Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Шаговпостижениясовременногоискусства




ПедагогическиепринципыКазимираМалевича, которыепомогутпонятьипроститьсовременноеискусство

 

Повоспоминаниямсовременников, КазимируМалевичудостаточнобылочасвестилекциюпереднеподготовленнойаудиторией, чтобыпревратитьслушателейизскептиковвутвердителейновогоискусства. Иэтопритом, чтомалоктоизучениковпонималвсевыдуманныеиливычитанныетермины, которыеонтаклюбилиспользоватьвсвоейречи.

Теоретическаяипедагогическаядеятельностьавангардистасвязанасчетырьмяучреждениями: Витебскоенародноехудожественноеучилище (ВНХУ), Государственныйинститутхудожественнойкультуры (ГИнХуК), Государственныйинститутисторииискусств (ГИИИ) иКиевскийхудожественныйинститут. ВпервыеначавпроводитьлекциивВитебскев 1919 году, Малевичнанескольколетпочтиполностьюперестаетписатькартины, привлекаявсвоюстудиювсебольшеучениковипубликуяодинтрактатзадругим. Сперифериионвозвращаетсяужевкачествеокруженногопоследователямипрофессораив 1923 годуполучаетдолжностьзаведующегопетроградскимМузеемхудожественнойкультуры. МузейподруководствомМалевичасменяетнаправлениедеятельностисвыставочнойнанаучно-исследовательскуюименяетназваниенаИнститутхудожественнойкультуры. В 1926 годуГИнХуКзакрывается, аегосотрудникиоказываютсяпереведенывГИИИ. ТамМалевичзадерживаетсянедолгоименьшечемчерездвагодасменяетфокусснаучнойдеятельностивновьнапедагогическую, уехаввКиев. ИзКиевскогохудожественногоинститутаегоувольняютв 1930 годукакбеспартийного.

 

Ниже—девятьпедагогическихпринциповМалевича.

 

1. Искусствонесовместимосэстетикой

«Конечно... можнолюбитьиперсиянку, икитаянку, иегиптянкувихживописноминатуральномизображении, ноприходитсясчитатьсяисдругимиявленияминовойфазылогикиискусства, котороевышлоизорбитыРембрандт—СезанниАфродита—Магдалина... КакЭдисоннеможетвозвратитьсякпервобытнойтехникеизображения, такиновоеискусствонеможетприйтикРубенсу, РембрандтуиСезанну. <...>Придетсямассамвсежеразбиратьсявнем, какастрономусновымявлениемвастрономическомпространстве, иучитьсяоперироватьболеесложнымичислами, нежеличислопальцевнарукахиногах».

Главнаязаслугасупрематизма—удалениеметафорыизживописи. Теперьхудожникуженеизображаетто, чтонаходитсявнеплоскостикартины. Означаемоеиозначающеевстречаютсянаотсутствующемгоризонте. Имногихпугаетирасстраиваетименното, чтовслучаессупрематизмомвообщеи«Чернымквадратом»вчастностизрительупираетсявфигуру, нарисованнуюнахолсте, иникудадальшепродвинутьсянеможет. Ахочется—поинерции.

 

Каждоепроизведениеискусствасамодостаточноисвободноотэстетическихнорм. Вотглавныйурок, которыйможноизэтоговынести. Эстетическийподходксозданиюобразов—повторениеиварьированиеформ, такилииначеужеусвоенныхобществом. Художественный—работазапределамиобщепринятогоканона. Малевичпровозглашаетполныйотказотэстетического. Малевичнежалуеттех, ктоочарованкрасотамипредметногопрошлого: аргументы«этонеизящно»и«такоенастенуниктонеповесит»неработают.

2. Искусстворазвиваетсяподобнонаукеитехнике

«Еслихудожник-дикарьизображалдеревоистаралсяподойтикегосовершеннойкопии, тотехниксрубалегоитворилизнегостул, лавку, строилдом. Вискусствеизобразительномнужнобылоследоватьподобнотехнике, тогдамыизбеглибыподражанияинебылобыискусстваподражания, абылобыискусствотворчества».

КазимирМалевич. «Путьискусствабезтворчества». «Анархия». № 72, 1918 год

Последовательноесоотнесениеисторииискусстваснеотвратимолинейнымразвитиемтехнологийформируетистратегиюхудожественногообразования: «нашиучилищадляновыхтечений, ибовнихнашаюность, мынеучимсяездитьнаримскихколесницах, ибоунасюныеаэропланыимоторы».

 

Насменуживописцу-эстетуприходитживописец-ученый. Чтобыполучитьудовольствиеотвыставкисовременногоискусства, ненужноунаследоватьутонченныйвкусотбабушки-поэтессы. Нонеобходимовладетьсоответ­ствующимтерминологическимаппаратомибытьзнакомымсметодамисовременныххудожников. ПодобнотомукакотстатьипробозонХиггсаможнополучитьудовольствие, хотядляэтогоипонадобитсянекотораяэрудированностьиусидчивость.

 

3. Искусствотребуетзнанияистории

 

«Потребуетсяразобратьсявдвухнаправленияхискусстваивпятнад­цатинынесуществующихизмахилитечениях, иботолькопослеуяснениясебевсегоисторическогоопытаихразвитияиотношениякмирумыможемправильнопостроитьдействительноновуюакадемиюхудожеств».

КазимирМалевич. ДокладвсекцииИЗОСорабиса (Профессиональногосоюзаработниковискусства), 1928 год

ВсвоемпреподнесенииисторииживописиМалевич, можносказать, занимаетсядеконструкциейстарыхметодовизображенияреальности. Своимученикамонпоказывал, каквтомилииномнаправлениисоздаетсяэстетическоепереживание. Акогдаустройство, кпримеру, импрессионизмаилипримитивизмастановитсяпонятнымиосвоеннымподобноремеслу, топреждепривлекавшаяэстетикапревращаетсявочто-товродебородатогоанекдота. ИсториюживописипоМалевичуследуетпониматькакэволюцию. Иподобнотомукаккоммунизмдолженбылстатьконцомистории, завершитьпереходотоднойформациикдругой, супрематизм, аточнее, белыйквадратнабеломфоневтеорииМалевичасталвенцомживописи, тоестьисходомиспользованияживописныхсредствдляизображенияреальности.

 

4. Предшествующиетеченияважны, посколькупривносятсвой«прибавочныйэлемент»

«Академияхудожеств, имеющаяживописныйфакультет, неможетиначеегопостроить, кактольковпорядкеизученияпредметоввживописи. Смоейточкизрения, такихживописныхпредметовестьмного. Изучение [должновестись] висторическомпорядке: [примитивы, классики,] ближайшиекнамтечения, барбизонскаяживопись, импрессионизм, сезаннизм, кубизм, футуризм, супрематизм, экспрессионизмимеютместовисторииискусств, еслитолькоониужеимеютнаучнооформленныйвидпредметаимогутбытьпреподаваемынетолькосоздавшимиих, ноидругимипрофессорами, изучившимиихкакнаучныеобъективныепредметы».

КазимирМалевич. Кстатье«Методы», 1924 год

ВсилусвоейувлеченностипедагогикойМалевичформируетитеориюискусства. Согласноей, каждоехудожественноетечениепривноситсвой«прибавочныйэлемент»налинииразвитияживописи. Концепцияпосте­пенногопереходаотодногостилякдругомунеотвлеченная, онаотражаетпутьсамогоМалевича. Импрессионизмраспыляетстарыймир, кубизмдробитреальностьнаосколки, илишьсупрематическиефигурыделегируютабсо­лютнуювластьволехудожника, освобождаяегоотнеобходимостикопироватьвидимуюдействительность. Студентыосваиваликубизмиприемыразложенияформы, сдвигиитолькозатемпереходиликчистоабстрактнымплоскостнымкомпозициям.

 

5. Слушатьнужноувлеченныхлюдей

«Вобластиискусствсуществуютразныевидыегозаболевания... художникитакжеразделяютсянаразныеродыэтихпрекрасныхзаболеванийилисостояний, благодарякоторыморганизмхудожникадаеттеилидругиеформыповедения, которыемыназываемискусствомилихудожественнойкультурой. <...>Различныевидыдушевныхсостоянийпрекрасногозаболеваниятребуютособыхметодовисредствсостороныпедагогикипокультивированиюпрекрасногозаболевания».

КазимирМалевич. Пояснительнаязапискак«ПлануработОтделаживописнойкультурына 1926– 1927 годы», 1926 год

ВсехувлеченныхискусствомМалевичхарактеризуеткакособобольныхлюдей. Какнельзявылечитьвсеходнимлекарством, такинельзяпривитьвсемлюбовькискусствунаоднихпримерах. Многимскептикамсовременногоискусстваэлементарнонехватаетнасмотренности. Будьоничутьлюбопытнее, обяза­тельнонашлибычто-нибудьсозвучноедажесамыммаргинальнымувлечениям.

Несмотрянаточтоналекцияхсамхудожникпоройизъяснялсякрайнетуманно, емуудавалосьзахватитьсвоимиидеямидажесамуюпрофаннуюилискептическуюаудиторию.

 

6. Незабывайтеопервенствецвета

«Супрематизм—этоновыйживописныйреализмцвета, ноненеба, горы, птицивсякойвещи».

КазимирМалевич. «Путьискусствабезтворчества». «Анархия». № 72, 1918 год

Супрематизм (отлат. supremus—«высший», «первейший») означаетдляМалевича«первенствоцветовойпроблемы». Своихучениковондажезаставляланализироватьцветовыеизменениявстадияхкубизма. Такаястратегияпозволяеттакжепостепенноуйтиотреализма: стоитабстрагироватьсяотсодержаниякартиныимысленноразмытьегодосостояниякомпозицииизцветовыхпятен, каквамоткроетсямножестводополнительныхаспектовживописи. Незряпроблемецветапосвященнеодинтрактат, втомчислеиГете.

7. Недумайтеопользе

«Товарищдиректор, этонечайник, аидеячайника».

КазимирМалевич (цитируетсяпо: GerrySouter. «Malevich: JourneytoInfinity». 2008; высказываниедатируется 1923 годом)

Нестоитидтинавыставкускакой-либоцелью. Никакиеобстоятельстванеобоснуютсведениеискусстваквещиутилитарной. Малевичвместесученикамиэкспериментировалнадсозданиемобразовиформвтрехплоскостяхидажеодновремязанималсядизайномбытовыхпредметов. Наробкуюпретензиюдиректоразавода, кудапришлиавангардисты, что«изсупрематическогочайникаплохольется», Малевичответил: «Товарищдиректор, этонечайник, аидеячайника».

 

8. Всегдаможнонайтикомфортнуюдлясебяточкувхода

«Япобедилподкладкуцветногонеба, сорваливобразовавшийсямешоквложилцветаизавязалузлом. Плывите! Белаясвободнаябездна, бесконечностьпередвами».

КазимирМалевич. Из«Каталогадесятойгосударственнойвыставки. Беспредметноетворчествоисупрематизм», 1919 год

Неплохойспособполюбитьсовременноеискусство, которыйточнопришелсябыповкусуавангардистам, —изучитьсвойрайонсоспутниковприпомощикартGoogle. Малевичподчеркивал, чтоегостильсвязансавиацией (чтоужговоритьокосмическихаппаратах): ведьизкабиныаэропланалюбойландшафтпревращаетсявабстрактныефигуры. Этоиестьсупрематическаяпрямая—ведьстакогодалекогорасстоянияконкретностьипредметностьутилитарныхобъектовуженеразличается.

 

9. Необходимозадаватьсебевопросы

«Вашивопросызасталименявтовремя, когдаянедумаюотом«Что?»и«Почему?». Осталсяодинвопросуменяпередвсякойработоймоей—«Как?». НоВашивопросызаставилименявернутьсякмоемуюношеству. Вгодыюностимоей, когдаходилнагорки, цветущиетравызеленыевидел, ислушал, исмотрелнавсе, чтоокружаломеня, ясиделитольколюбовался! Итеперьтолькояузнал, чтовраебылтогда.

Когдапошел 17-ймнегод, любовалсяяприродой. Такжеходилиуединялсяотлюдей, нобылоуженето, явсюдувиделвопрос«Откуда?», «Зачем?», «Кто?», иэтобылосноммоим, яневиделужетого, чтовпервые. Яхотелрасколотьнебоиземлю, какяйцокуриное, иотделитьжелтокотбелка, ирассмотретьзародышвсему».

КазимирМалевич. ИзписьмаМихаилуОсиповичуГершензону, 1918 год

Аналитическийвзглядспособенвычленитьабстракциюизлюбогообъектаокружающейдействительности. Измы, выделенныеМалевичемвеговерсииисторииизобразительныхискусств, занималисьпоследовательнымразло­жениемпейзажей, натюрмортовипортретовнацветаиформы. Носовершитьэтупроцедуруполучится, лишьеслиправильнопровестиюность. Поэтомупередтем, каквсеусложнятьумозрительнымиидеями, необходимокакследуетнасладитьсякрасотойприроды, цивилизацииилюдей. 

 

Источники

ВакарИ., МихиенкоТ. Малевичосебе. СовременникиоМалевиче. Письма. Документы. Воспоминания. Критика. В 2 томах. М., 2004.

МалевичК. Собраниесочиненийв 5 томах. М., 2004.

Хан-МагомедовС. Супрематизмиархитектура (проблемыформообразования). М., 2007.

Русскийавангард: личностьишкола. Сост. И. Карасик. СПб., 2003.

Souter G. Malevich: Journey to Infinity. NY, 2008.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-31; просмотров: 141.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...