Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Классический риторический канон




Занятие 3. Что такое классический риторический канон

Цели:1) Познакомиться с понятием классического риторического канона как технологии подготовки публичного выступления.

2) Понять роль разработанного античными риторами образца в практике ораторских выступлений.

3) Сформировать представление об этапе изобретения содержания речи.

4) Познакомиться с системой смысловых моделей (топосов), помогающих изобрести содержание речи.

5) Научиться применять топосы при разработке содержания речи.

 

Блок 1. Классический риторический канон – путь от мысли к слову

Задание 1.

Прочитайте скороговорки и подготовьтесь произнести их. Следуйте рекомендациям.

 

 

· Ест кискa суп из миски. Сытa кискa, пустa мискa. · Токарь в коротайке окоротал таратайку. · Лезут козы в гpозу в лозу лозу козы в гpозу гpызут.

Задание 2.

В течение 5 минут попробуйте подготовить и произнести небольшую речь на тему «Какая польза от скороговорок».

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Вспомните систему собственных действий при подготовке речи. Ответьте на вопросы:

1) Что вы сделали сначала:

       а) обдумали тему: вспомнили, что такое скороговорки и зачем их надо учить;

       б) разбили тему на микротемы;

       в) подумали о том, что доказывает важность скороговорок для оратора;

       г) сразу стали писать.

2) Удалось ли подобрать доводы для доказательства собственного мнения:

       а) удалось быстро и качественно;

       б) удалось, но долго думали;

       в) удалось, но не очень весомые;

       г) не удалось.

3) Как вы располагали материал:

       а) тщательно продумали последовательность и составили план;

       б) продумали, но не очень тщательно;

       в) продумали, но пропустили важные части;

       г) вообще не думали о последовательности.

4) Как вы подбирали слова и выражения для будущей речи:

       а) писали сразу и не думали о подборе слов;

       б) думали о том, чтобы написать без ошибок;

       в) думали о том, чтобы написать красиво;

       г) думали о том, чтобы текст был составлен без ошибок, логично и выразительно;

5) Как вы готовили текст к выступлению:

       а) пытались запомнить весь текст;

       б) пытались запомнить смысл;

       в) пытались запомнить смысл и приемы произнесения;

       г) пытались запомнить смысл и приемы произнесения, мысленно или вполголоса прорепетировали, думая о контакте со слушателями.

 

Обсудите результаты вашей подготовки. Были ли нерациональные действия? Чтобы сделать подготовку и произнесение речи более эффективными, познакомьтесь с рекомендациями древних риторов, которые вошли в риторику как классический риторический канон.

!!! Подготовка и произнесение речи требует напряжения всех интеллектуальных сил оратора. Что надо сделать, чтобы выступление было успешным? Как сделать так, чтобы действия были более рациональными? Какова последовательность этих действий?

Об этом задумывались древние риторы. Они изучили путь превращения мысли в слово, описали его и предписали правила прохождения. Поскольку этот путь был выработан в античный период, который считается классическим для развития риторики, его назвали классическим риторическим каноном[1]. Этот образец показывает, что для достижения цели оратору надо пройти 5 этапов:

I этап – инве́нция (лат. – invention – изобретение) – изобретение содержание речи. На этом этапе говорящий создаёт общий план будущей речи, обдумывает предмет, о котором собирается говорить, вычленяет самое важное в теме, осуществляет подбор и систематизацию материалов, выбирает способы доказательств.

II этап – диспози́ция (лат. dispositio – расположение) – расположение изобретённого в надлежащем порядке. На этом этапе говорящий думает о порядке расположения мыслей в речи, составляет план, размышляет о том, как начать и закончить речь.

III  этап – элоку́ция (лат. elocutio – словесное выражение) – речевое оформление текста. Этап, на котором оратор выражает собственные мысли в конкретных словах и предложениях, заботится не только о правильности, ясности, уместности использования языковых единиц, но и украшает речь, используя фигуры и тропы.

IV этап – мемо́рио (лат. memorio – запоминание) – запоминание речи и подготовка её к произнесению. На этом этапе оратор готовит текст к произнесению, подбирают вспомогательные приёмы, запоминает текст и репетирует.

V этап – а́кцио (лат. actio – произнесение) – произнесение речи. На последнем этапе оратор вступает в контакт со слушателями, применяет все подготовленные приёмы, разыгрывает речь, используя мимику, жесты, телодвижения, устанавливает и поддерживает контакт со слушателями.

Классический риторический канон – это тот путь, который оратору надлежит пройти, чтобы подготовить и произнести речь. Его прохождение можно сравнить с подъёмом по лестнице (схема 2).

Классический риторический канон

Схема 2.

 

                                                                                                                 Акцио

 


                                                                             Меморио

      Элокуция                 

 


                      Диспозиция



Инвенция

 

 


Классический риторический канон – это инструмент, который оставили нам античные ораторы. Разработка речи с опорой на канон помогает сделать процесс работы над выступлением рациональным и продуктивным.

В результате размышлений древних исследователей над этапами описанного пути античная риторика была разделена на пять частей, которые назывались так же, как и пять этапов канона.


Задание 3.

Подумайте, что бы теперь вы изменили в процессе подготовки речи «Какая польза от скороговорок». Как можно построить процесс подготовки этой речи с опорой на классический риторический канон?

 

Задание 4.

Прочитайте высказывания М.Т. Цицерона и М.В. Ломоносова. Что в них общего и чем различается их содержание?

Марк Туллий Цицерон: «Все силы и способности оратора служат выполнению пяти задач: во-первых, он должен приискать содержание для своей речи; во-вторых, расположить найденное по порядку, взвесив и оценив каждый довод; в-третьих, облечь всё это в слова и украсить; в-четвёртых, укрепить речь в памяти; в-пятых, произнести её с достоинством и приятностью».

Михаил Васильевич Ломоносов: «В сей науке [риторике] предлагаются правила трёх родов. Первые показывают, как изобретать оное, что о предложенной материи говорить должно; другие учат, как изобретённое украшать; третьи наставляют, как оное располагать надлежит, и посему разделяется Риторика на три части – на изобретение, украшение и расположение».

Обратите внимание на то, что первые три этапа – инвенция, диспозиция и элокуция – являлись основными практически во всех риторических концепциях. Этапы меморио и акцио не столь важны в теоретическом плане, однако имеют большое значение для практики публичных выступлений.

 

Задание 5.

Установите соответствие: отнесите конкретные действия оратора по подготовке речи к конкретному этапу.

Этап риторического канона Действие оратора
Инвенция

Составление плана

Подбор уместных синтаксических конструкций

Осмысление темы

Подбор аргументов

Подбор примеров

Забота о правильности текста (отсутствии ошибок)

Придумывание вспомогательных способов воздействия

Репетиция

Приветствие слушателей

Корректировка плана

Забота о последовательности изложения

Систематизация подготовленного материала

Отбор ключевых идей

Установление и поддержание контакта со слушателями

Украшение речи с помощью тропов и фигур

Работа над стилем

Запоминание смысла текста

Подбор вступления и концовки

Корректировка текста

Создание общего замысла

Диспозиция
Элокуция
Меморио
Акцио

 

 

Блок 2. Учимся разрабатывать содержание речи (изобретать речь)

!!! Изобретение (инвенция) как часть классического риторического канона учит находить содержание для будущей речи, создавать её замысел. М.В. Ломоносов под изобретением понимал «собрание разных идей, пристойных предложенной материи, о которой ритор говорить или писать хочет». Для Аристотеля инвенция – это нахождение способов убеждения. Схема инвенции, по Аристотелю, включает три части:

1) нравы (моральные качества);

2) аргументы;

3) страсти.

Мыслитель считал, что, поскольку оратор обращается к аудитории, он должен подумать о производимом на них впечатлении (нравы), убедить их доводами (аргументы) и вызвать ответную эмоциональную реакцию (страсти).

Значит, приступая к разработке содержания речи, оратор решает следующие задачи.

 


Традиционно инвенция включает учение о топах (топосах, общих местах) – топику. Топы – это смысловые модели, при помощи которых можно разработать тему речи.

Ещё древние риторы заметили, что в разных речах о различных предметах есть нечто общее. Например, говоря о победе или о странном происшествии, мы обязательно касаемся обстоятельств, причин, следствий; рассуждая о пользе чтения или законах природы, мы можем противопоставлять или выделять разновидности; описывая звёздное небо или графит, приведём определение. Эти-то смысловые блоки, которые часто повторяются, имеют сходство и рассматриваются в разных текстах с общих позиций, и называются топосами. Знание топосов помогает ритору построить каркас речи, размножить идеи, приискать нужные аргументы.

В античных риториках описана система топов. В «Риторике» Аристотеля дается описание 28 «надёжных» и 10 «ненадёжных» топов, В трактате «Топика» Цицерон называет 16 основных топов. Исследовали топику и российские авторы: М.В.Ломоносов называет 16 «способов расплодить» идеи, а Н.Ф. Кошанский – 24.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-31; просмотров: 674.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...