Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Социальные, экономические и культурные права и свободы




Содержанием этой группы прав и свобод, которые принадлежат как гражданам, так и другим лицам, являются материальные и культурные средства, обеспечивающие жизнь и деятельность человека на надлежащем уровне.

К этой группе относятся:

· право на предпринимательскую деятельность (ст. 34);

· право на частную собственность (ст. 35);

· право на свободный труд (ст. 37 п. 1-3);

· право на забастовку, как способ решения трудовых споров (ст. 37 п. 4);

· право на отдых (ст. 37 п. 5);

· право на социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, пособия на детей и т.д. (ст. 39 п.1);

· право на пособие по безработице (ст. 37 п. 3);

· право на жилище (ст. 40);

· право на охрану здоровья и медицинскую помощь (ст. 41);

· право на благоприятную окружающую среду (ст. 42);

· право на образование (ст. 43);

· свобода творчества (ст. 44);

· право на охрану интеллектуальной собственности (ст. 44);

· право на участие в культурной жизни, доступ к культурным ценностям (ст. 44 п.2);

· право на возмещение материального вреда, причиненными незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти и должностными лицами (ст. 53), а также возмещение ущерба, причиненного здоровью человека или его имуществу экологическим правонарушением (ст. 42).

Таким образом, еще раз подчеркнем, что конституционные права и свободы - есть представленная Конституцией возможность поведения человека и соответствующая ему обязанность государства, физических и юридических лиц не нарушать, не препятствовать реализации этих прав и свобод.

Важно акцентировать внимание на том, что личные, экономические, политические, социальные, культурные права равноценны, в единой системе этих прав нет иерархии.

 

59. Конституционный принцип разделения властей.

 

Государственная власть в правовом государстве не является абсолютной. Это обусловлено не только господством права, связанностью государственной власти правом, но и тем, как организована государственная власть, в каких формах и какими органами она осуществляется. Здесь необходимо обратиться к теории разделения властей. Согласно этой теории смешение, соединение властей (законодательной, исполнительной, судебной) в одном органе, в руках одного лица чревато опасностью установления деспотического режима, где невозможна свобода личности. Поэтому для того, чтобы предотвратить возникновение авторитарной абсолютной власти, не связанной правом эти ветви власти должны быть разграничены, разделены, обособлены.

С помощью разделения властей правовое государство организуется и функционирует правовым способом: государственные органы действуют в рамках своей компетенции, не подменяя друг друга; устанавливается взаимный контроль, сбалансированность, равновесие во взаимоотношениях государственных органов, осуществляющих законодательную, исполнительную и судебную власть.

Принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную означает, что каждая из властей действует самостоятельно и не вмешивается в полномочия другой. При его последовательном проведении в жизнь исключается всякая возможность присвоения той или иной властью полномочий другой. Принцип разделения властей становится жизнеспособным, если он еще и обставляется системой "сдержек и противовесов" властей. Подобная система "сдержек и противовесов" устраняет всякую почву для узурпации полномочий одной власти другой и обеспечивает нормальное функционирование органов государства.

Классическим образцом в этом отношении являются США. Согласно теории разделения властей в ней законодательная и исполнительная власти, действуют как две силы в замкнутом круге своих полномочий. Но при этом предусмотрены формы воздействия органов одной власти на органы другой. Так, президент наделен правом налагать вето на законы, принимаемые Конгрессом. В свою очередь оно может быть преодолено, если при повторном рассмотрении законопроекта в его пользу отдадут голоса 2/3 депутатов каждой из палат Конгресса. Сената наделен полномочием утверждения членов правительства, назначаемых президентом. Он также ратифицирует договоры и иные международные соглашения, заключаемые президентом. В случае совершения президентом преступлений, Сенат обращается в суд для решения вопроса о вынесении ему "импичмента , т.е. об отстранении от должности. "Возбуждает" же дело об импичменте Палата Представителей. Но могущество Сената ослабляется тем, что ее председателем является вице-президент. Но последний может принимать участие в голосовании лишь в том случае, если голоса разделяются поровну. Конституционный контроль в стране осуществляет Верховный суд США.
В современных демократических государствах (таких, как США, Германия) наряду с классическим делением государственной власти на "три власти" федеративное устройство является также способом децентрализации и "разделения" власти, предупреждающим ее концентрацию.
В Конституции РФ предусмотрен принцип разделения властей в России. Так, в ст. 10: "Государственная власть в РФ осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны."

К органами законодательной власти в Российской Федерации относятся:
- Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума - две палаты Собрания), Законодательные Собрания республик, входящих в состав Российской Федерации;
- органы власти других субъектов Российской Федерации; местные органы государственной власти.

К органам исполнительной власти в Российской Федерации относятся:
- Президент Российской Федерации; Совет Министров Российской Федерации;
- Высшие должностные лица республик, избираемые гражданами или Законодательными Собраниями;
- Правительство республик; органы администрации других субъектов Российской Федерации.

К органам судебной власти в Российской Федерации относятся:
- Конституционный Суд Российской Федерации;
- Верховный Суд Российской Федерации;
- Высший Арбитражный Суд Российской Федерации; суды республик и других субъектов РФ;
- районные народные суды; суды специальной юрисдикции.

Для демократического общества принцип разделения властей особо важен и значим. Он выражает не только разделение труда между государственными органами, но и умеренность, "рассредоточенность" государственной власти, предупреждающую ее концентрацию, превращение ее в авторитарную и тоталитарную власть. Этот принцип в демократическом обществе предполагает, что все три власти одинаковы, равновелики по силе, служат противовесами по отношению друг к другу и могут "сдерживать" одна другую, не допускать доминирования одной из них. Например, превращения управленческой власти в авторитарную, а законодательной - во "всевластие", в тоталитарную власть, подчиняющую себе и управление, и правосудие.

 

60. Понятие и признаки преступления.

 

Преступление является основополагающим понятием уголовного права, тем более что и само возникновение данной отрасли права связано именно с наличием такого явления как преступление. Существующее законодательство, определяет преступление как виновно совершённое общественно опасное деяние, запрещённое действующим Уголовным кодексом под угрозой наказания. По своей сути, преступление является деянием, противоречащим общественной морали. Собственно преступление определяется следующими основными признаками:

- общественной опасностью;

- противоправностью;

- виновностью;

- уголовной наказуемостью.

Общественная опасность не имеет достаточно четкого определения, поскольку является невещественной, и потому её достаточно трудно определять. Но, тем не менее, она в значительной степени определяется именно теми отношениями, которые собственно и характеризуют преступление, а именно непосредственно объектами преступления. Причём, при одинаковых объектах, общественная опасность определяется исключительно размером причинённого ущерба. Также, имеет весьма немаловажное значение и способ, которым было совершено само преступление. Специфическая особенность общественной опасности преступлений имеет своё выражение непосредственно в её характере и степени, которые являются как качественной, так и количественной характеристикой всех без исключения преступлений. Характер самой общественной опасности содержит в себе определённые свойства преступления, отличающие его от смежных с ним, а также выделяющие его из числа преступлений составляющих некую определённую группу, обладающую общими признаками.

Противоправность, подразумевает запрещённость деяния законом, поскольку даже если оно и представляет определённую общественную опасность, однако никак не указывается в законе, то в этом случае, оно не подлежит наказанию.

В правоведении, общественная опасность рассматривается как некая материальная характеристика общественного свойства любого преступления, а противоправность, является определённым юридическое выражением данного свойства. Взаимосвязанность общественной опасности и противоправности служит определяющим фактором для понимания того, что согласно закону должно считать преступным. Таким образом, не может считаться преступлением какое-либо общественно опасное деяние, не предусмотренное действующим уголовным законодательством. Кроме того, не может рассматриваться как преступление, деяние, некоторым образом формально подпадающее под признаки определённые статьями Уголовного кодекса, но в силу определённого ряда обстоятельств, не имеющее общественно опасного характера.

Виновность предусматривает наличие того обстоятельства, что деяние должно быть как виновным, так и включать в себя либо умысел, либо же неосторожность. Умышленное преступление является наиболее опасным, поскольку, субъект фокусирует все свои силы на достижении некоего преступного результата, а также не собирается прекращать свои действия, пока его, наконец, не достигнет.

Уголовная наказуемость предусматривает собственно уголовную наказуемость деяния, поскольку, все, что подпадает под действие уголовного законодательства, считается преступлением, а наказуемость его неотъемлемым свойством. Норма, в которой отсутствует санкция с угрозой наказания не может считаться уголовно-правовой нормой. Исключение наказуемости из числа основополагающих признаков характеризующих какое-либо преступление, не даёт возможности отграничить преступление от правомерного действия. Собственно наказуемость, как признак преступления, следует отличать от наказания, применяемого за совершение конкретного преступления.

 

61. Состав преступления и его характеристика.

62. Уголовная ответственность: основание и формы реализации.

63. Система и виды уголовных наказаний.

64. Субъекты административных правоотношений.

65. Административное правонарушение: понятие и виды.

66. Виды административных взысканий.

67. Брак: заключение, расторжение, недействительность.

  1. Понятие и виды семейных правоотношений.

69. Личные неимущественные права и обязанности субъектов семейного права.

70. Имущественные правоотношения супругов.

71. Алиментные права и обязанности субъектов семейного права.

72. Права несовершеннолетних детей и их защита.

73. Понятие и общие положения о наследовании.

74. Характеристика трудового правоотношения.

75. Субъекты трудового права:

76. Специфика объекта трудового права.

77. Содержание трудового договора

78. Основания расторжения трудового договора.

79. Локальное регулирование трудовых отношений.

80. Виды ответственности в трудовом праве.

81. Порядок разрешения трудовых споров.

 

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-31; просмотров: 176.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...