Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Авторская школа как социально-педагогический феномен




Свободное воспитание как педагогическая концепция.

Свободноевоспитаниекакоднаизконцепцийвпедагогикеоснованонаотрицанииподавленияличностиребёнка, регламентациивсехсторонегожизнииповедения. Идеалсторонниковсвободновоспитания— развитиесилиспособностейребёнка, неоснованноенаограничениях. Необходимоотметить, чтоидеисвободноговоспитаниявпедагогикеявлялисьособойформойвыражениянедовольствадемократическинастроеннойчастиинтеллигенциисуществующимположениемвобществе. НаЗападеданныйфеноменизучалитакиепедагоги, какМ. Монтень, М. Монтессори, Ж.Ж. Руссо, вРоссииидеисвободноговоспитанияразвивалиЛ.Н. Толстой, В.А. Сухомлинский, Ш.А. Амонашвили, К.Н. Вентцельимногиедругие. НаиболееполноеразвитиетеориянашлавдеятельностиЛ.Н. Толстого, онвыступалсотрицаниемкакстарой, такисовременнойемутеорииипрактикиобученияивоспитания. ПомнениюТолстого, внутренняяорганизацияшколы, содержаниеобразованиядолжныопределятьсятолькожеланиемучащихся. Передачазнанийнедолжнаосуществлятьсянасильственно: детизапоминаютто, чтохотят, инастолько, насколькохотят. Собственновоспитание, формированиеудетейкаких – либонравственныхкачествиубежденийиверованийонотвергалкакпроявлениенасилияидеспотизмавзрослыхпоотношениюкзависящимотнихдетям. Л.Н. Толстойубедительнопоставилвопросопересмотретрадиционныхвзглядовналичностьребенка, вособенностиегоростаиразвития. Онсчитал, чтодушаребенканепредставляетсобойчистойдоски, накоторойможнонаписатьвсе, чтоугодно. Онкатегорическиотвергалналичиеуродившегосяребенкакаких – либоотрицательныхкачеств. Ицельвоспитания, поегомнению, - способствоватьнаибольшейгармониинравственныхкачеств, которыедетиносятвсебе.

 

Авторская школа как социально-педагогический феномен

В зарубежной педагогике мы встречаем названия: альтернативная школа, эффективная школа, ключевая школа, школа качества, добродетельная школа и др.

В отечественной педагогике с конца 80-х годов 20 века появляется понятие авторской школы, сущность которого прояснялась учеными и педагогами-практиками до сер. 90-х годов 20 века (Тубельский А. Н., Караковский В.А., Сидоркин А.М. и другие).

Авторская школа – это учебное заведение, деятельность которого построена на основе оригинальных и эффективных авторских идей, принципов, подходов, технологий и т.п., представляет собой новую образовательную систему и создает новую образовательную практику (по мнению В.И. Загвязинского).

Необходимо отметить, что в определении понятия авторской школы в различные периоды времени звучали следующие акценты: авторская школа, как правило, - экспериментальное учебное заведение (Тубельский А.Н.); авторская школа возглавляется педагогом-лидером – автором концепции школы (Сидоркин А.М.); авторская школа работает по собственной оригинальной программе, успешно решает проблемы и противоречия общественной системы образования и имеет устойчивые положительные результаты и достижения ( Караковский В.А.) и др.

По мнению Гребенюк О.С. и Гребенюк Т.Б., смысл авторской школы не в том, что она отражает по-другому устроенный учебный план или про­цесс обучения, а в том, что - это другое мировоззрение, другой: собственный, самобытный дух и уклад школы, другое содержа­ние образования. Добавим: другая организация процесса обучения в рамках современного образовательного процесса.

Различают: авторскую педагогическую концепцию школы (которая может остаться нереализованной); проект авторской школы (которыйможет быть не реализованным); авторскую школу (которая уже состоялась как авторская).

Согласно классификации Гребенюк О.С. и Гребенюк Т.Б., можно выделить несколько типов авторских школ в зави­симости от проработанности инновационного процесса и этапа внедрения инноваций в образовании:

академические (если инновационный процесс прошел путь «от идеи до внедрения» и достиг этапа стабильности);

творчески-созидательные (если инновационный процесс достаточно проработан, но­вые идеи нашли отклик у педагогической общественности, на процесс их применения в массовой школе еще не стал традиционным;

эмпирические (если инновационный процесс не завершен, теоретически достаточно не осмыслен, находится в стадии выдвижения новых идей или экспериментирования).

К академическим авторским школам Гребенюк О.С. и Гребенюк Т.Б. относят: проблемное обучение М.И. Махмутова; укрупнение дидактических единиц П.М. Эрдниева; гуманно-личностное обучение младших, школьников Ш.А. Амонашвили; систему развивающего обучения Л.В. Занкова; систему развивающего обучения Д. Б. Эльконина – В.В. Давыдова.

К творчески-созидательным авторским школам от­носят:

обучение на основе схемных и знаковых моделей учеб­-
ного материала В.Ф. Шаталова; преподавание литературы как предмета, формирующего человека (система Е.Н. Ильина); перспективно-опережающее обучение с использовани­ем опорных схем при комментируемом управлении СМ. Лысенковой; индивидуализацию обучения (И. Унт, А.С. Границкая, А.А. Кирсанов, В.Д. Шадриков и другие);

коллективный способ обучения (А.Г. Ривин, В.К.Дья­
ченко и другие).

К эмпирическим авторским школам относят:

вероятностное образование (А.М. Лобок); коммуникативное обучение ино-

язычной культуре (Е.И. Пас­сов).

На наш взгляд, в педагогической действительности можно различат:

авторскую систему обучения, авторскую технологию обучения,

авторскую школу (где авторскими являются и система обучения, и

воспитания, и управление, и самоуправление, и т.д.).

 

(как пример авторской школы)

Вальдорфская школа(Рудольф Штейнер, Германия).

Вальдорфская школа открыта в 1919 году в Штутгарте для детей работников сигаретной фабрики «Вальдорф-Астория». Основателем школы считают Р. Штейнера (1861 – 1925), чьи антропософические идеи и принципы положены в основу деятельности данной школы.

В современной педагогической практике подобные школы действуют в рамках международного культурно-образовательного движения под названием «Вальдорфская педагогика», а в нашей стране работает вальдорфский семинар.

Цель вальдорфской школы: целостное развитие ребенка (интеллектуальное, нравственно-эмоциональное, практически-волевое), раскрытие его уникальных способностей и свойств, помощь ему в установлении гармонии с природой, контакта с миром.

Образовательный процесс строится на основе следующих мировоззренческих принципов:

- дитя и любовь неразлучны;

- постоянное изучение природы ребенка в общении с ним;

- понимание ребенка – основное требование к педагогу;

- постоянное общение с ребенком и достижение мастерства в нем;

- взрослый должен быть экологом в отношениях с ребенком;

- вся жизнь ребенка пронизана ритмами: ритм дыхания, пульс, смена дня и ночи т.д.;

- учитель – слуга ребенка, а не государства, общества;

- главная забота учителя – в свободном самоопределении ученика;

- обучение и воспитание - в свободе и свободой;

- обучение и воспитание ребенка в гармонии с природой;

- человек развивается по 7-летним циклам: 1) до 7-и лет – рождение физического тела и рождение 1-го душевного тела; 2) 7 – 14 лет – рождение 2-го душевного тела; 3) 14 – 21 – рождение человеческого «Я»; 4) 14 – 21 – развитие духа: созревание «силы суждений и свободы» («я свободен настолько, насколько умею владеть собой»).

На каждом цикле школьного обучения – свои требования к обучению и воспитанию.

В школе с 1-го - по 8-ой класс все учебные предметы преподает один учитель, а в 9-12 классах – группа учителей. Последний, 12-ый год обучения – абитуриентский класс, в котором обучаются желающие продолжить обучение в вузе. В Вальдорфской школе изучаются математика, родной язык, иностранный язык, естественные дисциплины и т.п., а также проводятся практические занятия (прядение, ткачество, сапожное дело, переплетные работы, кузнечное дело, обработка металла), художественные занятия (лепка из цветного воска, из соленого теста, из глины, рисование акварелью, шитье кукол из натуральных материалов: льна, соломы), уроки эвритмии.(На уроке эвритмии дети и родители совершают телодвижения под одновременное сопровождение музыки и слова (поэтического или прозы).

Обучение строится по скользящему расписанию, поскольку изучение учебных предметов идет посредством погружения в предмет.

Немного истории. Погружение как форма и метод познания действительности в ее целостности известен в отечественной педагогической практике с конца 19-го столетия. Идею погружения в этот период разрабатывал П.М.Луговской, (г.Санкт-Петербург, действительный тайный советник), предложивший использовать ее в ходе школьной реформы 1915-1916 годов. Однако идею погружения в предмет члены Ученого комитета министерства народного просвещения назвали «причудливым опытом», производство которого «приведет к плачевным результатам» - на том и порешили…

В Вальдорфской школе погружение в предмет используется с 1919 года. В наших отечественных школах погружение в предмет успешно используется с 80-х годов 20-го века в школах М.П.Щетинина, А.Н. Тубельского.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 317.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...