Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Глава II. НЕДОСТАТКИ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ КЛАССИФИКАЦИЯ ЗВУКОВ РУССКОГО ЯЗЫКА
В русском языке различают 42 звука речи, или, пользуясь другим термином, 42 фонемы (от греч. слова phonema, что означает «звук речи»). По механизму образования фонемы делятся прежде всего на гласные и согласные (6 гласных и 36 согласных). Для всех гласных характерны фонация (голосообразование), обусловленная вибрацией голосовых связок, и свободный проход выдыхаемого воздуха через ротовую полость. Для согласных характерно образование в ротовой полости преград на пути выдыхаемого воздуха либо в виде смычки тех или иных речевых органов, либо в виде образованных ими более или менее узких щелей и проходов, либо, наконец, в виде последовательного соединения смычки со щелью. При образовании одних согласных фонем указанные преграды сочетаются с фонацией, при образовании других фонация отсутствует. Артикуляционная классификация гласных строится с учетом: 1) участия или неучастия губ. В артикуляции гласных ои у, кроме языка, активное участие принимают губы, которые при произнесении этих фонем выдвигаются вперед и округляются. Поэтому гласные о, у называют лабиализованными (от лат. labia—губы), а все остальные гласные — нелабиализованными; 2) степени подъема языка к нёбу (верхний, средний и нижний 3) места подъема языка (передний, средний и задний ряд). в таблице 1. Таблица 1
1) губные — губно-губные: м,м', п,п', б,б' и губно-зубные: 2) язычные — язычно-зубные: т,т', д,&', н,н', с,с, з,з, ц; По четвертому признаку (по наличию или отсутствию подъема спинки языка) согласные делятся на: 1) твердые: твердые пары всех согласных, кроме ч, щ; 2) мягкие: мягкие пары всех согласных, кроме ш, ж, ц. По пятому признаку (по месту резонирования) согласные делятся на: 1) носовые: м,м', н,н'; 2) ротовые: все остальные согласные. Таким образом, каждый согласный звук (фонема) имеет целый ряд артикуляционных особенностей и в зависимости от этого может быть отнесен одновременно к нескольким группам. Наглядное представление о распределении согласных по пяти произносительным признакам можно составить по таблице 2. Таблица 2 Классификация согласных
Артикуляционная классификация согласных строится с учетом пяти основных признаков: 1) наличие или отсутствие вибрации голосовых складок; 2) способ артикуляции; 3) место артикуляции; 4) наличие или отсутствие дополнительного подъема спинки 5) место резонирования. По первому признаку (по наличию или отсутствию вибрации голосовых складок) согласные делятся на: 1) звонкие, при образовании которых тон голоса сочетается 2) сонорные (от лат. sono — звучу), при образовании 3) глухие, в образовании которых участвует только шум: По второму признаку (по способу артикуляции) согласные делятся на: 1)смычные — смычно-взрывные: б,б', п,п', д,д', т,т', г,г', к,к' 2)щелевые (фрикативные): в,в', ф,ф', з,з', с,с', ш, ж, щ, х,х', « (I); 3)аффрикаты: ц, ч'\ 4)дрожащие: р,р'. По третьему признаку (по месту артикуляции) согласные делятся на:
ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ НЕСОВЕРШЕНСТВА ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Речь маленьких детей в период ее формирования всегда отличается недостатками звукопроизношения. Прежде всего это вызвано недостаточным развитием движений органов артикуляционного аппарата: языка, губ, мягкого нёба, нижней челюсти. Второй причиной является недостаточная сформированность речевого, или фонематического, слуха, т. е. способности воспринимать на слух и точно дифференцировать все звуки речи (фонемы). Поэтому к началу дошкольного возраста, хотя ребенок уже в значительной степени овладевает речью, она еще недостаточно ясна и чиста по звучанию. Понятно, что дети отличаются друг от друга как по степени развития фонематического восприятия, так и по развитию моторики речевого аппарата. Некоторым детям легко даются артикуляционные движения, и они с одного показа и объяснения могут усвоить произношение прежде недоступного для них звука. Другие плохо владеют своими речевыми органами, и нужна длительная тренировка для того, чтобы ребенок смог выполнить необходимое артикуляционное движение. Большинство согласных звуков дошкольники произносят при широко распластанном языке, при этом выдох производится через рот по средней линии языка. Неправильное положение языка изменяет направление выдыхаемой воздушной струи и приводит к искаженному произношению звуков. Наиболее типичными возрастными несовершенствами звукопроизношения у детей трехлетнего возраста являются следующие: 1) согласные звуки произносятся смягченно: «сюлоськи» (чулоч «Луба» (Люба); 2)большинство детей не произносит шипящих фонем ш, ж, ч, 3)дети совсем не произносят звук р. «ука» (рука), «ыба» (рак); 4) звук л чаще всего смягчается: «люза» (лужа), «толь» (стол). (лампа); 5) звуки г, к, х или отсутствуют, или заменяются т и д: «дуси» (гуси), «тоска» (кошка), «тлеп» (хлеб). Кроме того, в этом возрасте детям трудно дается произношение двух-трех рядом стоящих согласных звуков. Чаще ребенок произносит лишь один из звуков. Неударные слоги нередко выпадают, звуки и слоги переставляются, взаимоуподобляются, особенно в длинных и новых словах: «тол» (стол), «леп» (хлеб), «ципёнок» (цыплёнок), «мицинел» (милиционер), «мачик» (мальчик), «плесин» (апельсин), «мнемножко» (немножко), «клювка» (клюква). Постепенно все эти недочеты уменьшаются, а к четырем-пяти годам многие дети овладевают правильным звукопроизношением. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 206. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |