Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Социальная философия. Понятие общества. Гипотезы возникновения общества. Основные подсистемы (сферы) общества . Проблемы развития общества. Формационный и цивилизационный подходы.




Социальная философия как теория общества.

В узком смысле «социальное» обозначает существование особой области общественных явлений, составляющих содержание так называемой социальной сферы жизни общества, в которой решается свой круг проблем, затрагивающий соответствующие интересы людей. Эти проблемы касаются социального положения людей, их места в системе общественного разделения труда, условий их трудовой деятельности, перемещений из одних социальных групп в другие, их жизненного уровня, образования, охраны здоровья, социального обеспечения и т.д. Все эти проблемы внутри социальной сферы решаются на почве складывающихся здесь специфических социальных отношений, понимаемых также в узком смысле. Их специфическое содержание определяется содержанием указанных проблем, по поводу которых они возникают. Этим они отличаются, скажем, от экономических, политических, нравственных, правовых и других общественных отношений

Общество 1) это обособившаяся от природы, но тесно с ней связанная часть материального мира, включающая в себя способы взаимодействия и формы объединения людей, способная создавать орудия труда и пользоваться ими в процессе труда; 2) в широком понимании слова, это совокупность всех видов взаимодействия и форм объединения людей, которые сложились исторически; 3) в узком понимании — исторически конкретный тип социальной системы, определённая форма социальных отношений.

Общество, на первый взгляд, есть совокупность большого количества людей, которыми управляет государство и его органы. При этом люди выполняют те или иные обязанности друг перед другом. В действительности общество очень динамично, поскольку человек всегда что-то делает даже тогда, когда, казалось бы, ничего не делает. Он сидит, спит, отдыхает, лечится, трудится, т.е. что-то делает. И его деятельность обусловлена его потребностями, деятельностью других людей и сама обуславливает деятельность других людей.

Поэтому общество это совокупность совместных видов деятельности людей и отношений, которые складываются в процессе этой деятельности, а также регуляция этих отношений и деятельности. Регуляция (управление) может иметь форму обычаев, традиций, норм, ценностей. Чем развитее общество, тем большую роль играют нормы, но прежде всего ценности. Поэтому общество это мы и совокупность механизмов производства, самоорганизации, самоуправления. Производство в обществе – основа жизни общества. Человек, в отличие от животного, преобразует мир, его образ жизни производящий. Производство носит общественный характер. Это означает, что оно существует не в одиночку и нацелено на удовлетворение потребностей не только отдельного человека, но, в конечном счете, всего общества.

Теории происхождения общества – это системы научного знания, объясняющие генезис общества. В науке выдвигалось множество гипотезо происхождении человеческого общества, в том числе весьма дискуссионных. В «стихийной» социологии можно выделить три гипотезы происхождения общества: 1) естествен­ную: «труд создал человека» и превратил стадо в культурное сооб­щество производителей, 2) божественную: «Бог создал человека» и заповедовал ему материальный мир и нравственный закон, 3) космическую: «инопланетяне создали людей» и манипулируют человеческим прогрессом в своих лабораторных целях. Однако ни одна из этих гипотез не отвечает на вопрос о «технических дета­лях» социогенетического механизма, производящего социальную организацию.

Среди современных научных теорий происхождения общества можно выделить инст­рументальную, сексуальную, кратическую, гендерную и семанти­ческую.

Инструментальная концепция ставит во главу угла человечес­кую догадливость и сообразительность, повлекшие изобретение специальных орудий для удовлетворения разнообразных потреб­ностей. Человек изобрел специальные орудия труда – инструменты. Повышая эффективность труда с помощью орудий, люди пришли к закреплению системы разделения труда, к увеличению экономических различий. Возникла и стала развиваться социальная орга­низация.

Сексуальная концепция базируется на физиологическиххарактеристикахчеловека (внесезонный характер размножения). Это приводит к спонтанному, неконтролируемому развитию естествен­ного воспроизводства, опасному для выживания сообщества. Уста­новление контроля над рождаемостью связано с формированием семей и возникновением норм, регулирующих сексуальные, а вме­сте с ними и другие отношения членов общины.

Гендерная концепция основана на анализе распределения социальных ролей между полами. Поскольку женщины обладают биологической монополией на воспроизводство рода, мужчины создают искусственный противовес женской монополии вос­производства в виде мужской монополии на установление порядка. Теоретики феми­низма делают вывод, что в тот момент, когда происходит договор между мужчинами о распределении женщин, возникает социальная организация, общность, в которой действуют особые правила общежития.

Кратическая концепция опирается на общую теорию систем и выводит возникновение общества из развития управляющей подсистемы. Сила и ум, присущие людям, распределены среди них неравномерно, что позволяет некоторым занять позицию лидера, контролирующего важные ресурсыобщины. Постепенно лидеры начинают формировать и утверждать систему правил почитания вождей, передачи власти, распределения привилегий среди ос­тальных членов общины. В основе социальной организации оказываются нормы, сохраняющие и поддерживающие отношения неравенства.

Семантическая концепция строится на развитии ком­муникативных средств внутри человеческого сообщества. Посколь­ку любое групповое взаимодействие связано с координацией уси­лий, дифференциацией и комбинированием функций, такая слож­но организованная деятельность требует предварительного согласования и непосредственной корректировки. Это возможно только с развитием общения, с использованием языка. Разраба­тывая «обозначения» и символы, договариваясь о правилах тол­кования знаков, все активнее используя речь, люди формируют организованный мир коммуникации, которая предваряет, опосредует и завершает циклы материальной, продуктивной деятельности. В результате возникает система упорядоченных (договоренных) коллективных взаимодействий и специальных групповых функций, формируется общество.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 609.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...