Студопедия
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция
|
Содержание программы сопровождения индивидуализации обучения при подготовке к ЕГЭ по физике в 11-м классе
Этапы психологического сопровождения при подготовке к ЕГЭ по физике
Е.А. Балабанова педагог-психолог, эксперт журнала Т.Е. Павлова учитель физики ГБОУ "Школа № 2116 “Зябликово”", Москва
Программа психолого-педагогического сопровождения индивидуализации обучения учащихся 11-го класса, которые будут сдавать экзамен ЕГЭ по физике, позволяет устранить пробелы в знаниях и умениях каждого конкретного учащегося по курсу "Физика".
Программа психолого-педагогического сопровождения индивидуализации обучения учащихся 11-го класса, предполагающих сдавать экзамен ЕГЭ по физике, разработана и апробирована в 2014–2015 учебном году.
Цель программы:создать условия для успешного социально-педагогического сопровождения учащихся 11-го класса, которые собираются сдавать ЕГЭ по физике.
Задачи:
· углубить и систематизировать знания учащихся, полученные в основном школьном курсе физики;
· развить познавательные интересы, интеллектуальные и творческие способности в процессе решения задач по физике и самостоятельного приобретения новых знаний;
· сформировать представления о постановке, классификации, приемах и методах решения физических задач;
· закрепить усвоенные учащимися общие алгоритмы решения задач;
· совершенствовать умения — объяснять, пользуясь знаниями по физике, явления природы, свойства вещества, решать задачи, самостоятельно приобретать и оценивать новую информацию физического содержания.
Основные этапы сопровождения
Сопровождение индивидуализации обучения при подготовке к ЕГЭ по физике включает 8 этапов. Рассмотрим алгоритм действий педагога-психолога и учителя.
1. Организационный этап.Изучаем востребованность и необходимость внедрения индивидуализации обучения учащихся 11-го класса, предполагающих сдавать ЕГЭ по физике.
Определяем ожидаемые результаты сдачи ЕГЭ. Проводим опрос учащихся и родителей по теме: «Каких результатов вы ожидаете от сдачи ЕГЭ по физике?».
Относим учащихся к трем группам, объединенным общей целью:
1) учащиеся, которые ставят перед собой цель — преодолеть минимальный рубеж; 2) учащиеся, которые планируют получить достаточные для поступления в вуз баллы; 3) учащиеся, которые планируют получить максимальный балл и поступить в вуз, где предъявляют высокие требования к уровню подготовки по физике.
Анализируем результаты опроса, которые учитывают заместитель директора и учителя по физике, организуем внеурочные консультации.
2. Диагностический этап.Изучаем психолого-медико-педагогические особенности личности учащихся, выявляем интересы и потребности при подготовке к ЕГЭ, трудности и проблемы в усвоении учебного материала.
Диагностика проводится в течение всего периода занятий. Входные диагностические работы выявляют сильные и слабые стороны подготовки каждого учащегося. Полученные результаты педагог-психолог предоставляет заместителю директора и педагогам, которые планируют индивидуализацию обучения и выстраивают траекторию коррекции пробелов и дальнейшей работы учащихся.
3. Аналитический этап.Составляем психологический портрет учащегося.
Анализируем состояние логической памяти учащихся, исследуем гибкость и быстроту мышления, тип темперамента, проводим статистическую обработку и качественный анализ полученных данных.
Составляем прогноз развития процесса подготовки к ЕГЭ, определяем содержание и вид обучающих мероприятий.
Диагностируем знания учебного материала, как в результате самооценки учащихся, так и при контроле знаний учителем по различным темам учебного курса.
Разработка примерного варианта программы психолого-педагогического сопровождения индивидуализации обучения.
Проводим внутреннюю экспертизу примерного варианта программы, обсуждаем на заседании методического совета образовательной организации или методического объединения.
5. Отбор учебного материала.Подбираем учебный материал с учетом индивидуальных потребностей учащихся.
6. Разработка индивидуальных образовательных траекторий учащихся для подготовки к ЕГЭ.Создаем карту индивидуальной образовательной траектории и расписание образовательной и внеурочной деятельности учащегося.
Индивидуальная образовательная траектория — программа образовательной деятельности учащегося. Включает представления о ее содержании, времени, месте, средствах, результате, ситуациях взаимодействия с другими людьми. Реализуется в совместной деятельности с педагогами. Доля участия сторон (ученика и учителя) зависит от готовности ученика к обучению и наличия у него соответствующих навыков.
7. Мониторинговый этап.Диагностируем уровень усвоения знаний и умений на каждом этапе обучения, выбираем формы и методы обучения, а также формы коррекции ошибок и пробелов в усвоении и применении знаний и умений.
Ведем систематический контроль за знаниями и умениями учащегося; мониторинг домашних индивидуальных заданий.
8. Коррекционно-консультативный этап.Изучаем причины затруднений учащегося, даем рекомендации, как их решить.
На консультации уточняем проблемы, возникшие при изучении материала, устанавливаем их причины, проводим диагностику, разрабатываем рекомендации учащимся, а также родителям по вопросам устранения проблем в организации работы с учебным материалом.
Коррекционно-консультативная работа предполагает систематическую работу учителя. Только в этом случае она пойдет на пользу учащимся.
Результаты ЕГЭ по физике в 2014–2015 учебном году при использовании технологии индивидуализации обучения были выше по сравнению с предыдущими годами. Средний балл превысил общероссийские показатели. Максимальный балл, полученный при сдаче, — 92!
Преимущества индивидуализации обучения по физике
Педагог: • адаптирует содержание, и методы к особенностям ребенка; • контролирует действия и операции при решении конкретных задач; • вносит по необходимости коррективы в образовательную деятельность учащегося и педагога с учетом меняющейся ситуации.
Учащийся: • работает экономно, оптимизируя время деятельности; • контролирует затраты своих сил для достижения высоких результатов.
|
Содержание, методы, участники реализации программы психологического сопровождения индивидуализации обучения при подготовке учащихся 11-го класса к ЕГЭ представлены в таблице.
Скачать программу в pdf
Содержание программы сопровождения индивидуализации обучения при подготовке к ЕГЭ по физике в 11-м классе
Этап
| Задачи этапа / методы
| Участники
| ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ
| Выяснить выбор предметов для сдачи ЕГЭ. Опрос учащихся
| Заместитель руководителя образовательной организации (далее — ОО), учащиеся
| Выявить интересы и потребности при подготовке к ЕГЭ. Анкетирование родителей
| Классный руководитель, педагог-психолог, родители
| Анкетирование родителей с целью выявления ожидаемых результатов при сдаче ЕГЭ по физике
| Выявить интересы и потребности при подготовке к ЕГЭ. Анкетирование учащихся
| Выявить ожидаемые результаты сдачи ЕГЭ по физике. Анкетирование учащихся
| Учитель физики, педагог-психолог, учащиеся
| ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ
| Выявить противопоказания у группы учащихся, которые решили сдавать ЕГЭ по физике. Беседа с медицинским работником ОО
| Учитель физики, медицинский работник, родители
| Выявить проблемы в усвоении учебного материала. Опрос родителей
| Учитель физики, педагог-психолог, родители
| Выявить проблемы в усвоении учебного материала. Опрос учащихся
| Выявить сильные и слабые области подготовки по физике. Самоанализ знаний учебного материала. Опросник для учащихся
| Учитель физики, учащиеся
| Выявить сильные и слабые области подготовки каждого учащегося по физике — входные диагностические работы
| Диагностика психолого-педагогических особенностей личности учащихся
| Педагог-психолог, учащиеся
| Выявить другие особенности учащихся. Анкетирование
| Диагностика знания учебного материала по различным темам учебного курса путем самооценки учащихся
| Учитель физики, учащиеся
| Диагностика знания учебного материала по различным темам учебного курса
| АНАЛИТИЧЕСКИЙ
| Исследовать психолого-педагогические особенности личности учащихся. Анализ результатов диагностики
| Педагог-психолог, учащиеся
| Исследовать гибкость мышления
| Исследовать логическую память
| Определить тип темперамента. Анализ результатов по опроснику Айзенка (в обработке Металиной)
| Исследовать быстроту мышления
| Выявить другие индивидуальные особенности учащихся. Анализ анкет
| Определить содержание и виды обучающих мероприятий. Беседа с учащимися
| Учитель физики, учащиеся
| Проанализировать уровень знания учебного материала по различным темам учебного курса (по результатам самооценки учащихся)
| Проанализировать уровень знания учебного материала по различным темам учебного курса при контроле знаний учителем
| Обсудить варианты разделения учащихся на разные направления индивидуализации обучения с учетом индивидуальных стилей, оптимальных темпа и ритма, личных образовательных достижений
| Учитель физики, педагог-психолог
| РАЗРАБОТКА ПРОГРАММЫ ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ
| Обсудить примерный вариант программы психолого-педагогического сопровождения индивидуализации обучения по физике
| Учитель физики, педагог-психолог
| Провести внутреннюю экспертизу примерного варианта программы индивидуализации обучения по физике
| Заместитель руководителя ОО, методическое объединение учителей естественного цикла, учитель физики
| ОТБОР УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА И ОРГАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
| Определеить способов обучения, наиболее эффективных с точки зрения учащегося (рефлексия)
| Учитель физики, педагог-психолог, учащиеся
| Определить ориентацию учебных материалов (учебников, информационных материалов, пособий, раздаточных материалов и т. п.)
| Учитель физики, учащиеся, заместитель руководителя ОО
| Обсудить систему подбора контрольно-измерительных материалов для индивидуализации обучения в учебное и внеурочное время
| Обсудить систему подбора контрольно-измерительных материалов для разных направлений индивидуализации обучения
| Учитель физики, учащиеся, заместитель руководителя ОО
| Обсудить формы и виды реализации программы индивидуализации обучения, выбранные учащимся
| Учитель физики, учащиеся
| Изучить стиль деятельности и определить стиль обучения учащегося методом независимых характеристик
| Учитель физики, педагог-психолог, классный руководитель
| Определить формы работы учащегося. Согласовать с ним программу индивидуализации обучения с учетом стиля обучения учащегося
| Учитель физики, педагог-психолог, классный руководитель, учащиеся
| РАЗРАБОТКА ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТРАЕКТОРИЙ
| Обсудить с учащимся объем, средства и темп обучения
| Учитель физики, педагог-психолог, учащиеся
| Определить учащимся траекторию своего обучения исходя из своих особенностей, возможностей и потребностей
| Обсудить примерную индивидуальную образовательную траекторию учащегося 11-го класса при подготовке к ЕГЭ по физике
| Заместитель руководителя ОО, методическое объединение учителей естественного цикла, учитель физики, педагог-психолог
| Обсудить примерную индивидуальную образовательную траекторию учащегося при подготовке к ЕГЭ по физике (одно из четырех направлений индивидуализации обучения)
| Обсудить циклограмму работы учителя по реализации программы индивидуализации обучения учащихся 11-го класса, предполагающих сдавать ЕГЭ по физике
| Заместитель руководителя ОО, методическое объединение учителей естественного цикла, учитель физики
| МОНИТОРИНГОВЫЙ
| Провести мониторинг уровня знаний учащихся при разработке индивидуальной образовательной траектории
| Учитель физики, учащиеся
| Провести диагностику уровня усвоения знаний и умений на каждом этапе обучения
| Обсудить возможную форму коррекции ошибок и пробелов в усвоении и применении знаний и умений
| Учитель физики, педагог-психолог, учащиеся
| Скорректировать результаты деятельности учащегося по усвоению учебного материала
| Учитель физики, учащиеся
| Применить тестирующие методики контроля знаний с помощью современных информационных технологий
| Применить тестирующие методики контроля знаний по разным направлениям индивидуализации обучения
| КОРРЕКЦИОННО-КОНСУЛЬТАТИВНЫЙ
| Выявить пробелы в знаниях учащихся
| Учитель физики, учащиеся
| Изучить причины пробелов в знаниях учащегося, дать рекомендации по их ликвидации
| Учитель физики, педагог-психолог, учащиеся
| Провести ликвидацию пробелов в знаниях учащихся. Индивидуальная работа
| Учитель физики, учащиеся
| Скорректировать образовательный процесс
| Учитель физики, педагог-психолог
| Подведение итогов
| Подвести промежуточные итоги с помощью анкет и контрольных работ
| Учитель физики, педагог-психолог, учащиеся
| Проанализировать результаты ЕГЭ
| Учитель физики, педагог-психолог
| Опросить участников программы после сдачи ЕГЭ по физике
| Учитель физики, педагог-психолог, учащиеся
|
|