Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Вопросы и ответы по педагогике




1. Возникновение и становление педагогики как науки.

Слово «педагогика» возникло в античные времена и за прошедшие тысячелетия зазвучало на разных языках. Им пользуются не только специалисты, но и люди далекие от педагогической  профессии. Такому широкому распространению слово «педагогика» обязано своей неоднозначностью. За ним закрепилось 2 значения:

1- педагогика – область практической деятельности, искусство и ремесло;

2- педагогика – наука.

В первом значении слово педагогика стало употребляться значительно раньше, чем во втором. Поэтому педагогика сравнительно молодая наука среди таких древних наук, как например философия, медицина, геометрия, астрономия.

На ранних стадиях общественного развития обучение и воспитание строилось на подражании и копировании деятельности взрослых, на их опыте. С усложнением жизни человечества усложняется процесс воспитания и обучения.

В рабовладельческом обществе специальные учебно-воспитательные учреждения, формируется новый тип деятельности – организованная педагогическая деятельность. Именно в этом обществе появился термин «педагог», давший затем название целой науке. Термин «школа» тоже зародился в это время. Значение его сохранилось до сих пор – «школа» - это место учения.

Рождение научной педагогики относят к концу XVII в., когда появились массовые школы и первые научно-педагогические работы. Эти события связаны с именем чешского педагога Яна Амоса Каменского. Он написал правила поведения учащихся, а затем и самый крупный свой труд «Великая дидактика». Многие из высказанных в ней идей актуальны и сегодня. Предложенные Каменским принципы, методы и формы обучения (классно-урочная система), стали основой педагогической теории. Экспериментальная педагогика появилась на рубеже XIX-XX вв.

 Объект педагогики – человек, развивающийся в результате воспитательных отношений.

Предмет педагогики – воспитательные отношения, обеспечивающие развитие человека.

Педагогика – наука о воспитании и образовании человека на разных ступенях его возрастного развития.

Педагогика опирается на житейскую мудрость, интуицию, догадку с одной стороны, и на педагогическую теорию с другой. С того времени, как появилась педагогическая теория, появилась и наука педагогика.

Педагогика тесно связана с философией и ее отраслями. Связь с философией, помогает педагогике в постижении сущности человека, законов развития природы и общества. Такие отрасли философии, как этика, эстетика способствуют нравственному и эстетическому воспитанию.

Социология помогает сконцентрироваться педагогике на проблемах образования и воспитания.

Тесная связь педагогики с психологией. Педагогика исследует как надо организовывать воспитание и обучение, чтобы способствовать эффективному изменению психических процессов и поведения детей. Итоги педагогической деятельности подводятся на основе психологических показателей. Взаимосвязь педагогики и психологии привела к возникновению пограничных наук, таких как педагогическая психология.

Знание анатомии и физиологии используются педагогикой для изучения управления физическим и психическим развитием детей. Например: режим дня, виды деятельности.

Медицина помогает разработать специальную систему обучения и воспитания для больных детей. Объединение с медициной помогает в разработке антинаркотических и антиалкогольных программ.

Таким образом, на современном этапе развития общества решение проблем воспитания и обучения и образования силами одной педагогики – недостаточно, требуется комплексный подход различных наук.

 

2. Характеристика педагогической деятельности, ее структура и аспекты.

По классификации, предложенной Е.А. Климовым, педагогиче­ская профессия относится к группе профессий, предметом которых является другой человек. Но педагогическую профессию из ряда дру­гих выделяют, прежде всего, по образу мыслей ее представителей, повышенному чувству долга и ответственности. Она относится как к классу преобразующих, так и к классу управляющих профессий од­новременно. Имея в качестве цели своей деятельности становление и преобразование личности, педагог призван управлять процессом ее интеллектуального, эмоционального и физического развития, форми­рования ее духовного мира.

Педагогическая профессия требует двойной подготовки - человековедческой и специальной. Её своеобразие состоит и в том, что она по своей природе имеет адаптивный гуманистический, коллек­тивный и творческий характер.

Адаптивная функция связана с приспособлением учащегося, воспитанника к конкретным требованиям современной социокуль­турной ситуации, а гуманистическая - с развитием его личности, творческой индивидуальности.

Учитель готовит своих воспитанников к определенной социаль­ной ситуации, к конкретным запросам общества. Он, объективно ос­таваясь хранителем и проводником культуры, несет в себе вневре­менной фактор. Имея в качестве цели развитие личности как синтеза всех богатств человеческой культуры, учитель работает на будущее.

Педагогическая деятельность носит коллективный характер. В ней очень трудно вычленить вклад каждого педагога, семьи и других источников воздействий в качественное преобразование субъекта деятельности - воспитанника.

Содержание и организацию труда учителя можно правильно оценить, лишь определив уровень его творческого отношения к своей деятельности. Уровень творчества в деятельности педагога отражает степень использования им своих возможностей для достижения по­ставленных целей. Творчески работающий педагог создает свою педагогическую систему, и она является средством для получения наи­лучшего в данных условиях результата.

Творческий потенциал педагога формируется на основе накоп­ленного им социального опыта, психолого-педагогических и пред­метных знаний, новых идей, умений и навыков, позволяющих нахо­дить и применять оригинальные решения, новаторские формы и ме­тоды и тем самым совершенствовать исполнение своих профессио­нальных функций. Педагогическое творчество понимается как про­цесс решения педагогических задач в меняющихся обстоятельствах. Опыт убеждает, что творчество приходит только к тем, кто добросовестно относится к труду, постоянно стремится к повышению профессиональной квалификации, пополнению знаний и изучению опыта лучших школ и учителей.

Педагогическая деятельностькак профессиональная имеет место в специально организованных обществом образователь­ных учреждениях: дошкольных заведениях, школах, профессио­нально-технических училищах, средних специальных и высших учебных заведениях, учреждениях дополнительного образова­ния, повышения квалификации и переподготовки.

Педагогическая деятельность представляет собой особый вид социальной деятельности, которая заключается в направленной передаче от старших поколений младшим накопленных челове­чеством культуры и опыта, создании условий для их личностного развития и подготовки к выполнению определенных социальных ро­лей в обществе.

Цель педагогической деятельности связана с реализацией цели воспитания, которая и сегодня многими рассматривается как идущий из глубины веков общечеловеческий идеал гармонично развитой личности. Эта общая стратегическая цель достигаетсярешением кон­кретизированных задач обучения и воспитания по различным направлениям.

В качестве основных объектов цели педагогической деятельно­сти выделяют воспитательную среду, деятельность воспитанников, воспитательный коллектив и индивидуальные особенности воспи­танников.

Основными видами педагогической деятельности, осуществ­ляемыми в целостном педагогическом процессе, являются препода­вание и воспитательная работа.

Структура педагогической деятельности включает три взаи­мосвязанных компонента: конструктивный, организаторский и коммуникативный-

Конструктивная деятельность, в свою очередь, включает кон­структивно-содержательную (отбор и композиция учебного материа­ла, планирование и построение педагогического процесса), конструк­тивно-оперативную (планирование своих действий и действий уча­щихся) и конструктивно-материальную (проектирование учебно-материальной базы педагогического процесса).

Организаторская деятельность предполагает выполнение сис­темы действий, направленных на включение учащихся в различные виды деятельности, создание коллектива и организацию совместной деятельности.

Коммуникативная деятельность направлена на установление пе­дагогически целесообразных отношений педагога с воспитанниками, другими педагогами школы, представителями общественности, родите­лями.

Совокупность профессионально обусловленных требований к учителю определяется как профессиональная готовность к педаго­гической деятельности. В ее составе правомерно выделить, с одной стороны, психологическую, психофизиологическую и физическую готовность, а с другой — научно-теоретическую и практическую подготовку как основу профессионализма.

Ведущее место занимает направлен­ность личности учителя (социально-нравственная, профессионально-педагогическая и познавательная направленность).

В деятельности учителя идейная убежденность определяет все дру­гие свойства и характеристики личности, выражающие его социально-нравственную направленность. В частности, социальные потребности, моральные и ценностные ориентации, чувство общественного долга и гражданской ответственности.

В структуре личности учителя особая роль принадлежит профес­сионально-педагогической направленности, которая является тем каркасом, вокруг которого компонуются основные профессионально значимые свойства личности педагога.

Профессиональная направленность личности учителя включает интерес к профессии учителя, педагогическое призвание, профессио­нально-педагогические намерения и склонности. Основой педагоги­ческой направленности является интерес к профессии учителя, кото­рый находит свое выражение в положительном эмоциональном от­ношении к детям, к родителям, педагогической деятельности в целом и к конкретным ее видам, в стремлении к овладению педагогически­ми знаниями и умениями. Педагогическое призвание в отличие от педагогического интереса, который может быть и созерцательным, означает склонность, вырастающую из осознания способности к педагогическому делу.

Основу педагогического призвания составляет любовь к детям. Это основополагающее качество является предпосылкой самосовершенствова­ния, целенаправленного саморазвития многих профессионально значимых качеств, характеризующих профессионально-педагогическую направленность учителя.

Наиболее общей характеристикой познавательной направленно­сти личности учителя является культура научно-педагогического мышления, основным признаком которого является диалектичность. Она проявляется в способности в каждом педагогическом явлении обнаруживать составляющие его противоречия. Диалектический взгляд на явления педагогической действительности позволяет учи­телю воспринимать ее как процесс, где через борьбу нового со ста­рым совершается непрерывное развитие, влиять на этот процесс, своевременно решая все возникающие в его деятельности вопросы и задачи

 

3. Профессиональные и личностные качества педагога.

Профессия педагога – одна из древнейших и почетных в мире, связана она с воспитанием подрастающего поколения. Воспитание, как объективный процесс, начало складываться в первобытном обществе, когда появилась необходимость в передаче детям опыта трудовой деятельности с тем, чтобы сохранить этот опыт. Заботу о детях сначала проявляли все взрослые, затем – представители старшего поколения.

С появлением парного брака стали зарождаться домашнее-семейные формы воспитания, которое осуществляется родителями. Возникает первая форма воспитания – инициация – совершение ритуальных обрядов, связанных с переходом юношей и девушек в разряд взрослых. Основные знания дети получали в семье, но часть знаний давали лица, которые и являлись предшественниками педагогов – профессионалов. Слово «педагог» - греческое, означает (буквально) «детоводитель». В веере педагогических профессий достойное место занимает «воспитатель».

В современной системе общественного воспитания утверждены специальные должности – это воспитатель в детском доме, интернате и т. д.

Педагог – одна из наиболее социально-значимых профессий. Важнейшей социальной функцией педагога является духовное воспроизводство человека, сотворение личности. Современное воспитание должно строиться на гуманизме, а не на культурировании силы. Педагог должен воспитывать в детях человеческое.

Каждый педагог должен обладать определенными личностными качествами:

Профессиональная направленность характеризует отношение к обществу, другим людям, педагогическому труду. Ядром такой направленности является отношение к детям, любовь и интерес к ним. Нужно развивать у себя способность к пониманию внутреннего мира воспитанника. Психологи называют это качество эмпатией (постижение эмоционального состояния другого человека в форме сопереживания).

Педагогический такт означает чувство меры, проявляющееся в умении держать себя. Тактичность означает сохранение личного достоинства, веру в силы и возможности детей.

Педагогическая зоркость проявляется в том, что по поведению ребенка педагог понимает изменения в его настроении, умеет «читать» его эмоции, переключает с одного вида деятельности на другой, предупреждая негативные формы поведения.

Педагогический оптимизм основывается на глубокой вере педагога в силы, возможности ребенка, в результативность образовательной работы. Педагог подбадривает и поощряет ребенка в его стремлении быть хорошим.

Культура профессионального общения предполагает организацию правильных взаимоотношений с детьми, родителями, коллегами, понимание детей и окружающих, уважение к ним, создание положительного микроклимата.

Педагогическая рефлексия – самоанализ, оценка результатов, соотношение их с поставленной целью. Педагог подводит анализ, чтобы внести изменения и добиться лучших результатов.

Основными причинами профессиональной непригодности является проявление небрежности, халатности в процессе педагогической деятельности. В таких случаях говорят об отсутствии профессиональной направленности.

 

4. Основные педагогические понятия.

Всякая наука связана с определенным кругом понятий. Основными педагогическими понятиями являются: воспитание, обучение, образование, педагогический процесс, педагогическая деятельность и социализация.

Воспитание – это целенаправленный и организованный процесс формирования личности. Воспитание имеет два значения:

1. Воспитание – это социальное явление, функция общества по подготовке подрастающего поколения к жизни. Оно осуществляется общественными институтами, организациями, церковью, средствами массовой информации, семьей и школой.

2. Воспитание в педагогическом смысле – это специально организованный и управляемый процесс формирования человека, осуществляемый педагогами в воспитательных учреждениях.

Воспитательные воздействия могут быть внутренними, когда человек сам предъявляет к себе требования, пытается с помощью определенной деятельности воздействовать на себя с целью формирования каких-то качеств. Такая работа над собой называется самовоспитанием. В дошкольном возрасте можно говорить об элементах самовоспитания. Например: отказ от плохих поступков, совершение добрых дел, воздержание от грубых слов. Важно поощрять детей в стремлении стать лучше.

Обучение – это процесс вооружения учащихся знаниями, умениями, навыками, способами познавательной деятельности, осуществляемой под руководством педагога в процессе учебных занятий. Воспитание и обучение взаимосвязаны. Обучение носит воспитывающий характер, а с другой стороны воспитывая ребенка, мы одновременно его обучаем.

Образование – это результат обучения, т.е. овладение системой знаний, умений, навыков, способами мышления. Нередко начитанность принимают за образованность, но это не соответствует действительности, если человек не способен устанавливать причинно-следственные связи, если у него нет собственных мыслей.

Социализация – это процесс развития человека во взаимодействии с окружающим его миром. На развитие человека, его социализацию влияют следующие факторы:

а) макрофакторы (космос, планета, страна, государство);

б) мезофакторы (этнос, место поселения /город, село и т. д./);

в) макрофакторы (семья, общество сверстников, религия и т.д.).

Педагогический процесс – это сознательно организованное, целенаправленное и планомерное взаимодействие педагога и воспитанников с целью воспитания и обучения детей. В ходе педагогического процесса происходят изменения во всех его участниках.

Важными для педагогики считаются такие понятия, как развитие и формирование.

Развитие – это происходящие в человеке последовательные и закономерные изменения в психике и его биологической природе; это процесс движения, изменения, переход от старого к новому качественному состоянию. В педагогике говорят о возрастном развитии, индивидуальном и личностном.

Формирование – это изменение в развитии личности человека или отдельных его качеств, которые происходят под влиянием совокупности факторов: внутренних и внешних, природных и социальных, объективных и субъективных. Формировать – это значит организовывать всю деятельность человека, осуществлять воспитание и обучение так, чтобы развивать у ребенка то или иное качество (формировать приемы запоминания, культурно-гигиенические навыки, понятия о дружбе и т. д.).

 

5. Современные тенденции российского образования.

В течение последних лет на самом высоком государственном уровне активизировалось обсуждение вопроса о модернизации общественных отношений в области образования. Предполагается, что реформа образования должна затронуть все урони системы образования, начиная от дошкольного и заканчивая послевузовским. На сегодняшний день идеи модернизации образования материализовались в нескольких концептуально ориентированных документах федерального масштаба.

· Государственная политика, в том числе перспективная, в сфере образования встречает немало критики не только, как обычно бывает в современной России, на «передовой» - в среде учителей школ, преподавателей вузов, но даже в академических кругах.

· Образование является объектом разного рода реформирования в течение, как минимум, последних 15 лет.

В условиях перехода России к правовому государству, к демократическому Обществу, к рыночной экономике ее специфические проблемы вызваны сменой системы ценностей и социальных приоритетов, а также экономическими и политическими трудностями этого перехода. В этих условиях образованию предъявляются принципиально новые духовно-нравственные и социально-экономические требования.

    Школа - в широком смысле этого слова - должна стать важнейшим фактором гуманизации общественно-экономических отношений, формирования новых жизненных установок личности. Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, готовы к межкультурному взаимодействию, обладают чувством ответственности за судьбу страны, за ее социально-экономическое процветание. Система образования должна готовить людей, умеющих не только жить в гражданском обществе и правовом государстве, но и создавать их.

    На современном этапе развития России образование, в его неразрывной, органичной связи с наукой, становится все более мощной движущей силой экономического роста, повышения эффективности и конкурентоспособности народного хозяйства, что делает его одним из важнейших факторов национальной безопасности и благосостояния страны, благополучия каждого гражданина. Образование призвано использовать свой потенциал для консолидации общества, сохранения единого социокультурного пространства страны, для преодоления этнонациональной напряженности и социальных конфликтов на началах приоритета прав личности, равноправия национальных культур и различных конфессий, ограничения социального неравенства.

    Проблема образованности общества связана, однако, не только с развитием экономики, повышением ее эффективности и конкурентоспособности. В общемировой ситуации перехода к постиндустриальному обществу, в условиях многонациональной и многоконфессиональной страны, становления новой российской государственности и демократического гражданского общества обновление образования выступает как решающее условие формирования у россиян системы современных социально значимых ценностей и общественных установок. Именно образование в первую очередь должно собрать воедино эти ценности и установки с передовыми отечественными традициями в новую ценностную систему общества - систему открытую, вариативную, духовно и культурно насыщенную, диалогичную, толерантную, обеспечивающую становление подлинной гражданственности и патриотизма.

    Многонациональной российской школе предстоит проявить свою значимость в деле сохранения и развития национальных культур народов России, повышения ценности русского и родного языков, формирования российского самосознания и самоидентичности. Обновленное образование должно сыграть ключевую роль в обеспечении устойчивого, динамичного развития российского общества - общества с высоким уровнем жизни, гражданско-правовой, профессиональной и бытовой культурой.

    Системе образования надлежит обеспечить равный доступ молодых людей к полноценному образованию, независимо от материального достатка семьи, места проживания. национальной принадлежности и состояния здоровья, использовать свои возможности для социальной защиты детей и подростков, лишенных попечения родителей. Важной ее задачей также является формирование профессиональной элиты, выявление и целевая поддержка наиболее одаренных, талантливых детей и молодежи.

    В условиях ограниченных финансовых возможностей страны система образования должна обеспечить эффективное использование своих ресурсов - человеческих, информационных, материальных, финансовых, а государство – гарантировать приоритетную поддержку образования. Для реализации современных социальных требований к системе образования, повышения ее социальной роли необходимы, с одной стороны, модернизация самой системы образования, а с другой - изменение отношения государства, общества и личности к образованию.

 

6. Методы педагогического исследования.

Методами педагогического исследования называют совокупность приемов и операций, направленных на изучение педагогических явлений и решение разнообразных научно-педагогических проблем.

Методы педагогического исследования классифицируются несколькими способами. Так по цели исследования выделяют:

· Теоретические методы: методы моделирования и причинно следственного анализа, сравнительно-исторический анализ.

· Практические методы: беседа, анкетирование, наблюдение, эксперимент.

В зависимости от источников информации методы педагогического исследования делятся на методы изучения теоретических источников и методы анализа существующего педагогического процесса. По способам обработки анализа тех или иных данных выделяют такие методы, как метод анализа и метод количественной обработки материала.

Методы педагогического исследования:

1. Наблюдение как метод педагогического исследования является наиболее доступным и распространенным. Под наблюдением подразумевается заранее подготовленное и организованное восприятие процесса, явления или объекта в естественных условиях. Следует отметить, что научное исследование несколько отличается от так называемого житейского. Во-первых, в научном наблюдении ставятся конкретные задачи, разрабатываются схемы наблюдения, выделяются объекты. Во-вторых, полученные результаты нужно обязательно зафиксировать. В-третьих, полученные данные обязательно обрабатываются. О высокой эффективности наблюдения можно говорить в том случае, если оно будет систематическим, разносторонним, длительным, массовым и объективным. Так как наблюдение не занимается раскрытием внутренней стороны педагогического исследования, то применяют его лишь на начальном этапе исследования, в купе с другими методами. К числу средств, повышающих объективность наблюдений, относятся специальные технические средства звукозаписи или видеозаписи уроков, внеклассных воспитательных мероприятий.

Различают следующие виды статистического наблюдения:

-    непрерывное

-    периодическое

-    единовременное

-    сплошное

-    несплошное.

2. Изучение опыта – один из самых древних методов педагогического исследования. В широком смысле изучении опыта подразумевается организованную познавательную деятельность, которая направлена на установление исторических связей обучении и воспитания, а также вычленение устойчивого общего в воспитательно-учебных системах. Благодаря такому методу проводится анализ путей решения проблем, а также выводится взвешенное заключение о необходимости применения этих решений в новых исторических условиях.

3.Изучение продуктов ученического творчества, таких как, классных и домашних работ, рефератов, докладов, сочинений, а также результатов технического и эстетического творчества. Подобный метод имеет широкое применение, например, его используют при оценке индивидуальных особенностей учеников, их наклонностей, интересов и отношения к различным обязанностям и делам. Организация педагогического исследования таким методом также требует тщательного планирования, а также подготовки к умелому использованию с другими методами.

4. Беседы, диалоги, дискуссии – это то, что помогает выявить отношения людей, их намерения, чувства, позиции и оценки в отношении того или иного явления. Педагогическая беседа имеет особенности: она характеризуется заранее продуманными попытками исследователя проникнуть во внутренний мир исследуемых, а также выявить причину появления того или иного поступка.

5. Эксперимент – это своего рода наблюдение, только в данном случае экспериментатор наблюдает за тем процессом, который он сам же планомерно осуществляет. Так, педагогический эксперимент может проводиться с группой учеников, школой или сразу же с несколькими школами. Насколько надежным окажется эксперимент, во многом зависит от соблюдения всех его условий.

От каждого педагогического эксперимента необходимо требовать:

1. точного установления цели и задач эксперимента

2. точного описания условий эксперимента

3. определения в связи с целью исследования контингента учащихся

4. точного описания гипотезы исследования.

В педагогике различают естественный и лабораторный эксперименты. Естественный эксперимент проводится в обычных, естественных условиях обучения и воспитания (школе, классе). В случае лабораторного эксперимента в классе выделяется группа учеников. Исследователь проводит с ними особые беседы, индивидуальное и групповое обучение и наблюдает за их эффективностью.

В психолого-педагогических исследованиях выделяют констатирующий, формирующий эксперименты и контрольный. В первом случае педагог-исследователь экспериментальным путем устанавливает только состояние изучаемой педагогической системы, констатирует факт связи, зависимости между явлениями. Когда же педагог-исследователь применяет специальную систему мер, направленных на формирование у учеников определенных личностных качеств, на улучшение их учения, трудовой деятельности, говорят уже о формирующем эксперименте.

6. Тестирование – один из самых популярных методов педагогического исследования. Он представляет собой целенаправленное и одинаковое обследование всех испытуемых, которое должно проводиться в строго контролируемых условиях. Тестирование от других методов исследования отличается доступностью, точностью, простотой и возможностью автоматизации.

В школьной практике мы применяем тесты достижений. Оценка знаний учителем - это педагогическое тестирование, т. е. выявление уровня ЗУН, приобретенных в процессе изучения того или иного предмета.

По структурным признакам могут быть:

1. закрытые тесты и тесты со свободно конструируемым ответом;

2. тесты с альтернативным, множественным и перекрестным выбором ответа;

3. тесты на скорость и на сложность, состоящие из все более усложняющихся заданий;

4. тесты с выводом и обработкой ответов с помощью ЭВМ и без них.

7. Анкетирование – массовый сбор материала, который осуществляется посредством заранее разработанных опросников, так называемых анкет. Анкетирование основывается на том предположении, что анкетируемый человек будет честно отвечать на приведенные в анкете вопросы. Однако, как показывает статистика, на практике подобные ожидания оправдываются лишь на половину, что резко подрывает доверие к анкетированию как к объективному методу получения данных.

Метод рейтинга

Это метод оценки тех или иных сторон деятельности компетентными судьями (экспертами).К подбору экспертов при этом предъявляются определенные требования:

- компетентность,

- креативность (способность решать творческие задачи),

-  положительное отношение к экспертизе,

-  отсутствие склонности к конформизму (чрезмерному следованию авторитету в науке),

- научная объективность,

- аналитичность и широта мышления,

- конструктивность мышления,

- свойство коллективизма,

- самокритичность.

 

Важно подчеркнуть, что методы исследования выбираются с учетом специфики задач, поставленных иследователем перед собой, а не путем простого перечисления всех известных методов в педагогике

 

7. Принципы современной дидактики.

Под принципами обучения (дидактическими принципа­ми) подразумеваются объективные закономерности, исход­ные положения, которыми руководствуется педагог при отборе содержания, форм организации, методов и средств обучения.

Как уже говорилось выше, заслуга разработки системы ди­дактических принципов как нормативной основы обучения принадлежит Я. А. Коменскому (см. гл. II настоящего по­собия). Но эта система оказалась достаточно подвижной: в последующие столетия отвергались одни ее принципы (принцип природосообразности и др.), наполнялись иным содержанием имеющиеся, вводились новые. С чем это свя­зано? За время, минувшее с 1654 г., когда Я. А. Коменский в своей книге «Великая дидактика» впервые сформулиро­вал дидактические принципы, прежде всего изменились со­циально-экономическая и политическая ситуации в мире, что сказалось на целях обучения и воспитания; трансфор­мировалась система образовательных учреждений. К это­му следует прибавить успехи науки, которая шагнула да­леко вперед, обогатившись данными о возрастных харак­теристиках обучаемых, об особенностях процесса позна­ния, о роли мотивационной сферы в его ходе и др. Современные дидактические принципы опираются на по­знанные законы и закономерности обучения, развития познавательной деятельности.

Остановимся на тех принципах, которые лежат в основе современной теории дошкольного обучения.

Принцип воспитывающего обучения. Вэтом принципе проявляется одна из закономерностей процесса обучения, а именно: обучающая деятельность педагога преимуще­ственно всегда носит воспитывающий характер. Чем млад­ше дети, тем в более тесном единстве выступают обучение и воспитание. На протяжении всего дошкольного возраста обучение остается воспитывающим, а воспитание - обуча­ющим. Правильно организованный процесс обучения ока­зывает влияние на формирование личности в целом. Это осуществляется через содержание обучения, формы его организации, методы и средства. Специально подобранное содержание обучения имеет своей целью ознакомление де­тей с окружающей действительностью, приобщение к куль­туре в самом широком смысле этого слова, на основе чего у ребенка складывается динамически развивающийся «об­раз мира», происходит усвоение норм отношений, станов­ление ценностных ориентации. В ходе обучения вырабаты­вается произвольность поведения, психических процессов; дети овладевают навыками общения.

Принцип развивающего обучениятребует ориентации учебного процесса на потенциальные возможности ребен­ка. В основе принципа лежит закономерность, согласно ко­торой обучение - движущая сила целостного развития личности ребенка, становления у него новых качеств ума, памяти и других сторон психики, а также формирования спо­собностей, интересов, склонностей. По Л.С.Выготскому, ребенок имеет две зоны развития. Первая - зона актуального развития - уже достигнутый в данном возрас­те уровень. Он показывает, что ребенок выполняет или может выполнить самостоятельно. Актуальный уровень развития определяет содержание сегодняшней жизни ребен­ка и готовит его к вхождению в завтрашнюю жизнь. Вок­руг зоны актуального развития образуется широкий круг -зона ближайшего развития, завтрашний уровень развития ребенка. Зона ближайшего развития - определяющая в обу­чении и развитии: то, что ребенок в этой зоне сделает в со­трудничестве с педагогом, завтра он сумеет сделать самостоятельно, следовательно, перейдет на уровень акту­ального развития. «Обучение только тогда хорошо, - пи­сал Л.С.Выготский, - когда оно идет впереди развития. Тогда оно пробуждает и вызывает к жизни целый ряд функ­ций, находящихся в стадии созревания, лежащих в зоне ближайшего развития» (Выготский Л. С. Собр. соч.: В 2 т. - М., 1982. - Т. 1. - С. 252). Концепции развивающего обучения разработаны Л.В.Занковым, Д.Б.Элькониным, В.В.Давы­довым, Л. А. Венгером и реализуются в практике многих школ и дошкольных учреждений.

Сущность принципа научностисостоит в том, чтобы ре­бенок усваивал реальные знания, правильно отражающие действительность. Тогда в дальнейшем они составят осно­ву соответствующих научных понятий, облегчат изучение учебных дисциплин в школе. Знания могут с разной глуби­ной отражать действительность, не теряя своей научности.

В исследовании А. П. Усовой доказано, что в обучении дошкольников нельзя ограничиваться эмпирическими знани­ями, так как они формируют представления о внешних каче­ствах и свойствах предметов и явлений без выделения их су­щественных признаков. Эмпирические знания необходимы, поскольку именно на их основе формируется способность к простейшим формам анализа, абстракции, обобщениям, умо­заключениям. Но для дальнейшего развития этой способнос­ти следует давать детям теоретические знания, которые отра­жают общие зависимости между явлениями (некоторые мате­матические зависимости, связи в мире природы и т.д.). Начальные формы теоретического обучения требуют соблю­дения следующих правил принципа научности:

- обеспечить ребенку неискаженное первоначальное вос­приятие предметов, явлений, вызвать к ним положитель­ное отношение, заинтересовать;

- при повторном восприятии объекта помочь ребенку выявить существенные признаки, свойства, подвести к по­ниманию простейших связей, отношений; учить правильно называть познаваемые объекты, их части, качества, исполь­зуя некоторые общеупотребительные научные термины; »

- раскрывать перед детьми картину развития, изменения изучаемых объектов, обращая их внимание на наиболее важные стороны процесса развития, зависимость от вне­шних условий, места, времени.

Принцип наглядностиЯ. А. Коменский справедливо счи­тал «золотым правилом» дидактики, ибо «ничего нет в уме, чего не было в ощущениях». Полноценное обучение долж­но опираться на чувственный опыт ребенка, на его непос­редственные наблюдения окружающей действительности. Коменскому вторил К. Д.Ушинский, утверждая, что «дет­ская природа ясно требует наглядности». Значение данно­го принципа убедительно подтверждено современными исследованиями: оказывается, что основная информация ус­ваивается человеком через зрительное и слуховое восприя­тие. Зрительная информация воспринимается мгновенно, тогда как слуховая поступает последовательно и занимает гораздо больше времени.

Принцип наглядности соответствует основным формам мышления (наглядно-действенное, наглядно-образное) дошкольника. Реальные предметы и наглядные образы спо­собствуют правильной организации мыслительной деятель­ности ребенка. Наглядность обеспечивает понимание, проч­ное запоминание. Сделать обучение наглядным - значит создать у ребенка зрительные образы, обеспечить восприя­тие окружающего, включить непосредственно в практичес­кую деятельность, связать обучение с жизнью.

Но все хорошо в меру. Следует помнить, что переоцен­ка наглядности в обучении может задержать развитие сло­весно-логического мышления.

Принцип систематичности и последовательностипредпо­лагает, что усвоение учебного материала идет в определен­ном порядке, системе. Это требует логического построения как содержания, так и процесса обучения. Последователь­ность обучения заложена в общеобразовательных програм­мах, предназначенных для дошкольных учреждений. При планировании обучения педагог выделяет темы в учебном материале (труд и профессии, сезонные изменения в при­роде, выращивание и уход за растениями и др.); устанавли­вает последовательность раскрытия темы на разных заня­тиях и намечает методику работы, продумывает связь но­вого материала с ранее усвоенными знаниями, опытом де­тей. При этом предусматривается повторение усвоенных знаний и умений в разнообразных формах, в различной по характеру деятельности (малыши рассматривали кролика на картинке, учили о нем стихотворение, затем выполняли аппликативную работу). При таком повторении объект вы­ступает в новом значении, что делает знания детей более богатыми и глубокими, прочными, поддающимися анали­зу, обобщению, систематизации.

Принцип доступностипредполагает соотнесение содер­жания, характера и объема учебного материала с уровнем развития, подготовленности детей. Еще Я. А. Коменский выдвинул несколько правил этого принципа, не утратив­ших сегодня своего значения:

- переходить от изучения того, что близко (история род­ного края) к тому, что далеко (всеобщая история);

- переходить от легкого к трудному, от известного к не­известному.

Доступность в обучении нельзя отождествлять с его лег­костью. В 70-е гг. Л. В. Занков выдвинул и обосновал прин­цип обучения на высоком уровне трудности:обучение, оста­ваясь доступным, должно быть сопряжено с приложением серьезных усилий, что приводит к развитию личности. Если учебный материал равен возможностям ребенка или даже ниже их, процесса развития не происходит.

Принцип осознания процесса обучения(И. Я.Лернер) бли­зок к принципу сознательности и активности в обучении. Он предполагает необходимость развития у ребенка рефлекси­рующей позиции: как я узнал, что не знаю, как думал рань­ше, почему ошибался, что хочу знать и т. п. Конечно, разви­вать такую позицию у ребенка должен педагог, «наталки­вая» его на осознание своего «Я», своих умений, достижений, затруднений, приемов деятельности, которыми он овладел. Вопросы к детям типа: как ты узнал об этом? Как ты это сде­лал? Что тебе нравится в твоей работе, а что надо было сде­лать по-другому? - должны постоянно направлять внима­ние ребенка на элементарный анализ его деятельности. Если ребенок видит свои достижения, это укрепляет в нем веру в собственные возможности, побуждает к новым усилиям. Если ребенок понимает, в чем и почему он ошибся, что еще не получается, он делает первый шаг на пути к самовоспи­танию. А следующие шаги ему поможет совершить педа­гог, подбадривая, авансируя успех, оказывая конкретную помощь.

 

8. Формы организации обучения.

Формы организации обучения - это внешнее выражение согласованной деятельности учителя и учеников, осуществляемой в определенном порядке. Классифицируются по:

· Количеству учащихся - массовые, групповые и индивидуальные.

· Месту учебы - школьные и внешкольные.

· Продолжительности - классический урок 45 минут, пара 90 минут.

История развития школы знает разные формы организации обучения:

· индивидуально-групповые (репетиторство, гувернерство);

· дифференцированного обучения по способностям - Мангеймская система Зиккенгера;

· Белл-ланкастерская (Англия, Индия), где разновозрастные группы и старшие учат младших;

· Бригадное обучение (советская школа в 20-е годы);

· американский «план Трампа» - 40% времени в больших группах, 20% в малых, 40% самостоятельная работа.

Школе понадобились тысячелетия, чтобы великий Ян Амос Коменский сделал открытие: детей лучше учить в классе, когда они работают сообща. Появилась классно-урочная система (17 век). Ее особенности:

· постоянный состав учащихся одного уровня подготовки и возраста - класс;

· каждый класс работает в соответствии со своим годовым планом;

· учебный процесс осуществляется в виде уроков, каждый из которых посвящен одному предмету;

· постоянное чередование уроков;

· руководящая роль учителя.

Преимущества классно-урочной системы: строгая оргструктура, экономична, создает предпосылки для взаимообучения, коллективная деятельность, соревновательность, возможности для воспитания и развития. Недостатки: ориентация на среднего ученика, отсутствие индивидуальной учебно-воспитательной работы (второгодники), навязывает жесткий ритм и искусственную организацию работы (по Н.К. Куписевичу).

Культурологический феномен, созданный педагогической мыслью - урок - это законченный в смысловом, организационном и временном отношении этап учебного процесса. Именно уроки составляют в школе основу целостного педагогического процесса. Дадим характеристику уроку. Современный урок - это:

1.Открытие истины, поиск истины и ее осмысление. Это организованное духовное общение, содержанием которого является научное знание, а результатом - интеллект каждого субъекта, духовное обогащение. Истина не вкладывается в ученика как в мешок, истина постигается, наполняется личностным смыслом. Приемы: недописанный тезис, трансляция «я» учителя, мотивация.

2.Часть жизни ребенка и проживание ее должно совершаться на уровне высокой общечеловеческой культуры. Формирование поведенческих привычек - приветствие, взаимное внимание, доброжелательность, этикет. Воспитание - это вхождение ребенка в современную культуру совместно с учителем и с его помощью.

3. Свободный урок, порожденный стремлением гуманизировать действительность, признать человека как наивысшую ценность, предоставить свободу для индивидуального развития. Ученик всегда выступает в роли цели и никогда - в роли средства. Личностный подход.

4. Создание ситуации успеха, субъективное переживание человеком личных достижений. Приемы: авансирование, оценка детали, снятие страха, доброжелательность, не сравнивать с другим.

5. Полоролевое воспитание.

6. Организация групповой деятельности.

7. Гармоничный урок, соответствие содержательной стороны урока и его внешней формы, чувство меры. Благоприятная психологическая атмосфера урока. Приемы: корректировка педагогических ситуаций, игры, приемы саморегуляции, привнесение ценностей - утвердить истину, проявить добро, обозначить красоту.

Классификация уроков:

по содержанию;

способу проведения;

дидактическим целям.

Главные типы уроков:

урок изучения новых знаний;

урок формирования новых умений;

урок обобщения и систематизации;

урок контроля и коррекции;

урок практического применения знаний и умений;

комбинированный урок.

 

9. Методы обучения

Метод обучения (от греч. metodos – путь к чему-либо) – это упорядоченная деятельность педагога и учащихся, направленная на достижение заданной цели обучения. Под методами обучения (дидактическими методами) часто понимают совокупность путей, способов достижения целей, решения задач образования.

Метод обучения характеризуется тремя признаками, он обозначает:

– цель обучения;

– способ усвоения;

– характер взаимодействия субъектов обучения.

Понятие метода обучения отражает:

способы обучающей работы учителя и способы учебной работы учащихся в их взаимосвязи;

специфику их работы по достижению различных целей обучения. В структуре методов обучения выделяются приемы.

Прием – это элемент метода, его составная часть, разовое действие, отдельный шаг в реализации метода или модификация метода в том случае, когда метод небольшой по объему или простой по структуре. Методы обучения осуществляются различными средствами обучения, к которым относятся как материальные, так и идеальные объекты, помещаемые между учителем и учащимся и используемые для эффективной организации учебной деятельности школьников. Этими средствами являются различные виды деятельности, предметы произведений материальной и духовной культуры, слово, речь и т. д. Классификация методов обучения – это упорядоченная по определенному признаку их система.

Наиболее обоснованными на сегодняшний день являются следующие классификации методов обучения.

1. Традиционная классификация методов обучения, берущая начало в древних философских и педагогических системах и уточненная для нынешних условий. В качестве общего признака выделяемых в ней методов берется источник знаний: практика, наглядность, слово, книга, безбумажный источник информации – видео в сочетании с новейшими компьютерными системами. В данной классификации выделяется пять методов: практический – опыт, упражнение, учебно-производительный труд; наглядный – иллюстрация, демонстрация, наблюдения учащихся; словесный – объяснение, разъяснение, рассказ, беседа, лекция, дискуссия и т. д.; работа с книгой – чтение, изучение, реферирование, цитирование, конспектирование и т. д.; видеометод – просмотр, обучение, контроль и т. д.

2. Классификация методов по назначению(М.А. Данилов, Б.П. Есипов). В качестве общего признака классификации выступают последовательные этапы, через которые проходит процесс обучения на уроке. Выделяются следующие методы:

– приобретение знаний;

– формирование умений и навыков;

– применение знаний;

– творческая деятельность;

– закрепление;

– проверка знаний, умений, навыков.

3. Наибольшее распространение в дидактике последних десятилетий получила классификация методов обучения, предложенная академиком Ю.К. Бабанским. В ней выделяются три большие группы методов обучения:

– методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности;

– методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности;

– методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности.

4. По дидактическим целям выделяется две группы методов обучения:

– методы, способствующие первичному усвоению учебного материала, – информационно-развивающие методы (устное изложение учителя, беседа, работа с книгой); эвристические методы обучения (эвристическая беседа, диспут, лабораторные работы); исследовательский метод;

– методы, способствующие закреплению и совершенствованию приобретенных знаний (Г.И. Щукина, И.Т. Огородников и др.), – упражнения (по образцу, комментированные упражнения, вариативные упражнения и др.); практические работы.

5. Предприняты многочисленные попытки создания бинарных (М.И. Махмутов) и полинарных (В.Ф. Паламарчук и В.И. Паламарчук) классификаций методов обучения, в которых последние группируются на основе двух или более общих признаков.

Бинарная классификация методов обучения построена на сочетании:

– методов преподавания;

– методов учения. Ни одна из рассмотренных классификаций методов не свободна от недостатков. Поиски более совершенных классификаций, которые внесли бы ясность в противоречивую теорию методов и помогали бы педагогам совершенствовать практику, продолжаются.

 

10. Личностно-ориентированный подход в обучении.

Содержание воспитания представляет собой систему знаний о природе, обществе и человеке, о чертах и качествах личности, нормах и правилах поведения, которыми должны овладеть учащиеся в соот­ветствии с поставленными целями и задачами. Кто, почему и что оп­ределяет содержание воспитания?

Человек живет в обществе и не может быть свободным от требований данного общества. Каждый человек в об­ществе выполняет ряд функций, которые и определяют основные на­правления воспитания, то есть его содержание. С философской точки зрения содержание, будучи определяющей стороной целого, пред­ставляет единство всех составных элементов объекта, его свойств, внутренних процессов, связей, противоречий и тенденций. В послед­ние годы взгляды на содержание воспитательного процесса быстро и радикально менялись. В основе современной идеологии воспитания лежат следующие идеи;

1. Реализация целей воспитания. Реальная цель сегодня - раз­ностороннее развитие человека, опирающееся на его способности и возможности. Средство достижения этой цели - освоение человеком базовых, основ культуры. Отсюда центральное понятие содержания воспитания — «базовая культура» личности. Это культура жизненного самоопределения: экономическая культура и культура труда, нравст­венная и экологическая, художественная и физическая, культура се­мейных отношений.

2. Самоопределение. Важнейший элемент воспитания - культу­ра жизненного самоопределения человека. Жизненное самоопределе­ние - понятие более широкое, чем только профессиональное и даже гражданское. Культура жизненного самоопределения характеризует человека как субъекта собственной жизни и собственного счастья. Именно в гармонии с самим собой должно идти гражданское, профессиональное и нравственное самоопределение.

3. Коллективистская направленность. В содержании воспитательной работы предстоит преодолеть отношение к коллективу как ксугубо дисциплинарному средству, способному лишь подавлять личность, а не возвышать ее духовные, нравственные силы. Именно коллектив должен оказать позитивное влияние на формирование и развитие личности.

В педагогическом процессе содержание воспитания реализуется через совокупность направлений воспитательной деятельности, которые представляют собой своеобразную программу воспитания.

Для достижения цели формирования разносторонне, развитой личности необходимо единство следующих направлений воспитания;.

-умственное воспитание;

- физическое воспитание;

- трудовое воспитание;

- нравственное воспитание;

- эстетическое воспитание.

Такой подход к содержанию воспитательного процесса явился традиционным для советской педагогики и сохраняет свое значение до сих пор, так как цель воспитания гар­монически развитой личности ставится обществом и сейчас. Однако время потребовало дополнить его следующими направлениями:

 - экономическое воспитание;

 - половое воспитание;

- экологическое воспитание;

 - правовое воспитание.

 

11. Понятие о биологических и социальных факторах развития личности.

Проблема личности и ее развитияимеет различные аспекты, по­этому рассматривается разными науками: философией, возрастной физиологией и анатомией, социологией, детской и педагогической психологией и т.д. В том числе развитие личности является одним из самых сложных и ключевых вопросов педагогической теории и прак­тики. Педагогика изучает и выявляет наиболее эффективные условия для гармоничного развития личности в процессе обучения и воспита­ния. Одно из важнейших профессиональных качеств педагога - уме­ние видеть каждого ученика как человека в его развитии, взрослении, становлении.

В зависимости от того, какие условия превалировали в той или иной теории развития личности, в педагогике и психологии по дан­ной проблеме имели место три основных направления: биологиче­ское, социологическое (социальное) и биосоциальное.

Представители биологического направления, считая личность сугубо природным существом, все поведение человека объясняют действием присущих ему от рождения потребностей, влечений и ин­стинктов (З.Фрейд и др.). При этом человек, подчиняясь требованиям общества, постоянно подавляет естественные потребности, «играя» необходимые социальные роли.

Представители социологического направления утверждают об­ратное: хотя человек рождается как существо биологическое, однако основное влияние на его развитие оказывают те социальные группы, с которыми он общается; именно социальные ситуации детермини­руют поведение и, соответственно, развитие человека. Причем, чем ниже по уровню развития личность, тем ярче и резче проявляются у нее биологические черты, инстинкты и т.п.

Представители биосоциального направления, на первый взгляд, примиряют две противоположные точки зрения, полагая, что психи­ческие процессы (ощущение, восприятие, мышление и др.) имеют биологическую природу, а направленность, интересы, способности личности формируются как явления социальные. Однако при этом происходит искусственное деление личности, которое никак не мо­жет объяснить ни ее поведение, ни ее развитие.

Современная педагогика рассматривает личность как единое це­лое, в котором биологическое неотделимо от социального. Развитие личности, как процесс, детерминируется как психофизическими особенностями индивида, так и социальными ситуациями в единстве, а также мерой его собственной активности, направленной на самораз­витие и самосовершенствование. Отношения социального и биологи­ческого в формировании и поведении личности чрезвычайно сложны и оказывают неодинаковое воздействие на нее на разных этапах раз­вития человека, в разных ситуациях и видах общения с другими людьми. Этапы и закономерности развития по каждому направлению теоретически и экспериментально исследуются в соответствующих науках. В учебно-воспитательном процессе эти результаты слиты в единую систему многостороннего развития учащихся, которое опо­средовано возможностями самой личности, влиянием среды и целе­направленной деятельностью взрослых.

Таким образом, развитие личности представляет собой единый биосоциальный процесс, в котором происходят не только количествен­ные изменения, но и качественные преобразования, рождение нового и отмирание или преобразование старого. Более того, именно противоре­чия между новым и старым, которые возникают и преодолеваются в процессе обучения и воспитания, выступают движущими силами разви­тия личности. К таким противоречиям относятся:

• противоречие между новыми потребностями, порождаемыми деятельностью, и возможностями их удовлетворения;

• противоречие между возросшими физическими и духовными возможностями ребенка и старыми, ранее сложившимися формами взаимоотношений и видами деятельности;

• противоречие между растущими требованиями со стороны общества, группы взрослых и наличным уровнем развития

личности.

Названные противоречия характерны для всех возрастов, но они приобретают специфику в зависимости от возраста, в котором прояв­ляются. Разрешение противоречий происходит через формирование более высоких уровней деятельности. В результате ребенок перехо­дит на более высокую ступень своего развития. Потребность удовлетворяется, противоречие снимается. Но удовлетворенная потребность рождает новую потребность, более высокого порядка. Одно противо­речие сменяется другим - развитие продолжается. В педагогической науке используются данные биологического развития для научной организации труда педагогов и учащихся; разрабатываются модели обучения и воспитания на базе закономерностей психического разви­тия учащихся, устанавливаются содержание, пути и средства социа­лизации учащихся.

В педагогике выделяют 2 группы факторов развития и формирования ребенка – биологические и социальные.

Биологические, или природные факторы влияют на физический облик ребенка, его телосложение, конструкцию мозга, способность ощущений, эмоций. Основным из биологических факторов является наследственность. Это цвет волос, глаз, внешний облик, свойства нервной системы, наследственные заболевания, дефекты. Наследственность находится в зависимости и от социальных условий. Например, молекулы ДНК очень тонко реагируют на вредные воздействия. Неблагополучная обстановка в семье или на работе, приводящая к нервным расстройствам, также оказывает пагубное влияние на потомство.

К биологическим факторам формирования человека относят также период внутриутробного развития и первые месяцы после рождения. К биологическим факторам также можно отнести заботу о здоровье. Если ребенка приучать заниматься утренней гимнастикой, закаляться, следить за своим питанием, соблюдать режим дня, то он будет крепок физически, его организм будет нормально функционировать, укрепляться и развиваться.

Социальные факторы также непосредственно влияют на развитие личности ребенка, так как ребенок развивается как личность под воздействием окружающей среды. В понятие «среда» входит сложная система внешних обстоятельств, необходимых для жизни и развития человеческого индивида. Для каждого ребенка складывается неповторимая и сугубо индивидуальная ситуация развития, которую называют средой ближайшего окружения. Это семья, школа, друзья, сверстники, близкие люди. В этой микросреде есть явления положительные и отрицательные.

Личность формируется, не только усваивая влияние окружающей среды, но и сопротивляясь им. В связи с этим необходимо воспитывать у ребенка способность правильно разрешать внутренние конфликты, сопротивляться отрицательным внешним воздействиям, способность регулировать влияние окружающей среды.

Влияние наследственности и среды корректируется воспитанием. Воспитание – главная сила, способная подкорректировать недостатки природы и отрицательное действие среды. Именно воспитание может дать обществу полноценную личность. Эффективность воспитания заключается в целенаправленном, систематичном и квалифицированном руководстве. Слабость воспитания в том, что оно основывается на осознании человека, а наследственность и среда действуют подсознательно.

Одна из основных задач воспитания – это выявить склонности и дарования, развитие человека в соответствии с природными способностями и возможностями.

 

12. Вклад отечественных педагогов 19-20 веков в создание классической педагогики.

Педагогика – древнейшая наука. С давних пор люди старались воспитывать своих детей, передавать им имеющиеся знания. Вначале воспитание происходило на основе жизненного опыта, интуиции, предыдущего опыта. Но если бы педагогика строилась только на этом, то ее нельзя было бы назвать наукой. Постепенно начали выстраиваться критерии, которые люди использовали в воспитании подрастающего поколения.

Большой вклад в возникновение и становление педагогической науки внесли такие ученые, как Ян Амос Каменский, Константин Дмитриевич Ушинский, Лев Николаевич Толстой, Антон Семенович Макаренко, Василий Александрович Сухомлинский.

Константин Дмитриевич Ушинский изложил в соответствии с научными достижениями того времени психологические основы дидактики – теории обучения. Он говорил о важности активного внимания детей, о развитии их памяти. «Повторение», - говорил он, - «нужно не для того, чтобы возобновить забытое, а для того, чтобы предупредить возможность забывания». Говорил о важности принципов: наглядности, систематичности и последовательности. Целью воспитания должно быть воспитание нравственного человека, полезного обществу. В основу дошкольного воспитания положена идея народности, решительно осуждал систему дворянского воспитания из-за его пренебрежения трудового воспитания. Рекомендовал широко использовать в воспитательной работе народные игры. Видное место в деле воспитания отводил природе. Ушинский – основоположник дошкольной педагогики. Им написано много книг о природе.

Антон Семенович Макаренко считал, что воспитание должно быть организовано в коллективе и через коллектив, впервые сформулировал и обосновал требования, которым должен отвечать педагогический коллектив. Главное увлечь детей общей целью, требующей общих усилий. Трудовое воспитание – один из ведущих моментов. Большое значение уделял игре, говорил, что игра для ребенка то же самое, что работа для взрослого. Его книги: «Педагогическая поэма», «Флаги на башнях», «Книга для родителей». Большое внимание уделял вопросам семейного воспитания. Утверждал, что семья должна быть коллективом, в котором дети получают первоначальное воспитание и который влияет на правильное развитие и формирование личности ребенка.

Лев Николаевич Толстой горячо пропагандировал бережное, внимательное отношение к личности каждого ребенка, его потребностям и интересам. Был сторонником семейного воспитания. Родители, по мнению Толстого должны обеспечить здоровый семейный уклад и воспитание ребенка с самого раннего возраста. С раннего детства необходимо прививать у ребенка привычку трудиться. Большое внимание уделял эстетическому воспитанию. Создал Яснополянскую школу для крестьян (1859-1862г.). Толстой допускал своеобразный режим в школе, когда ученики могли ходить или не ходить в школу, слушать или не слушать учителя. В школе проводилось и религиозное воспитание. Толстой утверждал, что развивать способности и склонности детей необходимо, как во время уроков, так и во внеурочное время. Толстой создал замечательные учебники: азбуку, книги для чтения.

Василий Александрович Сухомлинский основное внимание уделял воспитанию у подрастающих поколений гражданственности. Очень популярна книга: «Сердце отдаю детям», в которой он показал, что успех воспитания возможен только при глубоком знании педагогом духовной жизни и особенностей развития каждого ребенка. Раскрывал вопросы воспитательного воздействия традиций, фольклора, природы. Считал, что педагог должен творчески относиться к своей деятельности. Учитель или воспитатель – это исследователь. Много разрабатывал теорию и практику дошкольного воспитания.

 

 

13. Понятие педагогических технологий, их обусловленность характером педагогических задач.

Технология – совокупность знаний о способах и средствах проведения производственных процессов.

Совокупность знаний о способах и средствах проведения учебно-воспитательного процесса можно назвать технологией учебного процесса.

В отечественной литературе понятие «технология обучения» расширили до термина «педагогические технологии», понимая под этим содержательную технику учебно-воспитательного процесса.

Наиболее емко смысл термина «педагогические технологии» передает следующее определение.

Педагогические технологии – это способ реализации содержания обучения, предусмотренного учебными программами, представляющий систему форм, методов и средств обучения, обеспечивающую наиболее эффективное достижение поставленных целей.

В технологии обучения содержание, методы и средства обучения находятся во взаимосвязи и взаимообусловленности. Педагогическое мастерство преподавателя состоит в том, чтобы отобрать нужное содержание, применить оптимальные методы и средства обучения в соответствии с программой и поставленными педагогическими задачами.

Процесс разработки конкретной педагогической технологии можно назвать процессом педагогического проектирования. Последовательность его шагов будет следующей:

– выбор содержания обучения, предусмотренного учебным планом и учебными программами;

– выбор приоритетных целей, на которые должен быть о










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-31; просмотров: 260.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...