Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Исправление сигматизма различных видов




Для исправления сигматизма могут применяться различные ме­тоды в зависимости от характера недостатка.

1. При межзубном сигматизме логопед предлагает ло­
гопату сблизить зубы и в этом положении пытаться произнести
длительный звук с. Если звук с произносится недостаточно четко,
логопед может прибегнуть к механическому способу, т. е. специаль­
ным зондом или концом шпателя нажать на кончик языка логопата,
несколько опустив его за нижние резцы. Придерживая язык в та­
ком положении, логопед предлагает логопату произносить звук с
вначале изолированно, а затем в сочетании с гласными а, о, у, ы
в прямых и обратных слогах.

Если логопат правильно произносит звук с, ему уже нетрудно овладеть и правильным произношением звуков зи ц.

Для произнесения звука злогопед предлагает логопату во время произнесения звука с включить голос. Для произнесения звука ц он предлагает произносить подряд звуки тис сначала медленно, а затем постепенно ускоряя темп, добиваясь тем самым слитного перехода от звука гк с(тс).

Четкое представление о том, что звук ц является составным и при этом единым, спаянным, логопат получит при произнесении обратных слогов ац, оц, уц, где ясно слышится, что звуку с предшествует взрыв (т).

Многократным сопоставлением слогов ац и ас достигается чет­кая дифференциация простого с и составного ц.

2. При устранении г у б н о-з убного сигматизма логопед предлагает логопату произносить звуке при раздвинутых губах и обнаженных краях резцов (показ в зеркале). Если логопат не вос­производит этого движения сам, логопед, придерживая его нижнюю губу и обнажая таким образом резцы, предлагает произносить звук с в этом положении. Затем, когда изолированно звук с звучит уже правильно, логопед приучает логопата произносить этот звук в сочетании с гласными сначала с механической помощью (придер­живая пальцами нижнюю губу), а затем без нее.

3. При призубном сигматизме логопед может приме­нять два приема:

а) легким нажимом шпателя или кончиком зонда на передний
край языка опустить его за нижние резцы, чтобы дать таким об­
разом выход воздуху через зубную щель;

б) предложить логопату держать передний край языка между
нижними и верхними резцами, широко распластав его; при таком по­ложении языка логопат, выдыхая воздух и ощущая его струю на
кончике языка, воспроизводит звук, похожий на шепелявое (меж­зубное) с. Затем логопед, слегка нажимая шпателем на расплас­танный передний край языка, постепенно отодвигает его за нижние
резцы. После того как установится правильное произношение звука
с и логопат сможет удерживать правильное положение языка без
механической помощи (без поддержки зондом или шпателем), поставленный звук с можно включать в слоги, слова и дифференци­ровать его со звуками з и ц.

4.Исправление шипящего сигматизма осуществляется
с помощью приема, указанного в пункте «б» при описании исправ­ления призубного сигматизма. В данном случае логопата необходимо
отучить от привычки напрягать язык и оттягивать его в глубь рта.
С этой целью рекомендуется как можно дольше задерживаться на
стадии межзубного произношения звука с в слогах, словах и фра­зах. Когда язык окончательно укрепится в этом положении, можно
постепенно переводить кончик языка за нижние резцы, что обычно
происходит автоматически.

5.При исправлении бокового сигматизма вначале рекомендуется приучать логопата дуть с просунутым между губами широ­ко распластанным передним краем языка; это первоначальное упражнение заменяется дутьем при межзубном положении переднего края языка, после чего можно вводить слоговые упражнения, слова
и даже фразы, включающие звуке. Постепенно передний край языка
по показу логопеда (в зеркале) или при помощи зонда или шпателя
переводится за нижние резцы, правильное произношение звука с
закрепляется в кинестетическом ощущении логопата и в его слуховом представлении и становится привычным.

6.При устранении носового сигматизма также необходимо предварительно работать над формированием правильного
выдоха воздушной струи через середину ротовой полости. С этой
целью требуется проводить такие упражнения, как задувание свечи, спички, поддувание ватки, дутье на бумажку и пр. Упражнения должны проводиться при межгубном, а затем межзубном положении переднего края языка (см. п. 5). Достигнув шепелявого произноше­ния звука с, логопед может дать логопату упражнения на этот звук в слогах, словах и фразах. Таким образом, у логопата будет закрепляться навык произнесения звука с на правильном выдохе — воздушную струю он может ощущать на кончике своего языка, про­сунутого между зубами.

Когда язык окончательно укрепится в этом положении, мож­но постепенно переводить его кончик за нижние резцы, и времен­ное шепелявое произношение заменится правильно артикулируе­мым с.

Применяемый некоторыми логопедами прием—зажим крыльев носа в процессе исправления носового сигматизма — чаще всего не дает необходимого-эффекта.

Так как все перечисленные выше недостатки произношения звука с почти всегда распространяются на произношение звуков з и ц, к исправлению этих звуков следует приступать только после постановки звука с.

Если логопат не озвончает звук з, логопед может использовать Рис. 25. Постановка звука ш

прием осязания вибрации гортани, а в дальнейшем, с появлением правильного звучания з, следует больше внимания уделять устным и письменным упражнениям на дифференциацию звонкого з и глу­хого с.




























Постановка шипящих звуков

Перечисленные виды сигматизма, кроме шипящего (межзубный, губно-зубный, призубный, боковой и носовой), могут встречаться и в группе шипящих звуков (ш, ж, ч, щ).

Кроме того, часто шипящие звуки заменяются свистящими, например звук ш — звуком с, звук ж — звуком з, звук ч — звуком ц, звук щ — звуком с'. Такая замена называется свистящим сигматизмом.

Недостатки произнесения шипящих звуков ш и ж можно уст­ранять следующим образом. Логопед предлагает логопату произ­носить звук сн в это время, подводя шпатель или зонд под кончик языка, поднимает его за верхние альвеолы; при таком положении вместо с слышится звук ш, вместо з ж. Логопед постепенно приучает логопата удерживать язык в таком положении. При этом, чтобы обеспечить необходимое выдвижение губ, логопед слегка на­жимает на углы его рта (рис. 25). В дальнейшем логопат закреп­ляет правильное произношение звуков ш и ж в слогах, словах и фразах, контролируя при помощи зеркала положение своих губ и языка. Кроме того, он выполняет устные и письменные упражнения на дифференциацию этих звуков и свистящих сиз.

При постановке аффрикаты ч логопед предлагает логопату произносить слог ать и в это время, подложив шпатель или зонд под передний край языка, поднимает его к альвеолам верхних рез­цов. Одновременно логопед слегка нажимает пальцами на углы рта, выдвигая губы вперед. При таком положении языка и губ вместо сло­га ать слышится ач, вместо оть оч, вместо уть уч и т. д. По мере того как логопат закрепляет этот звук в своем кинестетиче­ском и слуховом представлении, он начинает произносить его самостоятельно (без механической помощи) в обратных и прямых сло­гах, а затем в словах и фразах. Кроме того, необходимы уст­ные и письменные упражнения на дифференциацию этого звука и звуков с и ц.

При постановке звука ш логопед предлагает логопату произно­сить длительно смягченный ш (шыиь) или слог ась и в это время, так же как при постановке звука ч, поднимает шпателем или зондом кончик его языка к верхним альвеолам, отчего получается шьшь или звук ш. Вначале этот звук закрепляют в прямых слогах, затем в обратных, далее в словах и фразах. Кроме того, проводятся устные и письменные упражнения на дифференциацию звуков щ, с и ш.

Как уже было сказано ранее, при исправлении различных видов сигматизма особое внимание необходимо уделять дифференциации свистящих и шипящих звуков.

Дифференциацию свистящих и шипящих звуков рекомендуется проводить примерно в такой последовательности: с-з, с-ц, с-з-ц, ш-ж, сгш, з-ж, с-ч, ц-ч, с-щ.

Ротацизм и его исправление

Разнообразные недостатки произношения фонем р и р' носят название ротацизма, который может выражаться в искажении этих фонем или в замене их другими звуками. Второй вид дефекта на­зывается параротацизмом.

Артикуляция звука р состоит в следующем.

 

Рис. 26. Профиль артику­ляции звука р

Рис. 27. Профиль артику­ляции звука р'

Рис. 27. Профиль артику­ляции звука л, л'

Между верхними и нижними резцами сохра­няется некоторое расстояние. Язык принимает форму ложечки. Его боковые края прилегают к верхним коренным зубам, а передний край (кончик языка) поднят к альвеолам, соприкасается с ними и вибрирует под напором выдыхаемого воздуха. Мягкое нёбо поднято и закрывает проход в нос. Голосовые связки сомкнуты и вибри­руют (рис. 26).

Мягкий звук р 1) отличается по артикуляции от твердого дополнительным, подъемом спинки языка к нёбу и некоторым его перемещением вперед (рис. 27).

Рассмотрим разновидности ротацизма и параротацизма.

Часто звук р выступает в виде горлового дрожащего звука.

Первый тип подобной артикуляции — это велярное р (от греч. velum — мягкое нёбо), при котором корневая часть языка сбли­жается с нижним краем мягкого нёба и образует с ним щель. Про­ходя через эту щель, выдыхаемый воздух вызывает мелкую, беспоря­дочную вибрацию мягкого нёба, в результате чего возникает шум, который, примешиваясь к тону голоса, сообщает ему специфичес­кое дефектное звучание.

Второй тип — увулярное р (от греч. uvula — язычок), при котором вибрирует только язычок. При этом слышится отчетливый рокот.

Встречается и так называемое одноударное р, при котором передний край языка лишь один раз прикасается к альвеолам, виб­рация отсутствует. Попытки произнести длительный рокочущий звук не удаются.

Нередко встречается боковое р, при котором вместо вибрации переднего края языка взрывается смычка между его боковым краем и коренными зубами.

Наконец, следует упомянуть о редком виде ротацизма, при ко­тором резкое искажение звука обусловлено тем, что струя выдыхае­мого воздуха проходит через щель, образуемую между боковым краем языка и верхними коренными зубами, приводя в колебание ще­ку. Это так называемое щечное р.

 

 

Кроме тою, имеется несколько видов параротацизма (замена рзвуками р', л, л', й (j), г, д).

В большинстве случаев тот или иной вид ротацизма охватывает как твердый р, так и мягкий р'. Нередко однако при дефектном р отмечается нормальный р'. Иногда бывает и обратное явление.

Предрасполагающими к ротацизму анатомическими аномалиями
могут служить короткая подъязычная связка, узкое и высокое нёбо,
чрезмерно узкий, или массивный, или недостаточно пластичный
язык.                                                                 

Исправление ротацизма. Вбольшинстве случаев для получения правильной артикуляции звука р необходимы подготовительные упражнения, которые условно можно распределить на два вида.
Один вид упражнений направлен на то, чтобы, добившись правидь- ного положения языка, получить так называемый фрикативный р, артикулируемый при том же положении языка, что и нормальный, но пока без вибрации. Другой вид упражнений направлен на выработку вибрации языка. Если ребенок правильно произносит верхние ш и ж, получить фрикативный р нетрудно. Достаточно предложить ему произнести протяж­но фонему ж при несколько открытом рте без округления губ и пе­реместить передний край языка немного вперед, к деснам верхних резцов. Добившись цели, следует закреплять фрикативный р на ма­териале слогов, слов, а затем и фраз, не дожидаясь усвоения вибра­ции. Важно при этом, чтобы полученный звук произносился с до­статочным напором выдыхаемого воздуха, при минимальной щели между передним краем языка и деснами. Должен быть ясно слышен не только голос, но и шум воздуха, проходящего через щель.

Для выработки вибрации следует исходить из быстрого пов­торения на одном выдохе звука д, артикулируемого особым обра­зом — при несколько открытом рте и при смыкании переднего края языка не с резцами, а несколько глубже — с деснами верхних рез­цов или даже с альвеолами.

Упражнение может состоять вначале из двух- и трехкратного равномерного повторения звука д (дд, дд, дд... ддд, ддд, ддд...), затем из тех же повторений, но с усилением последнего звука (дД, ОД, дД, ддД, ддД, ддД...) и далее из многократного повторения звука д как равномерного (ддддддд...), так и с ритмическим выделением, допустим, каждого третьего звука серии (ддД, ддД, ддД, ддД). Ра­ботать должен только язык при неподвижном положении нижней че­люсти.

В дальнейшем двух-, трехкратное повторение звука д завер­шается произношением гласного а или ы (дда, дда, дда... дды, дды, дды... ддда, ддда, ддды... ддды...).

Другой прием выработки вибрации состоит в том, что во время длительного произнесения фрикативного р под язык подкладывают зонд с шариком на конце. Шарик приводят в соприкосновение с нижней поверхностью языка, после чего быстрыми движениями зонда вправо и влево вызывается механическое колебание языка, попеременное смыкание и размыкание его переднего края с альвеолами (рис. 29). Вместо зонда может быть с успехом использован палец самого ребенка, предварительно чисто вымытый или обтертый ваткой, смоченной в спирте. Вначале движение пальца осуществля­ется пассивно, с помощью логопеда, который держит кисть ребенка. В дальнейшем ребенок действует самостоятельно.

После того как будет достигнута вибрация, необходимо путем разнообразных упражнений на материале слогов, слов и фраз, произносимых в постепенно убыстряющемся темпе, добиться автома­тизации усвоенной артикуляции и избавиться от излишне раскатис­того произношения р, неизбежного на ранних этапах работы. Если вначале получится только твердый р, то одновременно с его за­креплением необходимо начать работу над мягким р'. Если же вна­чале получится мягкий р', то параллельно с его закреплением сле­дует начать работу над твердым р.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 234.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...