Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Определение периодичности роста растений на протяжении вегетации




Вид

Длина от основания побега до узла,

см

Длина побега,

см

1 2 3 4 5 и т.д.
               
               
               
               

 

 

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 16

ВИДЫ МХОВ И ИХ СТРОЕНИЕ

Цель.Ознакомиться со строением печеночных и листостебельных (сфагновых и зеленых) мхов.

Порядок работы

1. Рассмотрите живые или фиксированные растения маршанции. Найдите ризоиды, выводковые корзиночки, мужские и женские подставки. Обратите внимание на отличия в их строении. Мужские подставки (с антеридиями) имеют форму щитов, женские (с архегониями) – маленьких зонтиков.

2. Зарисуйте слоевище маршанции.

3. Рассмотрите живые и гербарные экземпляры сфагнума. Отметьте, что нежные стебли их густо покрыты мелкими тонкими листьями. Ни корней, ни ризоидов у сфагнума нет.

4. Возьмите пинцетом лист живого растения сфагнума, помещают его на предметное стекло в каплю воды и накройте покровным стеклом. Рассмотрите препарат сначала при малом, затем при большом увеличениях микроскопа. Отметьте, что лист состоит из клеток двух типов. Одни клетки крупные, отмершие, со спиральными утолщениями клеточных стенок, в которых есть округлые сквозные отверстия – поры. Через поры в клетку входит вода. Это водоносные клетки. Клетки со спиральными утолщениями называют гиалиновыми; при потере растением воды они заполняются воздухом.

Гиалиновые клетки окружены мелкими, узкими живыми клетками. В них содержатся цитоплазма, ядро, хлорофилловые зерна. Это хлорофиллоносные клетки. Здесь происходит образование органических веществ, необходимых растению для роста и развития.

5. Зарисуйте общий вид сфагнума, лист и одну гиалиновую клетку, окруженную живыми клетками с хлоропластами.

6. Рассмотрите живые и гербарные экземпляры мхов: кукушкина льна (род Polytrichum), мниума (род Mnium), фунарии (род Funaria), бриум (род Bryum), гипнума (род Hypnum) и туидиума (род Thuidium). Найдите гаметофит и спорофит. Отметьте, что все эти мхи имеют стебли с маленькими листьями и обладают ризоидами. На верхушках некоторых экземпляров расположены коробочки на длинных ножках – спорогонии. Коробочки образуются после оплодотворения, происходящего весной.

7. Среди растений кукушкина льна рассмотрите мужские и женские гаметофиты. Отметьте, что кукушкин лен – двудомное многолетнее растение. Верхушки мужских растений заканчиваются розеткой красновато-бурых листиков, которые весной прикрывают органы полового размножения – антеридии. После выхода сперматозоидов из антеридиев верхушка продолжает нарастать в длину. На стебле можно наблюдать пять-шесть таких розеток.

На верхушках женских растений располагаются спорогонии. Каждый спорогоний образуется из зиготы, возникшей в результате слияния сперматозоида с яйцеклеткой. Яйцеклетки развиваются в женских органах полового размножения – архегониях. Они так же, как антеридии, располагаются на верхушке побега, но прикрыты листьями, не отличающимися по внешнему виду от обычных вегетативных. Поэтому женские растения по всей длине стебля покрыты одинаковыми листьями.

8. Зарисуйте мужское и женское растения, сделайте обозначения.

9. Постоянные препараты продольных срезов верхушек женского и мужского растений с органами полового размножения рассмотрите при малом увеличении микроскопа.

У мужских растений наверху отмечают антеридии – многоклеточные мешочковидные образования, в которых формируются двужгутиковые подвижные клетки – сперматозоиды. Снаружи антеридий имеет покровную ткань – эпидерму. Между антеридиями находятся бесплодные нити из одного ряда клеток – парафизы. У женских особей находят бутылковидные образования – архегонии, снаружи одетые однослойной эпидермой. В нижней расширенной части архегония – брюшке находится яйцеклетка. К ней прилегает брюшная канальцевая клетка. В узкой части архегония – шейке – находится несколько шейковых канальцевых клеток. В присутствии воды (капель росы, дождя) и при готовности яйцеклетки к оплодотворению шейковые и брюшная канальцевая клетки ослизняются, и из них выделяются вещества, привлекающие спрематозоиды. Одновременно антеридии вскрываются, и сперматозоиды выходят наружу. Один из сперматозоидов проникает в архегоний и оплодотворяет яйцеклетку. Образовавшаяся зигота (диплоидная клетка) начинает митотически делиться и дает диплоидные клетки, из которых формируется спорогоний.

Большинство представителей зеленых мхов – однодомные растения. У них архегонии и антеридии образуются на одних и тех же экземплярах.

10. Зарисуйте верхушки мужского и женского растений кукушкина льна.

11. Рассмотрите постоянный препарат продольного среза спорогония кукушкина льна при малом увеличении. Обратите внимание на ножку, переходящую в расширенную часть – апофизу. Сама коробочка имеет вид урночки. В середине ее находится колонка, вокруг которой расположен спорангий (мешок со спорами). С колонкой его соединяют хлорофиллоносные клетки. На срезе видны как бы два мешка со спорами. Перед образованием спор происходит деление мейозом диплоидных материнских клеток, поэтому споры гаплоидны.

Колонка кверху расширяется в эпифрагму, несущую по краям зубцы – перистом. Эпифрагма прикрыта крышечкой с колпачком (остатком архегония). В сухую погоду зубцы перистома высыхают, приподнимая крышку, и споры могут высыпаться из спорангия. Их расселению помогает ветер.

Попав в благоприятные условия, споры прорастают в протонему – тонкую нить из хлорофиллоносных клеток. На протонеме возникают почки, а из них вырастают новые растения кукушкина льна. Одни из них будут женскими особями, другие – мужскими.

12. Зарисуйте коробочку кукушкина льна, обозначьте ее части.

13. Сделайте вывод.

 

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 17

ПАПОРОТНИКИ, ИХ СТРОЕНИЕ И РАЗНОВИДНОСТИ

Цель.Ознакомиться со щитовником мужским.

Порядок работы

1. Рассмотрите живой или гербарный экземпляр щитовника мужского. Обратите внимание на «листья», или вайи. Они стеблевого происхождения, поэтому нарастают верхушкой. В этом можно убедиться, наблюдая в природе за раскручиванием улиткообразно свернутой верхушки молодых листьев, находящихся вблизи точки роста корневища. Взрослые листья у щитовника крупные, длинночерешковые, дважды перисторассеченные. На нижней стороне их можно видеть почковидные сорусы, в которых находятся спорангии со спорами. При помощи лупы с увеличением 20Х можно рассмотреть, что сорусы прикрыты покрывальцами.

Листья полностью формируются лишь на третий год, после чего осенью отмирают. На корневище остаются основания их черешков. От черно-бурого толстого корневища отходят придаточные корни.

2. Схематично зарисуйте общий вид папоротника.

3. Рассмотрите при малом увеличении микроскопа постоянный препарат поперечного среза листа щитовника с сорусом. Обратите внимание на листовую пластинку, отходящий от нее выступ – плаценту, несущую спорангии на ножках, и прикрывающее их покрывальце – индузий. Спорангии содержат одинаковые споры.

Пластинка листа состоит из однородных хлорофиллоносных клеток и листовых жилок – закрытых концентрических пучков. Сверху и снизу пластинка покрыта однослойным эпидермисом.

4. Схематично зарисуйте поперечный разрез листа с сорусом.

5. На том же препарате при большом увеличении рассмотрите один спорангий. Он чечевицеобразной формы, с однослойной стенкой. По ребру спорангия идет незамкнутое механическое кольцо из одного ряда клеток с подковообразно утолщенными стенками. Наружные тонкие стенки клеток кольца при созревании спор сжимаются, и стенка спорангия разрывается. Споры высыпаются.

6. Зарисуйте спорангий на ножке, механическое кольцо и споры.

7. Рассмотрите сначала невооруженным глазом в проходящем свете, а затем при малом увеличении микроскопа постоянный препарат заростка папоротника. Отметьте сердцевидную форму заростка, обратите внимание на то, что по краям он однослойный, около выемки – многослойный. Клетки заростка паренхимные, хлорофиллоносные. С нижней стороны от некоторых из них отходят ризоиды, всасывающие воду и минеральные вещества. Между ризоидами расположены антеридии, ближе к выемке – архегонии. Брюшко архегония (с яйцеклеткой) погружено в ткань заростка, а шейка слегка выступает над его поверхностью.

Клетки внутри шейки архегония в определенный момент ослизняются и выделяют яблочную кислоту. К этому времени антеридии обычно вскрываются, и из них выходят сперматозоиды. При наличии водной среды благодаря жгутикам они достигают архегония и, привлекаемые яблочной кислотой, проникают через шейку в брюшко. Один из сперматозоидов сливается с яйцеклеткой. Возникает диплоидная зигота. Из нее вырастает сначала зародыш спорофита, затем развивается взрослое растение, имеющее стебель, листья и придаточные корни.

8. Зарисуйте заросток, сделайте обозначения и вывод.

 

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 18

ГОЛОСЕМЕННЫЕ

 

Цель: на примере сосны обыкновенной познакомиться с характерными чертами морфологического строения и размножения голосеменных растений.

Материал и оборудование: двух-трехлетние пылящие ветки сосны, укороченные побеги с хвоей, молодые удлиненные побеги, мужские шишки, пыльца, женские шишки первого и второго года, зрелые шишки, семена сосны, коллекция шишек и гербарий других видов голосеменных, лупы препаровальные, препаровальные иголки, микроскопы.

Порядок работы

1. Внимательно рассмотрите на ветке сосны удлиненные и укороченные побеги.

2. Найдите на пылящей ветке сосны женские шишечки и мужские.

3. Зарисуйте пылящую ветку сосны, показав на ней расположение женских и мужских шишек.

4. Изучите и зарисуйте строение мужской шишки и пыльцы.

5. Зарисуйте женскую шишку и отдельно семенную чешую с обеих сторон. На одревесневшей семенной чешуе покажите расположение семян.

6. Просмотрите гербарный материал представителей голосеменных и коллекцию шишек, запишите их видовые названия на русском и латинском языках.

 

 

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 19

ДВУДОЛЬНЫЕ

Цель.Научиться определять растения семейств: розовые, капустные, бобовые.

Оборудование:гербарные экземпляры, цветки (спиртовой материал) и плоды шиповника, вишни, земляники, малины, яблони, дикой редьки (сурепки), пастушьей сумки, гороха посевного, клевера, цветок и плод гороха, одуванчика лекарственного, мать-и-мачехи, василька, соцветия одуванчика, подсолнечника, лупа, скальпель.

Порядок работы

1. Живое или гербарное растение с цветками и плодами изучают и описывают в следующем порядке:

а) продолжительность жизни – однолетнее, двулетнее, многолетнее; жизненная форма – трава, кустарник, дерево;

б) принадлежность к классу – однодольные, двудольные;

в) корневая система главного корня – смешанная, придаточная, стержневая, мочковатая;

г) стебель и побег: в поперечном сечении – круглый, сплюснутый, гранистый; выполненный (сердцевина заполнена паренхимой), полый; опушение (голый, опушенный, тип опушения); форма роста – прямостоячий, ползучий, приподнимающийся, вьющийся, лазающий; видоизменения побега – нет, есть, какие (надземные, подземные), название (колючка, корневище, столон, луковица и пр.);

д) лист: характер прикрепления к стеблю – сидячий, черешковый; листорасположение – спиральное, супротивное, мутовчатое, в виде розетки; прилистники – нет, есть, их форма; простой, сложный; форма листовой пластинки простого листа или форма листочка сложного; полное определение (для сложного) – парноперистый, тройчатый, непарноперистый; видоизменения – нет, есть (колючка, усик, чешуя и пр.);

е) расположение цветков на растении – одиночное, в соцветиях;

ж) тип соцветия – кисть, колос, корзинка, головка, зонтик, щиток, сложный колос, метелка, завиток, дихазий и т.д.;

з) симметрия цветка – актиноморфный, зигоморфный;

и) околоцветник – простой, двойной;

к) характеристика частей околоцветника: листочки, или доли, простого околоцветника – раздельные, спаянные, окрашенные, травянистые (т.е. зеленого цвета), число листочков; лепестки венчика двойного околоцветника – раздельные, спаянные, окраска, число; чашелистики чашечки двойного околоцветника – раздельные, спаянные, окраска, число, есть ли подчашие;

л) тычинки – свободные, сросшиеся, по величине – одинаковые, разные, число;

м) пестики – число пестиков, число столбиков каждого пестика, форма рыльца, положение завязи – верхняя, нижняя;

н) плод – простой, сложный, соплодие; сухой, сочный, односемянный, многосемянный, тип;

о) семя – форма, цвет, величина и т.д.;

п) формула цветка.

2. Сделайте морфологический анализ лапчатки гусиной. Возьмите целое (живое или гербарное) растение. Отметьте, что лапчатка гусиная – сухопутное, травянистое растение. Цветки одиночные, на длинных цветоножках, желтые. Цветки присутствуют, следовательно, лапчатка относится к отделу покрытосеменные. Обратите внимание на то, что надземные органы зеленой окраски, корневая система хорошо развита, следовательно, это растение не паразит. Листья лапчатки собраны в виде розетки, черешковые, с прилистниками, приросшими к черешку. Пластинка листа непарноперисторассеченная; число пар листочков – 6-9; между листочками по длине главной жилки расположены мелкие зеленые выросты. Лист описанной структуры называют прерывистоперистым. Обратите внимание на опушение листа: с нижней стороны он кажется белошелковистым. Цветоносные побеги тонкие, нитевидные, ползучие, в узлах укореняются.

3. Сделайте анализ цветка. Для этого воспользуйтесь препаровальной иглой, при необходимости – лупой. Рассмотрите цветок, убедитесь в том, что он актиноморфный, имеет двойной околоцветник, т.е. чашечку и венчик. Венчик состоит из пяти лепестков, не сросшихся между собой. Чашечка из пяти чашелистиков, имеет подчашие, образованное прилистниками чашелистиков. Подчашие иначе еще называют наружной чашечкой. Рассмотрите тычинки, отметьте, что их много (более 12), они не срослись между собой основаниями, следовательно, свободные. Переверните цветок цветоножкой вверх и еще раз рассматривают его со стороны чашечки: вокруг цветоножки видно блюдцевидной формы разросшееся цветоложе – гипантий. Лепестки, чашелистики и тычинки прикреплены к верхнему краю гипантия. В центре цветка рассмотрите пестики. Их также много (более 12), они свободны. В одном цветке присутствуют и тычинки, и пестики, следовательно, цветок обоеполый.

4. Сделайте анализ плодов. Из каждого пестика образуется орешек, в результате на цветоложе к моменту созревания их оказывается много (более 12). Плод, возникший в одном цветке из нескольких пестиков, называют сложным, или сборным. У лапчатки гусиной – это сложный орешек, или многоорешек. Характеристика цветка может быть представлена в виде обобщающей формулы:

*Ca5+5Co5AG

5. Определите предложенное растение.

6. Выпишите названия семейства и вида по латыни и по-русски. Зарисуйте чашечку с подчашием.

7. Опишите и определите самостоятельно по 2 вариантам растения (горох посевной и огурец посевной) по вышеуказанному плану.

8. Рассмотрите гербарный образец шиповника, отметьте особенности строения стебля. Рассмотрите листья и охарактеризуйте их: простые или сложные, расположение на стебле, тип жилкования, наличие прилистников.

9. Рассмотрите рисунок. Из каких частей состоит соцветие шиповника? Как называется плод шиповника?

10. Рассмотрите цветок шиповника и охарактеризуйте его. Какой у него околоцветник (простой или двойной)? Найдите чашечку, подсчитайте число чашелистиков, как называется такая чашечка? Найдите венчик. Подсчитайте число лепестков. Как называется такой венчик? Сколько тычинок и пестиков в цветке шиповника?

11. Скальпелем разрежьте цветок вдоль. Обратите внимание на форму цветоложа. Как располагаются части цветка на цветоложе?

12. Рассмотрите внешнее строение плода шиповника. Разрежьте плод и рассмотрите его внутреннее строение. Внутри сочного цветоложа найдите плоды-орешки. Как называется плод шиповника?

13. Зарисуйте цветок и плод шиповника. Рядом напишите формулу цветка.

14. Рассмотрите цветок вишни и охарактеризуйте его. Какой у него околоцветник (простой или двойной)? Найдите чашечку, подсчитайте число чашелистиков, как называется такая чашечка? Найдите венчик. Подсчитайте число лепестков. Как называется такой венчик? Сколько тычинок и пестиков в цветке вишни?

15. Скальпелем разрежьте цветок вдоль. Обратите внимание на форму цветоложа. Как располагаются части цветка на цветоложе?

16. Зарисуйте цветок вишни. Рядом напишите формулу цветка.

17. Рассмотрите на рисунке строение плодов вишни, земляники, малины, яблони. В чем их отличие от плодов шиповника?

18. Сделайте продольный разрез плодов вишни, земляники, малины и поперечный – яблони. Рассмотрите их внутреннее строение. Участвует ли в образовании этих плодов цветоложе? Как называются эти плоды?

19. Зарисуйте плоды вишни, земляники, малины, яблони. Подпишите их название.

20. Ответьте на вопросы: какое строение имеют цветки шиповника и вишни. В чем их отличие и сходство? Как называются плоды шиповника, вишни, малины, земляники, яблони? Перечислите общие признаки семейства розоцветных; сделайте вывод и запишите в тетрадь.

21. Рассмотрите рисунок редьки дикой. Из каких частей состоит ее цветок? Как называются плоды капустных? Охарактеризуйте их.

22. Рассмотрите гербарный образец дикой редьки. Отметьте особенности строения стебля, листьев (простые или сложные, жилкование, листорасположение, наличие или отсутствие прилистников).

23. Рассмотрите цветок дикой редьки и охарактеризуйте его. Какой у него околоцветник (простой или двойной)? Найдите чашечку, подсчитайте число чашелистиков, как называется такая чашечка? Найдите венчик. Подсчитайте число лепестков. Как называется такой венчик? Сколько тычинок и пестиков в цветке дикой редьки?

24. Рассмотрите внешнее строение плода дикой редьки. Раскройте плод и рассмотрите его внутреннее строение. Внутри находится перегородка, на которой располагаются семена. Как называется такой плод? Рассмотрите плоды пастушьей сумки. В чем сходство и различие плодов дикой редьки и пастушьей сумки?

25. Зарисуйте цветок дикой редьки и напишите формулу цветка. Зарисуйте плоды дикой редьки, сурепки и пастушьей сумки.

26. Ответьте на вопросы: какое строение имеет цветок дикой редьки? Как называются плоды капустных? Перечислите общие признаки семейства капустных; сделайте вывод и запишите в тетрадь.

27. Рассмотрите рисунок растения гороха. Из каких частей состоит его цветок? Как называется плод гороха? Охарактеризуйте его.

28. Рассмотрите гербарные образцы гороха посевного, клевера. Отметьте особенности строения стебля, листьев (простые или сложные, жилкование, листорасположение, наличие или отсутствие прилистников). Рассмотрите корневую систему. Найдите утолщения на корнях. Как они образовались? Какое значение имеют?

29. Рассмотрите цветок гороха посевного и охарактеризуйте его. Какой у него околоцветник (простой или двойной)? Найдите чашечку, подсчитайте число чашелистиков, как называется такая чашечка? Найдите венчик. Аккуратно выделите лепестки. Все ли они одинаковые? Как называются лепестки? Сколько тычинок и пестиков в цветке гороха посевного? Как располагаются тычинки?

30. Рассмотрите внешнее строение плода гороха. Раскройте плод и рассмотрите его внутреннее строение. Обратите внимание на расположение семян. Как называется такой плод?

31. Зарисуйте цветок гороха и напишите его формулу. Зарисуйте плод.

32. Ответьте на вопросы: какое строение имеет цветок гороха? Как называется плод бобовых? В чем его отличие от плода капустных? Перечислите общие признаки семейства бобовых; сделайте вывод.

33. Рассмотрите на рисунке схему строения соцветия корзинка, найдите в соцветии цветки разного типа. Какие типы цветков характерны для астровых? Как называется плод астровых?

34. Рассмотрите гербарные экземпляры одуванчика лекарственного, мать-и-мачехи, василька. Отметьте особенности листорасположения, строения стебля, листьев (простые или сложные, жилкование, наличие или отсутствие прилистников).

35. Рассмотрите корзинки одуванчика лекарственного, мать-и-мачехи, василька. Какие цветки расположены по краю соцветия, а какие в центре?

36. Рассмотрите соцветия одуванчика и охарактеризуйте его. Аккуратно выделите цветок из соцветия. Рассмотрите его под лупой. Найдите чашечку. Рассмотрите венчик. Из каких лепестков он состоит? Как называется такой цветок? Сколько тычинок и пестиков в цветке одуванчика? Обратите внимание, что пыльники тычинок срослись и образуют пыльниковую трубку. Над пыльниковой трубкой видны два рыльца пестика.

37. Рассмотрите соцветия подсолнечника. Обратите внимание на различие центральных и краевых цветков корзинки. Аккуратно выделите центральный цветок из соцветия. Рассмотрите его под лупой. Найдите чашечку. Рассмотрите венчик. Из скольких лепестков он состоит? Как называется такой цветок? Сколько тычинок и пестиков в цветке? Обратите внимание, что пыльники тычинок срослись и образуют пыльниковую трубку. Над пыльниковой трубкой видны два рыльца пестика. Выделите краевой цветок. Рассмотрите его под лупой. Из скольких лепестков он состоит? Как называется такой цветок? Какую функцию выполняют центральные и краевые цветки?

38. Рассмотрите внешнее строение плодов одуванчика и подсолнечника. Чем они отличаются? Раскройте плод подсолнечника и рассмотрите его внутреннее строение. Как называется такой плод? Как распространяются плоды одуванчика?

39. Зарисуйте схему соцветия одуванчика, язычковый цветок одуванчика, трубчатый и ложноязычковые цветки подсолнечника, плоды одуванчика и подсолнечника.

40. Сделайте вывод.

 

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 20

ОДНОДОЛЬНЫЕ

Цель:Научиться распознавать растения семейства лилейных, мятликовых.

 

Оборудование: гербарные экземпляры ландыша майского, тюльпана, цветки и плоды ландыша, цветки тюльпана (живой или спиртовой материал), скальпель; гербарные образцы растений с соцветием сложный колос – пшеница (род Triticum), рожь (р. Secale), пырей (р. Elytrigia); с агрегатным соцветием –овсяница (р. Festuca), мятлик (р. Poa), овес (р. Avena), полевица (р. Agrostis) и др.; с соцветием султан – тимофеевка (р. Phleum), лисохвост (р. Alopecurus) фиксированные в спирте или сухие соцветия этих растений. Сухие соцветия перед занятием надо размочить или распарить, положив в воду и нагрев ее до кипения

 

Порядок работы

1. Рассмотрите на рисунке цветок тюльпана. Найдите околоцветник, тычинки, пестик, подпишите их.

2. Рассмотрите гербарные образцы тюльпана и ландыша. Обратите внимание на подземные видоизмененные побеги. Как называются такие видоизмененные побеги? Отметьте особенности листорасположения, строения стебля, листьев (простые или сложные, жилкование, наличие или отсутствие прилистников).

3. Рассмотрите цветки ландыша и тюльпана. Какой у них околоцветник (простой или двойной)? Подсчитайте число листочков околоцветника. Срастаются ли листочки околоцветника у тюльпана и ландыша? В чем сходство, а в чем отличие в строении околоцветника ландыша и тюльпана? Сколько тычинок и пестиков в цветках ландыша и тюльпана?

4. Рассмотрите плоды ландыша и тюльпана. При помощи скальпеля разрежьте плоды и рассмотрите их внутреннее строение. Определите тип плодов.

5. Зарисуйте цветки ландыша и тюльпана. Напишите формулы цветков. Зарисуйте плоды. Подпишите их название.

6. Ответьте на вопросы:

1) Какое строение имеют цветки ландыша и тюльпана?

2) Как называются плоды ландыша и тюльпана?

3) Какие общие признаки характерны для растений семейства лилейных?

 

7. Определение родов мятликовых осуществляют на основании структуры соцветия, колоска, цветка. При этом обратите внимание на следующие признаки: тип соцветия; расположение колосков – поодиночке или группами; число, размер и форма колосковых чешуек; число жилок на колосковых чешуйках, наличие или отсутствие киля на них; число цветков в колоске; все ли цветки одинаковые – обоеполые, или есть однополые; форма наружной цветковой чешуйки, число жилок на ней; наличие или отсутствие киля и ости на наружной цветковой чешуйке, место прикрепления ости, ее форма; число тычинок. При определении видов помимо перечисленных признаков учитывают строение вегетативных органов.

8. Изучите несколько видов мятликовых из разных родов: пшеница, рожь, пырей, просо, овсяница, мятлик, овес, райграс, полевица, тимофеевка, лисохвост. Составьте их описание, руководствуясь общей схемой.

9. Зарисуйте лист, соцветие, колосок, цветок, колосковые и цветковые чешуйки каждого из рассмотренных растений.

10. Определите исследованные растения. (Для примера ниже дано описание райграса высокого).










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-31; просмотров: 322.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...