотрим алгоритм действий педагога-психолога и учителя.

1. Организационный этап.Изучаем востребованность и необходимость внедрения индивидуализации обучения учащихся 11-го класса, предполагающих сдавать ЕГЭ по физике.

Определяем ожидаемые результаты сдачи ЕГЭ. Проводим опрос учащихся и родителей по теме: «Каких результатов вы ожидаете от сдачи ЕГЭ по физике?».

Относим учащихся к трем группам, объединенным общей целью:

1) учащиеся, которые ставят перед собой цель — преодолеть минимальный рубеж;
2) учащиеся, которые планируют получить достаточные для поступления в вуз баллы;
3) учащиеся, которые планируют получить максимальный балл и поступить в вуз, где предъявляют высокие требования к уровню подготовки по физике.

Анализируем результаты опроса, которые учитывают заместитель директора и учителя по физике, организуем внеурочные консультации.

2. Диагностический этап.Изучаем психолого-медико-педагогические особенности личности учащихся, выявляем интересы и потребности при подготовке к ЕГЭ, трудности и проблемы в усвоении учебного материала.

Диагностика проводится в течение всего периода занятий. Входные диагностические работы выявляют сильные и слабые стороны подготовки каждого учащегося. Полученные результаты педагог-психолог предоставляет заместителю директора и педагогам, которые планируют индивидуализацию обучения и выстраивают траекторию коррекции пробелов и дальнейшей работы учащихся.

3. Аналитический этап.Составляем психологический портрет учащегося.

Анализируем состояние логической памяти учащихся, исследуем гибкость и быстроту мышления, тип темперамента, проводим статистическую обработку и качественный анализ полученных данных.

Составляем прогноз развития процесса подготовки к ЕГЭ, определяем содержание и вид обучающих мероприятий.

Диагностируем знания учебного материала, как в результате самооценки учащихся, так и при контроле знаний учителем по различным темам учебного курса.



Разработка примерного варианта программы психолого-педагогического сопровождения индивидуализации обучения.

Проводим внутреннюю экспертизу примерного варианта программы, обсуждаем на заседании методического совета образовательной организации или методического объединения.

5. Отбор учебного материала.Подбираем учебный материал с учетом индивидуальных потребностей учащихся.

6. Разработка индивидуальных образовательных траекторий учащихся для подготовки к ЕГЭ.Создаем карту индивидуальной образовательной траектории и расписание образовательной и внеурочной деятельности учащегося.

Индивидуальная образовательная траектория — программа образовательной деятельности учащегося. Включает представления о ее содержании, времени, месте, средствах, результате, ситуациях взаимодействия с другими людьми. Реализуется в совместной деятельности с педагогами. Доля участия сторон (ученика и учителя) зависит от готовности ученика к обучению и наличия у него соответствующих навыков.

7. Мониторинговый этап.Диагностируем уровень усвоения знаний и умений на каждом этапе обучения, выбираем формы и методы обучения, а также формы коррекции ошибок и пробелов в усвоении и применении знаний и умений.

Ведем систематический контроль за знаниями и умениями учащегося; мониторинг домашних индивидуальных заданий.

8. Коррекционно-консультативный этап.Изучаем причины затруднений учащегося, даем рекомендации, как их решить.

На консультации уточняем проблемы, возникшие при изучении материала, устанавливаем их причины, проводим диагностику, разрабатываем рекомендации учащимся, а также родителям по вопросам устранения проблем в организации работы с учебным материалом.

Коррекционно-консультативная работа предполагает систематическую работу учителя. Только в этом случае она пойдет на пользу учащимся.

Результаты ЕГЭ по физике в 2014–2015 учебном году при использовании технологии индивидуализации обучения были выше по сравнению с предыдущими годами. Средний балл превысил общероссийские показатели. Максимальный балл, полученный при сдаче, — 92!

Преимущества индивидуализации обучения по физике Педагог: • адаптирует содержание, и методы к особенностям ребенка; • контролирует действия и операции при решении конкретных задач; • вносит по необходимости коррективы в образовательную деятельность учащегося и педагога с учетом меняющейся ситуации. Учащийся: • работает экономно, оптимизируя время деятельности; • контролирует затраты своих сил для достижения высоких результатов.

 

Содержание, методы, участники реализации программы психологического сопровождения индивидуализации обучения при подготовке учащихся 11-го класса к ЕГЭ представлены в таблице.

Скачать программу в pdf

 

Содержание программы сопровождения индивидуализации обучения при подготовке к ЕГЭ по физике в 11-м классе

Этап Задачи этапа / методы Участники

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ

Выяснить выбор предметов для сдачи ЕГЭ. Опрос учащихся Заместитель руководителя образовательной организации (далее — ОО), учащиеся
Выявить интересы и потребности при подготовке к ЕГЭ. Анкетирование родителей

Классный руководитель, педагог-психолог, родители

Анкетирование родителей с целью выявления ожидаемых результатов при сдаче ЕГЭ по физике
Выявить интересы и потребности при подготовке к ЕГЭ. Анкетирование учащихся
Выявить ожидаемые результаты сдачи ЕГЭ по физике. Анкетирование учащихся Учитель физики, педагог-психолог, учащиеся

ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ

Выявить противопоказания у группы учащихся, которые решили сдавать ЕГЭ по физике. Беседа с медицинским работником ОО Учитель физики, медицинский работник, родители
Выявить проблемы в усвоении учебного материала. Опрос родителей

Учитель физики, педагог-психолог, родители

Выявить проблемы в усвоении учебного материала. Опрос учащихся
Выявить сильные и слабые области подготовки по физике. Самоанализ знаний учебного материала. Опросник для учащихся

Учитель физики, учащиеся

Выявить сильные и слабые области подготовки каждого учащегося по физике — входные диагностические работы
Диагностика психолого-педагогических особенностей личности учащихся

Педагог-психолог, учащиеся

Выявить другие особенности учащихся. Анкетирование
Диагностика знания учебного материала по различным темам учебного курса путем самооценки учащихся

Учитель физики, учащиеся

Диагностика знания учебного материала по различным темам учебного курса

АНАЛИТИЧЕСКИЙ

Исследовать психолого-педагогические особенности личности учащихся. Анализ результатов диагностики

Педагог-психолог, учащиеся

Исследовать гибкость мышления
Исследовать логическую память
Определить тип темперамента. Анализ результатов по опроснику Айзенка (в обработке Металиной)
Исследовать быстроту мышления
Выявить другие индивидуальные особенности учащихся. Анализ анкет
Определить содержание и виды обучающих мероприятий. Беседа с учащимися

Учитель физики, учащиеся

Проанализировать уровень знания учебного материала по различным темам учебного курса (по результатам самооценки учащихся)
Проанализировать уровень знания учебного материала по различным темам учебного курса при контроле знаний учителем
Обсудить варианты разделения учащихся на разные направления индивидуализации обучения с учетом индивидуальных стилей, оптимальных темпа и ритма, личных образовательных достижений Учитель физики, педагог-психолог

РАЗРАБОТКА ПРОГРАММЫ ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ

Обсудить примерный вариант программы психолого-педагогического сопровождения индивидуализации обучения по физике Учитель физики, педагог-психолог
Провести внутреннюю экспертизу примерного варианта программы индивидуализации обучения по физике Заместитель руководителя ОО, методическое объединение учителей естественного цикла, учитель физики

ОТБОР УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА И ОРГАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Определеить способов обучения, наиболее эффективных с точки зрения учащегося (рефлексия) Учитель физики, педагог-психолог, учащиеся
Определить ориентацию учебных материалов (учебников, информационных материалов, пособий, раздаточных материалов и т. п.)

Учитель физики, учащиеся, заместитель руководителя ОО

Обсудить систему подбора контрольно-измерительных материалов для индивидуализации обучения в учебное и внеурочное время
Обсудить систему подбора контрольно-измерительных материалов для разных направлений индивидуализации обучения Учитель физики, учащиеся, заместитель руководителя ОО
Обсудить формы и виды реализации программы индивидуализации обучения, выбранные учащимся Учитель физики, учащиеся
Изучить стиль деятельности и определить стиль обучения учащегося методом независимых характеристик Учитель физики, педагог-психолог, классный руководитель
Определить формы работы учащегося. Согласовать с ним программу индивидуализации обучения с учетом стиля обучения учащегося Учитель физики, педагог-психолог, классный руководитель, учащиеся

РАЗРАБОТКА ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТРАЕКТОРИЙ

Обсудить с учащимся объем, средства и темп обучения

Учитель физики, педагог-психолог, учащиеся

Определить учащимся траекторию своего обучения исходя из своих особенностей, возможностей и потребностей
Обсудить примерную индивидуальную образовательную траекторию учащегося 11-го класса при подготовке к ЕГЭ по физике

Заместитель руководителя ОО, методическое объединение учителей естественного цикла, учитель физики, педагог-психолог

Обсудить примерную индивидуальную образовательную траекторию учащегося при подготовке к ЕГЭ по физике (одно из четырех направлений индивидуализации обучения)
Обсудить циклограмму работы учителя по реализации программы индивидуализации обучения учащихся 11-го класса, предполагающих сдавать ЕГЭ по физике Заместитель руководителя ОО, методическое объединение учителей естественного цикла, учитель физики

МОНИТОРИНГОВЫЙ

Провести мониторинг уровня знаний учащихся при разработке индивидуальной образовательной траектории

Учитель физики, учащиеся

Провести диагностику уровня усвоения знаний и умений на каждом этапе обучения
Обсудить возможную форму коррекции ошибок и пробелов в усвоении и применении знаний и умений Учитель физики, педагог-психолог, учащиеся
Скорректировать результаты деятельности учащегося по усвоению учебного материала

Учитель физики, учащиеся

Применить тестирующие методики контроля знаний с помощью современных информационных технологий
Применить тестирующие методики контроля знаний по разным направлениям индивидуализации обучения

КОРРЕКЦИОННО-КОНСУЛЬТАТИВНЫЙ

Выявить пробелы в знаниях учащихся Учитель физики, учащиеся
Изучить причины пробелов в знаниях учащегося, дать рекомендации по их ликвидации Учитель физики, педагог-психолог, учащиеся
Провести ликвидацию пробелов в знаниях учащихся. Индивидуальная работа Учитель физики, учащиеся
Скорректировать образовательный процесс Учитель физики, педагог-психолог

Подведение итогов

Подвести промежуточные итоги с помощью анкет и контрольных работ Учитель физики, педагог-психолог, учащиеся
Проанализировать результаты ЕГЭ Учитель физики, педагог-психолог
Опросить участников программы после сдачи ЕГЭ по физике Учитель физики, педагог-психолог, учащиеся











Последнее изменение этой страницы: 2018-05-31; просмотров: 157.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...