Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Шаговпостижениясовременногоискусства
ПедагогическиепринципыКазимираМалевича, которыепомогутпонятьипроститьсовременноеискусство
Повоспоминаниямсовременников, КазимируМалевичудостаточнобылочасвестилекциюпереднеподготовленнойаудиторией, чтобыпревратитьслушателейизскептиковвутвердителейновогоискусства. Иэтопритом, чтомалоктоизучениковпонималвсевыдуманныеиливычитанныетермины, которыеонтаклюбилиспользоватьвсвоейречи. Теоретическаяипедагогическаядеятельностьавангардистасвязанасчетырьмяучреждениями: Витебскоенародноехудожественноеучилище (ВНХУ), Государственныйинститутхудожественнойкультуры (ГИнХуК), Государственныйинститутисторииискусств (ГИИИ) иКиевскийхудожественныйинститут. ВпервыеначавпроводитьлекциивВитебскев 1919 году, Малевичнанескольколетпочтиполностьюперестаетписатькартины, привлекаявсвоюстудиювсебольшеучениковипубликуяодинтрактатзадругим. Сперифериионвозвращаетсяужевкачествеокруженногопоследователямипрофессораив 1923 годуполучаетдолжностьзаведующегопетроградскимМузеемхудожественнойкультуры. МузейподруководствомМалевичасменяетнаправлениедеятельностисвыставочнойнанаучно-исследовательскуюименяетназваниенаИнститутхудожественнойкультуры. В 1926 годуГИнХуКзакрывается, аегосотрудникиоказываютсяпереведенывГИИИ. ТамМалевичзадерживаетсянедолгоименьшечемчерездвагодасменяетфокусснаучнойдеятельностивновьнапедагогическую, уехаввКиев. ИзКиевскогохудожественногоинститутаегоувольняютв 1930 годукакбеспартийного.
Ниже—девятьпедагогическихпринциповМалевича.
1. Искусствонесовместимосэстетикой «Конечно... можнолюбитьиперсиянку, икитаянку, иегиптянкувихживописноминатуральномизображении, ноприходитсясчитатьсяисдругимиявленияминовойфазылогикиискусства, котороевышлоизорбитыРембрандт—СезанниАфродита—Магдалина... КакЭдисоннеможетвозвратитьсякпервобытнойтехникеизображения, такиновоеискусствонеможетприйтикРубенсу, РембрандтуиСезанну. <...>Придетсямассамвсежеразбиратьсявнем, какастрономусновымявлениемвастрономическомпространстве, иучитьсяоперироватьболеесложнымичислами, нежеличислопальцевнарукахиногах». Главнаязаслугасупрематизма—удалениеметафорыизживописи. Теперьхудожникуженеизображаетто, чтонаходитсявнеплоскостикартины. Означаемоеиозначающеевстречаютсянаотсутствующемгоризонте. Имногихпугаетирасстраиваетименното, чтовслучаессупрематизмомвообщеи«Чернымквадратом»вчастностизрительупираетсявфигуру, нарисованнуюнахолсте, иникудадальшепродвинутьсянеможет. Ахочется—поинерции.
Каждоепроизведениеискусствасамодостаточноисвободноотэстетическихнорм. Вотглавныйурок, которыйможноизэтоговынести. Эстетическийподходксозданиюобразов—повторениеиварьированиеформ, такилииначеужеусвоенныхобществом. Художественный—работазапределамиобщепринятогоканона. Малевичпровозглашаетполныйотказотэстетического. Малевичнежалуеттех, ктоочарованкрасотамипредметногопрошлого: аргументы«этонеизящно»и«такоенастенуниктонеповесит»неработают. 2. Искусстворазвиваетсяподобнонаукеитехнике «Еслихудожник-дикарьизображалдеревоистаралсяподойтикегосовершеннойкопии, тотехниксрубалегоитворилизнегостул, лавку, строилдом. Вискусствеизобразительномнужнобылоследоватьподобнотехнике, тогдамыизбеглибыподражанияинебылобыискусстваподражания, абылобыискусствотворчества». КазимирМалевич. «Путьискусствабезтворчества». «Анархия». № 72, 1918 год Последовательноесоотнесениеисторииискусстваснеотвратимолинейнымразвитиемтехнологийформируетистратегиюхудожественногообразования: «нашиучилищадляновыхтечений, ибовнихнашаюность, мынеучимсяездитьнаримскихколесницах, ибоунасюныеаэропланыимоторы».
Насменуживописцу-эстетуприходитживописец-ученый. Чтобыполучитьудовольствиеотвыставкисовременногоискусства, ненужноунаследоватьутонченныйвкусотбабушки-поэтессы. Нонеобходимовладетьсоответствующимтерминологическимаппаратомибытьзнакомымсметодамисовременныххудожников. ПодобнотомукакотстатьипробозонХиггсаможнополучитьудовольствие, хотядляэтогоипонадобитсянекотораяэрудированностьиусидчивость.
3. Искусствотребуетзнанияистории
«Потребуетсяразобратьсявдвухнаправленияхискусстваивпятнадцатинынесуществующихизмахилитечениях, иботолькопослеуяснениясебевсегоисторическогоопытаихразвитияиотношениякмирумыможемправильнопостроитьдействительноновуюакадемиюхудожеств». КазимирМалевич. ДокладвсекцииИЗОСорабиса (Профессиональногосоюзаработниковискусства), 1928 год ВсвоемпреподнесенииисторииживописиМалевич, можносказать, занимаетсядеконструкциейстарыхметодовизображенияреальности. Своимученикамонпоказывал, каквтомилииномнаправлениисоздаетсяэстетическоепереживание. Акогдаустройство, кпримеру, импрессионизмаилипримитивизмастановитсяпонятнымиосвоеннымподобноремеслу, топреждепривлекавшаяэстетикапревращаетсявочто-товродебородатогоанекдота. ИсториюживописипоМалевичуследуетпониматькакэволюцию. Иподобнотомукаккоммунизмдолженбылстатьконцомистории, завершитьпереходотоднойформациикдругой, супрематизм, аточнее, белыйквадратнабеломфоневтеорииМалевичасталвенцомживописи, тоестьисходомиспользованияживописныхсредствдляизображенияреальности.
4. Предшествующиетеченияважны, посколькупривносятсвой«прибавочныйэлемент» «Академияхудожеств, имеющаяживописныйфакультет, неможетиначеегопостроить, кактольковпорядкеизученияпредметоввживописи. Смоейточкизрения, такихживописныхпредметовестьмного. Изучение [должновестись] висторическомпорядке: [примитивы, классики,] ближайшиекнамтечения, барбизонскаяживопись, импрессионизм, сезаннизм, кубизм, футуризм, супрематизм, экспрессионизмимеютместовисторииискусств, еслитолькоониужеимеютнаучнооформленныйвидпредметаимогутбытьпреподаваемынетолькосоздавшимиих, ноидругимипрофессорами, изучившимиихкакнаучныеобъективныепредметы». КазимирМалевич. Кстатье«Методы», 1924 год ВсилусвоейувлеченностипедагогикойМалевичформируетитеориюискусства. Согласноей, каждоехудожественноетечениепривноситсвой«прибавочныйэлемент»налинииразвитияживописи. Концепцияпостепенногопереходаотодногостилякдругомунеотвлеченная, онаотражаетпутьсамогоМалевича. Импрессионизмраспыляетстарыймир, кубизмдробитреальностьнаосколки, илишьсупрематическиефигурыделегируютабсолютнуювластьволехудожника, освобождаяегоотнеобходимостикопироватьвидимуюдействительность. Студентыосваиваликубизмиприемыразложенияформы, сдвигиитолькозатемпереходиликчистоабстрактнымплоскостнымкомпозициям.
5. Слушатьнужноувлеченныхлюдей «Вобластиискусствсуществуютразныевидыегозаболевания... художникитакжеразделяютсянаразныеродыэтихпрекрасныхзаболеванийилисостояний, благодарякоторыморганизмхудожникадаеттеилидругиеформыповедения, которыемыназываемискусствомилихудожественнойкультурой. <...>Различныевидыдушевныхсостоянийпрекрасногозаболеваниятребуютособыхметодовисредствсостороныпедагогикипокультивированиюпрекрасногозаболевания». КазимирМалевич. Пояснительнаязапискак«ПлануработОтделаживописнойкультурына 1926– 1927 годы», 1926 год ВсехувлеченныхискусствомМалевичхарактеризуеткакособобольныхлюдей. Какнельзявылечитьвсеходнимлекарством, такинельзяпривитьвсемлюбовькискусствунаоднихпримерах. Многимскептикамсовременногоискусстваэлементарнонехватаетнасмотренности. Будьоничутьлюбопытнее, обязательнонашлибычто-нибудьсозвучноедажесамыммаргинальнымувлечениям. Несмотрянаточтоналекцияхсамхудожникпоройизъяснялсякрайнетуманно, емуудавалосьзахватитьсвоимиидеямидажесамуюпрофаннуюилискептическуюаудиторию.
6. Незабывайтеопервенствецвета «Супрематизм—этоновыйживописныйреализмцвета, ноненеба, горы, птицивсякойвещи». КазимирМалевич. «Путьискусствабезтворчества». «Анархия». № 72, 1918 год Супрематизм (отлат. supremus—«высший», «первейший») означаетдляМалевича«первенствоцветовойпроблемы». Своихучениковондажезаставляланализироватьцветовыеизменениявстадияхкубизма. Такаястратегияпозволяеттакжепостепенноуйтиотреализма: стоитабстрагироватьсяотсодержаниякартиныимысленноразмытьегодосостояниякомпозицииизцветовыхпятен, каквамоткроетсямножестводополнительныхаспектовживописи. Незряпроблемецветапосвященнеодинтрактат, втомчислеиГете. 7. Недумайтеопользе «Товарищдиректор, этонечайник, аидеячайника». КазимирМалевич (цитируетсяпо: GerrySouter. «Malevich: JourneytoInfinity». 2008; высказываниедатируется 1923 годом) Нестоитидтинавыставкускакой-либоцелью. Никакиеобстоятельстванеобоснуютсведениеискусстваквещиутилитарной. Малевичвместесученикамиэкспериментировалнадсозданиемобразовиформвтрехплоскостяхидажеодновремязанималсядизайномбытовыхпредметов. Наробкуюпретензиюдиректоразавода, кудапришлиавангардисты, что«изсупрематическогочайникаплохольется», Малевичответил: «Товарищдиректор, этонечайник, аидеячайника».
8. Всегдаможнонайтикомфортнуюдлясебяточкувхода «Япобедилподкладкуцветногонеба, сорваливобразовавшийсямешоквложилцветаизавязалузлом. Плывите! Белаясвободнаябездна, бесконечностьпередвами». КазимирМалевич. Из«Каталогадесятойгосударственнойвыставки. Беспредметноетворчествоисупрематизм», 1919 год Неплохойспособполюбитьсовременноеискусство, которыйточнопришелсябыповкусуавангардистам, —изучитьсвойрайонсоспутниковприпомощикартGoogle. Малевичподчеркивал, чтоегостильсвязансавиацией (чтоужговоритьокосмическихаппаратах): ведьизкабиныаэропланалюбойландшафтпревращаетсявабстрактныефигуры. Этоиестьсупрематическаяпрямая—ведьстакогодалекогорасстоянияконкретностьипредметностьутилитарныхобъектовуженеразличается.
9. Необходимозадаватьсебевопросы «Вашивопросызасталименявтовремя, когдаянедумаюотом«Что?»и«Почему?». Осталсяодинвопросуменяпередвсякойработоймоей—«Как?». НоВашивопросызаставилименявернутьсякмоемуюношеству. Вгодыюностимоей, когдаходилнагорки, цветущиетравызеленыевидел, ислушал, исмотрелнавсе, чтоокружаломеня, ясиделитольколюбовался! Итеперьтолькояузнал, чтовраебылтогда. Когдапошел 17-ймнегод, любовалсяяприродой. Такжеходилиуединялсяотлюдей, нобылоуженето, явсюдувиделвопрос«Откуда?», «Зачем?», «Кто?», иэтобылосноммоим, яневиделужетого, чтовпервые. Яхотелрасколотьнебоиземлю, какяйцокуриное, иотделитьжелтокотбелка, ирассмотретьзародышвсему». КазимирМалевич. ИзписьмаМихаилуОсиповичуГершензону, 1918 год Аналитическийвзглядспособенвычленитьабстракциюизлюбогообъектаокружающейдействительности. Измы, выделенныеМалевичемвеговерсииисторииизобразительныхискусств, занималисьпоследовательнымразложениемпейзажей, натюрмортовипортретовнацветаиформы. Носовершитьэтупроцедуруполучится, лишьеслиправильнопровестиюность. Поэтомупередтем, каквсеусложнятьумозрительнымиидеями, необходимокакследуетнасладитьсякрасотойприроды, цивилизацииилюдей.
Источники ВакарИ., МихиенкоТ. Малевичосебе. СовременникиоМалевиче. Письма. Документы. Воспоминания. Критика. В 2 томах. М., 2004. МалевичК. Собраниесочиненийв 5 томах. М., 2004. Хан-МагомедовС. Супрематизмиархитектура (проблемыформообразования). М., 2007. Русскийавангард: личностьишкола. Сост. И. Карасик. СПб., 2003. Souter G. Malevich: Journey to Infinity. NY, 2008. |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-31; просмотров: 141. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |