Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Студент изучает следующие учебные вопросы




Студент изучает следующие учебные вопросы

1. Каковы основные проблемы онтологии?

2. Как определить бытие и небытие?

3. Материя и субстанция: что общего у этих двух понятий и чем они различаются?

4. Специфика постановки проблемы бытия в экзистенциализме. Соотношение бытия, языка и времени. Немецкий экзистенциализм (М. Хайдеггер, К. Ясперс)

5. Структура бытия в философии Н. Гартмана

6. Что такое идеальное? Какова разница между философским и психологическим пониманием сознания?

7.Онтология чистого сознания в феноменологии Э. Гуссерля

2.Выписывает основные понятия в тетрадь с определениями:

«метафизика», «онтология», «бытие» и «сознание»;

Студент проверяет усвоение материала по вопросам самоконтроля

1. Назовите основные характеристики бытияв философии античности и средневековья?

2. В чем специфика материалистической трактовки бытия?

3. Почему проблема сознания приобрела особую актуальность в 20 веке?

4. Назовите основные философские концепции сознания.

Литература, рекомендуемая для самостоятельной работы

Гартман Н. Познание в свете онтологии // Западная философия (итоги тысячелетия). Екатеринбург, 1997.

Губин В.Д. Онтология. Проблема бытия в современной европейской философии. Курс лекций. М., 1998.

Мамардашвили М.К. Введение в философию (Главы «Трансценденция и бытие», «Неизбежность метафизики») // Мамардашвили М.К. Необходимость себя. М., 1996.

Основы онтологии. СПб., 1997.

Тема 10. ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ

Студент изучает следующие учебные вопросы

1. Что изучает гносеология?Соотношение понятий «эпистемология» и «гносеология».

2. Как отвечают философы на вопрос о том, познаваем ли мир?

3. Теоретическое значение и практический смысл классификаций видов знаний.Виды знаний, проблемы разграничения «знаний» и «не-знаний».

4. Познавательные способности человека. Чувственное и рациональное познание.

5.Что есть истина (основные концепции)? Критерии истины. Заблуждение, ложь.

2.Выписывает основные понятия в тетрадь с определениями:

 «эпистемология» и «гносеология»;

Студент проверяет усвоение материала по вопросам самоконтроля

1. Какие философские разделы рассматривают проблемы познания?

2. Охарактеризуйте уровни познания.

3. Какие критерии используются при оценке знания?

4. Какую роль играет философия в формировании методов познания?

Литература, рекомендуемая для самостоятельной работы

Голдстейн М., Голдстейн И. Как мы познаем. М., 1984.

Лекторский В.А. Субъект, объект, познание. М., 1980.

Рассел Б. Человеческое познание. Его сфера и границы. Киев, 1997.

Тема 11. ФИЛОСОФИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ НАУКИ

1.Студент изучает следующие учебные вопросы:

1.Классический позитивизм Х1Х века о факторах развития науки (О.Конт, Г. Спенсер, Дж.Ст.Милль)

2.Проблемы обоснования научных знаний в логическом позитивизме (Шлик, Карнап, Нейрат).

3.Понятия «парадигма» и «научная революция» Т.Кун

4.Критический рационализм К.Поппера

5. Исторические этапы развития науки, их характеристика (классическая, неклассическая, постнеклассическая наука)

6.Соотношение философии и науки. Признаки научности. «Сциентизм» и «антисциентизм» в современной философии.

2.Выписывает основные понятия в тетрадь с определениями:

«сциентизм» и «антисциентизм», «парадигма» и «научная революция».

Студент проверяет усвоение материала по вопросам самоконтроля

1. Охарактеризуйте классическую науку.

2. Определите особенности неклассической науки,

3. В чем состоят особенности постнеклассической науки?

4. Какие факторы влияют на научные революции?

Литература, рекомендуемая для самостоятельной работы

Карнап Р. Философские основания физики. М., 1971.

Поппер К. Логика и рост научного знания. М., 1983.

Кун Т. Структура научных революций. М., 1975.

Лакатос И. Фальсификация и методология научно-исследовательских программ. М., 1995.

Философия и методология науки. М., 1996.

Тема 12. СОЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ И ФИЛОСОФИЯ ИСТОРИИ

Студент изучает следующие учебные вопросы

1. Что такое социальная философия? Как соотносится социальная философия и другие общественные науки?

2. Воззрения на общество в истории философии (Платон, Аристотель, Аврелий Августин, Фома Аквинский, Т. Гоббс, Ж.-Ж. Руссо, «Теория общественного договора», К. Маркс, Э. Дюркгейм, М. Вебер, А. Щюц, Т. Парето).

3. Общество. Структура общества. Социальные группы (семья, коллектив, слой, этнос, нация).

4. Патриотизм, национализм, шовинизм.

5. Что изучает философия истории?

6. Движущие силы исторического процесса.

7. Формационный подход к периодизации исторического процесса.

8. Цивилизационный подход к периодизации исторического процесса.

9. Существует ли смысл и цель в истории?

10. Есть ли прогресс в истории и каковы его критерии?

2.Выписывает основные понятия в тетрадь с определениями:

 «материалистическое понимание истории», «общество», «социальная система» и «социальная структура»;

3.Студент проверяет усвоение материала по вопросам самоконтроля:

1. Определите значение марксизма для развития знаний об обществе.

2. Какую роль сыграл позитивизм в развитии социальной философии?

3. В чем суть подхода к анализу общества в постструктурализме?

4. Как рассматривается общество в постмодернизме, в постструктурализме?

Литература, рекомендуемая для самостоятельной работы

Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. М., 1995.

Бергер П. Понимание современности // Социологические исследования. 1990. № 7.

Бодрийяр Ж. Система вещей. М., 1995.

Бурдье П. Начала. М., 1994.

Бхаскар Р. Общества // СОЦИО-ЛОГОС. Социология. Антропология. Метафизика. М., 1991.

Вебер М. Протестанская этика и дух капитализма // Вебер М. Избр. произв. М., 1991.

Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. Метод социологии. М., 1991.

Зиммель Г. Как возможно общество? // Зиммель Г. Избранное. Т. 2. М., 1996.

Мамардашвили М.К. Из лекций по социальной философии // Социологический журнал. 1994. № 3.

Социальная философия: Хрестоматия. Ч. 1-3 / Сост. Г.С. Арефьева и др. М., 1994.

Эко У. Средние века уже начались // Иностр. литература. 1994. № 4.

 

Тема 13. ФИЛОСОФСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ

Студент изучает следующие учебные вопросы

1. Учение о человеке (философская антропология). Что отличает философский подход к рассмотрению человека?

2. Что такое личность с философской точки зрения?

3. В чем ценность свободы?

4. Жизнь. Смысл жизни. Цель жизни. Смерть и бессмертие.

5. Счастье. Дружба. Любовь.

6. Добро и зло. Как бороться со злом и надо ли с ним бороться?

7. Культура поведения.

2.Выписывает основные понятия в тетрадь с определениями:

 «антропология», «гуманизм», «рационализм» и «иррационализм»;

Студент проверяет усвоение материала по вопросам самоконтроля

1. Какие проблемы изучения человека важны для традиции рационализма?

2. В чем специфика понимания человека в иррационализме?

3. Каковы особенности материалистической трактовки проблем человека?

4. В чем проявляется кризис гуманизма в современных условиях?

Литература, рекомендуемая для самостоятельной работы

Брюнинг В. Философская антропология //Западная философия (итоги тысячелетия). Екатеринбург, 1997.

Ортега-и-Гассет X. Человек и люди //Избранные труды. М., 1997.

Шелер М. Положение человека в космосе //Шелер М. Избранные произведения. М., 1994.

Библер В.С. От наукоучения - к логике культуры: два философских введения в XXI век. М., 1990.

Губман Б.Л. Западная философия культуры XX века. Тверь, 1997.

Гуревич П.С. Философия культуры. М., 1993.

Ильенков Э.В. Философия и культура. М., 1991.

Ионин Л.Г. Социология культуры. М., 1996.

Каган М.С. Философия культуры: становление и развитие. СПб., 1995.

Культура в свете философии. Тбилиси, 1979.

Культурология сегодня: Основы, проблемы, перспективы. М., 1993.

Межуев В.М. Проблемы философии культуры. М., 1984.

Сильвестров В.В. Философское обоснование теории и истории культуры. М., 1990.

Философия культуры. Самара, 1993.

Философия культуры: Философское понимание культуры. М., 1993.

Тема 14. ФИЛОСОФСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ТЕХНИКИ

Студент изучает следующие учебные вопросы

1. Основные трактовки понятия «техника» в философии

2. Философия техники: цели, задачи, этапы становления

3. Влияние развития техники на современную цивилизацию (Л. Мамфорд)

4. Проблема влияния техники на жизнь человека (Ж.Эллюль)

5. Проблемы технического прогресса в экзистенциализме и персонализме (М. Хайдеггер, Н. Бердяев)

6. Технократические концепции и ее критики (Дж. К. Гелбрейт, З. Бжезинский)

2.Выписывает основные понятия в тетрадь с определениями:

«философия техники», «технические знания», «научные знания» и «технология».










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 171.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...