Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Типология писателей по Овсянико-Куликовскому




Психологический метод

I. Определение

Психологический метод – рассмотрение искусства как результата неких психических процессов, протекающих внутри человека. Эстетические явления соотносятся с психическими процессами у автора и читателя.

Психология литературного творчества— научная дисциплина, изучающая психологические особенности творческой переработки писателем впечатлений действительности, психологию личности автора как творца, общие и частные закономерности процесса создания худож. произведения в динамике — от возникновения замысла до полного завершения. Проблематика психологии худож. творчества основывается на общем исходном понимании творчества как созидания новых оригинальных культурных ценностей и дифференцируется в зависимости от различных видов творч. деятельности. Лит. творчество может быть объектом изучения психологич. науки как таковой, служа, наряду с др. видами психич. деятельности человека, материалом для собственно психологич. исследований. П. т., в отличие от общей психологии, изучает процессы отражения писателем действительности, их воплощение в специфич., художественной форме, используя при этом методологич. принципы не только психологии, но также лит-ведения, эстетики и др. сопредельных дисциплин. Т. о., П. т. развивается на стыке разл. наук, посвящ. изучению творящего субъекта и продуктов его деятельности. Теоретически П. т. позволяет раскрыть нек-рые закономерности творч. процесса, секреты творч. лаборатории; практически — совершенствовать литературный профессионализм и мастерство писателей, помогая им осознавать «стратегию творчества».

В античности наметилась двоякая трактовка природы творчества: у Платона творчество — священное вдохновение и одержимость, ниспосланные свыше и не зависящие от разума и мастерства поэта; по Аристотелю, поэт, изображая действительность, опирается на худож. опыт и следует определ. принципам, осознанному замыслу.

До сер. 19 в. разработка проблем П. т. велась в рамках др. дисциплин — философии, эстетики, лит-ведения, искусствознания и т. д. Во 2-й пол. и особенно в конце 19 в. вопросы П. т. становятся частью психологии, как самостоят. науки, и связываются с различными психологич. школами (см., напр., Психологическая школа в литературоведении). Своеобразную популярность приобрели «невропатические» концепции (Ч. Ломброзо и М. Нордау), усматривавшие первоистоки творчества и «гениальности» в болезненных отклонениях, психологич. аномалиях и перерождениях.

Материал для изучения П. т. — это прежде всего деятельность писателя, зафиксированная всем его наследием, включая законч. произв., черновые рукописи и все подготовит. материалы, его дневники, письма, а также свидетельства современников. Для изучения творч. процесса в его динамике особую ценность представляют рукописи писателя, отражающие разные фазы работ над произведением. В отличие от распространенного в лит-ведении жанра творческой истории, где ставятся цели преим. историко-литературные, исследование по рукописям истории создания произведения с т. з. П. т. преследует теоретич. задачу — понять закономерности худож. мышления писателя, динамики и внутренней концепционности творч. процесса.Для этого необходимо сочетать принципы текстологии с принципами П. т.

II. История и современное состояние метода

Истоки метода

Основоположником этой школы считается немецкий философ, психолог, языковед Вильгельм Вундт (1832 - 1920). В книге «Психология народов» ученый выдвинул идею о коллективном усилии при создании языка, мифа и поэзии, которые являются выразителями «народного духа», а не индивидуального психологического усилия. При этом человеческое сознание в значительной мере подчиняется «первичному волевому началу». В психологизме представители этой школы видят перспективу, позволяющую открывать взорам мир литературы. Сторонников этого литературоведения интересует не личность писателя, а состояние его духа.

В работе «Миф и религия» В. Вундт отводит значительное место сновидениям и галлюцинациям как созидательным импульсам, адресованных группе творческих личностей. Мифотворчество предстает в форме таинственного коллективного письма.

Вторая особенность психологической школы сводится к познанию психологии персонажа. Каждый литературный герой несет в себе психомир, который объединяется духовной энергией творца. В этом смысле программа психологического литературоведения перекликается с мотивами, свойственными культурно – историческому методу.

Реальное зерно психологической школы сводится к тому, что психологизм литературных героев, автора и общества нельзя сбрасывать со счетов. Порочность исследовательского метода состоит в ярко выраженном субъективном начале. В творческом процессе В. Вундт отводил значительное место таким категориям, как сновидения, галлюцинации, неврозы.

Идейная основа и представители

Психологическая школа развивала идеи культурно-исторической школы и принципы биографического метода О. Сент-Бёва, особенно их интерес к индивидуальной психологии автора и стремилась опереться на психологию как точную науку. А.А. Потебня (учение о внутренней форме слова), а также его ученики Д.Н. Овсянико-Куликовский (труд «История русской интеллигенции», 1906-1907), А. Горнфельд и другие изучали психологию творчества и на первый план выдвигали творческую личность, исследовали категорию вдохновения. В 1920-е гг. эта школа трансформировалась в школы интуитивизма и психоанализа; ее традиции продолжены в трудах поэта-эмигранта В. Ходасевича.

Феномен вдохновения

Вдохновение– это состояние своеобразного напряжения, подъема духовных сил, творческого волнения человека, ведущее к возникновению и реализации замысла или идеи произведения искусства, научной и технической мысли. При кажущейся спонтанности, вдохновение, как правило, является результатом напряженной умственной работы.

ВДОХНОВЕНИЕ— означает ту степень творческого возбуждения, когда человек чувствует себя как бы совсем исторгнутым из области впечатлений жизни и вовлеченным в круг иных переживаний. Специфические оттенки отличают вдохновение в зависимости от различных видов искусства. Так, в литературе можно определенно выделять вдохновение беллетриста (прозаика) и вдохновение поэта (стихотворца). Для первого — беллетриста — характерно то, что его начинают как бы преследовать, обступать образы и картины событий. Такого рода признания оставил, напр., Тургенев, который говорил, что у него единственное средство отделаться от этих образов — начать писать. И Гончаров говорит: «Лица не дают покоя, пристают, позируют в сценах, я слышу отрывки из разговоров, — и мне часто казалось, прости, господи, что я это не выдумываю, а что это все носится в воздухе около меня и мне только надо смотреть и вдумываться». Он же по поводу своего романа «Обрыв»: «Как только я, приехал на Волгу, на меня, как будто сон, налетел весь план романа». Для поэта стихотворца вдохновение видоизменяется в силу большего значения звуков и ритма речи. Так, Пушкин говорил: «Душа стесняется лирическим волненьем, трепещет и звучит и ищет, как во сне, излиться, наконец, свободным проявленьем». И еще о поэте в состоянии того же лирического вдохновения Пушкин опять сказал: «И звуков, и смятенья полн». Но, конечно, и для поэта-стихотворца сон звуков неразлучен со сном видений, о которых тоже часто говорит Пушкин.( Иосиф Эйгес.)

4. Психологические типологии писателей:

Типология Ницше

В греческом пантеоне боги Аполлон и Дионис — противоположные символические типы. Аполлон — это небесное, солнечное существо, сын Зевса, сменяющий на Олимпе бога Солнца Гелиоса, олицетворяющий солнечное начало; он —источник света, носитель божественного откровения: "Аполлон как бог всех сил, творящих образами, есть в то же время и бог, вещающий истину, возвещающий грядущее". Дионис же, напротив — олицетворение земного, бог плодородия, покровитель растительности, земледелия, виноградной лозы и виноделия. Дионис — бог веселья, радости, буйства. Аполлон и Дионис символизируют противоположность небесного и земного начал.

Аполлон — выражение покоя и порядка, Дионис — его противоположность. Если первый — "полное чувство меры, самоограничение, свобода от диких порывов, мудрый покой бога-творца образов", то второй — избыток, нарушение всякой меры, безмерное, взрывчатое буйство. Аполлон воплощает принцип индивидуализма, он —великолепный божественный образ этого принципа, "в жестах и взорах которого с нами говорит вся великая радость и мудрость "иллюзии", вместе со всей ее красотой". Дионис символизирует ужас и восторг: "чудовищный ужас", охватывающий человека, усомнившегося в формах познания явлений, и "блаженный восторг, поднимающийся из недр человека и даже природы", когда нарушен принцип индивидуализма, "разбиты все неподвижные враждебные границы, установленные между людьми нуждой, произволом и "дерзкой модой".., каждый чувствует себя не только соединенным, примиренным, сплоченным со своим ближним, но единым с ним".

Аполлонистическое начало:

— рациональное;

— мера, золотая середина;

— иллюзорно-оптимистическое;

— состояние покоя;

— индивидуальность.

Дионистическоеначало:

— иррациональное;

— безмерное буйство;

— трагико-героическое;

— нарушение покоя, беспокойство, неудовлетворенность;

— уничтожение всякой индивидуальности через мистическое единство.

Сущностной характеристикой как Аполлона, так и Диониса является способность воодушевлять людей, рождая образы различного порядка. Именно поэтому Ницше и обозначил два противоположных начала бытия и художественного творчества, как "аполлоническое" и "дионисическое". Эти начала прорываются из самой природы "без посредства художника-человека". Человек в концепции Ф. Ницше - только "подражатель" и проводник имеющихся в природе сил: "...каждый художник является только "подражателем" и при том либо аполлоническим художником сна, либо дионисическим художником опьянения, либо, наконец, ... одновременно художником и опьянения и сна". С этим связана противоположность искусства пластических образов (аполлоническим) и непластического искусства музыки (дионисическим).

"Аполлонический" образ мира подобен образам, возникающим в сновидениях, иллюзиях, грезах. "Дионисический" порождается демоническими силами, он подобен образам, вызванным состоянием опьякения, а потому это мир иррациональных образов, смыслов, понятий.

Все многообразие культурных феноменов Ницше сводит к двум типам, противоположным по природе своего рождения. Подобно тому, как рашичие физиологических состояний сна и опьянения порождают различные виды грез, через человека-творца проявляются противоположные образы мира, обусловливающие наличие в культуре двух начал: "аполлонического" и "дионисического". Именно с этой двойственностью связано поступательное движение культуры, ".. как рождение стоит в зависимости от двойственности полов при непрестанной борьбе и лишь периодически наступающем примирении.

Типология К.Г. Юнга

Юнг также разделил авторов по особенностям их художественных произведений на экстравертов и интровертов. Авторы, которые наиболее объективно описывают действительность, ориентируясь на реалистические произведения, являются экстравертами, а авторы, которые черпают вдохновение в мире фантазий, воображения и внутренних, субъективных переживаний, — интровертами. Их произведения различны и предпочитаются разными людьми. Действительно, одни люди любят мир фантазий, а другие — литературу реалистического содержания. Но бывают и удивительные событийные смешения. Например, произведение Булгакова «Мастер и Маргарита» содержит элементы фантазии и реализма. Так описание Москвы дано вполне реалистично и подробно, но то, что происходит в описанных местах, является творческой фантазией автора. Кроме того, книга содержит исторические отступления, настолько яркие, кажется, что автор был свидетелем событий далекой эпохи, очень важной для истории человечества. Этот же литературный прием совмещения фантазии и реальности присутствует во многих произведениях Гоголя и многих других писателей.

Типология писателей по Овсянико-Куликовскому

Разделив - в духе Э. Золя - искусство на «наблюдательное» и «экспериментальное» Овсянико-Куликовский приписывает последнему «нарочитый подбор черт» и «особое освещение образам», в то время как в первом, по его словам, даётся «по возможности правдивое воспроизведение действительности», картина освещается «так, как освещена сама действительность».

Если художник-экспериментатор «делает своего рода опыты над действительностью», то художник-наблюдатель изучает её и, давая выход своим наблюдениям и изучениям, старается «соблюдать пропорции».

Примеряя свою теорию к конкретным литературным образцам, Овсянико-Куликовский пишет: «Истинный художник-экспериментатор (например, у нас Гоголь, Достоевский, Глеб Успенский, Чехов) производит свои опыты не иначе как на основе близкого и внимательного изучения жизни, которое, конечно, немыслимо без широких и разносторонних наблюдений. Иначе говоря, художник-экспериментатор является в то же время и наблюдателем. Но в отличие от художников наблюдателей в тесном смысле он в своем творчестве не даёт полного выражения своим наблюдениям, а только пользуется ими как средством или пособием для того, чтобы правильно поставить и повести свои опыты. При всём том, однако, в их созданиях мы всегда находим массу черт, указывающих на то, что экспериментатор был в то же время и тонким, вдумчивым наблюдателем жизни в её многоразличных проявлениях».

III. Доминанта метода + почему этот феномен стал рычагом?

Доминанта метода – слияние принципов литературоведения и психологии.

Причина, по которой этот феномен стал рычагом для выделения метода в отдельный: 1870-1880 гг. – активное развитие естественных наук, физиологии и психологии становится причиной формирования психофизиологического направления философско-эстетической мысли, которое активно входит в сферу искусства и литературы.

IV. Плюсы и минусы

1. Плюсы:

- помогает понять, как явления действительности приломились в авторском сознании и отразились в его произведении;

- позволяет раскрыть некоторые закономерности творческого процесса.

2. Минусы:

- не рассматривает произведение с точки зрения его художественной значимости.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-31; просмотров: 178.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...