Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Справочные и информационные издания




1. Гревцов Ю.И., Козлихин И.Ю. Энциклопедия права. СПб: Издательство юридического факультета СПБГУ, 2008. 772 стр. ISBN: 978-5-9645-0079-7.

2. Законодательные дефиниции: энциклопедический словарь / под ред. И. В. Рукавишниковой, И. Г. Напалковой, Д. Е. Сухановой. М.: Норма, 2013. 672 с.

Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»

http://consultant.ru — Справочно-поисковая система «Консультант Плюс»

http://garant.ru — Справочно-поисковая система «Гарант»

http://www.minjust.ru — Министерство юстиции РФ

http://ks.rfnet.ru/ — Конституционный Суд РФ

http://www.supcourt.ru — Верховный Суд РФ

Тема 3. Правоотношение как реализация прав и обязанностей

          Цель занятия: формирование у обучающихся умений осуществлять свою профессиональную деятельность с учетом требований правовых норм, регулирующих различные виды правовых отношений; ориентироваться в системе законодательства и подзаконных нормативных правовых актов, регулирующих различные виды правовых отношений и находить нужную правовую информацию.  

          Форма проведения – Дискуссия по вопросам темы, Тренинг в формате составления схем и сравнительных таблиц, Метод анализа конкретной ситуации.

 

          Вопросы для обсуждения:

1. Понятие и признаки правоотношения как разновидности общественного отношения.

2. Состав правоотношения. Субъекты правового отношения, их виды. Индивидуальные и коллективные субъекты. Физические и юридические лица.

3. Понятие правосубъектности. Понятие правоспособности и дееспособности. 

4. Объекты правоотношений, их виды.

5. Правовое поведение как содержание правоотношения.

6. Правоотношение как реализация норм права. Виды реализации норм права.

7. Субъективные права и обязанности как форма правоотношений.

 

          Контрольные вопросы и задания:

  1. Классифицируйте разновидности субъектов правовых отношений (в виде таблицы), существующих в российской правовой системе.

 

2 Анализ проблемной ситуации:

  Суд нью-йоркского района Манхеттен отказался признать личностями двух шимпанзе. Две обезьяны, Геркулес и Лео, уже пять лет живут в научной лаборатории университета штата на Лонг-Айленде, где над ними проводят опыты. Организация защитников животных Nonhuman Rights («Права нечеловека»), требовала отпустить обезьян, признав их личностями, которые также имеют право на свободу на основании акта Habeas Corpus, гарантирующего защиту от произвольного и необоснованного лишения свободы. Но их требование не было удовлетворено. Судья Барбара Джаффе (Barbara Jaffe) пояснила, что по закону, животные считаются собственностью, а не личностями. У них нет никаких юридических прав, кроме тех которые защищают от физического насилия и жестокого обращения. А попытки адвокатов сравнить угнетение шимпанзе с проблемами коренных народов Америки судья назвала кощунственными.

Считаете ли вы данное решение суда справедливым? Что, по-вашему мнению, является определяющим признаком субъекта права?

 

3.Проанализируйте виды дееспособности лиц в российском гражданском праве (опираясь на положения Гражданского кодекса РФ) и заполните таблицу, указав элементы соответствующие конкретному виду:

Вид гражданско-правовой дееспособности Основание возникновения и прекращения Элементы данного вида дееспособности
     
     
     
     

 

Список источников и литературы:

Источники:

Основные

1. Ст. ст. 2,8,17,18,21,22,26-30,48,49,124, 128 ГК РФ.

2. Ст. ст.19-21 УК РФ.

Литература

Основная

1. Основы права: учебник для неюридических вузов и факультетов / под ред. В.Б. Исакова. М.: Норма: ИНФРА-М, 2017. 480 с. [Электронный ресурс http://znanium.com]

Справочные и информационные издания

1. Гревцов Ю.И., Козлихин И.Ю. Энциклопедия права. СПб: Издательство юридического факультета СПБГУ, 2008. 772 стр. ISBN: 978-5-9645-0079-7.

2. Законодательные дефиниции: энциклопедический словарь / под ред. И. В. Рукавишниковой, И. Г. Напалковой, Д. Е. Сухановой. М.: Норма, 2013. 672 с.

       

Тема 4. Права, свободы и обязанности как содержание правового статуса

          Цель занятия: формирование у обучающихся  знаний основных прав и обязанностей человека и гражданина, способности осуществлять свою профессиональную деятельность с учетом требований правовых норм о правах человека, а также толерантно воспринимать социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия на основе гуманистического понимания права и прав человека.

          Форма проведения – Дискуссия по вопросам темы, Анализ правовых актов, Тренинг в формате составления схем и сравнительных таблиц, Развернутая беседа с обсуждением доклада.

          Вопросы для обсуждения:

1. Позитивистский, естественноправовой и социологический подходы к объяснению прав человека. Понятие прав и свобод человека как сущности объективного права.

2. Принципы реализации прав человека. Непосредственное действие прав и свобод человека и гражданина. Принцип равноправия. Понятие дискриминации.

3. Классификация прав и свобод человека и гражданина. «Негативные», «активные» и «позитивные» права. Гражданские, политические, экономические, социальные, культурные. Поколения прав человека.

4. Международные стандарты прав человека.

5. Пределы прав человека. Правовые обязанности.

6. Понятие юридического статуса личности. Структура правового статуса. Виды юридического статуса личности.

Контрольные вопросы и задания:

1. Решение кейсов (анализ конкретной ситуации):

Суд в Израиле удовлетворил иск против страховой компании «Битуах Яшир», предложившей своим клиенткам бесплатную замену колеса, в то время как мужчины должны заплатить за эту услугу 80 шекелей. Представитель страховой компании в суде объяснил, что женщине самостоятельно трудно заменить колесо, и, скорее всего, ей для этого потребуется помощь, в то же время водители-мужчины легко справляются с этой работой самостоятельно. Судья Офер Гроскопф в своем решении отметил, что страховая компания ориентируется на устаревшие гендерные стереотипы и укрепляет их. «Снисходительное отношение к женщинам, которые не могут справиться с «мужской» работой, отдаляет общество от равенства полов и не позволяет нам добиться настоящего равенства», – говорится в решении суда.

Оцените данное решение суда с точки зрения основных принципов права. Каким образом данное дело было бы решено Вами?

 

2. Изучите главу 2 Конституции РФ и классифицируйте указанные в ней права человека и гражданина по следующим группам и определите, к какому поколению прав человека относится то иное право или свобода:

«Негативные права» «Активные права» «Позитивные права»
     

Список источников и литературы:

Источники:

Основные

  1. Ст. ст. 6, 7, 60-64 Конституции РФ.
  2. Ст.ст.11-13, ст.19-21 УК РФ.
  3. Ст.1, 2, 8,17,18,21,22,26-30,48,49,124,128 ГК РФ.
  4. Европейская Конвенция о защите прав человека и основных свобод (Рим, 4 ноября 1950 г.) // Собрание законодательства РФ. 2001. № 2. Ст. 163

Литература

Основная

  1. Основы права: учебник для неюридических вузов и факультетов / под ред. В.Б. Исакова. М.: Норма: ИНФРА-М, 2017. 480 с. [Электронный ресурс http://znanium.com]

Дополнительная

1. Права человека: учебник / отв. ред. Е. А. Лукашева. 3-е изд. М.: Норма, 2015. 512 с.

2. Глухарева Л.И. Права человека в современном мире (социально-философские основы и государственно-правовое регулирование). М.: Юристъ, 2003.

3.  Витрук Н.В. Общая теория правового положения личности: монография. М., 2008. 448 с.

4.    Конституционные права и свободы человека и гражданина в Российской Федерации: учебник / под ред. О.И.Тиунова. М.: Норма, 2005.

5. Четвернин В.А. Проблемы теории права для особо одаренных студентов. М., 2010. [Электронный ресурс http://teoria-prava.hse.ru/library/59-books/134-chetvernin-law-for-gifted-students]










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-31; просмотров: 426.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...