Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Глава II. НЕДОСТАТКИ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ КЛАССИФИКАЦИЯ ЗВУКОВ РУССКОГО ЯЗЫКА




В русском языке различают 42 звука речи, или, пользуясь другим термином, 42 фонемы (от греч. слова phonema, что означает «звук речи»).

По механизму образования фонемы делятся прежде всего на гласные и согласные (6 гласных и 36 согласных).

Для всех гласных характерны фонация (голосообразование), обусловленная вибрацией голосовых связок, и свободный проход выдыхаемого воздуха через ротовую полость.

Для согласных характерно образование в ротовой полости преград на пути выдыхаемого воздуха либо в виде смычки тех или иных речевых органов, либо в виде образованных ими более или менее узких щелей и проходов, либо, наконец, в виде последо­вательного соединения смычки со щелью. При образовании одних согласных фонем указанные преграды сочетаются с фонацией, при образовании других фонация отсутствует.

Артикуляционная классификация гласных строится с учетом:

1) участия или неучастия губ. В артикуляции гласных ои у, кроме языка, активное участие принимают губы, которые при произнесении этих фонем выдвигаются вперед и округляются. Поэтому гласные о, у называют лабиализованными (от лат. labia—губы), а все остальные гласные — нелабиализован­ными;

2) степени подъема языка к нёбу (верхний, средний и нижний
подъем);

3) места подъема языка (передний, средний и задний ряд).
Описанная выше классификация гласных фонем представлена

в таблице 1.

Таблица 1

Место и степень подъема языка

Ряд

передний средний задний
Подъем: верхний и ы у
Средний э о
Нижний а
Лабиализация

Нелабиализованные

Лабиализованные

 

1) губные — губно-губные: м,м', п,п', б,б' и губно-зубные:
ф,ф', в,в'.

2) язычные — язычно-зубные: т,т', д,&', н,н', с,с, з,з, ц;
язычно-альвеолярные: л,л', р,р'; язычно-передненёбные: ш, ж, ч, щ;
язычно-средненёбные: к', г', х/ й (j); заднеязычные (задненёбные):
г, к, х.

По четвертому признаку (по наличию или отсутствию подъема спинки языка) согласные делятся на:

1) твердые: твердые пары всех согласных, кроме ч, щ;

2) мягкие: мягкие пары всех согласных, кроме ш, ж, ц.

По пятому признаку (по месту резонирования) согласные делятся на:

1) носовые: м,м', н,н';

2) ротовые: все остальные согласные.

Таким образом, каждый согласный звук (фонема) имеет целый ряд артикуляционных особенностей и в зависимости от этого может быть отнесен одновременно к нескольким группам.

Наглядное представление о распределении согласных по пяти произносительным признакам можно составить по таблице 2.

Таблица 2







Классификация согласных

 

Ротовые или носовые резонирование

Степень участия голоса и шума

Место образования, Способ образования

Губные

Язычные

Губно-губные

Губно-зубные

Язычно-зубные

Язычно-альвеолярное

Язычно-передненебное

Язычно-средненебное

Язычно-задненебное

тв м тв м тв м тв м тв м тв м тв м

Ротовые

 

Носовые

шумные

звонкие

 

 

Смычковые

  б   б’         д     д‘               г'     г  
глухие   п   п’       т   т’             к’   к    
звонкие

 

Щелевые

      в       в’       з       з’           ж           й    
глухие     ф ф’ с с’     ш щ   х  
звонкие

 

Смычно-щелевые

                           
глухие         ц         ч’        

Соноры

Дрожащие             р р’            
Смячно-проходные             л л’            

Соноры

Смычно-проходные м м’     н н’                

 

Артикуляционная классификация согласных строится с учетом пяти основных признаков:

1) наличие или отсутствие вибрации голосовых складок;

2) способ артикуляции;

3) место артикуляции;

4) наличие или отсутствие дополнительного подъема спинки
языка к твердому нёбу;

5) место резонирования.

По первому признаку (по наличию или отсутствию вибрации голосовых складок) согласные делятся на:

1) звонкие, при образовании которых тон голоса сочетается
с резко выраженным шумом: б,б', д,д', г,г', в,в', з,з', ж,ж';

2) сонорные (от лат. sono — звучу), при образовании
которых шум почти не присутствует и преобладает тон голоса:
л,л', р,р', м,м', н,н', й (j);

3) глухие, в образовании которых участвует только шум:
п,п', т,т', к,к', ф,ф', с,с', х, ц, ч', ш, щ.

По второму признаку (по способу артикуляции)    согласные делятся на:

1)смычные — смычно-взрывные: б,б', п,п', д,д', т,т', г,г', к,к'
и смычно-проходные: м,м', н,н', л,л';

2)щелевые (фрикативные): в,в', ф,ф', з,з', с,с', ш, ж, щ, х,х',

« (I);

3)аффрикаты: ц, ч'\

4)дрожащие: р,р'.

По третьему признаку (по месту артикуляции) согласные делятся на:

 







ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ НЕСОВЕРШЕНСТВА ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Речь маленьких детей в период ее формирования всегда отли­чается недостатками звукопроизношения. Прежде всего это вызвано недостаточным развитием движений органов артикуляционного аппарата: языка, губ, мягкого нёба, нижней челюсти. Второй причиной является недостаточная сформированность речевого, или фонематического, слуха, т. е. способности воспринимать на слух и точно дифференцировать все звуки речи (фонемы).

Поэтому к началу дошкольного возраста, хотя ребенок уже в значительной степени овладевает речью, она еще недостаточно ясна и чиста по звучанию.

Понятно, что дети отличаются друг от друга как по степени развития фонематического восприятия, так и по развитию моторики речевого аппарата. Некоторым детям легко даются артикуляционные движения, и они с одного показа и объяснения могут усвоить произношение прежде недоступного для них звука. Другие плохо владеют своими речевыми органами, и нужна длительная трениров­ка для того, чтобы ребенок смог выполнить необходимое артикуля­ционное движение.

Большинство согласных звуков дошкольники произносят при широко распластанном языке, при этом выдох производится через рот по средней линии языка. Неправильное положение языка изменяет направление выдыхаемой воздушной струи и приводит к искаженному произношению звуков.

Наиболее типичными возрастными несовершенствами звуко­произношения у детей трехлетнего возраста являются следующие:

1) согласные звуки произносятся смягченно: «сюлоськи» (чулоч­
ки),
«толь» (стол), «зюби» (зубы), «скамееська» (скамеечка).
Значительно реже, но все-таки наблюдаются обратные явления —
замена мягких фонем твердыми: «тота» (тётя), «мыська» (мишка),

«Луба» (Люба);

2)большинство детей не произносит шипящих фонем ш, ж, ч,
щ
и заменяет их обычно свистящими с, з: «лосадка» (лошадка),
«сапка» (шапка), «зук» (жук), «нозик» (ножик), «девоська»
(девочка), «сетка» (щётка);

3)дети совсем не произносят звук р. «ука» (рука), «ыба»
(рыба) или заменяют его другими звуками—л,л', в, й: «колова»
(корова), «лот» (рот), «лёза» (роза), «кавман» (карман), «йак»

(рак);

4) звук л чаще всего смягчается: «люза» (лужа), «толь» (стол).
Нередко л заменяется й: «туй» (стул), «той» (стол), «йампа»

(лампа);

5) звуки г, к, х или отсутствуют, или заменяются т и д: «дуси»

(гуси), «тоска» (кошка), «тлеп» (хлеб).

Кроме того, в этом возрасте детям трудно дается произношение двух-трех рядом стоящих согласных звуков. Чаще ребенок произ­носит лишь один из звуков. Неударные слоги нередко выпадают, звуки и слоги переставляются, взаимоуподобляются, особенно в длинных и новых словах: «тол» (стол), «леп» (хлеб), «ципёнок» (цыплёнок), «мицинел» (милиционер), «мачик» (мальчик), «плесин» (апельсин), «мнемножко» (немножко), «клювка» (клюква).

Постепенно все эти недочеты уменьшаются, а к четырем-пяти годам многие дети овладевают правильным звукопроизношением.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 206.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...