Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
ФИЛОСОФСКИЕ ШКОЛЫ ДРЕВНЕГО МИРА
1. Самой древней философской школой является Милетская(VII–V вв. до н. э.). Ее родоначальники: – Фалес –астроном, политический деятель, он произвел переворот в мировоззрении, предложив идею субстанции – первоосновы всего, обобщив все многообразие в единосущее и усмотрев начало всего в воде; – Анаксимен –первоначалом всего предложил воздух,видя в нем бесконечность и легкость изменяемости вещей; – Анаксимандр –первым предложил оригинальную идею бесконечности миров, за первооснову сущего он принял апейрон(неопределенную и беспредельную субстанцию), части которой изменяются, целое же остается неизменным. Милетцы своими воззрениями положили начало философскому подходу к вопросу происхождения сущего: к идее субстанции,т. е. к первооснове, ксущности всех вещей и явлений мироздания. 2. Школа Пифагора. Пифагор(VI в. до н. э.) также был озабочен проблемой: «Из чего все?», но решал ее иначе, чем ми-летцы. «Все есть число», – вот его ответ. Он организовал школу, в которую входили и женщины. В числах пифагорейцы видели: – свойства и отношения, присущие различным гармоническим сочетаниям сущего; – объяснения скрытого смысла явлений, законов природы. Пифагор успешно занимался разработкой различного рода математических доказательств, и это способствовало развитию принципов точного рационального типа мышления. Важно заметить, что пифагорейцы достигли немалых успехов в своих поисках гармонии, удивительно красивой количественной согласованности, которая пронизывает все сущее, прежде всего явления Космоса. Пифагору принадлежит идея перевоплощения душ, он считал, что душа бессмертна. 3. Элейская школа: Ксенофан, Парменид, Зе-нон Ксенофаниз Колофона (ок. 565–473 гг. до н. э.) – философ и поэт, он изложил свое учение стихами: – выступал против антропоморфических элементов в религии; – высмеивал богов в человеческом виде; – жестоко бичевал поэтов, которые приписывают небожителям желания и грехи человека; – считал, что Бог ни телом, ни духом не походит на смертных; – стоял во главе монотеистов и во главе скептиков; – осуществил разделение видов знания. Парменид(конец VII–VI в. до н. э.) – философ, политический деятель, центральная фигура Элейской школы: – разграничивал истину и мнение; – центральной идеей является бытие, соотношение мышления и бытия; – по его мнению, нет и не может быть пустого пространства и времени вне изменяющегося бытия; – сущее считал лишенным изменчивости и многообразия; – бытие есть, небытия нет. Зенон Элейский(ок. 490–430 гг. до н. э.) – философ, политический деятель, любимый ученик и последователь Парменида: – вся его жизнь – борьба за истину и справедливость; – он развивал логику как диалектику. 4. Школа Сократа. Сократ(469–399 гг. до н. э.) ничего не писал, являлся близким народу мудрецом, философствовал на улицах и площадях, всюду вступал в философские споры: известен нам как один из родоначальников диалектики в смысле нахождения истины при помощи бесед и споров; развивал принципы рационализма в вопросах этики, утверждая, что добродетель происходит из знания и человек, знающий, что такое добро, не станет поступать дурно. ФИЛОСОФИЯ СРЕДНИХ ВЕКОВ (ПЕРИОДИЗАЦИЯ, СПЕЦИФИКА, ОСНОВНЫЕ ТЕМЫ) Философия Средних веков – это прежде всего философия феодального общества, характерным для которого является господство теологии и религии. Основной частью феодальной культуры была религия.Духовенство являлось единственным образованным классом, поэтому юриспруденция, естествознание, философия были приведены в соответствие с учением церкви: – в Китае учение о дао приспособили к потребностям религии: дао предстало не как естественный закон, а как божественная предопределенность; – буддистская философия стала разрабатывать проблемы иллюзорности бытия и истинности небытия, бессмертия души и ее перевоплощения на путях достижения вечного духовного мира через усовершенствование самосознания; – конфуцианство обратилось к идеалистическим и мистическим идеям буддизма и даосизма для оправдания феодального строя: люди должны покорно подчиняться судьбе, обуздывая все свои «злые» помыслы; – в Европе господствующей была христианская религия, противопоставляющая многочисленным разрозненным феодальным государствам свою строгую централизованную систему контроля над умами и душами людей. Источником философских размышлений были догматы Священного писания. Для философии Средневековья характерной чертой был теоцентризм –обращение к Богу, его сущности как первопричине и первооснове мира. Схоластика (от греч. schole – школа) – это средневековая христианская философия, которая господствовала в школьном преподавании и всецело зависела от теологии. Основная задача схоластики – обоснование, защита и систематизация незыблемых религиозных догматов абстрактным, логическим путем. Родоначальником католической теологии и систематизатором схоластики был Фома Аквинский(1225–1274). Основные труды Фомы Аквинского: – «Сумма теологии»; – «Сумма философии»; – «Сумма против язычников». В работах Фомы Аквинского вводятся термины: – бытие возможное; – бытие действительное; – категории материи как возможность бытия; – категории формы как действительности бытия. Интересны социально-философские воззрения Фомы Аквинского, он считал, что личность – это «самое благородное во всей разумной природе» явление. Она обладает интеллектом, чувствами и волей. Основные темы средневековой философии: 1) теоцентризм –принцип, исходя из которого Бог является центром средневековых философских и религиозных представлений; 2) монотеизм – Бог един и уникален, в отличие от античных богов; 3) креационизм – учение, в котором говорится о сотворении Богом мира из ничего и дается ответ на еще в Античности поставленный вопрос о том, как из единого рождается множественное; 4) символизм – принцип понимания земного как инобытия, мира Бога; 5) средневековый антропоцентризм – согласно ему человек – созданное Богом привилегированное существо, повелитель всего созданного для него. Главная проблема философии, по мнению мудрецов Средневековья, – не Космос, а человек. Величайшая добродетель – не интеллект, не разум, а добрая воля,повиновение заповедям Бога. Чтобы быть человеком, надо надеяться, верить, любить и жить по этическим правилам, изложенным Христом в Нагорной проповеди; 6) средневековая герменевтика –искусство истолкования текстов. |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 246. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |