Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Обращение к студенту — будущему педагогу (вместо предисловия)




Зимняя И.А.

Педагогическая психология

Содержание

 

Обращение к студенту - будущему педагогу (вместо предисловия)    3

 

ЧАСТЬ I. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ: СТАНОВЛЕНИЕ, СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ 5

Глава 1. Педагогическая психология - междисциплинарная отрасль научного знания 5

§ 1. Общенаучная характеристика педагогической психологии 5

§ 2. История становления педагогической психологии  9

Глава 2. Педагогическая психология: основные характеристики 14

§ 1. Предмет, задачи, структура педагогической психологии   14

§ 2. Методы исследования в педагогической психологии 17

 

ЧАСТЬ II. ОБРАЗОВАНИЕ - ГЛОБАЛЬНЫЙ ОБЪЕКТ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ 25

Глава 1. Образование в современном мире 25

§ 1. Образование как многоаспектный феномен 25

§ 2. Основные направления обучения в современном образовании      33

§ 3. Личностно-деятельностный подход как основа организации образовательного процесса 45

Глава 2. Приобретение человеком индивидуального опыта в образовательном процессе    55

§ 1. Двустороннее единство обучения - учения в образовательном процессе 55

§ 2. Обучение и развитие   58

§ 3. Развивающее обучение в отечественной образовательной системе 69

 

ЧАСТЬ III. ПЕДАГОГ И УЧЕНИКИ - СУБЪЕКТЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА     74

Глава 1. Субъекты образовательного процесса  74

§ 1. Категория субъекта     74

§ 2. Специфические особенности субъектов образовательного процесса 77

Глава 2. Педагог как субъект педагогической деятельности     78

§ 1. Педагог в мире профессиональной деятельности    78

§ 2. Субъектные свойства педагога 81

§ 3. Психофизиологические (индивидные) предпосылки (задатки) деятельности педагога   84

§ 4. Способности в структуре субъекта педагогической деятельности 86

§ 5. Личностные качества в структуре субъекта педагогической 90

деятельности 90

Глава 3. Обучающийся (ученик, студент) субъект учебной деятельности      99

§ 1. Возрастная характеристика субъектов учебной деятельности       99

§ 2. Школьник как субъект учебной деятельности Младший школьник как субъект учебной деятельности       103

§ 3. Студент как субъект учебной деятельности 108

§ 4. Обучаемость - важнейшая характеристика субъектов учебной деятельности     110

 

ЧАСТЬ IV. УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ 114

Глава 1. Общая характеристика учебной деятельности 114

§ 1. Учебная деятельность - специфический вид деятельности 114

§ 2. Предметное содержание учебной деятельности Предмет учебной деятельности 115

§ 3. Внешняя структура учебной деятельности Компонентный состав внешней структуры учебной деятельности 116

Глава 2. Учебная мотивация 130

§ 1. Мотивация как психологическая категория Основные подходы к исследованию мотивации     130

§ 2. Учебная мотивация     134

Глава 3. Усвоение - центральное звено учебной деятельности обучающегося 140

§ 1. Общая характеристика усвоения Подходы к определению усвоения 140

§ 2. Навык в процессе усвоения    144

Глава 4. Самостоятельная работа - высшая форма учебной деятельности      149

§ 1. Общая характеристика самостоятельной работы    149

§ 2. Самостоятельная работа как учебная деятельность Основные требования к самостоятельной работе       150

 

ЧАСТЬ V. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В РАЗНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СИСТЕМАХ 157

Глава 1. Общая характеристика педагогической деятельности 157

§ 1. Педагогическая деятельность: формы, характеристики, содержание 157

§ 2. Мотивация педагогической деятельности Общая характеристика педагогической мотивации  158

Глава 2. Педагогические функции и умения 162

§ 1. Основные функции педагогической деятельности Функции и действия (умения) 162

§ 2. Педагогические умения Общая характеристика педагогических умений 163

Глава 3. Стиль педагогической деятельности     167

§ 1. Общая характеристика стиля деятельности 167

§ 2. Стиль педагогической деятельности Общая характеристика стиля педагогической деятельности 168

Глава 4. Психологический анализ урока (занятия) как единство проективно-рефлексивных умений педагога    172

§ 1. Психологический анализ урока в деятельности педагога   172

§ 2. Уровни (этапы) психологического анализа урока Предваряющий психологический анализ      175

§ 3. Схема психологического анализа урока       178

 

ЧАСТЬ VI. УЧЕБНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО И ОБЩЕНИЕ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ 184

§ 1. Общая характеристика взаимодействия Взаимодействие как категория   184

§ 2. Взаимодействие субъектов образовательного процесса Образовательный процесс как взаимодействие       186

Глава 2. Учебно-педагогическое сотрудничество 188

§ 1. Общая характеристика учебного сотрудничества Сотрудничество как современная тенденция 188

§ 2. Влияние сотрудничества на учебную деятельность 190

Глава 3. Общение в образовательном процессе  195

§ 1. Общая характеристика общения Общение как форма взаимодействия     195

§ 2. Педагогическое общение как форма взаимодействия субъектов образовательного процесса    200

Глава 4. "Барьеры" в педагогическом взаимодействии, общении и учебно-педагогической деятельности       209

§ 1. Определение и общая характеристика затрудненного общения    209

§ 2. Основные области затруднения в педагогическом взаимодействии 210

ПРИЛОЖЕНИЕ       221

ЛИТЕРАТУРА 222

 

 


Мы не говорим педагогам — посту­пайте так или иначе; но говорим им: изу­чайте законы тех психических явле­ний, которыми вы хотите управлять, и поступайте, соображаясь с этими за­конами и теми обстоятельствами, в ко­торых вы хотите их приложить.

КД. Ушинский. Человек как пред­мет воспитания


Обращение к студенту — будущему педагогу (вместо предисловия)

Хорошо известны основные нравственно-этические, профес­сиональные заповеди медиков, соотносимые с предостережени­ем великого мыслителя и врачевателя Востока Ибн Сины (Ави­ценны) (980—1037): «Не навреди». Они выражены в клятве Гип­пократа (IV в. до н.э.), которую дают выпускники медицинских вузов. Возникает вопрос, существуют ли в педагогике професси­ональные заповеди, которые определяют характер и эффектив­ность педагогического воздействия. По нашему глубокому убеж­дению, в качестве таковых можно назвать два совета начинаю­щим педагогам: «пойми ученика» и «помоги ему научиться». Сле­дование им с учетом всей сложности образовательного процесса, знание механизмов и закономерностей педагогического воздей­ствия способствуют выполнению основной задачи образования — развития и становления личности ученика.

Сложность образовательного процесса заключается в том, что он, занимая значительное место в жизни человека, не дает ощутимо зримого конкретного результата сразу по его заверше­нии. Результатом образования (конечно, с учетом воздействия и дру­гих факторов, в частности наследственности, семейного воспи­тания, самовоспитания и др.) является все последующее поведе­ние, деятельность, образ жизни человека. Поэтому влияние пе­дагогического воздействия любого образовательного учрежде­ния не может контролироваться непосредственно.

Каждый, кто выбирает профессию педагога, берет на себя от­ветственность за тех, кого он будет учить и воспитывать, вмес­те с тем отвечая за самого себя, свою профессиональную подго­товку, свое право быть Педагогом, Учителем, Воспитателем.Достойное выполнение профессионального педагогического дол­га требует от человека принятия ряда обязательств.

Во-первых, следует объективно оценивать собственные воз­можности, знать свои слабые и сильные стороны, значимые для данной профессии качества (особенности саморегуляции, само­оценки, эмоциональные проявления, коммуникативные, дидак­тические способности и т.д.). Например, такое позитивное про­фессиональное качество, как умение человека адекватно оцени­вать и корректировать свое поведение, есть одна из предпосылок адекватного воздействия на других людей. Формирование этого качества требует от будущего педагога развития рефлексивного мышления, высокого уровня познавательной активности и воле­вой саморегуляции.

Во-вторых, будущий педагог должен овладеть общей культу­рой интеллектуальной деятельности (мышления, памяти, воспри­ятия, представления, внимания), культурой поведения, общения и педагогического общения в частности. Педагог — это образец, которому сознательно, а чаще неосознанно, подражают ученики, перенимая то, что делает учитель. Соответственно отрефлексированный и корректируемый образ «Я» студента — будущего пе­дагога требует постоянного личностного, коммуникативного и профессионального тренинга.

В-третьих, обязательной предпосылкой и основой успешной деятельности педагога являются уважение, знание и понимание своего ученика как «Другого». Ученик должен быть понят пе­дагогом и принят им вне зависимости от того, совпадают ли их системы ценностей, модели поведения и оценок; это также пред­полагает знание психологических механизмов и закономернос­тей поведения, общения.

В-четвертых, педагог является организатором учебной деятель­ности обучаемых, их сотрудничества и в то же время выступа­ет в качестве партнера и человека, облегчающего педагогичес­кое общение, т.е. «фасилитатора», по К. Роджерсу. Это обязы­вает студента — будущего педагога развивать свои организатор­ские, коммуникативные способности для того, чтобы уметь уп­равлять процессом усвоения учениками знаний, включая их в активные формы учебного взаимодействия, стимулирующего познавательную активность его участников. Развитие таких про­фессиональных умений предполагает не только глубокие психо­лого-педагогические знания, но и постоянный, систематичес­кий профессиональный тренинг студентов.

Таким образом, профессиональные качества педагога долж­ны соотноситься со следующими постулатами — заповедями его психолого-педагогической деятельности:

— уважай в ученике Человека, Личность (что является кон­кретизацией золотого правила древности — относись к другим так, как ты хотел бы, чтобы относились к тебе);

— постоянно ищи возможность саморазвития и самосовер­шенствования (ибо известно, что тот, кто не учится сам, не мо­жет развивать вкус к учению, «умственный аппетит» у дру­гих);

— передавай ученику знания так, чтобы он хотел и мог их осваивать, был готов их использовать в различных ситуациях и в сво­ем самообразовании.

Эти постулаты суть конкретизация общеизвестного тезиса: толь­ко личность воспитывает личность, только характер формирует характер. Педагог обязан быть Личностью, это его профессиональ­ная характеристика.

Рассматриваемые нами проблемы педагогической психоло­гии анализируются на основе личностно-деятельностного подхо­да в общем контексте основных тенденций развития современно­го образования. Согласно этому подходу, а) в центре образователь­ного процесса находится сам обучающийся, формирование его лич­ности средствами данного конкретного учебного предмета, б) учеб­ный процесс подразумевает организацию и управление учебной деятельностью обучающихся, направленной на их всестороннее развитие и освоение ими предметных знаний. В соответствии с личностно-деятельностным подходом к обучению в книге рассмотрен ряд проблем, которые сегодня составляют фундамент педагоги­ческой психологии. Из них ключевыми являются: взаимодейст­вие преподавателя и обучаемых как учебное сотрудничество рав­ных партнеров, направленное на решение учебно-познавательных задач; психологическая характеристика педагога и обучаемых как субъектов учебной деятельности и педагогического общения; психологические особенности самой учебной деятельности; пси­хологические механизмы и закономерности усвоения и др.

В заключение отметим, что любой учебник представляет собой структурированную совокупность научных знаний, точек зрения, концепций и теорий, излагаемых с определенной автор­ской позиции, в данном случае с позиции личностно-деятельно­стного подхода. Этот подход сформировался в отечественной пси­хологии благодаря усилиям таких ученых, как К.Д. Ушинский, М.Я. Басов, П.Ф. Каптерев, Л.С. Выготский, С.Л. Рубин­штейн, А.Н. Леонтьев и многие другие. Данный подход созву­чен и основным положениям гуманистической психологии К. Роджерса.

Принося извинения читателю за допущенные в тексте перво­го издания опечатки, смысловые искажения и другие редакционно-издательские погрешности, автор предлагает обратить вни­мание на целый ряд уточнений и дополнений, внесенных в текст второго издания и на другую форму цитирования и представле­ния литературы.

При цитировании и ссылках на текст учебника автор про­сит пользоваться вторым его изданием.

Автор признателен всем, кто выразил свое заинтересованное отношение к дальнейшей доработке первоначального текста книги.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-31; просмотров: 239.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...