Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Централизованного государства (ХVI в.)




ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ КУРСА

         

Целью изучения курса «Русская литература» является теоретическое осмысление особенностей становления и развития литературного процесса со времен распространения христианства до начала ХІХ века, осознание роли литературы в историческом процессе, в формировании общественного самосознания, в понимании личностью своего места в обществе.

Задачи курса:

n умение ориентироваться в сложном историко-литературном процессе, определяя особенности взаимодействия литературы с другими видами общественной деятельности;

n знание специфических особенностей литературы каждого периода, определяющих её структуру, идейное и тематическое содержание;

n знание теории литературно-художественного развития, различных стилей и направлений;

n умение определять особенности творческой манеры авторов, оценивать их личный вклад в развитие литературы;

n знание биографий поэтов и писателей, их гражданских позиций, эстетических взглядов;

n умение определять идейно-художественные особенности произведений;

n знание литературных текстов.

 

Изучение курса русской литературы проходит параллельно и во взаимодействии с такими дисциплинами, как «Белорусская литература», «История Беларуси», «Белорусская журналистика», «Русская журналистика», «Зарубежная журналистика», «Зарубежная литература», предусмотренными учебным планом подготовки специалистов на факультете журналистики.

 

 



Введение.

Специфические особенности древнерусской литературы

Вопрос о художественной специфике древнерусской литературы в исследованиях Д. С. Лихачёва, И. П. Ерёмина, В. В. Кускова и др. Литература Древней Руси как литература дореалистическая. Достоверность и последовательность изображения в памятниках древнерусской литературы. Древнерусская литература как литература «высоких идеалов». Воинствующий дидактизм и преобразовательный пафос в произведениях древнерусских авторов.

Теснейшая связь литературы Древней Руси с церковной традицией. Древнерусская книга. Понятие литературного этикета. Виды этикета (этикет миропорядка, этикет поведения, этикет словесный).

Проблема периодизации древнерусской литературы.

 

 

Литература раннефеодального древнерусского государства

(вторая половина ХI—ХII вв.)

Основные темы и жанры оригинальной русской литературы

ХI—ХII вв.

«Повесть временных лет» как литературный памятник, её состав, редакции и источники. Гипотезы А. А. Шахматова, Д. С. Лихачёва, Б. А. Рыбакова. Возникновение летописных сводов на основе устных народных эпических сказаний, исторических преданий, погодных записей, местных летописей и юридических документов. Характер миросозерцания летописцев, их политическая позиция.

«Повесть временных лет»: отзвуки в летописи обрядовой поэзии, легенд, преданий, народного эпоса.

Историческая повесть и сказание в летописи («Повесть об ослеплении Василька Теребвольского»). Приёмы изображения исторических событий, характер стиля. Элементы агиографического жанра в летописи. Язык и стиль «Повести временных лет».

Ораторская проза ХI—ХII вв. «Слово о Законе и Благодати» митрополита Иллариона как выдающийся памятник ораторского красноречия ХI в. Политическая и публицистическая направленность «Слова»: утверждение идеи равноправия всех христианских народов, величия Руси, её государственной и религиозной самостоятельности, независимости от Византии.

Торжественные слова Кириллы Туровского (вторая половина ХII в.). Лирико-драматический характер «слов» Кириллы Туровского, элементы символического пейзажа.

«Поучение» Владимира Мономаха. Образ выдающегося государственного деятеля древней Руси. Идеал князя-воина и правителя в «Поучении». Элементы автобиографии. Соотношение церковных и светских элементов в языке и стиле «Поучения».

Житийная литература. «Сказание о Борисе и Глебе». Основная публицистическая тенденция «Сказания» — осуждение княжеских братоубийственных распрей и пропаганда родового старшинства в системе княжеского наследования. Черты сходства и отличия «Сказания» от канонических житий. Элементы исторической повести в «Сказании». Приёмы изображения положительных и отрицательных героев. Стиль «Сказания».

«Киево-Печерский патерик». История создания патерика, его основные редакции. Идейная направленность патерика.

«Хождение» как литературный жанр. «Хождение игумена Даниила в «святую землю». Широта интересов Даниила. Легендарные апокрифические элементы «Хождения».

«Слово о полку Игореве». История открытия, опубликования и изучения. Споры о подлинности «Слова». Историческая основа памятника и его хронологические рамки. Сюжет и композиция. Место и роль исторических, публицистических и лирических отступлений в раскрытии основной идеи «Слова». Образная система памятника: изображение князей, природы, образ русской земли, образ Бояна. Жанровое своеобразие и стиль «Слова», его связь с жанром и стилем ораторской прозы, воинской повести и народной эпической песни. Проблема авторства «Слова». Идейно-художественное своеобразие «Слова», его мировое значение.

Переводные воинские повести: «Александрия» и «Девгениево деяние». Проблема положительного героя в этих повестях и характер их изображения. «История иудейской войны» Иосифа Флавия. Идейно-художественные особенности переводных дидактических повестей об Акире Премудром и Варлааме и Иосафе.

 

Литература периода феодальной раздробленности

И объединения северо-восточной Руси (ХIII—ХIV вв.)

Возникновение новых политических и культурных центров во Владимиро-Суздальском, Галицко-Волынском княжествах, Новгородской земле. Начало формирования великорусской, украинской и белорусской народностей. Значение этого процесса для становления и развития национальных культур.

«Моление Даниила Заточника». Две редакции памятника и проблема их соотношения. Обличительный пафос «Моления», его антибоярская и антиклерикальная направленность. Элементы сатиры в «Молении». Апология князя и сильной княжеской власти. Новые критерии в определении общественной ценности человека.

Особенности стиля «Моления», его книжные и устно-поэтические традиции.

Галицко-Волынская летопись. Особенности её поэтического стиля.

Повести о татарском нашествии. Тема общенародного единства и героизма. «Повесть о битве на реке Калке» (1223). «Повесть о разорении Батыем Рязани» (1237). Апофеоз мужества и героизма русского народа в борьбе с поработителями. Жанр воинской повести в древнерусской литературе.

Отражение событий татарского нашествия в агиографической литературе («Житие Меркурия Смоленского», «Сказание об убиении в орде князя Михаила Черниговского и боярина Федора»).

Борьба Северной Руси со шведскими феодалами и ливонскими рыцарями. «Слово о погибели русской земли».

«Житие Александра Невского». Образ Александра Невского как воина-героя и государственного деятеля. Элементы стиля воинской повести и княжеского жития в памятнике.

Переводная повествовательная литература. «Сказание об Индийском царстве».

 

Литература периода русского Предвозрождения (ХIV—ХV вв.)

Причины, позволяющие рассматривать данный период в истории русской литературы как период предвозрождения.

Возвышение Москвы в ХIV в. Историческое значение Куликовской битвы 1380 г. Летописные повести о Куликовской битве.

Поэтическая повесть «Задонщина». Прославление победы, одержанной над полчищами Мамая в результате единения всех русских земель вокруг Москвы. История изучения повести. Соотношение «Задонщины» и «Слова о полку Игореве». Художественное своеобразие, связь с устной народной поэзией.

Период «второго южнославянского влияния» на Руси. Риторическо-панегирический стиль русской агиографии. Творчество Епифания Премудрого. «Житие Стефана Пермского» и «Житие Сергия Радонежского». Пахомий Лагофет — представитель византийско-славянского панегирического стиля.

Исторические предпосылки возникновения политической теории «Москва — третий Рим», её формирование и отражение в памятниках письменности второй половины ХV в.

Борьба церковных и антицерковных группировок во второй половине ХV в. — «иосифляне» и «заволжские старцы». Ересь «жидовствующих», её социальное и рационалистическое содержание. Отражение внутриклассовой борьбы в этих направлениях.

Региональный характер литературы к. ХIV–XV вв. Защита прав городов на политическую и церковную самостоятельность. Новгородская литература.

Псковская литература. Тверская литература.

 

Литература периода укрепления

централизованного государства (ХVI в.)

Расцвет публицистики в связи с острой политической борьбой служилого дворянства и родовитой боярской знати.

Сочинения митрополита Даниила и Максима Грека.

Публицистические сочинения Ивана Пересветова: «Челобитная», «Сказание о царе Константине и Магмете–Салтане».

Письма Андрея Курбского Ивану Грозному, выражение в них идеологии опального и реакционного боярства. Стиль писем Курбского.

Иван Грозный как писатель. Его письма к Курбскому и послание в Кирилло-Белозерский монастырь. Автобиографические элементы в письмах Грозного, ирония и сарказм, способы их выражения. Элементы просторечия в стиле посланий Грозного.

Начало книгопечатания в Москве. Обобщающие литературные работы второй половины ХVI в. «Великие Четьи–Минеи» митрополита Макария. Литературные элементы «Домостроя». «Азбуковник», «Стоглав».

«Повесть о Петре и Февронии»: история создания, жанровое своеобразие, политические и общественные тенденции, разрушение житийного канона.

Объединительные тенденции в Московском летописании. Никоновский летописный свод, «Степенная книга». «Казанский летописец».

 

Литература

Основная:

 

Древнерусская литература в исследованиях: Хрестоматия. Сост. В. В. Кусков. М., 1986.

Древнерусская литература: Хрестоматия. М.: Наука, 2000.

Древнерусская литература: Хрестоматия. Сост. Н. И. Прокофьев. М.: Просвещение, 1980.

История русской литературы XI–XIX веков. В 2-х ч. М., 2000.

Кусков В. В. История древней литературы. М., 2002.

Лебедева О. П. История русской литературы. М., 2002.

Литература Древней Руси: Хрестоматия. Сост. Л. А. Дмитриев. Под ред. Д. С. Лихачева. СПб, 1997.

Лихачев Д. С. Развитие русской литературы X–XVII веков. СПб, 1998.

Николаева С. Ю. История древнерусской литературы: Учебное пособие. ТГУ, 1998.

Хрестоматия по древнерусской литературе. Сост. М. Е. Федорова, Т. А. Сумникова. М., 1994.

Хрестоматия по древней русской литературе. Сост. Н. К. Гудзий. М., 1973.

 

Дополнительная:

 

Адрианова-Перетц В. П. Древнерусская литература и фольклор. Л. Наука. 1974.

Апокрифы Древней Руси. СПб, 2002.

Башкиров Д. А. Переводная литература Древней Руси. Мн., 2002.

Буслаев Ф. И. Древнерусская литература и православное искусство. СПб, 2001.

Давыдова Н. В. Евангелие и древнерусская литература. М., 1992.

Древнерусская литература и русская литература XVIII в. М., 1993.

Еремин И. П. Лекции и статьи по истории древней русской литературы. Л. Изд-во Ленинг.ун-та, 1987.

Литература и культура Древней Руси: Словарь–справочник. М., 1994.

Лихачев Д. С. Поэтика древнерусской литературы. М. Наука. 1979.

Лихачев Д. С. Человек в литературе древней Руси. М. Наука. 1970.

Лурье Я. С. Идеологическая борьба в русской публицистике к. ХУ — нач. ХУI века. М., Л., 1960.

Писатели России. Автобиографии современников. М., 1998.

Путилов Б. Н. Древняя Русь в лицах. СПб, 2000.

Романов Б. А. Люди и нравы древней Руси. М. Наука. 1966.

Сперанский М. Н. История древней русской литературы. СПб, 2002.

Энциклопедия «Слова о полку Игореве»: В 5 т. СПб, 1995.



Литература переходного периода (XVII в.)

Литература периода первой крестьянской войны и борьбы русского народа с польско-шведской интервенцией. Отражение остроты классовой борьбы. Тема патриотизма. «Повесть 1606 г.», «Иное сказание», «Новая повесть о преславном российском царстве», «Плач о конечном пленении и разорении Московского государства» и др.

Начало процесса «обмирщения» и демократизации литературы. Изменение традиционных жанровых форм жития, усиление бытовых повествовательных элементов. «Житие Юлиании Лазаревской».

Историческая повесть первой половины ХVII в. Эволюция жанра: связь с устной народной поэзией, отношение к книжной традиции. «Повесть об Азовском осадном сидении донских казаков».

Появление новых жанров в русской литературе: бытовой повести, сатиры, виршевой поэзии, комедии.

Барокко как литературно-художественное направление. Основные принципы эстетики барокко.

Бытовая повесть второй половины ХVII в.: «Повесть о Горе и Злочастии», «Повесть о Савве Грудцыне», «Повесть о Фроле Скобееве», «Повесть о Карпе Сутулове».

Демократическая сатира второй половины ХVII в., Исторические причины возникновения самостоятельных сатирических жанров. «Повесть о Шемякином суде», «Повесть о Ерше Ершовиче сыне Щетинникове», «Калязинская челобитная», «Притча о бражнике», «Повесть о Куре и Лисице», «Повесть о попе Савве», «Праздник кабацких ярыжек».

Переводная литература ХVII в. Сборники назидательных повестей «Великое зерцало», «Римские деяния».

Раскол в русской церкви, его социальная сущность и значение. Старообрядческая литература ХVII в.. Протопоп Аввакум и его сочинения. «Житие протопопа Аввакума, им самим написанное». Отражение в нём социальных противоречий эпохи. Личность Аввакума и противоречия его мировоззрения. Элементы «реализма» в сочинениях Аввакума.

Стихотворчество второй половины ХУII в.: причины возникновения, его истоки. Досиллабические вирши. Появление силлабической поэзии.

Творчество Симеона Полоцкого. Сборники стихов «Рифмологион» и «Вертоград многоцветный». Просветительский характер его поэзии, элементы барокко в поэзии Симеона Полоцкого. Драматургия Симеона Полоцкого. «Комедия притчи о блудном сыне» как образец школьной дамы .

Ученики и последователи Симеона Полоцкого. Сильвестр Медведев и Карион Истомин.

Зарождение придворного театра и его репертуар. Интермедии и их отношение к школьной драме.

Традиции древнерусской литературы в последующем развитии русской литературы. Использование образов и сюжетов древнерусской литературы писателями ХУIII, ХIХ, ХХ веков. Общекультурное, воспитательное и художественное значение древнерусской литературы.

 

 

Литература

 

Житие протопопа Аввакума, им самим написанное, и другие сочинения. Ред. Н. К. Гудзий. М.: Гослитиздат, 1960.

Западов В. А. Русская литература последней четверти XVII века. М.: Просвещение, 1985.

История русской литературы: В 10 т. М., Л.: Изд-во АН СССР. 1941. Т. 3; 1947. Т. 4; 1947. Т. 5. Ч. 1.

История русской литературы: В 3 т. М., Л.: Наука. 1958. Т. 1.

История русской литературы: В 4 т. Л.: Наука. 1980. Т. 1.

История русской литературы XI–XIX вв. Под ред. В. Н. Коровина, Н. И. Якушина. М., 2001.

Кожинов В. В. История Руси и русского слова (конец IX – 1 половина XVII вв.). СПб, 2001.

Лихачев Д. С. Развитие русской литературы X–XVII вв. СПб, 1998.

Лихачев Д. С. Текстология. На материале литературы X–XVII вв. СПб, 2001.

Робинсон А. Н. Борьба идей в русской литературе XVII века. М.: Наука, 1974.

Русская демократическая сатира XVII века. М.: Наука, 1977.

Трофимова Н. В. Воинская повесть XI–XVII вв. М., 2000.

Пыпин А. Н. История русской литературы: В 4 т. СПб, 1899. Т. 4.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-31; просмотров: 167.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...