Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Действие нормативных правовых актов во времени, в пространстве и по кругу лиц. Обратная сила закона.




Действие нормативно-правового акта (НПА) – порождение тех юридических последствий, которые в нем предусмотрены. Действие ограничивается временем, пространством, кругом лиц.

Временной период действия НПА ограничивается моментами вступления его силу, прекращением действия.

Вступление в юридическую силу:

1) Называется конкретная дата введения НПА в действие;

2) Вводится в действие с момента его опубликования;

3) Вводится в действие с момента его принятия;

4) Вступает в силу с возникновением определенных обстоятельств (война, чрезвычайное положение);

5) Вступает в силу с момента его подписания;

6) Вводится в действие поэтапно;

7) Вступает в силу с момента получения адресатом;

8) Если срок вступления в силу в НПА не указан, он вступает в силу по истечении 10 дней с момента официального опубликования.

Утрата юридической силы:

1) НПА прекращает свое действие по истечении срока, на который был принят;

2) При прямой замене данного акта (применяется постановление об отмене или другом НПА);

3) В связи с изменением обстоятельств, на которые НПА был рассчитан;

4) При фактической отмене (принимается другой НПА без отмены первого).

Обратная сила закона – распространение действия НПА на те факты и порожденные им правовые последствия, которые возникли до вступления его в юридическую силу.

Исключения из общего правила:

1) НПА имеет обратную силу в случае прямого указания на это законодателем;

2) НПА смягчает или отменяет юридическую ответственность за совершение противоправного деяния.

По степени завершенности наступивших в соответствии с прежним НПА правовых последствий различают:

- ревизионная обратная сила - действие НПА распространяется на факты, по которым юридические последствия уже наступили, происходит пересмотр этих юридических последствий;

- простая обратная сила – НПА пересмотра завершенных юридических последствий не предполагает.

Переживание НПА - это когда старый акт, отмененный новым, в какой-то мере продолжает действовать и после утраты юридической силы.

Принципы: немедленное действие правовых норм; норма, ухудшающая правовое положение, должна иметь только перспективное действие; норма, улучшающая правовое положение имеет обратную силу; исключения из этих правил возможны только при наличии специальных коллизионных норм.

Действие НПА в пространстве:

1) Территориальное – НПА государства распространяется на всю территорию данного государства;

2) Экстерриториальное – проявляется в возможности применения к действиям, совершенным на территории одного государства, законодательства другого государства.

Территория РФ:

- часть суши, определенная государственной границей;

- внутренние водоемы;

- внешние водоемы (12 морских миль=22.2 км);

- прилегающий континентальный шельф, воздушное пространство над территорией государства;

- воздушные суда РФ;

- морские суда под флагом РФ;

- космические объекты;

- территория дипломатических представительств РФ за рубежом.

Действие НПА по кругу лиц:

1) Распространяется на всех граждан государства независимо от их правового статуса;

2) НПА может действовать в отношении отдельных категорий граждан (военнослужащих, пенсионеров, инвалидов);

3) Действие НПА ограничено в отношении сотрудников дипломатических представительств иностранных государств и членов их семей.

Порядок опубликования и вступления в силу нормативных правовых актов.

Заключительной стадией законодательного процесса является опубликование закона.
В Российской Федерации согласно Конституции РФ 1993 года, федеральные законы, а также любые другие нормативно-правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы для всеобщего сведения. Федеральные конституционные законы и федеральные законы подлежат официальному опубликованию в течении 7 дней после их подписания Президентом РФ.

Официальным опубликованием закона считается его первая полная публикация в "Российской газете", либо в "Собрании законодательства Российской Федерации."

Нормативный акт может вступить в силу одним из следующих образов:

1. При указании даты вступления

2.При указании в акте соответствующих обстоятельств (с момента подписания, с момента опубликования)

3. При применении общих правил. Так в России по общему правилу федеральные конституционные законы и федеральные законы вступают в силу по истечении 10 дней после их официального опубликования, указы президента по истечении 7 дней после официального опубликования


Понятие и виды систематизации законодательства

В обществе действует огромная масса различных правовых норм и нормативных актов. Чтобы было проще ориентироваться в них, необходимо постоянно приводить их в определенную систему. Этим занимаются различные субъекты (государство, должностные лица, граждане). Такая деятельность носит название систематизационной.

Наряду с правотворчеством, правоприменением и толкованием права систематизация участвует в достижении юридически значимых результатов правового регулирования.

Систематизация законодательства - это деятельность компетентных субъектов по упорядочению нормативно-правовых актов и правовых норм в целях удобства пользования ими на практике. Систематизация законодательства необходима для:

1. Дальнейшего развития и совершенствования законодательства.

2. Правильного уяснения и применения нормативно-правовых актов.

3. Формирования правового сознания и правовой культуры субъектов права.

Систематизация законодательства объективно отражает состояние юридической науки и практики государства. Наличие большого числа кодифицированных нормативно-правовых актов отражает квалификацию и качество работы правотворческих органов. Объединение нормативных актов в сборники характеризует стремление к надлежащему правоприменению. А четко организованный учет нормативно-правового материала свидетельствует о высоком уровне правовой культуры субъектов систематизации законодательства.

Значение систематизации законодательства состоит в повышении эффективности правотворческой деятельности и обеспечивает правильную, быструю и качественную реализацию правовых норм.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-31; просмотров: 242.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...