Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Философия Древнего Востока: философия джайнизма, буддизма, индуизма (Индия)




Философия, круг ее проблем и роль в обществе

Философия является одной из основных и древних форм мировоззрения. Со временем ее роль не уменьшается, а, наоборот, возрастает. Слово философия греческого происхождения (phileo – любить, sophia – мудрость), что буквально означает любовь к мудрости.

Однако данное этимологическое значение не исчерпывает содержание философии. В философии речь идет о способности человека понять сущность мира, в котором он живет и свою собственную сущность, подняться до осознания смысла своего бытия. Именно осознание сущности мира, своего бытия и своей сущности, своего места в мире, смысла жизни и составляет понимание мудрости.

Термин «философия» впервые встречается у выдающегося философа и математика Пифагора, который считал, что от философии «рождается три плода»: дар хорошо мыслить, хорошо говорить, хорошо делать. Согласно Пифагору, смысл философии – в поиске истины. Позднее Платон придает этому понятию новое значение: наука, которая изучает мир в целом и место человека в этом мире.

Философия зародилась в VI – V веках до н.э. в Индии, Китае, Греции в ус­ловиях углубления разделения труда, разрушения традиционных связей родового общества, а также в результате общественно – исторической необходимости развития познания, становления научного мировоззрения.

Мировоззрение его структура и основные формы

Мировоззрение – это совокупность наиболее общих взглядов на мир и ме­сто в нем человека. Мировоззрение это система принципов и знаний, идеалов и ценностей, надежд и верований, взглядов на смысл и цель жизни, которые опре­деляют деятельность индивида или социального субъекта и органично вплета­ются в его учения и нормы мышления. Субъектами мировоззрения может быть отдельный человек, социальные или профессиональные группы, этнические или религиозные объединения, классы, общество в целом. Таким образом, мировоз­зрение выступает в качестве своеобразной интегративной целостности знания и ценностей, разума и чувств, интеллекта и деятельности.

 

В структуре мировоззрения выделяют следующие элементы:

· Миропонимание

· Мироощущение

· Мироотношение

Таким образом, мировоззрение интегрирует познавательную, ценностную и побудительно – действенную установки человеческой жизнедеятельности.

Разновидностями миропонимания являются жизненно – повседневное и теоретическое мировоззрение.

Жизненно – повседневное мировоззрение включает опыт, известные на­выки, традиции, «память веков». Оно имеет стихийный, эмоциональный, несистематизированный характер, недостаточно защищено от ошибок. В отличие от него, теоретическое мировоззрение – это более систематизированный комплекс представлений, оценок, установок, которые обеспечивают целостное видение мира и места в нем человека, его жизнен­ные позиции, определяющие деятельность человека.

Мировоззрение – одна из общественных форм отражения действительно­сти человеком. Его специфика заключается в том, что оно отражает действитель­ность целостно; то есть не только природно – общественный мир жизни и деятельности чело­века; но и его общественные отношения и жизненные интересы. Мировоззрение – неотъемлемый атрибут человеческого сознания. Его спецификой является то, что оно, во-первых – форма общественного самосозна­ния человека, во-вторых – способ духовно – практического овладения действи­тельности.

Философия, исследуя отношение сознания к объективному миру, мышле­ния к бытию, делает своим предметом круг проблем, которые возникают на основании развития мировоззрения как формы общественного самосознания. Отличие мировоззрения от философии состоит в том, что философия является не «духовно – практическим», а теоретическим освоением мира. Она возникает соответственно как система доказательств и знаний фундаментальных проблем мировоззрения.

Другими словами мировоззрение отличается от философии не предметным содержанием, а обусловленным им формой и статусом. Оно не только возникает на уровне теоретического знания, но и обязательно порождается всей общественно – исторической жизнью людей, их способом существования и поэтому представ­ляет собой духовно – практическую форму освоения мира и самопознания общественного человека. В связи с этим мировоззрение не сводится лишь к знанию о мире и не функционирует в виде знания, хоть и включает его. Оно выполняет функцию самопознания, то есть является духовным инструментом субъекта в его практическом самовыражении в общественной и природной действительности. Поэтому в истории общества возникают систематизированные, но не философские типы мировоззрение, такие как мифология и религия.

 

Структура,основные направления и функции философии

С предметом философии тесно связана структура философского знания - совокупность взаимосвязанных разделов (учений) философии со сто­роны теории, метода и приложений.

Структура философского знания:

Онтология - философское учение о бытии вообще, его видах и атрибутах (всеобщих, неотъемлемых свойствах).

Гносеология - философское учение о познании, его закономерностях, формах и средствах, истине и ее критериях.

Логика - философское учение о формах и законах человеческого мышления (в настоящее время существует как самостоятельная наука).

Философская антропология - философское учение о происхождении и сущности человека, смысле его жизни.

Социальная философия - философское учение о человеческом обществе в целом, его общих законах и перспективах развития.

Аксиология - философское учение о ценностях, их роли в жизни человека и общества.

Экологическая философия - философское учение о взаимосвязи общества и природы, человека и космоса (сформировалась в последней четверти XX в.). Этика - философская наука о нравственности (с античности ее называют

практической философией).

Эстетика - философская наука о прекрасном (древнейший раздел

философии).

Методология - философское учение о методах познания и преобразо­вания действительности; совокупность методологических принципов.

На разных этапах развития философии различные учения (разделы) выходили на передний край, становились ведущими. Скажем, со времен Аристотеля преобладала онтологическая (метафизическая) проблематика, в новое время (особенно после работ Канта) возобладала гносеология, в современной философии проблемы этих разделов тесно переплетаются в феноменологии и экзистенциализме на основе интересов философской

антропологии.

Функции философии вобществе выражают назначение философии. Функции философии в науке и общественной жизни в целом вытекают из ее предмета и структуры.

Основные функции философии:

1. мировоззренческая,

2. гносеологическая,

3. логическая,

4. методологическая,

5. воспитательно-образовательная.

Философия Древнего Востока: философия джайнизма, буддизма, индуизма (Индия)

Индийские религии – это совокупность вероучений, сложившихся в рамках индийской культурной традиции – ведическая религия, индуизм (включавший в себя брахманизм, вишнуизм и шиваизм), джайнизм, буддизм и сикхизм. Все индийские религии (кроме сикхизма) принадлежат к язычеству, поскольку каждая из них признает верховным принципом мироздания и человеческой жизни карму – вариант закона мировой справедливости, осуществляющейся в каждой последующей жизни человека за каждую предыдущую, т.е. в перерождениях. Сикхизм также признает власть этого принципа, однако здесь карма – лишь установление всемогущего Бога, тогда как в остальных индийских вероучениях нет ничего выше кармы, и сами боги, включая верховного, подчиняются ей.

Карма как универсальный закон (рита, драхма) определяет лицо мира перерождений – сансары. Сансара (санскр., буквально "блуждание", "переход через различные состояния") – в индийских религиях обозначение мирского бытия, связанного с цепью рождений и переходом из одного существования в другое, а также – населенных живыми существами миров, в которых происходит этот переход. Выход из сансары, если она не удовлетворяет человека, во всех индийских религиях определяется термином "мокша". Мокша – освобождение, выход из мира человеческой жизни, понимаемого мир страданий. В разных индийских религиях эта идея получает различное конкретное содержание. В джайнизме мокша – это переход в потусторонний мир и обретение вечного блаженства, в индуизме – это к тому же слияние с абсолютом, в буддизме – это освобождение от всех стремлений и достижение нирваны.       

Индуизм – древнейшая религиозная система Индии. По числу приверженцев он является одной из самых распространенных религий мира. Он распространен также в сопредельных областях – Бангладеш, Непале, Пакистане и Шри-Ланке; переселившиеся из Индии и этих областей последователи индуизма компактно проживают также в Гайане (Южная Америка), на островах Фиджи (Тихий океан), а также на Юге Африки (ЮАР и остров Мавридий). Исторически термин "индуизм" означает верования, которые зародились в Индии в глубокой древности (т. н. ведическая эпоха – рубеж II и I тысячелетий до н. э) и, видоизменяясь в некоторых чертах, сохранились до наших дней.

Индуистские священные и авторитетные тексты формировались на протяжении примерно трех тысячелетий. К ним относится комплекс ведической литературы (Веды, Брахманы, Араньяки, Упанишады), древнеиндийский эпос (Махабхарата и Рамаяна), а также шастры, пураны, сутры и карики – более поздние тексты философского мифологического содержания. Памятники индуистского канона и классифицируются по разным основаниям.

Наиболее распространенной является двучленная классификация, подразделяющая тексты на две группы: шрути ("услышанное") и смрити ("запомненное"). Вся совокупность собственно канонических священных текстов (шрути) противопоставляется текстам дополнительным (смрити). Традицию шрути открывают четыре Веды – "Ригведа", "Самаведа", "Яджурведа" и "Атхарваведа". Они представляют собой сборники (самхиты) гимнов, ритуальных песнопений, жертвенных формул и магических заклинаний, т.е. текстов, различных по объему, составу, времени создания, жанру и назначению. К Ведам примыкает комплекс текстов, опирающихся на них и развивающих их отдельные стороны – брахманы, араньяки и упанишады.

На всем протяжении своей истории индуизм представляет собой комбинированный политеизм. В индуистском пантеоне насчитывают 3333 бога. Принцип справедливого воздаяния (карма) может осуществляться совокупной волей богов, всемирным законом (драхма) либо всемогущим верховным богом (Ишвара), являющимся посюсторонним проявлением высшей, потусторонней реальности (сагуна-брахман); с другой стороны, осуществление этого принципа может быть ограничено противоборством добрых и злых богов (дева и асуры), игрой переменчивых и стоящих над справедливостью богов (лила) либо всемирным законом чистой причинности (рита).

Пантеон индийских богов был сформирован в рамках т. н. ведической религии – в глубочайшей древности, когда соединялись религиозные представления арийских племен, завоевавших долину Ганга, и дравидских племен, живших в этой долине до завоевания. Вторая ступень в развитии религиозных учений Индии, следующая за ведической религией и предшествующая собственно индуизму, - брахманизм. Она названа по имени жреческой варны – брахманов и одноименного класса текстов, хронологически и содержательно примыкающих к Ведам. Брахманизм сложился в основных чертах в период приблизительно с 8 по 2 в. До н.э. в двуречье между Джамной и Гангой как результат взаимодействия ведийской религии с местными верованиями.

Центральным моментов вероучительных изменений было последовательное возведение множественности явлений природы и видимого мира к некоей единой сущности, а также упорядочение религиозной доктрины. В пантеоне на первый план выходит праджапати – бог-создатель, занимавший в Ведах второстепенное место. Он становится персонифицированной творческой силой, первоосновой всего сущего, порождающей весь мир и хранящей его. Эта идея получила дальнейшее развитие в концепции индуистской верховной божественной триады тримурти, включающей Брахму, Шиву и Вишну.

Брахма - один из трех верховных богов индуизма, творец и отец других богов, прародитель (Питхама) небожителей, демонов и смертных. Упоминается уже в Ведах, но во главе пантеона становится только в послеведийский период, оттесняя Индру и других древних богов. В эпосе Брахма выступает как всеведущий и мудрый глава богов, которым он дарует власть над различными сферами мироздания, зиждитель и хранитель космического и морального порядка, установивший основные социальные институты на земле.

Брахма выступает также персонификация судьбы, дарует благополучие и победу, он исполняет все желания великих подвижников, подчиняясь магической силе аскезы (тапаса). В позднем эпосе и упанишадах закон кармы умаляет роль Брахмы, так же как возросшее значение Вишну и Шивы, оттесняющих Брахму на второй план. Брахма воплощает священное слово Вед и рассматривается как персонификация Брахмана, Мировой Души; позднее с Брахманом больше ассоциируется приобретающий универсальную сущность Вишну. В концепции Тримурти, характерной для уже сформировавшегося индуизма Брахма теряет функции значимого для человеческой судьбы воздаяния, что ведет к свертывания поклонения ему. Брахма остается творцом мира и блюстителем этически нейтральной космической меры, тогда как Шива и Вишну берут на себя функции соответственно наказания проступков и поощрения праведности, благодаря чему поклонение им формирует отдельные направления внутри индуизма-шиваизм и вишнуизм.

В период брахманизма формируется и центральная индуистская доктрина о тождестве атмана и брахмана и об обнаружении этого тождества как конечной цели человека. Брахман (от санскр. корня "расти") в упанишадах есть безличная абсолютная реальность, основа всего сущего, постигая которую человек достигает джняны (высшего знания, фюсиса) и мокши. Брахман оказывается в духовном опыте тождественным Атману, т.е. индивидуальному духу.

Описывается исключительно апофатически: то, что вне времени, пространства, слов, образа, нетленное, не становящееся, немыслимое, невидимое и пр., т.е. в итоге "не то, не то" (нети, нети).Атман (санскр. возвратное местоимение "сам", "себя" и др.) - подлинное человеческое "я", понимаемое в отрыве от преходящих наслоений социальных, психологических, физиологических и т.п. В самом широком смысле атман чего-то или (гораздо чаще) кого-то есть то, что делает это нечто или этого некто самим собой, т.е. его сущность. В основных религиозно-философских школах индуизма (даршанах) атман понимается как духовная субстанция, т.е. сверхчувственная вещь, при этом обычно и нетождественное сознанию.

В вайшешике - это вечная, всепроникающая субстанция, носитель ощущений, желаний, волевых усилий, познания, праведности и неправедности: в санхьее и йоге - это вечный свидетель материальных, в т. ч. психических и интеллектуальных, процессов, чистое бессодержательное сознание; в адвайта-веданте - абсолютный субъект, не могущий быть объектом, однако познаваемый в особом опыте самоуглубления и тождественный абсолютному началу мира - Брахману. Одно из "великих речений" упанишад – "тат твамаси" (ты еси то). Его произнес, обучая своего сына Шветакету, учитель УддалакаАрунея. Им намекается на тождество сокровенной сути человека с последним основанием мироздания, атмана с брахманом.

Индуизм представляет собой весьма сложное учение, на протяжении своей истории ставящее перед человеком сам разнообразные задачи. Вместе с тем, он, хотя и предписывает различные жизненные цели, направляет эти предписания не на одного и того же человека, а на разные общественные группы людей - касты, признавая за каждой из них особую миссию, которая должна дополнять миссии других каст. Эта концепция изложена в наиболее важной в вероучительном отношении части эпоса "Махабхараты" - "Бхагаватгите" ("Божественная песнь"), построенной в форме диалога перед началом великой битвы между великим воином Арджуной и богом Кришной (воплощение Вишну), выступающим в образе колесничего.

 В соответствии с излагаемым Кришной вероучением, санкционируемое религией жизненное призвание определяется кастой: если вы родились в низшей варне (вайшья), ваша жизненная цель - не более чем приятное покой обыденного опыта, поэтому занимайтесь исключите хозяйственной деятельностью; если вы родились в варне воинов (кшатрии), ваша жизненная цель - радикально приятное или радикальное отсутствие неприятного в этом либо в загробном мире, поэтому совершайте подвиги и честно исполняйте свой долг мирской власти; если вы родились в варне брахманов, ваша жизненная цель - слияние с абсолютом, поэтому занимайтесь аскезой и самоуглублением.

При этом специфика действия закона кармы позволяет рассчитывать, что достойное исполнение низшей миссии станет условием перехода в будущей жизни к исполнению миссии более высокой, а исполнение самой высокой мисси к (брахманской) вообще приведет к выходу из перерождений.

Пути достижения поставленных целей определяется соотношением мировых сил. Если силы богов плотно опутаны многочисленными и тончайшими нитями причинно-следственных связей (рита), в силу вступает оккультная версия индуизма - тантризм, предписывающая в качестве наиболее эффективного пути спасения сложные магические манипуляции. Если же силы богов ничем не связаны, главным залогом спасения становится личная преданность и самозабвенная любовь к богу - бхакти. Культ божественных сил (энергий), понимаемых в качестве женских ипостасей отдельных божеств (шакти) также привел к формированию отдельного течения внутри индуизма - шактизма. Разработкой и систематизацией всех способов освобождения занималась одна из шести ортодоксальных школ религиозной философии индуизма - йога.

Джайнизм – религиозное учение, оформившееся в 6-5 вв. н.э. и ставшее одной из наиболее известных религий Индии. Основателем джайнизма считается странствующий проповедник Вардхамана, получивший впоследствии имена Махавира "Великий герой") и "Джина" ("Победитель"). Возникнув на Северо-Востоке Индии, джайнизм распространился затем по всей Индии (преимущественно в центральных областях), никогда не выходя за ее пределы.

Ядром джайнийской литературы является Сиддханта или Агама – канон шветамбаров (буквально, "одетых в белое" - одного из направлений джайнизма), составленный в конце 4 в. До н.э. и приобретший окончательную форму спустя 9 веков после времени жизни Вардхаманы – на соборе в Валлабхе (Гуджарат) в 5 в. Более ортодоксальные дигамбары (буквально, "одетые в воздух") не признают этого канона, считая, что первоначальный священный вариантутерян, а в хранящемся нет подлинных текстов. Авторитетные тексты дигамбаров составили более поздние произведения: "Пратхамануйога" (исторические предания), "Карнануйога" (космологические тексты), "Дравьянуйога" (религиозно-философские трактаты) и "Чарнануйога" (моральные и ритуальные предписания). Среди неканонической литературы наибольшее значение имеют сочинения Умашвати (4-5 вв), (первого систематизатора джайнизма, в частности, его "Таттвартхадхигама-сутра".

В основе джайнизма лежит утверждение определяющего значения двух вечных (несотворенных и неразрушимых) сущностей (таттв): дживы (души, вообще живого) и адживы (не-души, вообще неживого). В состоянии несовершенного бытия джива, находясь в соединении с адживой, теряет свои потенциальные качества и повергается в состояние страдания; в состоянии совершенного бытия, освобождаясь от кармического вещества и оказавшись способной управлять своим бытием, джива переходит в состояние блаженства. Путь к совершенному состоянию – аскеза. Тщательная разработка правил и внешних форм аскетического поведения и требование строжайшего их соблюдения (в частности, принципа ахинсы – непричинения малейшего вреда живому) – характерная особенность системы джайнизма.

Такая строгость связана с тем, что в джайнизме, хотя боги и включаются в мироздание, значение их воли для достижения абсолютного блаженства вообще отрицается, и последнее ставится в исключительную зависимость от закона кармы. В связи с этим, в отличие от последователей индуизма, джайн не может в достижении своей цели рассчитывать на снисходительную помощь богов, по своему произволу облегчающих путь тому или иному из своих поклонников, но он должен строго следовать тем условиям, которые выставляет ему неумолимая карма.

Вероучение джайнизма сводится к формуле: человеческая жизнь определяется справедливым воздаянием (карма), осуществляющимся в каждой последующей жизни, по итогу каждой предыдущей, поэтому человек должен стремиться быть достойным того, чтобы каждая последующая жизнь приближала его к выходу (мокша) из мира перерождений (сансара) и достижения абсолютно приятного или по крайней мере абсолютного отсутствия неприятного.

Буддизм - одна из крупнейших по численности последователей религий мира, а также древнейшая из мировых религий; он возник приблизительно в VI в. до н.э. Буддийское учение зафиксировано в священных текстах – так называемом палийском каноне "Типитака". Основное число последователей буддийской религии живет в странах Южной, Юго-Восточной и Восточной Азии: Шри-Ланке, Индии. Непале, Бутане, Китае, Монголии, Корее, Вьетнаме, Японии, Камбодже, Мьянме, Таиланде и Лаосе, в Южно-Сибирскиих областях России - Бурятии и Туве, а также в Калмыкии. В древние времена буддизм охватывал также районы Средней Азии и Малайского архипелага, однако в ходе истории он был вытеснен оттуда исламом. Свое название буддизм получил от прозвища его основателя Сиддхартхи Гаутамы, сына царя шакьев (племя южного Непала), названного Буддой ("просветленным"), в связи с тем, что он открыл истинный смысл человеческой жизни.

Возникновение буддизма связано с деятельностью исторической личности – царевича небольшого Южно-Непальского государства Сиддхархи Гаутамы, которому были даны прозвища Шакьямуни (отшельник из шакьев - племени южного Непала), Будда (Просветленный), а также много других. Согласно официальному буддийскому летоисчислению, Будда Гаутама родился в 623 г. и умер в 544 г. до н.э., однако большинство исследователей считают датой его рождения 564 г., а смерти – 483 г. до н.э.

Будда был сыном царя Шуддоханы, который хотел, чтобы его отпрыск стал величайшим на земле правителем. Царь делал для этого все, что было в его силах. С раннего детства Гаутама знал только радости жизни, переезжая из одного роскошного дворца в другой. Его всячески оберегали от неприятных сторон жизни; любимая жена и маленький сын довершали картину безоблачного счастья. Однако во время одного из переездов царевичу повстречались по очереди прокаженный, старик, мертвец и отшельник.

Таким образом, будущий Будда узнал о существовании в человеческой жизни страданий, болезней, старости и смерти. Это знание так поразило его, что в поисках ответа на внезапно возникшие вопросы о смысле такой жизни он покинул прежнюю счастливую жизнь в родительском доме и отправился в скитания.

Проблема смысла жизни, полной горечи и страданий, так овладела Гаутамой, что однажды он сел под дерево в лесу и решил не вставать до тех пор, пока не найдет, ее разгадки. /По буддийским преданиям, он сидел так 49 дней и наконец достиг состояния просветления (бодхи) и стал Буддой.

Вскоре после этого Будда начал проповедь своего учения, у него появились последователи, которые образовали первую в мире монашескую общину (сангха). Заповеди, которые должен был соблюдать каждый монах, и правила, по которым должна была жить вся община, были также провозглашены Буддой. Сорок лет он странствовал вместе со своими учениками по многолюдным селениям и глухим уголкам Индии, проповедуя свое учение.

 В возрасте восьмидесяти лет Будда умер, оставив своим ученикам последнюю заповедь - не разделяться на группировки относительно толкования его учения. Как показывает дальнейшее развитие буддийской общины, ученики поступили прямо противоположным образом. Уже на пором общем собрании буддийской общины (сангити), проходившем в городе Вайшали через сто лет после смерти первоучителя, произошел ее раскол.

С этого момента начинается бесконечное дробление сангхи на многочисленные школы и направления, в пределах которых создана необъятная комментаторская, философская, художественная и другая литература. Эта литература писалась на самых разных языках, поскольку разделению общины способствовали не только теоретические споры, но и территориальное распространение буддизма.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 523.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...