Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Связь универсальных учебных действий с содержанием




 учебных предметов

Овладение учащимися универсальными учебными действиями происходит в контексте разных учебных предметов. Каждый учебный предмет в зависимости от предметного содержания и способов организации учебной деятельности учащихся раскрывает определенные возможности для формирования универсальных учебных действий.

Учебный предмет «Русский язык: обучение грамоте, формирование грамматического строя речи, грамматика» обеспечивают формирование познавательных, коммуникативных и регулятивных действий. Работа с текстом открывает возможности для формирования логических действий анализа, сравнения, установления причинно­следственных связей. Ориентация в морфологической и синтаксической структуре языка и усвоение правил строения слова и предложения, графической формы букв обеспечивают развитие знаково­символических действий — замещения (например, звука буквой), моделирования (например, состава слова путём составления схемы) и преобразования модели (видоизменения слова). Изучение русского языка создаёт условия для формирования языкового чутья как результата ориентировки ребёнка в грамматической и синтаксической структуре языка и обеспечивает успешное развитие адекватных возрасту форм и функций речи, включая обобщающую и планирующую функции.

Учебный предмет «Русский язык обучение: грамоте, формирование грамматического строя речи, грамматика» обеспечивает формирование следующих универсальных учебных действий:

· умение использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для решения учебных задач;

· умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения;

· умение выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач (диалог, устные монологические высказывания, письменные тексты) с учетом особенностей разных видов речи и ситуаций общения;

· стремление к более точному выражению собственных мыслей; умение задавать вопросы;

· умение выбирать адекватные средства коммуникации в зависимости от собеседника (слышащий, глухой, слабослышащий);

· умение использовать (при необходимости) дактилологию как вспомогательное средство.

Учебный предмет «Развитие речи» является основойформирования познавательных, коммуникативных и регулятивных учебных действий. Формирование и развитие различных видов устной речи (разговорно-диалогической, описательно-повествовательной) на основе обогащения знаний об окружающей действительности, развития познавательной деятельности (предметно-практического, наглядно-образного, словесно-логического мышления). Формирование языковых обобщений и правильного использования языковых средств в процессе общения, учебной деятельности. Обогащение и развитие словаря, уточнение значения слова, развитие лексической системности, формирование семантических полей. Развитие и совершенствование грамматического оформления речи путём овладения продуктивными и непродуктивными способами словоизменения и словообразования, связью в предложении, моделями различных конструкций предложений. Развитие связной речи: формирование умения планировать собственное связное высказывание.

Учебный предмет «Развитие речи» обеспечивает формирование следующих универсальных учебных действий:

· умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения;

· овладение различными формами связной речи (диалогическая и монологическая), видами (устная и письменная) и типами или стилями (сообщение, повествование, описание, рассуждении);

· умение анализировать неречевую ситуацию, выявлять причинно-следственные, пространственные, временные и другие семантические отношения;

· стремление к более точному выражению собственных мыслей; умение задавать вопросы;

· умение выбирать и адекватно использовать языковые средства связной речи;

· умение использовать (при необходимости) дактилологию как вспомогательное средство;

· воспитание потребности в словесной речи, формировании речевого поведения на основе интенсивного развития нарушенной слуховой функции.

Приоритетной целью учебного предмета «Литературное чтение» является формирование читательской компетентности слабослышащего и позднооглохшего обучающегося, осознание себя как грамотного читателя, способного к использованию читательской деятельности как средства самообразования. Читательская компетентность определяется владением техникой чтения, приемами понимания прочитанного произведения, знанием книг и умением их самостоятельно выбирать; сформированностью духовной потребности в книге и чтении. В процессе работы с художественным произведением слабослышащий позднооглохший обучающийся осваивает основные нравственно-этические ценности взаимодействия с окружающим миром, получает навык анализа положительных и отрицательных действий героев, событий. Понимание значения эмоциональной окрашенности всех сюжетных линий произведения способствует воспитанию адекватного эмоционального состояния как предпосылки собственного поведения в жизни.

Учебный предмет «Литературное чтение» обеспечивает формирование следующих универсальных учебных действий:

· овладение осознанным, правильным, беглым, выразительным чтением;

· умение понимать контекстную речь на основе воссоздания картины событий и поступков персонажей;

· умение произвольно и выразительно строить контекстную речь с учетом целей коммуникации, особенностей слушателя;

· умение устанавливать логическую причинно-следственную последовательность событий и действий героев произведения;

· умение строить план с выделением существенной и дополнительной информации;

· умение выбирать интересующую литературу; пользоваться справочниками для понимания и получения информации;

· формирование представлений о мире, российской истории и культуре, первоначальных эстетических представлениях, понятиях о добре и зле, нравственности.

На ступени начального общего образования учебный предмет «Математика» является основой развития у обучающихся познавательных универсальных действий, в первую очередь логических и алгоритмических.
В процессе знакомства с математическими отношениями, зависимостями у школьников формируются учебные действия планирования последовательности шагов при решении задач; различения способа и результата действия; выбора способа достижения поставленной цели; использования знаково­символических средств для моделирования математической ситуации, представления информации; сравнения и классификации (например, предметов, чисел, геометрических фигур) по существенному основанию. Особое значение имеет математика для формирования общего приёма решения задач как универсального учебного действия.

Формирование моделирования как универсального учебного действия осуществляется в рамках практически всех учебных предметов на этой ступени образования. В процессе обучения обучающийся осваивает систему социально принятых знаков и символов, существующих в современной культуре и необходимых как для его обучения, так и для социализации.

При изучении учебного предмета «Математика» формируются следующие универсальные учебные действия:

· способность анализировать учебную ситуацию с точки зрения математических характеристик, устанавливать количественные и пространственные отношения объектов окружающего мира,

· умение строить алгоритм поиска необходимой информации, определять логику решения практической и учебной задачи;

· умение моделировать — решать учебные задачи с помощью знаков (символов), планировать, контролировать и корректировать ход решения учебной задачи.

Учебные предметы «Ознакомление с окружающим миром», «Окружающий мир» помогают обучающемуся в формировании личностного восприятия, эмоционально положительного отношения к миру природы и культуры, воспитывает духовность, активность, компетентность подрастающего поколения России, способного на созидание во имя родной страны и планеты Земля. Знакомство с началами естественных и социально гуманитарных наук в их единстве и взаимосвязях дает ученику ключ к осмыслению личного опыта, позволяет найти свое место в ближайшем окружении, прогнозировать направление своих личных интересов. В ходе его изучения школьники овладевают практико-ориентированными знаниями для развития их экологической и культурологической грамотности и соответствующих ей компетенций:

При изучении предметов «Ознакомление с окружающим миром», «Окружающий мир» развиваются следующие универсальные учебные действия:

· способность регулировать собственную деятельность, направленную на познание окружающей действительности и внутреннего мира человека;

· способность осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач;

· осознание правил и норм взаимодействия со взрослыми и сверстниками в сообществах разного типа (класс, школа, семья, учреждение культуры и пр.);

· способность работать с моделями изучаемых объектов и явлений окружающего мира.

· умение наблюдать, исследовать явления окружающего мира, выделять характерные особенности природных объектов, описывать и характеризовать факты и события культуры, истории общества.

Учебный предмет «Основы религиозных культур и светской этики» направлен на формирование у обучающихся мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.

При изучении предмета «Основы религиозных культур и светской этики» развиваются следующие универсальные учебные действия:

· формирование основ исторической памяти — умения различать в историческом времени прошлое, настоящее, будущее; ориентации в основных исторических событиях своего народа и России и ощущения чувства гордости за славу и достижения своего народа и России.

·  умения фиксировать в информационной среде элементы истории семьи, своего региона;

· развитие морально­этического сознания - норм и правил взаимоотношений человека с другими людьми, социальными группами и сообществами.

Значимость учебного предмета «Изобразительное искусство» определяется нацеленностью этого предмета на развитие способностей и творческого потенциала слабослышащего и позднооглохшего ребёнка, формирование ассоциативно образного пространственного мышления, интуиции. У обучающихся развивается способность восприятия сложных объектов и явлений, их эмоционального оценивания. По сравнению с остальными учебными предметами, развивающими рационально логический тип мышления, изобразительное искусство направлено в основном на формирование эмоционально образного, художественного типа мышления, что является условием становления интеллектуальной деятельности растущей личности.

Универсальные учебные действия при освоении предмета «Изобразительное искусство»:

· умение видеть и воспринимать проявления художественной культуры в окружающей жизни (техника, музеи, архитектура, дизайн, скульптура и др.);

· желание общаться с искусством, участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств произведений искусства;

· активное использование языка изобразительного искусства и различных художественных материалов для освоения содержания разных учебных предметов (литературы, окружающего мира, родного языка и др.);

· обогащение ключевых компетенций (коммуникативных, деятельностных и др.) художественно эстетическим содержанием;

· умение организовывать самостоятельную художественно творческую деятельность, выбирать средства для реализации художественного замысла;

· способность оценивать результаты художественно творческой деятельности, собственной и одноклассников.

Важнейшей особенностью учебного предмета «Технология» в начальной школе является то, что он строятся на уникальной психологической и дидактической базе — предметно практической деятельности, которая служит в младшем школьном возрасте необходимой составляющей целостного процесса духовного, нравственного и интеллектуального развития (прежде всего абстрактного, конструктивного мышления и пространственного воображения).

Продуктивная предметная деятельность на уроках технологии является основой формирования познавательных способностей слабослышащих и позднооглохших обучающихся, стремления активно познавать историю материальной культуры и семейных традиций своего и других народов и уважительно относиться к ним.

В нем все элементы учебной деятельности (планирование, ориентировка в задании, преобразование, оценка продукта, умение распознавать и ставить задачи, возникающие в контексте практической ситуации, предлагать практические способы решения, добиваться достижения результата и т. д.) предстают в наглядном виде и тем самым становятся более понятными для детей. Поэтому он является опорным для формирования системы универсальных учебных действий для слабослышащих и позднооглохших обучающихся.

Практико-ориентированная направленность содержания учебного предмета «Технология» естественным путем интегрирует знания, полученные при изучении других учебных предметов (математика, окружающий мир, изобразительное искусство, русский язык, литературное чтение), и позволяет реализовать их в интеллектуально практической деятельности ученика. Это, в свою очередь, создает условия для развития инициативности, изобретательности, гибкости мышления. Технология по своей сути является комплексным и интегративным учебным предметом. В содержательном плане он предполагает реальные взаимосвязи практически со всеми предметами начальной школы.

Учебный предмет«Физическая культура» обеспечивает формирование личностных универсальных действий: основ общекультурной и российской гражданской идентичности как чувства гордости за достижения в мировом и отечественном спорте; освоение моральных норм помощи тем, кто в ней нуждается, готовности принять на себя ответственность; развитие мотивации достижения и готовности к преодолению трудностей на основе конструктивных стратегий совладания и умения мобилизовать свои личностные и физические ресурсы, стрессоустойчивости; освоение правил здорового и безопасного образа жизни.

«Физическая культура» как учебный предмет способствует:

· в области регулятивных действий развитию умений планировать, регулировать, контролировать и оценивать свои действия;

· в области коммуникативных действий развитию взаимодействия, ориентации на партнёра, сотрудничеству и кооперации (в командных видах спорта — формированию умений планировать общую цель и пути её достижения; договариваться в отношении целей и способов действия, распределения функций и ролей в совместной деятельности; конструктивно разрешать конфликты; осуществлять взаимный контроль; адекватно оценивать собственное поведение и поведение партнёра и вносить необходимые коррективы в интересах достижения общего результата).










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-31; просмотров: 170.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...