Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Судебная практика: правоприменительные акты и акты официального                       нормативного толкования.




 Правоприменительный акт - это государственно-властный индивидуально-определенный акт, совершаемый компетентным субъектом по конкретному юридическому делу с целью определения наличия или отсутствия субъективных прав или юридических обязанностей и определения их меры на основе соответствующих правовых норм и в интересах их нормативного осуществления.
Правоприменительные акты представляют самостоятельную ценность по причине их особой роли, необходимости и полезности в механизме правового воздействия на общественные отношения. Ценность правоприменительных актов состоит также и в том, что они реализуют определенные социальные цели вместе (одновременно) с нормативными правовыми актами. Результативность в достижении стоящих перед правоприменительными актами целей (мера этой результативности) свидетельствует об их эффективности. Она может быть высокой, значительной, средней степени, недостаточной, низкой. Выявление эффективности правоприменительного акта связано со сложным делом определения всех целей акта, результатов его действия, соизмерения результатов с целями, учетом неизбежных издержек.
Эффективность правоприменительных актов проявляется в том, что они приносят определенный результат совместно с другими средствами (в том числе нормативными) социального (в том числе правового) воздействия. Но эффективность правоприменительных актов следует прежде всего видеть в выполнении ими своих собственных целей, своей роли в общей системе средств воздействия на поведение людей.
Полная эффективность правоприменительных актов достигается тогда, когда все их цели и ближайшие, и отдаленные, и конечные - выполнены с наименьшим ущербом для общества, с меньшими экономическим затратами, в наиболее краткий срок.




Акты официального толкования, их особенности и виды.

Применительно к официальному толкованию акт толкования правовых норм — это один из существующих видов нормативно-правовых актов. Однако, несмотря на то что акты толкования являются нормативными, общеобязательными, они все же не устанавливают, не изменяют и не отменяют норм права. Акты толкования права имеют следующие характерные особенности:

• не содержат общеобязательных правил поведения, т. е. норм права;

• не имеют самостоятельного значения и действуют в единстве с толкуемыми нормами нормативно-правовых актов.

Вообще, акт толкования — это одновременно и действие, и официальный юридически значимый документ. Все акты официального толкования классифицируют по различным критериям следующим образом:

1. По внешней форме:

а) письменные акты официального толкования — это такие документы, которые оформляются в строго определенной форме;

б) устные акты официального толкования — это различного рода профессиональные юридические рекомендации и советы.

2. По юридической значимости:

а) акты нормативного официального толкования — это правила, которые носят общеобязательный характер;

б) акты казуального официального толкования — это правила, которые носят индивидуальный характер.

3. В зависимости от функционального назначения субъекта, который осуществляет толкование правовых норм, т. е. в зависимости от принадлежности государственного органа власти:

а) исполнительно-распорядительные,

б) законодательные,

в) судебные,

г) прокурорские и др.

4. В зависимости от субъекта, который издает акт официального толкования, и субъекта, который издал толкуемый нормативно-правовой акт:

а) аутентичные акты официального толкования — указанные виды субъектов совпадают;

б) легальные акты официального толкования — указанные виды субъектов являются различными.

5. В зависимости от принадлежности толкуемого нормативно-правового акта к конкретной отрасли права: уголовно-правовые, адиминистративно-правовые, гражданско-правовые и т. д.

Следует отметить, что официальное толкование такого нормативно-правового акта, как Конституция Российской Федерации, является особенным и отличается от всех иных видов толкования. Данная особенность обусловлена высшей юридической силой, которой обладает Конституция РФ на всей территории российского государства.

Итак, официальное толкование Конституции РФ является исключительной компетенцией Конституционного Суда Российской Федерации. Данное официальное толкование является нормативным, т. е. общеобязательным для всех граждан и субъектов правоприменения.

Толкование Конституции Российской Федерации в целом и толкование ее отдельных правовых норм требует в каждом конкретном случае тщательного анализа дословного текста толкуемого конституционного положения, источника его возникновения, места в системе Конституции РФ, его смысла и целевого назначения.

Деятельность Конституционного Суда Российской Федерации, направленная на официальное нормативное толкование конституционных норм, в итоге воплощается в письменных решениях — либо по конкретным судебным делам, либо в итоговом Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации. С момента провозглашения указанного Постановления по делу о толковании неопределенности в понимании положений Конституции Российской Федерации, которая стала предметом рассмотрения, неопределенность считается устраненной.

7. Обязательные условия вступления в силу нормативных правовых актов:

Официальное опубликование

В соответствии с ч. 3 ст. 15 Конституции РФ все законы, а также любые нормативные акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, должны быть официально опубликованы для всеобщего сведения, то есть обнародованы. Неопубликованные нормативные правовые акты не применяются, не влекут правовых последствий как не вступившие в силу. Официальное опубликование является конституционной гарантией прав граждан. Государство не может требовать от граждан соблюдения законов, содержание которых не доведено до их сведения.

Чтобы определить, с какого момента вступает в силу НПА, необходимо выяснить, что считается официальным опубликованием и какие условия должны быть соблюдены для того, чтобы НПА признавался официально опубликованным.

Во-первых, официальное опубликование должно проводиться путем помещения текста документа в общедоступном издании, которое должно свободно распространяться среди населения по неограниченной подписке.

Во-вторых, помещение текста НПА в общедоступном издании только тогда имеет статус официального опубликования, когда это издание законодательно определено в качестве источника официального опубликования для данного вида НПА.

В-третьих, НПА должен быть опубликован в официальном издании полностью.

Таким образом, под официальным опубликованием НПА следует понимать помещение полного текста документа в специальных изданиях, признанных официальными действующим законодательством.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-31; просмотров: 182.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...