Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Антропологический материализм Л.Фейербаха




Классическая немецкая философия включает в себя и материализм Людвига Фейербаха (1804-1872)(родился в Баварии, в семье юриста, учился вначале теологии, затем в Берлине – философии и слушал Гегеля). Идеалистическим положениям Гегеля Фейербах противопоставил четкие исходные материалистические положения: мышлению предшествует бытие, бытие определяет сознание. Гегель, как справедливо считает Фейербах, отделяет мышление от реального человека, превращая его в творца действительности. Абсолютный дух, абсолютная идея Гегеля есть не что иное, как бог. Тайну гегелевской философии составляет богословие. Гегелевская философия есть отвлеченно выраженная, рационализированная религия.

В своей знаменитой книге “Сущность христианства” (1841) он заявил: “Человек создал бога по своему образу и подобию”, что и стало надписью на надгробии философа. Однако материализм Фейербаха характеризуется как антропологический и существенно отличается от материализма XVIII века. Фейербах не сводит всякую реальность к механическому движению и рассматривает природу не как механизм, а как организм. В центре философии у Фейербаха – не отвлеченное понятие материи, как у большинства французских материалистов, а человек как психофизическое единство, единство души и тела. “Я мыслю” Декарта и Фихте позволяю трактовать человека только идеалистически, только как духовное существо, тогда как тело в его целостности, по Фейербаху составляет сущность человеческого “Я”. Дух и тело – две стороны той реальности, которая называется организмом. Человеческая природа, т.о., толкуется Фейербахом преимущественно биологическим, и отдельный индивид для него – исторически духовное образование, как у Гегеля, а звено в развитии человеческого рода. В работе “Основы философии будущего” (1843) Фейербах писал: “Новая философия делает человека, а вместе с тем и природу, как его базис, единственным, универсальным и высшим предметом философии”.

Философия Фейербаха не только материализм, но и антропологизм, гуманизм. В своей критике философии Гегеля, однако, Фейербах односторонен, он не видит положительной стороны ее, именно диалектического метода. Вместе с идеализмом Гегеля он отбрасывает и его рациональную сторону – диалектику. Впоследней Фейербах видел лишь инструмент, с помощью которого Гегель обосновывал свою фантастическую систему. Фейербах подверг обстоятельной критике агностицизм и субъективный идеализм. Уничтожающие язвительно возражал против берклианства выдающийся материалист: “Почему же кошка впивается своими когтями в мышь, а не в собственные глаза, если мышь, которую она видит, существует только в ее глазах? – потому что кошка не хочет умереть с голоду ради любви к идеалистам, терпя при этом страдания”. В учении о познании Фейербах разрабатывает вопрос об отражении материального мира в сознании человека и тем самым делает значительный шаг вперед по сравнению предшествующим материализмом. Наше ощущение, заявлял Фейербах, составляет единственный источник познания. В познании человек идет от ощущений и представлений к идеям и понятиям, которые также представляют копии предметов природы и доставляют нам истину о ней. Не признавая никакой сверхчувственной реальности, Фейербах тяготел и сенсуализму и отвергал возможность чисто отвлеченного познания с помощью разума. Познание мира безгранично, как и сам мир. Однако теории познания Фейербаха, как всему его материализму, присущ созерцательный характер, непонимание роли и значения практической деятельности человека. Большой исторической заслугой Фейербаха является критика им религии и анализ ее сущности. Содержание религии сводится Фейербахом к фантастическому отображению в сознании человека его собственной сущности – чувств, разума, поступков. В целом для Фейербаха характерен антиисторический подход к проблеме религии. Он стремится обнаружить в религиозных догматах рациональную сущность, которая для него состоит в любви человека к человеку. Он приходит к выводу о необходимости замены религиозных воззрений такими, которые существуют действительной сущности человека – его чувству любви. Он выдвинул вопрос о религии без бога. Такая религия, по мнению Фейербаха, должна освятить собой отношения человека, любовь между людьми. Антропологический материализм Фейербаха подводит его к альтруистической морали, призванной заменить религию. В понимании истории Фейербах стоял также на ошибочных позициях идеализма. Движущей силой исторического процесса, по Фейербаху, является разум. Материализм Фейербаха оставил глубокий след в истории философии. Его влияние сказалось на формировании философских воззрений Маркса и Энгельса, а также русских революционных демократов.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 234.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...