Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Глава 34. ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОХРАНОЙ ТРУДА




ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части совершенствования механизмов профилактики производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права)

Статья 1

 

Внести в Федеральный закон от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, № 14, ст. 1650; 2003, № 2, ст. 167; 2004, № 35,
ст. 3607; 2005, № 19, ст. 1752; 2007, № 49, ст. 6070; 2008, № 29, ст. 3418; 2009, № 1, ст. 17; 2011, № 1, ст. 6; № 30, ст. 4590, 4596; № 50, ст. 7359; 2012, № 26, ст. 3446; 2013, № 27, ст. 3477; № 30, ст. 4079; 2015, № 29, ст. 4339) следующие изменения:

1) в абзаце четвертом статьи 1 слово «труда,» исключить;

2) абзац пятый статьи 11 изложить в редакции:

«осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции, а также при выполнении работ и оказании услуг до принятия соответствующих технических регламентов, устанавливающих требования безопасности в данной сфере;»;

3) в статье 24:

а) в наименовании слово «производственных,» исключить;

б) в части 1 слова «производственных,» и «труда,» исключить;

в) в части 2 слова «цехов, участков,» исключить;

4) статью 25 изложить в следующей редакции:

«Статья 25. Санитарно-эпидемиологические требования к обеспечению безопасных для человека условий труда

1. При эксплуатации производственных помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта должны осуществляться санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия и обеспечиваться безопасные для человека условия труда.

2. Санитарно-эпидемиологические требования к обеспечению безопасных для человека условий труда устанавливаются санитарными правилами, содержащими государственные нормативные требования охраны труда.

3. Санитарные правила, содержащие государственные нормативные требования охраны труда, издаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

4. При невозможности с учетом современного технического уровня производства и организации труда обеспечить в ходе эксплуатации производственных помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта безопасные для человека условия труда, индивидуальные предприниматели и юридические лица обязаны обеспечить соответствующий уровень защиты работников посредством использования средств индивидуальной и коллективной защиты, защиты временем.»;

5) в статье 27:

а) части 1 и 3 признать утратившими силу;

б) часть 2 изложить в следующей редакции:

«2. Критерии безопасности работы с источниками физических факторов, в том числе предельно допустимые уровни воздействия, могут устанавливаться санитарными правилами.»;

6) в статье 32:

а) в части 1 слова «, а также условиями труда» исключить;

б) часть 2 после слов «производственный контроль» дополнить словами «(за исключением производственного контроля за условиями труда)», слова «, а также стандартами безопасности труда» исключить;

в) дополнить частью 21 следующего содержания:

«21. Производственный контроль за условиями труда осуществляется в отношении рабочих мест, условия труда на которых в соответствии с законодательством о специальной оценке условий труда отнесены к вредным условиям труда. Порядок осуществления такого производственного контроля, формы и периодичность его проведения, а также порядок учета при осуществлении данного производственного контроля результатов специальной оценки условий труда устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.»;

7) в части 1 статьи 34 слова «и профессиональных заболеваний» исключить;

8) в части 4 статьи 39 слова «правила охраны труда,» исключить;

9) в абзацах третьем и четвертом части 2 статьи 46 слова «условиями труда» заменить словами «производственными факторами»;

10) в абзаце втором части 2 статьи 51 слова «правил охраны труда,» исключить.


Статья 2

 

Внести в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, № 1, ст. 1; 2010, № 1, ст. 1; 2013, № 52, ст. 6986; 2014, № 42, ст. 5615; 2015, № 29,
ст. 4359) следующие изменения:

1) абзац второй части 1 статьи 14.54 после слова «влечет» дополнить словами «предупреждение или»;

2) в пункте 16 части 2 статьи 28.3 слова «статьей 19.6» заменить словами «статьями 19.6, 19.7».


Статья 3

 

Внести в Трудовой кодекс Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, № 1, ст. 3; № 30, ст. 3014, 3033; 2003, № 27, ст. 2700; 2004, № 18, ст. 1690; № 35, ст. 3607; 2005, № 1, ст. 27; № 13, ст.1209; № 19, ст. 1752; 2006, № 27, ст. 2878; № 41, ст. 4285; № 52, ст. 5498; 2007, № 1, ст. 34; № 17, ст. 1930; № 30, ст. 3808; № 41, ст. 4844; № 43, ст. 5084; № 49, ст. 6070; 2008, № 9, ст. 812;
№ 30, ст. 3613, 3616; № 52, ст. 6235, 6236; 2009, № 1, ст. 17, 21, № 19, ст. 2270; № 29, ст. 3604; № 30, ст. 3732, 3739; № 46, ст. 5419; № 48, ст. 5717; № 50, ст. 6146; 2010, № 31, ст. 4196; № 52, ст. 7002; 2011, № 1, ст. 49; № 25, ст. 3539; № 27, ст. 3880;
№ 30, ст. 4586, 4590, 4591, 4596; № 45, ст. 6333, 6335; № 48, ст. 6730, 6735; № 49,
ст. 7015, 7031; № 50, ст. 7359; 2012, № 10, ст. 1164; № 14, ст. 1553; № 18, ст. 2127;
№ 31, ст. 4325; № 47, ст. 6399; № 50, ст. 6954, 6957, 6959; № 53, ст. 7605; 2013, № 14, ст. 1666, 1668; № 19, ст. 2322, 2326, 2329; № 23, ст. 2866, 2883; № 27, ст. 3449, 3454, 3477; № 30, ст. 4037; № 48, ст. 6165; № 52, ст. 6986; 2014, № 14, ст. 1542, 1547, 1548; № 19, ст. 2321; № 23, ст. 2930; № 26, ст. 3405; № 30, ст. 4217; № 45, ст. 6143; № 48, ст. 6639; № 49, ст. 6918; № 52, ст. 7543, 7554; 2015, № 14, ст. 2022; 2015, № 1, ст. 10, 42, 72; № 14, 2022; № 18, ст. 2625) следующие изменения:

1) дополнить статью 2 абзацами двадцать первым и двадцать вторым следующего содержания:

«приоритет профилактики производственного травматизма и профессиональной заболеваемости;

обеспечение допустимого уровня профессиональных рисков с учетом современного технического уровня производства и организации труда.»;

2) часть 1 статьи 6 дополнить абзацем следующего содержания:

«порядок осуществления внутреннего контроля (самоконтроля) соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и результатов его применения.»;

3) абзац четырнадцатый части 1 статьи 21 изложить в следующей редакции:

«компенсацию вреда, причиненного ему в связи с исполнением им трудовых обязанностей или выполнении какой-либо работы по поручению работодателя (его представителя), а также при осуществлении иных правомерных действий, обусловленных трудовыми отношениями с работодателем либо совершаемым в его интересах, включая компенсацию морального вреда, в порядке и на условиях, установленных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;»;

4) в статье 22:

а) абзац пятый части 1 после слов «трудового распорядка» дополнить словами «, требований охраны труда»;

б) часть 1 дополнить абзацами следующего содержания:

«проводить внутренний контроль (самоконтроль) соблюдения требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в порядке, который установлен настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;

обращаться в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, с заявлением о проведении в отношении себя внеплановой проверки;»;

в) абзац четвертый части 2 изложить в следующей редакции:

«обеспечивать безопасные условия и охрану труда;»;

г) абзац одиннадцатый части 2 после слова «предписания» дополнить словами «и иные акты»;

д) в абзаце шестнадцатом части 2 слово «возмещать» заменить словом «компенсировать»;

5) в части 2 статьи 57:

а) в абзаце третьем слова «компенсаций и льгот» заменить словами «гарантий и компенсаций»;

б) абзац седьмой изложить в следующей редакции:

«установленные в соответствии с настоящим Кодексом, коллективным договором, соглашением или иным локальным нормативным актом гарантии за работу с вредными условиями труда, если работник принимается на работу в соответствующих условиях, с указанием характеристик условий труда на рабочем месте, подтвержденных результатами специальной оценки условий труда;»;

6) абзац третий части 1 статьи 76 изложить в следующей редакции:

«не прошедшего подготовку по охране труда в порядке, установленном настоящим Кодексом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;»;

7) подпункт «д» пункта 6 части 1 статьи 81 изложить в следующей редакции:

«д) нарушения работником требований охраны труда, если это нарушение повлекло за собой тяжкие последствия (повреждение здоровья работников, авария, катастрофа), причинение работодателю прямого действительного ущерба либо заведомо создавало реальную угрозу наступления таких последствий;»;

8) в абзаце пятом части 1 статьи 92 слова «или опасным условиям труда» исключить;

9) в частях 2 и 3 статьи 94 слова «и (или) опасными» исключить;

10) в частях 1 и 2 статьи 104 слова «и (или) опасными» исключить;

11) в части 1 статьи 116 слова «и (или) опасными» исключить;

12) в статье 117:

а) в наименовании слова «и (или) опасными» исключить;

б) в части 1 слова «либо опасным условиям труда» исключить;

13) в части 3 статьи 121 слова «и (или) опасными» исключить;

14) в части 4 статьи 124 слова «и (или) опасными» исключить;

15) в части 3 статьи 125 слова «и (или) опасными» исключить;

16) в части 3 статьи 126 слова «и (или) опасными» исключить;

17) часть 1 статьи 157 после слов «заработной платы работника» дополнить словами «, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом»;

18) дополнить главу 28 статьей 183.1 следующего содержания:

 «Статья 183.1 Гарантии работникам в связи с работой во вредных условиях труда

Работникам, занятым на работах с вредными условиями труда, неустранимыми при современном техническом уровне производства и организации труда, предоставляются гарантии.

Работникам, занятым на работах с вредными условиями труда, могут устанавливаться следующие гарантии:

сокращенная продолжительность рабочего времени;

дополнительный оплачиваемый ежегодный отпуск;

предварительные (при поступлении на работу), периодические (в течение трудовой деятельности) и внеочередные медицинские осмотры за счет средств работодателя;

предоставление за счет средств работодателя средств индивидуальной защиты;

предоставление за счет средств работодателя молока и лечебно-профилактического питания;

досрочное назначение страховой пенсии по старости;

другие гарантии, установленные федеральными законами и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Виды, минимальные размеры, условия и порядок предоставления указанных в настоящей статье гарантий, устанавливаются настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Повышенные или дополнительные гарантии работникам, занятым на работах с вредными условиями труда, могут устанавливаться коллективным договором, локальным нормативным актом с учетом финансово-экономического положения работодателя.

Гарантии конкретным работникам, занятым на работах с вредными условиями труда, и их размеры устанавливаются локальным нормативным актом работодателя с учетом результатов проведенной специальной оценки условий труда.

В случае обеспечения на рабочих местах оптимальных либо допустимых условий труда, подтвержденных результатами специальной оценки условий труда или заключением государственной экспертизы условий труда, предусмотренные настоящим Кодексом гарантии работникам за работу во вредных условиях труда не устанавливаются.»;

19) статью 185 изложить в следующей редакции:

«Статья 185. Гарантии работникам, направляемым на медицинский осмотр и психиатрическое освидетельствование

На время прохождения медицинского осмотра и психиатрического освидетельствования за работниками, обязанными в соответствии с настоящим Кодексом проходить такие осмотры и освидетельствования, сохраняется средний заработок по месту работы.»;

20) в части 2 статья 186 слова «и (или) опасными» исключить;

21) раздел X изложить в новой редакции:

«Раздел X. ОХРАНА ТРУДА





Глава 33. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 209. Основные понятия

Охрана труда – система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия.

Условия труда – совокупность факторов производственной среды и трудового процесса, оказывающих влияние на работоспособность и здоровье работника.

Вредный производственный фактор – фактор производственной среды или трудового процесса, превышение установленного норматива уровня воздействия которого может привести к заболеванию работника.

Опасный производственный фактор – фактор производственной среды или трудового процесса, превышение установленного норматива уровня воздействия которого может привести к травме или смерти работника.

Угроза жизни и здоровью в сфере труда – совокупность факторов и условий, представляющих опасность жизни и здоровью работника.

Безопасные условия труда – условия труда, при которых воздействие на работающих вредных и (или) опасных производственных факторов исключено либо уровни их воздействия не превышают установленных нормативов, а уровень профессионального риска не превышает допустимого. Безопасные условия труда исключают возможность возникновения профессионального заболевания.

Рабочее место – место, где работник должен находиться или куда ему необходимо прибыть в связи с его работой и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя.

Средства индивидуальной защиты работников – технические средства, используемые для предотвращения или уменьшения воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов, а также для защиты от загрязнения одного работника, функционально связанные с его организмом.

Средства коллективной защиты работников – технические средства, используемые для предотвращения или уменьшения воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов, а также для защиты от загрязнения в целом на территории производственных объекта, помещения (здания), площадки или зоны, конструктивно и функционально с ними связанные.

Система управления охраной труда – комплекс взаимосвязанных и взаимодействующих между собой элементов, устанавливающих политику и цели в области охраны труда у конкретного работодателя и процедуры по достижению этих целей. Типовое положение о системе управления охраной труда утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

Производственная деятельность – совокупность действий работников с применением средств труда, необходимых для превращения ресурсов в готовую продукцию, включающих в себя производство и переработку различных видов сырья, строительство, оказание различных видов услуг.

Требования охраны труда – государственные нормативные требования охраны труда, в том числе стандарты безопасности труда, а также требования охраны труда, установленные правилами и инструкциями по охране труда.

Государственная экспертиза условий труда – оценка соответствия объекта экспертизы государственным нормативным требованиям охраны труда.

Стандарты безопасности труда – правила, процедуры, критерии и нормативы, направленные на сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности и регламентирующие осуществление социально-экономических, организационно-технических, санитарно-гигиенических, лечебно-профилактических, реабилитационных мер в области охраны труда.

Профессиональный риск – вероятность причинения вреда здоровью работника в результате воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов при исполнении им под воздействием условий труда в ходе осуществления им производственной деятельности по трудовому договору или в иных случаях, установленных настоящим Кодексом, другими федеральными законами, в совокупности с тяжестью такого вреда.

Управление профессиональными рисками – комплекс взаимосвязанных мероприятий, являющихся элементами системы управления охраной труда и включающих в себя меры по выявлению, оценке и снижению уровней профессиональных рисков.

 

Статья 209.1. Основные принципы обеспечения безопасности работников

Основными принципами обеспечения безопасности работников являются:

соблюдение прав граждан на безопасные условия труда;

приоритет сохранения жизни и здоровья человека в процессе трудовой деятельности;

приоритет профилактики производственного травматизма и профессиональной заболеваемости;

сведение к минимуму, насколько это практически осуществимо, профессиональных рисков;

содействие общественному контролю за соблюдением прав и законных интересов работников в области безопасности и гигиены труда;

защита законных интересов работников, пострадавших от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также членов их семей на основе обязательного социального страхования работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

 

Статья 210. Основные направления государственной политики в области охраны труда

Основными направлениями государственной политики в области охраны труда являются:

обеспечение приоритета сохранения жизни и здоровья работников;

создание условий, обеспечивающих формирование здорового образа жизни работников;

принятие и реализация федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации в области охраны труда, в том числе содержащие государственные нормативные требования охраны труда;

принятие и реализация государственных программ Российской Федерации и государственных программ субъектов Российской Федерации по улучшению условий и охраны труда;

федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, включающий в себя проведение проверок соблюдения государственных нормативных требований охраны труда;

государственная экспертиза условий труда;

содействие общественному контролю за соблюдением прав и законных интересов работников в области охраны труда;

профилактика производственного травматизма и профессиональных заболеваний;

расследование и учет повреждений здоровья работников, свя­занных с исполнением трудовых обязанностей;

защита законных интересов работников, пострадавших от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также членов их семей на основе обязательного социального страхования работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

установление гарантий за работу с вредными условиями труда;

координация деятельности в области охраны труда, охраны окружающей среды и других видов экономической и социальной деятельности;

распространение передового отечественного и зарубежного опыта работы по улучшению условий и охраны труда;

участие государства в финансировании мероприятий по охране труда;

обеспечение высокого уровня знаний, умений и навыков специалистов по охране труда и их своевременного обновления;

организация мониторинга состояния условий труда и государственной статистической отчетности об условиях труда, а также о производственном травматизме, профессиональной заболеваемости и об их материальных последствиях;

обеспечение функционирования единой информационной системы охраны труда;

международное сотрудничество в области охраны труда;

проведение эффективной денежно-кредитной и налоговой политики, стимулирующей создание безопасных условий труда, разработку и внедрение безопасных техники и технологий, производство средств индивидуальной и коллективной защиты работников;

установление порядка обеспечения работников средствами индивидуальной и коллективной защиты, а также санитарно-бытовыми помещениями и устройствами, лечебно-профилактическими средствами за счет средств работодателей.

Реализация основных направлений государственной политики в области охраны труда обеспечивается согласованными действиями органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, работодателей, объединений работодателей, а также профессиональных союзов, их объединений и иных уполномоченных работниками представительных органов по вопросам охраны труда.

 

Глава 34. ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОХРАНОЙ ТРУДА

Статья 211.Государственное управление охраной труда

Государственное управление в области охраны труда осуществляется Правительством Российской Федерации непосредственно или по его поручению федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, а также другими федеральными органами исполнительной власти в пределах их полномочий.

Государственное управление в области охраны труда на территориях субъектов Российской Федерации осуществляется федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда в пределах их полномочий.

Отдельные полномочия по государственному управлению в области охраны труда на территории субъекта Российской Федерации могут быть переданы органам местного самоуправления в порядке и на условиях, которые определяются федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

 

Статья 211.1. Полномочия федеральных органов государственной власти в области охраны труда

В целях государственного управления в области охраны труда уполномоченные Правительством Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти:

обеспечивают разработку нормативных правовых актов, определяющих основы государственного управления в области охраны труда;

разрабатывают государственные программы, мероприятия которых направлены на улучшение условий и охраны труда, и обеспечивают контроль за их выполнением;

утверждают типовые формы документов стратегического планирования субъектов Российской Федерации, мероприятия которых направлены на улучшение условий и охраны труда, и показатели их эффективности;

устанавливают порядок организации и проведения подготовки по охране труда;

устанавливают порядок осуществления государственной экспертизы условий труда;

устанавливают порядок проведения специальной оценки условий труда;

разрабатывают меры стимулирования деятельности работодателей к улучшению условий труда работников;

определяют перечень и формы информационных материалов, рекомендуемых для размещения работодателями в целях информирования работников об их трудовых правах, включая право на безопасные условия труда;

обеспечивают взаимодействие федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, объединений работодателей, профессиональных союзов и их объединений по вопросам реализации государственной политики в области охраны труда;

координируют проведение научно-исследовательских работ в области охраны труда и обеспечивают распространение передового отечественного и зарубежного опыта работы по улучшению условий и охраны труда;

организуют международное сотрудничество в области охраны труда;

исполняют иные полномочия в сфере государственного управления в области охраны труда в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

 

Статья 211.2. Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда

В целях государственного управления в области охраны труда органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда:

обеспечивают реализацию на территории субъекта Российской Федерации государственной политики в области охраны труда;

разрабатывают и утверждают государственные программы субъектов Российской Федерации, мероприятия которых направлены на улучшение условий и охраны труда, обеспечивают контроль за их выполнением и достижение показателей их эффективности;

координируют проведение на территории субъекта Российской Федерации в установленном порядке подготовки по охране труда;

осуществляют на территории субъекта Российской Федерации в установленном порядке государственную экспертизу условий труда;

организуют и проводят мониторинг состояния условий и охраны труда у работодателей, осуществляющих деятельность на территории субъекта Российской Федерации;

исполняют иные полномочия в сфере государственного управления в области охраны труда, не отнесенные к полномочиям федеральных органов исполнительной власти, в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

 

Статья 212. Государственные нормативные требования охраны труда

Государственными нормативными требованиями охраны труда, содержащимися в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации и законах и иных нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации, устанавливаются обязательные правила, процедуры, критерии и нормативы, направленные на сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности.

Государственные нормативные требования охраны труда обязательны для исполнения юридическими и физическими лицами при осуществлении ими любых видов деятельности, в том числе при проектировании, строительстве (реконструкции) и эксплуатации объектов, конструировании машин, механизмов и другого оборудования, разработке технологических процессов, организации производства и труда.

 

Статья 213. Подзаконные нормативные правовые акты, содержащие государственные нормативные требования охраны труда

К подзаконным нормативным правовым актам, содержащим государственные нормативные требования охраны труда (далее - акты, содержащие требования охраны труда), относятся:

стандарты безопасности труда;

правила по охране труда;

государственные санитарно-эпидемиологические правила и гигиенические нормативы, устанавливающие требования и нормативы факторов производственной среды и трудового процесса;

правила устройства и безопасной эксплуатации оборудования, правила безопасности (пожарной, ядерной, радиационной, лазерной, биологической, взрыво- и электробезопасности), устанавливающие требования к работникам (обслуживающему персоналу) по обеспечению безопасного производства работ.

Акты, содержащие требования охраны труда, разрабатываются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, другими федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности, иными органами и организациями.

Акты, содержащие требования охраны труда, за исключением государственных санитарно-эпидемиологических правил и гигиенических нормативов, правил устройства и безопасной эксплуатации оборудования, правил безопасности (пожарной, ядерной, радиационной, лазерной, биологической, взрыво- и электробезопасности), издаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

Акты, содержащие требования охраны труда и являющиеся государственными санитарно-эпидемиологическими правилами и гигиеническими нормативами, правилами устройства и безопасной эксплуатации оборудования, правилами безопасности (пожарной, ядерной, радиационной, лазерной, биологической, взрыво- и электробезопасности), издаются федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в соответствующей сфере деятельности по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

Внесение изменений в акты, содержащие требования охраны труда, осуществляется в порядке, установленном для их издания:

при изменении трудового законодательства;

по результатам комплексных исследований состояния и причин производственного травматизма и профессиональных заболеваний;

по результатам изучения российского и международного опыта работы по улучшению условий труда, снижению уровней профессиональных рисков;

на основании анализа результатов специальной оценки условий труда, результатов внедрения наилучших доступных технологий;

по предложениям федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, общероссийских объединений профсоюзов, общероссийских объединений работодателей, в том числе о гармонизации актов, содержащих требования охраны труда, с нормами международного права в области охраны труда.

 

Статья 214.Государственная экспертиза условий труда

Государственная экспертиза условий труда осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на проведение федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере труда.

Государственная экспертиза условий труда осуществляется в целях оценки:

качества проведения специальной оценки условий труда;

правильности предоставления работникам гарантий за работу с вредными условиями труда;

фактических условий труда работников.

Государственная экспертиза условий труда осуществляется на основании определений судебных органов, обращений органов исполнительной власти, работодателей, объединений работодателей, работников, профессиональных союзов, их объединений, иных уполномоченных работниками представительных органов, государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, страховщиков.

Лица, осуществляющие государственную экспертизу условий труда, имеют право:

в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, беспрепятственно при наличии удостоверения установленного образца посещать для осуществления экспертизы любых работодателей (организации независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, а также работодателей - физических лиц);

запрашивать и безвозмездно получать необходимые для осуществления экспертизы документы и другие материалы;

проводить соответствующие наблюдения, измерения и расчеты с привлечением в случае необходимости испытательных лабораторий (центров), аккредитованных в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации.

Если документацияи материалы для проведения государственной экспертизы условий труда не были представлены лицами, имеющими право на обращение с заявлением о проведении государственной экспертизы условий труда, органы, уполномоченные на проведение государственной экспертизы условий труда, самостоятельно запрашивают указанные документацию и материалы в органах и организациях, в отношении которых проводится государственная экспертиза условий труда, а также в органах, предоставляющих государственные услуги, иных государственных органах, органах местного самоуправления и подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях, если указанные документация и материалы находятся в распоряжении таких органов либо организаций в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами.

Лица, осуществляющие государственную экспертизу условий труда, обязаны:

составлять по результатам экспертизы заключения о соответствии (несоответствии) условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда и направлять указанные заключения в суд, органы исполнительной власти, работодателям, в объединения работодателей, работникам, в профессиональные союзы, их объединения, иные уполномоченные работниками представительные органы, органы Фонда социального страхования Российской Федерации;

обеспечивать объективность и обоснованность выводов, изложенных в заключениях;

обеспечивать сохранность документов и других материалов, полученных для осуществления экспертизы, и конфиденциальность содержащихся в них сведений;

на постоянной основе совершенствовать свои профессиональные знания и умения.

Методические рекомендации по организации и проведению государственной экспертизы условий труда, а также типовые формы документов, необходимые для проведения государственной экспертизы условий труда, утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.

 

Статья 215. Соответствие производственных объектов и средств производства государственным нормативным требованиям охраны труда

Проекты строительства и реконструкции производственных объектов, машин, механизмов и другого производственного оборудования, технологических процессов должны соответствовать государственным нормативным требованиям охраны труда. Машины, механизмы и другое производственное оборудование, транспортные средства, технологические процессы, материалы и химические вещества, средства индивидуальной и коллективной защиты работников, в том числе иностранного производства, должны проходить подтверждение соответствия государственным нормативным требованиям охраны труда и иметь декларацию о соответствии и (или) сертификат соответствия.

Оценка соответствия проектов строительства, реконструкции производственных объектов требованиям охраны труда осуществляется путем проведения экспертизы проектной документации и осуществления государственного строительного надзора в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности.

Новые или реконструируемые производственные объекты не могут быть приняты в эксплуатацию без заключений соответствующих федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственный контроль (надзор) в установленной сфере деятельности.

В производстве запрещается применение вредных или опасных веществ, материалов, продукции, товаров, токсикологическая (санитарно-гигиеническая, медико-биологическая) оценка которых не проводилась.

В случае использования новых или не применявшихся у работодателя ранее вредных или опасных веществ он обязан до начала использования указанных веществ разработать меры по сохранению жизни и здоровья работников.

Требования к измерениям, относящимся к сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений при выполнении работ по обеспечению безопасных условий и охраны труда, а также к средствам измерений, применяемым для указанных измерений, устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений и законодательством Российской Федерации о техническом регулировании.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-31; просмотров: 120.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...